
Ребрендинг через реконструкцию
В отличие от многочисленных примеров «наклеивания» новой марки на старое изделие «Полесье» к своему ребрендингу шло долгим, но надежным путем коренной реконструкции производства.
- Мы уже обновили около 40% оборудования, - рассказывает заместитель генерального директора по коммерческим вопросам Николай КИСЕЛЬ. - Серьезную финансовую помощь в проведении модернизации нам оказало государство, использовали также собственные средства. За 10 месяцев смогли инвестировать в обновление основных фондов более 20,35 млрд. руб.
Реконструкция дала предприятию возможность кардинально улучшить качество продукции, расширить ее ассортимент. В частности, начат выпуск пользующихся повышенным спросом цельновязаных трикотажных изделий с элементами интарсии (цветная вставка) - непременного атрибута, например, молодежной моды. А новое качество - это уже иная рентабельность продаж. Если по традиционным трикотажным изделиям она составляет в среднем 15%, то по новым моделям увеличивается до 50%. Еще выше рентабельность экспортных поставок. Причем их объемы постоянно растут, и сегодня на внешних рынках реализуется примерно пятая часть выпущенных в объединении трикотажных изделий.
Еще одна важная статья экспорта - полушерстяная и полиакрилонитрильная пряжа (ПАН 100%). Зарубежным потребителям отправляется свыше 80% этой традиционной для объединения продукции. При этом рентабельность продаж за счет высокого качества удается удерживать на очень хорошем уровне - в среднем 14,6%.
Получить дополнительные средства для реконструкции помогает и эффективная экономическая политика, проводимая на предприятии. В прошлом году, например, был реализован комплекс мер по совершенствованию внутренней логистики и более рациональному размещению производства. Благодаря этому, в частности, удалось освободить один из производственных корпусов, часть которого в настоящее время продана. Это позволило снизить издержки за счет эксплуатационных расходов и направить высвобожденные средства на модернизацию производства.
Фирменная торговля: от регионов до зарубежья
Фирменные магазины «Полесье» знакомы покупателю уже десятки лет, но так сложились обстоятельства, что многие из них расположены на окраинах городов, в старых тесных помещениях. Новой брендовой стратегии они абсолютно не соответствуют, сейчас предприятие открывает новые магазины, отличающиеся высоким уровнем престижа. Как и развитие основного производства, модернизация торговой сети ведется в режиме максимально эффективного использования финансовых ресурсов. Помещения снимаются в аренду, их ремонт и оборудование требуют незначительных затрат. Оборот же обновленных, расположенных в легко доступных местах, магазинов, предлагающих широкий ассортимент востребованных товаров, быстро увеличивается. Как правило, уже через несколько месяцев они выходят на рентабельную работу.
- У нас достаточно гибкая стратегия построения торговой сети, - отмечает начальник отдела маркетинга Наталья ШАРУК. - Фирменные магазины, а их уже более 20, работают в областных городах и крупных региональных центрах. В Минске же нам нет смысла конкурировать с ГУМом и ЦУМом, другими крупными торговыми центрами, поэтому открываем здесь фирменные секции. О том, какое значение для роста продаж имеют собственные фирменные магазины и секции, говорит уже тот факт, что через них объединение реализует на белорусском рынке до 60% готовых изделий.
Создание Таможенного союза дает возможность для более активного продвижения продукции в Россию и Казахстан, - продолжает Н. Шарук. - Пока продаем там свой товар через дилеров, но в ближайшее время планируем, по опыту белорусской модели торговли, создать собственную фирменную сеть. А поскольку в ассортименте появилась современная продукция высокого качества, есть смысл предложить ее также европейскому покупателю. В качестве эксперимента планируется открыть торговый дом в Вильнюсе, в зависимости от результатов его работы будем формировать стратегию продвижения нашего обновленного бренда на Запад.
Гасить долги или инвестировать?
В истории легкой промышленности Беларуси был период, когда она, не получая в достаточных объемах государственной поддержки, утратила динамику развития, - подчеркивает генеральный директор ОАО «Полесье» Владимир МАКЛАКОВ. - Только в последние годы государство начало проводить активную инвестиционную политику. Как уже отмечалось, его поддержка позволила объединению начать реализацию обширной программы технического перевооружения производства. Однако для завершения этого процесса требуются дополнительные финансовые ресурсы. К сожалению, такой источник как банковские кредиты сегодня оказался практически недоступным из-за его исключительно высокой стоимости.
Тем не менее, ОАО «Полесье» продолжает инвестировать значительные собственные средства в обновление основных фондов. В 2012 г. предусматривается ввести в эксплуатацию собственный энергоисточник (мини-ТЭЦ) и современную линию упаковки пряжи. Но аккумулировать в условиях общего финансового кризиса, к примеру, 19 млн. евро на закупку прядильных машин для ОАО проблематично. С другой стороны, и отказ от этого проекта будет иметь самые негативные последствия. На предприятии сформирована технологическая цепочка полного цикла: от производства пряжи до выпуска самого широкого ассортимента готовых трикотажных изделий, и отставание в модернизации хотя бы одного технологического звена резко снижает эффективность работы и конкурентоспособность всего комплекса.
Особая сложность ситуации заключается в том, что ОАО приходится вести борьбу одновременно на несколько финансовых «фронтов». Не только продолжать политику активного обновления основных фондов (их износ составляет 53,2%), но и в полном объеме гасить долги перед государством. Такая нагрузка для бюджета предприятия, которое только начинает восстанавливать свои позиции на рынке, может оказаться чрезмерной.
Впрочем, для коллектива сегодня актуальна не только финансовая поддержка. В некоторых случаях его жизнь усложняют сугубо «бумажные» проблемы. Вот пример. По действующей методике бухгалтерского учета валютная задолженность предприятий - как дебиторская, так и кредиторская - пересчитывается в белорусские рубли. После значительной девальвации в нынешнем году размеры задолженности увеличились в несколько раз. Понятно, что только арифметически, по учету. Реальный же размер задолженности не изменился. Тем не менее руководству объединения по этому поводу пришлось давать объяснения.
Вернуть былой престиж
У несколько потускневшего за последние годы бренда ОАО «Полесье» сегодня появился реальный шанс вернуть былые блеск и международную известность.
Но для завершения начатой модернизации предприятию требуется эффективная поддержка государства. Конечно, в нынешних экономических условиях оказывать ее будет непросто. И все же хочется надеяться, что собственник, выбирая вариант действий, примет во внимание как интересы коллектива старейшего и крупнейшего в легкой промышленности Беларуси объединения, так и фактор престижа торговой марки нашей страны.
ОАО «Промышленно-торговое объединение «Полесье»
225710, Брестская обл., г. Пинск, ул. Первомайская, 159
Тел.: (+375 165) 37 38 01
Тел./факс: (+375 165) 33 09 05