fbpx

Сергей МихневичСергей МИХНЕВИЧ, доктор экономических наук 8-я Министерская Конференция Всемирной торговой организации приняла решение о присоединении России к многосторонней торговой системе ГАТТ/ВТО. После ратификации соответствующих документов (ориентировочно - июль 2012 г.) Российская Федерация де-юре станет полноправным членом ВТО.
Республика Беларусь является партнером России по Таможенному союзу, а также стороной ратифицированного белорусским парламентом Договора о функционировании ТС в рамках многосторонней торговой системы от 19 мая 2011 г. Согласно ст.1 упомянутого Договора, «с момента присоединения любой из стран-членов Таможенного союза к ВТО положения всех без исключения Соглашений ВТО, как они определены в Протоколе о присоединении этой страны к ВТО, становятся составной частью правовой системы Таможенного союза». Другими словами, Беларусь в рамках Таможенного союза должна будет выполнять те же обязательства в области международных торгово-экономических отношений, что и Россия в рамках ВТО. Существо вопроса В связи с этим событием хотелось бы коснуться одного из важных вопросов, который находится под пристальным вниманием полноправных участников ВТО, - функционирования государственных торговых предприятий (ГТП) .
Следует отметить, что эти формирования играли существенную роль в мировой торговле в течение многих десятилетий. Они признаются правилами многосторонней торговой системы ГАТТ/ВТО и, в частности, положениями Генерального соглашения по тарифам и торговле (ГАТТ) в качестве законных участников международной торговли. Почему же деятельность государственных торговых предприятий вызывает серьезную озабоченность у сторонников либерального международного торгового режима? Ответов на этот вопрос может быть несколько. Предложим два наиболее очевидных.
Во-первых, государственным торговым предприятиям предоставлены исключительные или специальные права или привилегии, которые недоступны другим коммерческим фирмам. Поэтому их деятельность может нарушить баланс конкурентных отношений в рамках международной торговли.
Во-вторых, до настоящего времени в многосторонних соглашениях ГАТТ/ВТО недостаточно четко прописаны положения, регулирующие деятельность ГТП. А значит, могут проявиться злоупотребления со стороны государственных торговых предприятий предоставленными им торговыми привилегиями в ущерб другим участникам рынков.
Принимая во внимание вышеупомянутые аспекты, многие эксперты говорят о том, что наличие и функционирование ГТП в том виде, в котором они существуют сегодня, может негативно воздействовать на процессы либерализации мировой торговли. ГТП и правила ГАТТ/ВТО Несмотря на то что государственные торговые предприятия признаются правилами ГАТТ в качестве законных участников международной торговли, статьи Генерального соглашения недостаточно полно отражают проблематику государственной торговли. Правила ГАТТ-94  охватывают следующие вопросы, касающиеся государственных торговых предприятий:

•    недискриминации (ст. XVII:1);
•    доступа к рынку (ст.ст. II:4 и XVII:4);
•    транспарентности (ст. XVII:4);
•    запрещения количественных ограничений (ст.ст. XI и XIII).
Главной проблемой с точки зрения правового регулирования деятельности ГТП было отсутствие ясного и понятного определения государственного торгового предприятия, что не позволяло обеспечить прозрачность выполнения обязательств полноправными участниками многосторонней торговой системы. Ст. XVII ГАТТ применяется в случаях, когда страна «учреждает или сохраняет государственное торговое предприятие... или предоставляет любому предприятию ... исключительные или специальные привилегии». Однако положения данной статьи (да и всего Генерального соглашения по тарифам и торговле) не предусматривают четкого определения ни для «государственного предприятия», ни для «привилегий». Договаривающимся сторонам ГАТТ было дано право самим идентифицировать субъектов внешнеэкономической деятельности как ГТП и принуждать их следовать некоторым формам поведения. Этим объясняется тот факт, что разные страны используют различные толкования того, что считать «государственным предприятием», и что считать «исключительной и специальной привилегией».
В договоренности о толковании ст. XVII ГАТТ-94, достигнутой в ходе «Уругвайского раунда» многосторонних торговых переговоров, дается следующее определение ГТП: «Правительственные и неправительственные предприятия, включая органы по маркетингу, которые наделены исключительными или специальными правами или привилегиями, включая законодательные или конституционные полномочия, осуществляя которые они влияют путем своих закупок или продаж на уровень или направление импорта или экспорта» .
Второй фундаментальной проблемой в отношении ГТП, которая находится за пределами регулирования ГАТТ-94, является отсутствие регламента поведения такого рода предприятий. Рекомендацию «использовать коммерческие соображения» в отношении «цены, количества, пригодности, конкурентоспособности, транспортировки и других соображений покупки и продажи» трудно однозначно интерпретировать. В результате нет ясного представления о том, почему страны идут на создание ГТП и какова при этом коммерческая целесообразность в их действиях.
Деятельность многих ГТП направлена на обеспечение внутренней ценовой стабилизации, регулирование рынка, управление и содействие экспорту. Чтобы достичь этой цели, правительства вводят регулирование количества и цены определенных товаров. При этом обычно используется механизм «гарантированной или фиксированной цены» для выпускаемой или закупаемой продукции, который прямо или косвенно управляется ГТП.
Таким образом, государственные торговые предприятия соединяют монополию на внешнеторговую деятельность с механизмами, влияющими на внутренние поставки и распределение. Эти предприятия обычно управляются производителями. правительства предоставляют им монопольные и исключительные полномочия, чтобы участвовать в интервенционных закупках продукции внутреннего производства, управлять конечными ценами производителей и ценами потребителей, влиять на внутреннее распределение и осуществлять импорт и экспорт. ГТП осуществляют контроль над движением, ценой, стандартами качества и распределением товаров, которые входят в сферу их интересов.
Главное различие между государственными торговыми предприятиями, ориентированными на импорт и экспорт, заключается в отношении между покупателем и иностранным торговцем в случае, когда ГТП выступает в качестве монополиста. Если ГТП ориентировано на импорт, связь между внутренним покупателем и иностранным продавцом может быть разрушена. В таких условиях таможенные тарифы играют несущественную роль, и замена нетарифных барьеров и мер количественного ограничения импорта таможенными пошлинами не будет серьезно влиять на взаимозависимость и взаимоотношения внутренней и мировой цен.
Если ГТП ориентировано на экспорт, способность воздействовать на экспортные рыночные цены, как и в случае с любым предприятием, действующим на рынке, зависит от природы конкуренции на конкретном экспортном рынке.
Основные способы воздействия государственных торговых предприятий на состояние конкурентной среды обобщены и представлены в табл. 1 и 2. Таблица 1. Наименее искажающие торговлю действия ГТП


•  Контроль качества внутреннего производства
 • Оказание связанных с экспортом услуг поддержки, таких как хранение, отгрузка, обработка, упаковка
 •  Рекламная поддержка действий как на внешнем, так и на внутреннем рынке
 •  Создание и управление чрезвычайными запасами


Таблица 2. Наиболее искажающие торговлю действия ГТП

• Установление схем поддержки цены внутреннего производства через различные ценовые схемы. Контроль качества внутреннего производства
• Определение цены закупки и/или коммерческой цены внутреннего производства и импорта. Оказание связанных с экспортом услуг поддержки, таких как хранение, отгрузка, обработка, упаковка
 • Управление производством и переработкой внутренних товаров и ресурсов
 •  Рекламная поддержка действий как на внешнем, так и на внутреннем рынке
 • Закупка и продажа всех или существенной доли товаров внутреннего производства по установленным минимальным или максимальным ценам    Создание и управление чрезвычайными запасами
 • Монополия на импорт и/или экспорт
 • Сохранение количественных ограничений и лицензирование импорта и/или экспорта
 • Предоставление правительственных гарантий по экспортным кредитам и экспортных субсидий


ГТП имеют способность эффективно изолировать внутренние рынки от иностранной конкуренции, влияя на цены отечественных и иностранных товаров. Кроме того, государственная монополия сохраняет способность установить высокую цену на импортированные товары, таким образом сокращая на них внутренний спрос.
Многие из ГТП управляют видами, сортами и стандартами импортированных товаров. Такое управление может вести к дискриминационным режимам торговли в отношении иностранных товаров, препятствуя свободной торговле и доступу этих товаров на рынок.
Вызывает обеспокоенность сторонников либерализации мировой торговли тенденция стран учреждать новые ГТП с целью управлять тарифными квотами. Такие действия искажают конкуренцию (а то и устраняют ее возможность) и препятствуют входу на рынок новых частных фирм. Что делать? Наиболее очевидным решением проблемы государственных торговых предприятий могла бы стать разработка и принятие на многосторонней основе соответствующего соглашения, которое предусматривало бы, в частности, что такого рода предприятия не могут создаваться и функционировать без предоставления определенной компенсации странам, на торговлю которых деятельность ГТП оказывает негативное воздействие.
Второй подход может заключаться в том, чтобы обеспечить непосредственное регулирование поведения ГТП. Нынешние статьи соглашений в рамках системы ГАТТ/ВТО пытаются регулировать поведение ГТП в общем.
Третий и более радикальный подход мог бы заключаться в регулировании конкурентной среды, в которой функционируют ГТП. Это влекло бы за собой необходимость контролировать использование рыночной силы в торговле государственных предприятий. Вопрос заключается в том, кто и как может сделать это?
Наиболее прямой путь состоит в том, чтобы покончить с монополией на импорт ГТП. Государственные торговые предприятия могут продолжать свое существование, но не иметь исключительного права импорта. Страны могли бы, например, согласиться разрешить частным фирмам конкурировать с государственными торговыми предприятиями, и это было бы компонентом в процессе дальнейшей либерализации мировой торговли. В этой связи было бы правильным, например, тарифные квоты, а также условия по минимальному и текущему доступу на рынок распространить на частные компании, а не на ГТП. Такая мера позволила бы другим странам контролировать деятельность государственных торговых предприятий и содействовала бы процессу либерализации торговли.
Другой потенциально эффективный способ уменьшить рыночную силу государственного импортера - расширить количество импорта по схеме минимального доступа к рынку до такого уровня, при котором монополистическая мощь ГТП не будет иметь никакого эффекта.
В случае ГТП, ориентированного на экспорт, требуется, по всей видимости, иной путь. Для начала следует убедиться, действительно ли функционирование данного типа ГТП противоречит принципам либеральной торговли. Если государственное торговое предприятие может контролировать все продажи (т.е., ограничивает свободу конкуренции) какой-либо страны, тогда появляются серьезные основания для того, чтобы рассматривать такие действия как ограничение экспорта (ст. XI ГАТТ94). Однако при этом ГТП не будет создавать проблемы за рубежом, поскольку иностранные конкуренты вряд ли могут быть объектами дискриминации посредством количественных ограничений. Только в случае, если монополистическая мощь ГТП, ориентированного на экспорт, сможет «перекинуться» на международные рынки и таким образом окажет влияние на продажи на этих рынках, тогда можно говорить о регулировании торговли на международном уровне.


Из изложенного можно сделать некоторые выводы. 1. В долгосрочной перспективе проблему государственной торговли нужно рассматривать в контексте политики конкуренции и правительственных закупок. Идентификация и контроль действий ГТП могут быть недостаточными и для того, чтобы предотвратить искажения на внутреннем и иностранном рынках. Применение правил, которые гарантируют, что правительственные агентства будут работать на рынках в условиях справедливой конкуренции, является соответствующей долгосрочной целью для многосторонней торговой системы. 2. Создание и развитие глобальной базы данных по ГТП могло бы стать первым шагом к оценке их важности и влияния на торговлю сельскохозяйственными товарами. Вопросы, на которые с использованием базы данных нужно получить ответы, таковы:
•    какая доля внутренних и международных рынков контролируется ГТП?
•    какова динамика этих долей в определенный период времени?
•    какие основные причины обусловливают создание ГТП?