В последние годы в Беларуси активно идет процесс развития брендинга. Количественный и качественный рост фирменных торговых марок свидетельствует о том, что в стране формируется брендовое сознание. Не хватает лишь понимания того, что рождение бренда и даже продвижение его на внутреннем рынке товаров и услуг - только часть успеха. Как показывает практика, на этом этапе развития белорусским производителям необходимо научиться защищать свой имидж и целенаправленно отстаивать свои права в сфере интеллектуальной собственности на внешних рынках сбыта.
Это часть брендинговой стратегии и пренебрежение ею может обернуться значительными потерями. Актуальность данных вопросов и меры по защите белорусских брендов обсуждались 6 декабря на 1-й международной научно-практической конференции «Защита брендов белорусских производителей на внешних рынках: актуальные проблемы и пути их решения», организованной Ассоциацией «БелБренд» при поддержке Министерства экономики и Комитета по науке и технологиям Беларуси.
- Настало время преодолеть разобщенность, - считает председатель Ассоциации «БелБренд» Альберт ТАИПОВ. - И государство, и производители, и те, кто стоит на защите прав интеллектуальной собственности, понимают, что сегодня нужны системные консолидированные действия, которые позволят национальным организациям по защите интеллектуальной собственности стать конкурентными на мировом рынке, привлекательными для инвестиций, а также предоставят белорусским предприятиям все возможности для прибыльного ведения бизнеса на зарубежных рынках. Именно для этого год назад в республике была создана Ассоциация защиты и охраны фирменных наименований и товарных знаков «БелБренд».
По мнению Альберта Таипова, основная проблема наших производителей заключается в отсутствии внешнего мониторинга и информации о том, что происходит с их продукцией в местах ее поставки. Как правило, предприятия даже не интересуются тем, насколько успешно реализуются их товары: продали и забыли. А ведь информация о потребительских свойствах продукции передается, в том числе, методом «сарафанного радио» и если белорусских товаров нет в продаже, то как потребители смогут узнать о том, что они качественные.
Вторая проблема возникает уже тогда, когда за рубежом выявляются случаи подделки белорусской продукции. Так, в 2011 г. обнаружено около 20 фактов подобных нарушений, в том числе подделки продукции предприятий «Белкосмекс», «Бархим» и др. К сожалению, большинство отечественных предприятий предпочитают закрывать глаза на эти факты либо реагируют на них уж очень неуверенно. Например, когда ОАО «Рогачевский молочно-консервный комбинат» обнаружило, что некая российская фирма реализует их товар под своей торговой маркой, наклеивая российскую этикетку поверх оригинальной, все, что смогли сделать представители рогачевского комбината, - это обратиться по месту реализации товара в милицию, где к вопросу подделки отнеслись халатно, попросту проигнорировав обращение. На этом все попытки белорусского производителя применить к нарушителям адекватные меры пресечения закончились, а ведь с правовой точки зрения это был отличный шанс выиграть дело и отстоять свои права.
Конечно, самостоятельно небольшому предприятию трудно справиться с этой задачей. В судебных инстанциях зарубежных стран гораздо серьезнее отнесутся к иску, поданному от имени влиятельной общественной организации, отстаивающей права своих членов. Именно поэтому в ближайшие планы Ассоциации входит прием в нее новых предприятий - сообща им будет легче отстаивать свои права.