Андрей Ковхуто, директор республиканского унитарного предприятия "Белорусский научно-исследовательский геологоразведочный институт", кандидат геолого-минералогических наук
Известное выражение: «искать в темной комнате черную кошку» - совершенно неприменимо к современной геологии. Время случайных находок закончилось, и теперь успех могут обеспечить только целенаправленные поиски полезных ископаемых, подкрепленные научными доводами и самым современным оснащением.
Всем этим располагает республиканское унитарное предприятие «Белорусский научно-исследовательский геолого-разведочный институт», директор которого кандидат геолого-минералогических наук Андрей КОВХУТО ответил на вопросы редакции.
- Андрей Марленович, не так давно произошло слияние Института геохимии и геофизики НАН Беларуси и Белорусского научно-исследовательского геолого-разведочного института, входившего в состав Министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды. Можно ли считать этот опыт объединения положительным?
- В таком составе мы работаем уже 4 года, и теперь можно с уверенностью сказать, что удалось создать мощный институт геологического плана, который закрывает все направления изучения недр. Сложилась хорошая последовательность: от фундаментальных разработок, дающих критерии поиска полезных ископаемых, до решения конкретных прикладных задач. Они поставлены в реализуемой институтом Программе освоения месторождений полезных ископаемых и развития минерально-сырьевой базы Республики Беларусь на 2011-2015 гг. и на период до 2020 г. Причем речь идет не о том, чтобы любой ценой «выдать на гора» тот или иной ресурс, а напротив, чтобы вся эта работа была подчинена принципу экономической целесообразности.
- Как это проявляется в вашей деятельности?
- Важно определить роль государства в разработке недр. Сегодня мы исходим из того, что ему вовсе не обязательно преподносить кому-то «на блюдечке» детально разработанные проекты освоения месторождений. Вполне достаточно провести предварительную разведку, определив запасы и, что не менее важно, качество сырья. Всю дальнейшую работу по детализации параметров месторождения должны брать на себя инвесторы, с которыми мы и другие организации нашей сферы можем работать на договорной основе.
Однако в этой схеме следует учитывать общегосударственные интересы, что связано с наиболее рациональным использованием сырья. Приведу пример: в республике есть запасы стекольного песка. Однако в ряде случаев из него изготавливают силикатные изделия, чего быть не должно. И чтобы исключить такие ситуации, у нас в стране создан Государственный экспертный совет по вопросам разработки недр под председательством премьер-министра. В него входят представители большинства министерств и ведомств, а в подготовке аналитических материалов участвует наш институт, рассматривая проблемы с точки зрения науки.
С другой стороны, мы ищем пути повышения эффективности самих геолого-разведочных работ. Перед их проведением обязательно разрабатывается бизнес-план, который защищается не только в институте, но и в Департаменте по геологии Минприроды.
- Насколько изучена территория республики с точки зрения геологии?
- Думаю, неплохо, и можно поблагодарить наших предшественников, которые открыли немало месторождений. Другое дело, что в то время было экономически нецелесообразно их разрабатывать. Но с изменением цены, технологий разведки и добычи они вполне могут давать республике различные виды сырья.
Замечу также, что растущие технические возможности разведки влияют на «переоценку» наших богатств. Сейчас, например, есть все возможности для поиска нефти, залегающей ниже, чем она добывается сегодня. И уже запланировано бурение сверхглубоких скважин в Припятском прогибе, что вполне может принести успех в приумножении запасов углеводородного сырья.
- Какие направления поиска полезных ископаемых, на ваш взгляд, наиболее перспективны?
- В последнее время на первое место вышло сырье для энергетики, которое в основной массе республике приходится импортировать. Кроме нефти это бурые угли, а также горючие сланцы. Запасы этих ресурсов - немалые, однако качество их не очень высоко, и в каждом конкретном случае требуется технико-экономическое обоснование возможности их добычи и использования. Поэтому здесь надо рассчитывать на иностранных инвесторов, которые обладают эффективными технологиями и опытом в разработке таких месторождений.
Подобный подход планируется осуществить и к месторождениям калийных солей: кроме Старобинского, где обосновалось ОАО «Беларуськалий», открыты Октябрьское и Петриковское месторождения, которые вполне могут разрабатывать иностранные компании на основании инвестиционных или концессионных договоров.
Очень мощное направление у нас по строительным материалам, которыми республика полностью обеспечена. А это немало, ведь есть страны, в том числе наша соседка - Литва, вынужденные импортировать, например, щебень.
Вообще, привычные ресурсы, которые еще недавно и не считались богатством, из года в год набирают ценность. Взять, например, запасы питьевой воды. В нашем институте сейчас создается база данных по всем водозаборным скважинам, находящимся на территории республики, а наши специалисты осуществляют мониторинг, контролируя качество этого сырья. Такой подход позволит сохранить данный ресурс, который в недалеком будущем вполне может войти в экспортный потенциал Беларуси.
- В последние годы интенсивно ведется поиск руд различных металлов, в том числе и благородных. Можно ли ожидать здесь прорыва?
- В республике уже разведаны два месторождения железных руд - Околовское и Новоселковское. Имеются проявления руд не только черных, но цветных и даже благородных металлов (золота, платины), однако о месторождениях пока говорить рано. Применение на территории Беларуси современных методов поисков и разведки месторождений при проведении геолого-съемочных работ должны открыть перспективы выявления новых участков залегания рудных полезных ископаемых.
- Добыча полезных ископаемых нередко связана с нарушением природного баланса. Можно ли этого избежать?
- Институтом разрабатываются экологические подходы к добыче сырья и его комплексной переработке. Примером может быть новый для республики вид сырья - карналлит. Это пластичная порода красного цвета, включающая в себя калий, хлор и магний. Согласно прогнозам, запасы оцениваются в 250 млн. т. Из этого сырья можно производить калийные удобрения и одновременно компоненты для особо прочных магнезиальных цементов. Институтом была разработана особая технология экологически безопасной добычи карналлита: его растворение в скважине, подъем в виде рассола на поверхность и последующее выпаривание. При этом не нужно строить шахты и складировать на поверхности отвалы пустых пород.
- В Беларуси не так давно начали готовить кадры для геологии. Удается ли обеспечить преемственность поколений в науке?
- Мы строим работу наших отделов как раз по принципу взаимного дополнения сотрудников разных возрастов. Рядом с опытным специалистом, занимающимся фундаментальными исследованиями, трудится группа людей среднего возраста: они ведут прикладные исследования, накапливая опыт и публикуя статьи. В дальнейшем каждый из них имеет шанс выйти на фундаментальный уровень. В свою очередь, вместе со специалистами среднего возраста трудится молодежь. Меня, например, совершенно не пугает, что среди этой категории есть текучесть кадров, и мы постоянно принимаем студентов на временную или постоянную работу - по 20 человек в год. Даже если из них в институте ежегодно будет оставаться 2-3, но это будут люди, которые живут геологией и стремятся достичь серьезной исследовательской цели. А чтобы познакомиться с нашей сменой как можно раньше, мы активно развиваем такое направление, как филиалы кафедр, в том числе БГУ, БНТУ и БГЭУ. Мы проводим для студентов практические занятия, организуем для них поездки на месторождения и предприятия, занимающиеся переработкой сырья. Привлекаем такую молодежь и к работе по определенным направлениям. Так что будущее института не вызывает у нас никаких сомнений - он и в дальнейшем останется форпостом республики в изучении недр.
РУП «БелНИГРИ»
220141, г. Минск, ул. Купревича, 7
Тел./факс: 267-53-15, 263-63-98
e-mail: nigri@geology.org.by