fbpx
         

 

Беларусь остается в зоне повышенного потребления?

Уважаемые читатели!

 

В последние недели идет бурное обсуждение плановых темпов роста ВВП на 2012 г. Между тем дело не в том, будут приняты 7 или 5,5%, речь идет о выборе модели хозяйствования. В том случае, если будет принят хотя и сниженный, но рост ВВП, то это означает сохранение прежней модели хозяйствования, дополненной набором мер по сдерживанию эмиссии, инфляции и сокращению темпов девальвации. Останется ориентация на количественные показатели, рост заработной платы, которая, как и раньше, будет отставать от темпов инфляции. С точки зрения политических критериев, - это правильно. Если перед созданным широким потоком в одночасье поставить плотину, то вряд ли она выдержит, логичнее напор снижать постепенно.

Но какова экономическая цена политической стабильности? В первую очередь, - это отказ от экономической стабилизации и создания заделов конкурентоспособности в будущем. Это и отказ от необходимого сокращения экономически необоснованного потребления. Продолжится прежнее опережение роста заработной платы над ростом производительности труда. Достижение высоких объемных показателей, как и ранее, отвлечет ресурсы от технического перевооружения и обновления производственных программ. В совокупности это отодвигает на неопределенную перспективу создание эффективных рабочих мест с необходимой выработкой в 60-70 тыс.долл. Невозможно одновременно расширять объем производства, менять технологию и совершенствовать продукцию.

Что еще важно. Откладывается до лучших времен структурная перестройка экономики в направлении развития сферы услуг. По-прежнему ставка делается на неэффективный выпуск продукции, который ведет к росту отрицательного сальдо платежного баланса. Это неминуемо потребует новых внешних займов и, следовательно, продолжится, по существу, жизнь в долг. Долги же будет отдавать подрастающее поколение, а для погашения срочных можно еще долго продавать предприятия.

И самое главное. Продление ручного управления экономикой с опорой на административный ресурс не развивает предпринимательскую инициативу и ответственность трудоспособного населения за свое материальное благополучие. Не нарушай трудовую дисциплину, и ты будешь жить как все. Может, это и не так плохо, нет стрессов, а чаще и лишних волнений. Правда, Черчилль, рассматривая предпринимаемые Рузвельтом меры по преодолению кризиса еще в 1934 г., этот подход к организации экономической модели называл «краем мрачной сибирской тундры с арктическими холодами».

Есть в стране надежда, что после президентских выборов в РФ белорусам станет жить легче. Определенная логика в надежде на Россию есть, но она ошибочно связывается с выборами. Россия обеспокоена развертыванием ПРО в странах-соседях Беларуси и потому «не допустит экономических безобразий» на белорусской территории. Любое российское руководство по-прежнему будет заинтересовано в политической стабильности, но уже не более того. Никто не пойдет на улучшение жизни белорусов за счет экономических интересов россиян. Пример тому - цены на газ в 2012 г. Экономия по сравнению с 2011 г. составит 1,7 млрд.долл. при долге Белтрансгаза, который стал полностью российским предприятием, 1 млрд.долл. Подарив 700 млн.долл., Россия ускорила интеграционные процессы и подала пример Украине, что в ЕврАзЭС ей будет жить веселее.

Что же касается Беларуси, то в 2012 г. на российском рынке ей придется еще больше снижать экспортные цены, ибо конкурировать с европейскими производителями после вступления России в ВТО надо будет активнее. Этот алгоритм расширения экспорта действовал и ранее. В результате белорусам с каждым годом приходилось на рубль экспортной продукции продавать все больше изделий в натуральном выражении. Следовательно, в 2012 г. добавленная стоимость в экспорте еще более уменьшится. Поэтому можно сколь угодно долго говорить об инновационном пути развития, повышении отдачи от ученых, но если не вкладывать деньги в исследования, в развитие технологии научных изысканий и производства, а наращивать объемы выпуска устаревшей продукции, то жизнь лучше не станет.

В этих условиях логично не только концентрировать ресурсы на потенциально конкурентоспособных направлениях, но искать новые ниши, в которых, в силу объективных условий, Беларусь будет испытывать меньшую конкуренцию. В первую очередь, - это развитие информационно-транспортных коммуникаций, сферы услуг, выстраивание кооперационных связей с российскими производителями конечной продукции. В сельском хозяйстве при развитии специализации крупных животноводческих комплексов должны формироваться фермерство и высокотехнологичная переработка. Для этого нужны инвесторы и, желательно, западные, которые с государственными предприятиями создавать совместные предприятия не будут.

Но пока об этом приходится только мечтать.

 

С уважением,

{jcomments on}