Около 60 работ Вячеслава КУБАРЕВА, собранных либо возвращенных на родину белорусскими коллекционерами, были представлены на выставке, открывшейся 20 декабря в Городской художественной галерее Щемелева.
О талантливом художнике-постановщике Вячеславе Кубареве говорят, что он был слугой двух искусств: живописи и кино. Причем, если его работы в кино широко известны по знаковым для советского кинематографа фильмам «Альпийская баллада», «Полонез Огинского», «Государственная граница», «Время-не-ждет», то живописью художник занимался больше для души, поэтому при жизни эта грань его таланта оставалась в тени кинематографической славы. И, как часто случается, осознание ценности живописного наследия соотечественниками произошло спустя многие годы после смерти творца.
По иронии судьбы художник-постановщик из России со своими однокурсниками, выпускниками ВГИКа Евгением Игнатьевым и Владимиром Дементьевым, создал фильмы, которые стали классикой белорусского кино. На представителей этой профессии редко обращают внимание в титрах, но именно их глазами смотрят на будущую ленту сначала режиссеры, потом операторы, а затем во многом и сами зрители.

Владимир Поночевный - выпускник ВГИКа, известный актер и режиссер, вспоминает, как на съемках сериала «Государственная граница» Вячеслав Кубарев рисовал эскизы буквально к каждой сцене и этими крохотными набросками с удовольствием пользовались и режиссеры, и операторы. В.Кубарев быстро находил визуальное решение любой темы. Например, многим его коллегам особенно запомнилась сцена из этого же фильма, когда в кадре нужно было снять большое количество людей, эмигрирующих за границу. «Для массовки, в которой планировалось участие около тысячи человек, с трудом смогли набрать человек 300. Я как-то даже растерялся, не зная, что предпринять, - вспоминает Владимир Поночевный. - Слава мне и подсказал, чтобы я попросил оператора не снимать широкой камерой, а выставить толпу идущих людей в клин. Я так и сделал, и все получилось».
Даже удивительно, как Вячеславу Кубареву удавалось совмещать напряженный съемочный процесс, где требовалось ежедневно прорисовывать и выдавать раскадровку каждого эпизода киноленты, с не менее интенсивной работой живописца. Говорят, что даже во время съемок художник никогда не расставался с мольбертом и красками - писал природу и людей в мягкой манере, присущей русским импрессионистам. За свою относительно недолгую творческую жизнь Вячеслав Георгиевич создал более 1 тыс. полотен,
большая часть которых сегодня находится в музеях и частных коллекциях Италии, Германии, США, Израиля. В Италии имя Кубарева котируется наравне с такими корифеями, как Марк Шагал и Петр Крохалев, а его работы постоянно выставляются в секциях белорусской живописи в Милане, Венеции и Флоренции. По мнению Питера Ноублза, одного из владельцев художественной галереи (г. Амстердам), около 30 работ В.Кубарева стали украшением его коллекции. Несколько полотен живописца были в свое время приобретены Третьяковской галереей, а картина «На Минском море» - достояние Национального художественного музея Беларуси.

Известный белорусский художник Май Данциг отмечает, что Кубарев был от природы тонко чувствующим и разносторонне одаренным человеком. Характерной особенностью его работ является вдумчивое воплощение мотива и целостность композиционного решения. И еще ему было присуще то необходимое каждому художнику качество, о котором упоминал в одном из писем к своей сестре Михаил Врубель. Он писал: «Я знаю художника, который кладет нужный цвет на нужное место. Казалось бы, что еще нужно? Но этого еще недостаточно. Нужно еще уметь передать в картине чувство восторга от увиденного…» Кубарев умел передать это чувство в полной мере и потому его картины всегда находят своих ценителей.
("Корабли", эскиз к к/ф "Полонез Огинского")
Марина Солдатенко
{jcomments on}