Александр Судник,
генеральный директор ЗАО "Холдинговая компания "Пинскдрев"
Холдинговая компания «Пинскдрев» уже сегодня занимает позиции крупнейшего в Европе производителя мягкой мебели среднего ценового сегмента. В ближайшие же несколько лет тут рассчитывают увеличить производство продукции как минимум на треть, а ее экспорт - вдвое. Уже начато оснащение оборудованием новой фабрики, значительно более мощной, чем три действующие. Для нее куплено 24 тыс. кв. м производственных площадей под одной крышей, параллельно ведется строительство логистического центра и нескольких вспомогательных производств. Холдинг также значительно укрепил свою сырьевую базу, приобретя на аукционе ОАО «Витебсклес». О планах развития компании рассказывает ее генеральный директор Александр СУДНИК.
- Александр Константинович, тема развития всегда завязана на вопрос об источнике инвестиций. Предприятие имело крупные накопления? В период кризиса у него резко выросла прибыль? Удалось взять кредит?
- На момент, когда после известных трагических событий конца прошлого года было принято решение сменить руководство компании, расходы предприятий холдинга с учетом выплат по кредитам практически равнялись доходам. Отсутствовали и накопления. А прибыль в нынешнем году действительно выросла. Новая управленческая команда начинала с рентабельности продаж, равной 12%, сегодня этот показатель поднялся до 24%. Каким образом? В формуле эффективной работы еще достаточно часто главными составляющими оказываются дисциплина, грамотная организация, высокая интенсивность труда. К примеру, наша сеть фирменной торговли, насчитывающая только в Беларуси 39 фирменных магазинов и около 100 фирменных секций, долгие годы оставалась убыточной. Существовала практика огульного предоставления 10%-ных скидок. Предполагалось, что эти средства должны использоваться для развития торговых объектов, но жесткого контроля, действительно ли они направляются на ремонт, покупку нового оборудование, рекламу или уходят на выплату премий, не существовало. Мы сказали людям: те, кто работают, будут и зарабатывать. Нет прибыли - извините, деньги из воздуха не берутся.
Относительно кредитов хочу сказать следующее: за их счет стало невозможно финансировать даже самые выгодные проекты развития производства. Первые свободные средства, появившиеся у нас в начале года, были направлены на погашение ранее взятых займов. Сейчас нам осталось рассчитаться только с Европейским банком реконструкции и развития за валютный кредит в размере 12 млн. долл., выданный ЗАО в 2009 г. По иронии судьбы как раз большая часть денег потрачена на закупку оборудования для производства пелет и ДСП, уничтоженного впоследствии пожаром.
- Пинская мебель - популярный товар, но откуда уверенность, что потребитель готов приобретать ее в полтора раза больше? Проводились маркетинговые исследования?
- Часто для определения емкости рынка не требуется никаких особых, как правило, дорогостоящих исследований, достаточно здравой экономической логики. Сейчас фабрики холдинга исполняют заключенный контракт на изготовление комплекта мебели в среднем 90 дней. А потребитель хочет получить заказ в течение 30 дней. И зарубежные производители, как правило, такие условия ему готовы предоставить. Значит, если мы сократим срок хотя бы до 45 дней, число наших заказчиков увеличится. Трудно подсчитать - на сколько, но вам это и никакой маркетолог не скажет. Тем не менее, судя по существующему уровню спроса, мы реально можем рассчитывать на рост продаж в 40-50%.
Новое производство задумано как сугубо сборочное, три «старые» фабрики будут поставлять на него комплектующие. По такой технологии строят свою работу лучшие западные мебельные компании, она позволяет значительно снизить себестоимость конечной продукции. Так что мы получим дополнительную возможность варьировать ценами в достаточно широком диапазоне.
- Ни в СНГ, ни в странах Запада в мебельной промышленности нет структур, аналогичных вашему холдингу. Там предприятия стараются придерживаться своей специализации. На ваш взгляд, структура ЗАО - рыночное преимущество или от непрофильных активов, по крайней мере, в перспективе, руководство холдинга планирует избавиться?
- Структура холдинга складывалась исторически и в ее формировании, безусловно, была своя экономическая логика. Ее правильность подтверждена востребованностью бренда «Пинскдрев», и пока он успешно развивается, вряд ли есть смысл заниматься кардинальными структурными преобразованиями.
Подвести полный баланс достоинств и недостатков многопрофильной компании довольно сложно. К числу последних, безусловно, относятся проблемы управляемости и организации производства, на котором занято более 6700 человек. По этим причинам нам, в частности, пока не удается наладить выпуск конкурентоспособной на международном рынке корпусной мебели. При участии в производственном процессе 7 фабрик транзакционные издержки в любом случае остаются высокими. Впрочем, сейчас ведется строительство логистического центра, через который будут осуществляться все поставки продукции как от холдинга внешним потребителям, так и от внешних потребителей участникам холдинга, а также обслуживаться значительная часть нашего внутреннего товарооборота.
Важнейшими преимуществами холдинга я бы назвал создание производства полного цикла и возможность маневра ресурсами.
Сегодня около 80% комплектующих, используемых в производстве мебели, выпускается на предприятиях холдинга и, как правило, из собственного сырья. Поэтому мы имеем стабильные, мало подверженные конъюнктурным колебаниям внутренние цены и - что не менее важно - гарантированные поставки. Достраивая технологическую цепочку, несколько месяцев назад на конкурсных торгах в серьезной борьбе с другими покупателями мы приобрели ОАО «Витебсклес», на территории которого произрастает береза уникальных сортов. По расчетам специалистов, использование исключительно собственного сырья, например, при производстве фанеры - а это одна из основных экспортных позиций холдинга - дает возможность снизить ее себестоимость на 2-3%.
Что касается маневра ресурсами, то его возможность стала особенно актуальна в условиях абсолютной недоступности коммерческих банковских кредитов. Западные производители мебели просто не знают таких проблем, поэтому и создание холдингов для них не очень актуально. В специфических условиях белорусской экономики именно многопрофильные структуры во многих случаях оказываются наиболее жизнеспособными. Только сконцентрировав ресурсы, мы смогли погасить рублевые кредиты и приобрести несколько крупных объектов, начать закупки оборудования для новой мебельной фабрики. В начале года сложное финансовое положение сложилось на спичечной фабрике. И если бы не поддержка холдинга, предприятие, обеспечивающее 50% объема выпуска спичек в Беларуси и 2/3 их экспорта, могло стать банкротом. В настоящий момент его рентабельная работа восстановлена.
- На каких условиях предприятия действуют в составе холдинга?
- У нас централизованная структура. Предприятия самостоятельны в принятии оперативных хозяйственных решений, в то же время финансовую политику определяет холдинг. Все внешние закупки сырья, комплектующих изделий, а также продажи готовой продукции идут исключительно через торговые дома. Распределение прибыли - исключительная прерогатива руководства холдинга. В противном случае мы бы не могли концентрировать ресурсы и осуществлять стратегическое инвестирование в тех объемах, которые имеем сегодня. То есть мы бы потеряли основное преимущество холдинга.
- Александр Константинович, не могу не задать вопрос о том, как в связи с принятием Указа Президента №2 от 3 января 2011 г. строятся отношения между холдингом и концерном «Беллесбумпром»? Часто ли концерн принимает в отношении «Пинскдрева» обязательные для исполнения управленческие решения?
- Таких решений концерн вообще не принимал. Согласно достигнутой договоренности, холдинг сегодня работает в полном соответствии со своим уставом. Как этого и требует закон.
ЗАО «Холдинговая компания «Пинскдрев»
225710, Брестская обл., г. Пинск, ул. И.Чуклая, 1
Тел.: +375 165 35-52-70
Факс: +375 165 35-66-64