Сергей СТАРОТИТОРОВ, директор филиала "Новобелицкий комбинат хлебопродуктов"
Есть бренды, которые не нуждаются в рекламе. Таковы, например, еще в советские времена ставшие классикой жанра «Хлопья овсяные», выпускаемые филиалом «Новобелицкий комбинат хлебопродуктов» ОАО «Гомельхлебопродукт». Каждая хозяйка знает, что качество овсянки в любом случае будет выше ее цены. И даже простая, неброская, на первый взгляд не очень современная картонная упаковка в данном случае отлично работает на имидж производителя, сумевшего вывести на рынок по-настоящему народный продукт. Устойчивой популярностью пользуются и каши быстрого приготовления под торговой маркой «Новокаша», а также разнообразные крупы. Как же удается комбинату на протяжении десятилетий удерживать лидирующие позиции на продовольственном рынке, характеризующемся исключительно высокой конкуренцией? И каковы перспективы у старейшего в отрасли бренда?
Есть бренды, которые не нуждаются в рекламе. Таковы, например, еще в советские времена ставшие классикой жанра «Хлопья овсяные», выпускаемые филиалом «Новобелицкий комбинат хлебопродуктов» ОАО «Гомельхлебопродукт». Каждая хозяйка знает, что качество овсянки в любом случае будет выше ее цены. И даже простая, неброская, на первый взгляд не очень современная картонная упаковка в данном случае отлично работает на имидж производителя, сумевшего вывести на рынок по-настоящему народный продукт. Устойчивой популярностью пользуются и каши быстрого приготовления под торговой маркой «Новокаша», а также разнообразные крупы. Как же удается комбинату на протяжении десятилетий удерживать лидирующие позиции на продовольственном рынке, характеризующемся исключительно высокой конкуренцией? И каковы перспективы у старейшего в отрасли бренда?
Нерастраченное наследие СССР
Уместным будет вспомнить, что еще в конце 80-х гг. на комбинате была запланирована реконструкция. Для него и еще нескольких аналогичных производств, размещенных в России и Украине, закупили первоклассное импортное оборудование. Новые линии успели оплатить и даже привезти, а вот за их шеф-монтаж и наладку должна была рассчитываться уже суверенная Беларусь. Найти 800 тыс. долл. молодому государству было проблематично, и сложнейший комплекс работ выполнили местные специалисты. Одним из них был нынешний директор комбината Сергей СТАРОТИТОРОВ, занимавший тогда должность главного инженера.
Тем не менее, если говорить о наследии СССР, то главным оказалась не современная на тот момент техника. Те российские и украинские комбинаты, где установлены однотипные линии, так и не стали яркими звездами в своем сегменте рынка. Возможности западных технологий на все сто смог использовать только Новобелицкий комбинат.
Ничего особенного тут вроде бы не делали. Просто на первое место всегда ставили качество своего труда. Если выход «чистого продукта» при обработке овса, согласно нормативной документации, не должен превышать 45%, то такие требования и выдерживались. Увеличив этот показатель на 10%, на какое-то время можно повысить рентабельность продаж, и на некоторых российских и украинских комбинатах поддались такому соблазну. Однако в результате заметно ухудшилось качество готовой продукции, и производители, по большому счету, ничего не выиграли. В магазинах Москвы и Санкт-Петербурга, Киева и Чернигова, не говоря уже о белорусских городах, потребитель всегда делает выбор в пользу неизменно качественного новобелицкого продукта. Его - уникальный случай для недорогих товаров - в сопредельных государствах даже подделывают. Что же, контрафакт всегда был показателем качества и популярности.
- С первых лет работы комбината мы накапливали, приумножали потенциал его бренда, - рассказывает Сергей Михайлович. - И так получилось, что сегодня он оказался даже значительно большим, чем наши производственные возможности. Задействовав все мощности, мы выпускаем в месяц около 1 тыс. т овсяных хлопьев. Этого хватает только для того, чтобы закрыть потребности отечественного рынка. На рынках России, Украины, Казахстана можно было бы продавать как минимум такой же объем продукции. Остается найти несколько десятков миллионов евро, чтобы построить в Новобелице фактически второй комбинат.
Правильная цена «народной каши»
Понятно, что любой бренд может стать популярным только в том случае, если в нем достигнуто оптимальное соответствие качества и цены. В этом отношении новобелицкая овсянка - продукт тоже уникальный, ценовых аналогов на рынке ему просто нет. Если за время кризиса многие продукты успели подорожать в 4-5, то «народная каша» - всего в 3 раза. Отстающим от среднерыночного был и рост цен на линейку торговой марки «Новокаша». Как же удается комбинату тормозить рост цен на свою продукцию?
- Прежде всего, стараемся уважать своего потребителя и всегда помним, что он приходит в магазин не за самым дорогим товаром, - делится опытом С.Старотиторов. - Та же неизменная картонная коробка, в которой продаются овсяные хлопья, стоит всего 300 руб., но если мы заменим ее цветной, обернем в целлофан, то потребителю, в том числе и пенсионеру, и студенту придется только за упаковку выкладывать дополнительно 700 руб. А надо ли? Тем более, что главные достоинство упаковки - не цветистость, а ее соответствие содержанию. В случае же с овсянкой, повторюсь, найден идеальный вариант, который, как родниковую воду, любыми усовершенствованиями можно только испортить.
На снижение издержек направлены и основные мероприятия по модернизации комбината. В следующем году, например, запланировали ввести в эксплуатацию паровой котел, который будет работать на лузге - отходах, образующихся при очистке зерна. Еще вчера бросовый материал позволит получать весь необходимый предприятию объем технологического пара.
Во многих случаях комбинату удается диктовать свою ценовую политику даже импортерам. Они идут на значительное снижение цены, ибо знают, что за поставленный товар комбинат всегда рассчитывается точно в оговоренные сроки. Такие дисциплинированные плательщики особенно ценятся во время кризиса.
В перспективе комбинат рассчитывает часть сырья получать из ОАО «Андреевка-агро», вошедшего недавно в состав ОАО «Гомельхлебопродукт». Естественно, по более низким, внутренним ценам. Кроме того, до 20% производимых на комбинате комбикормов будет поставляться на свинокомплекс. Но чтобы эта схема заработала, необходимо укрепить экономику ОАО, для чего комбинат только в нынешнем году выделит значительные ресурсы.
Правда, высокая популярность продукции комбината - это та «медаль», которая имеет еще и вторую сторону.
- Весной нынешнего года мы фактически прекратили экспорт своей продукции, рассказывает директор. - Нам понятна в этом вопросе позиция государства, оно должно защищать интересы внутреннего потребителя. Хотя, конечно, для комбината отказ от экспортных контрактов был связан со значительными финансовыми потерями. Достаточно сказать, что в Украине пачка наших овсяных хлопьев стоит в 3,5 раза дороже, чем в Беларуси. Но, повторяю, мы понимаем цели государства. Другой вопрос, в какой мере их удалось достичь? Сам я, наши специалисты часто бываем в Чернигове, Киеве, других городах Украины. Могу сказать со всей определенностью: после введения запрета на экспорт белорусских крупяных изделий на рынках и в торговой сети соседней страны такого товара меньше не стало. Может быть, чуть-чуть подросли цены. Получается, что доходы от экспорта, которые могли получить белорусский бюджет, наше предприятие, мы просто подарили соседям. Видимо, надо искать другие, более тонкие механизмы регулирования, чтобы без столь серьезных потерь гармонизировать интересы потребителей и производителей социально значимых товаров.
К сожалению, проблемы, с которыми сталкивается в последнее время комбинат, завязаны не только на внешний рынок. Порой они оказываются результатом политики, проводимой местными властями. К примеру, около половины объема произведенных в Новобелице овсяных хлопьев реализуется в столичном регионе. Когда же в этом году комбинату потребовалось закупить часть овса в хозяйствах Минской области, он столкнулся с непонятными ограничениями. И это несмотря на то, что предложенная цена аграриев полностью устраивала.
Эти и другие сложности, конечно, сказываются на работе комбината, но в целом его позиции на рынке остаются исключительно прочными, а во время кризиса благодаря продуманной ценовой и маркетинговой политике они еще более укрепились. Теперь было бы логичным сделать следующий шаг, чтобы сполна реализовать огромный потенциал уникального бренда новобелицких овсяных хлопьев и каш и начать их массированный экспорт в сопредельные государства. Ниша такого продукта на их рынках остается свободной, вопрос лишь в том, смогут ли белорусы ее занять.
Филиал «Новобелицкий комбинат хлебопродуктов»
246042, г. Гомель, Кореневское шоссе, 4
Тел.: (0232) 36-27-21
e-mail: Адрес электронной почты защищен от спам-ботов. Для просмотра адреса в вашем браузере должен быть включен Javascript.
{jcomments on}