fbpx

Беларусь

 

Беларусь: итоги и перспективы развития

Уважаемые читатели!

 

Государства, возникшие в результате распада СССР, в этом году отмечают 20-летие своего суверенитета. Среди них и Республика Беларусь.

В развитии государства 20-летний период - срок небольшой, но для преобразования экономики он и не столь малый. В истории были примеры, когда еще за меньший период экономики развивающихся государств не только укрепляли свои позиции, но и становились лидерами мировой экономики. Это и Юго-Восточные государства, и последний пример тому - экономика Китая.

Проецируя этот взгляд на изменение жизни отдельных людей, можно заметить, что еще 20 лет назад в Китае ученик в школу ходил в самодельной обуви, сшитой заботливыми руками матери. Сегодня семья из китайской глубинки, занимающаяся сельскохозяйственными работами, имеет на троих 8-комнатный кирпичный дом под металлической крышей, автомобиль и средства на обучение ребенка за рубежом. При этом автомобиль покупался в кризисном 2008 г.

Чего сумела добиться наша страна за эти 20 лет? Беларусь увеличила валовой внутренний продукт на душу населения в 8 раз. В стране практически нет безработицы, большой объем ВВП направляется в инвестиции. Все эти годы обеспечивалась высокая социальная защищенность граждан, в республике продолжают с советских времен работать практически все предприятия, развивается сельское хозяйство. Сегодня оценить темпы развития отраслей по стоимостным показателям невозможно в силу несопоставимости номенклатуры, инфляционных и девальвационных процессов, невозможно обеспечить сопоставимость даже по нормо-часам, так как и они подвергались произвольным изменениям для обеспечения приемлемой заработной платы. Иное дело сельское хозяйство при использовании натуральных показателей. Итак, в 2008 г. производство зерна превзошло уровень 1990 г. на 35%, картофеля - на 14,4, сахарной свеклы - в 2,9 и овощей - в 3,2 раза. По сравнению с 1990 г. возросло и потребление: растительного масла - на 83,7, овощебахчевых - на 84,6, плодов и ягод - на 55,2, картофеля - на 11,1%. В целом можно сделать вывод о том, что питание стало более здоровым, учитывая повышение в рационе питания доли растительной пищи. И, тем не менее, медицинских норм как по общему количеству килокалорий в сутки (-8,6%), так и по отдельным продуктам белорусы еще не достигли. В частности, по мясу -6,3%, молоку и молочным продуктам -40, яйцам -4,8, рыбе -1, плодам и ягодам -24%.

Между тем все познается в сравнении. Как выглядят результаты Беларуси в сравнении с Литвой и Польшей, избравших европейский путь развития?

В 1990 г. в Беларуси ВВП на душу населения в долларах по ППС был выше, чем в Польше на 10%, и на 40% меньше, чем в Литве (табл.1).

 

Таблица1. Динамика ВВП по ППС на душу населения и изменение структуры экономики Беларуси, Литвы и Польши за 1990-2010 гг. (на основе статистических данных Всемирного банка)

Страны

ВВП на душу населения, тыс.долл.США

Вклад отраслей в формирование ВВП, %

 

1990 г.

2010 г.

Темп роста

 

Место в рейтинге

Промышлен-ность

Сельское хо-зяйство

Услуги

 

 

 

 

 

1990

2010

1990

2010

1990

2010

 

Беларусь

1,705

13,600

7,98

88

47

44,6

24

9,4

29

46

Литва

2,841

16,000

5,63

70

31

27,9

27

3,4

42

68,7

Польша

1,547

18,800

12,15

64

50

33

8

3,4

42

63,6

 

В 2010 г. Беларусь отставала от Польши по этому показателю на 38% и от Литвы на 17,6%. В мировом рейтинге стран по ВВП на душу населения Беларусь находилась на 88-м месте, Литва - на 70-м и Польша - на 64-м. На наш взгляд, это отставание связано в первую очередь с существующей структурой экономики. Беларусь, сохраняя прежнюю промышленность, существенно отстает от Литвы и Польши в развитии сферы услуг. Причиной тому не только желание уйти от социальных потрясений, но в первую очередь, наличие российского емкого рынка, с которым Беларусь связана как прежними экономическими связями, так и технологическим отставанием. С точки зрения индустриализации экономики, Беларусь, обладая сборочным производством, в начале своей государственной самостоятельности имела более предпочтительные позиции, чем Россия. Но белорусские гиганты, начиная с 90-х гг., утратили материальную и инновационную подпитку. Продление же их существования в изменившихся условиях чаще вело к деградации производства и проеданию ранее накопленного потенциала. И Литва, и Польша, сокращая доли промышленного производства и сельского хозяйства в структуре экономки, развивали сферу услуг. Беларусь тоже пыталась следовать этому курсу, но от нее требовались более стремительные изменения, ибо неравными были и начальные условия. В 1990 г. в структуре экономики республики услуги составляли только 29%, в то время как в Литве и Польше - 42%. В 2010 г. доля сферы услуг Беларуси в среднем меньше на 20 процентных пунктов, чем в Литве и Польше. Между тем, добавленная стоимость в сфере услуг в 2 раза выше, чем в промышленности.

Столь значительное изменение структуры экономики Литвы и Польши имеет и свои издержки (табл.2).

 

Таблица 2. Уровень безработицы

 

Страны

2009 г., %

Место в рейтинге

Беларусь

1

5

Литва

17,8

159

Польша

12,1

129

 

Так, уровень безработицы в 2010 г. в Литве был почти 18%, а в Польше - 12,1%. Но для работающего населения очевидны преимущества. Так, средняя заработная плата по состоянию на октябрь 2011 г. в Литве - в 3,2 раза и Польше в 5 раз выше, чем в Беларуси. Примерно такое же соотношение и по минимальной заработной плате (табл.3).

 

Таблица 3. Средняя и минимальная ежемесячная заработная плата по состоянию на октябрь 2011 г., долл. США


Страны

Средняя ЗП

Минимальная ЗП

Беларусь

231,7

135

Литва

747,4

313

Польша

1169,8

425

Но это не все недостатки избранной Беларусью модели хозяйствования. Экономика страны в последние годы при усилении рыночных подходов во взаимоотношениях с Россией перестала продуцировать положительное сальдо внешнеторгового баланса. В результате его дефицит на 1 января 2011 г. достиг 16,7% к ВВП, в то время как в Литве он 4,3 и Польше только 1,7% (табл.4).

 

Таблица 4. Валовые инвестиции в 2010 г.

 

Страны

Инвестиции валовые, % к ВВП

Место в рейтинге

Беларусь

36,6

6

Литва

16,1

128

Польша

20,8

77

 

В промышленности высока материало- и энергоемкость. При этом сохраняется тенденция увеличения первой. Так, в январе-марте материалоемкость ВВП выросла на 0,3%. Наибольшее увеличение наблюдается в промышленности, формирующей треть ВВП страны: горнодобывающей - 0,5%, обрабатывающей - 0,2, производстве и распределении газа и воды - 0,4%. Это обусловлено увеличением стоимостных объемов приобретаемого импортного сырья, материалов, покупных изделий, топлива для собственного потребления.

Ушло в прошлое и утверждение о том, что республика живет по средствам, не имея внешнего долга. На начало 2011 г. он составил более 28 млрд.долл., или почти 52% к ВВП, что сопоставимо с долгом Литвы и Польши. По состоянию на июнь 2011 г. валовой внешний долг по всем секторам экономики увеличился на 4,7 млрд. долл. и, по оценке вице-премьера РБ С.Румаса, к концу года может достичь 73% к объему ВВП (см. табл.4). Для сравнения: в Евросоюзе для его членов установлено предельное значение внешнего долга - 60% к ВВП. На обслуживание внешнего долга в нынешнем году уйдет уже более 10% ВВП. В экономических кругах существует мнение, что отрицательное сальдо платежного баланса не проблематично. Оно должно перекрываться прямыми иностранными инвестициями. Но это поверхностный бухгалтерский подход, не учитывающий, что прибыль принадлежит не реципиенту, а донору. В условиях Беларуси, к сожалению, внешний долг не удается перекрывать и прямыми иностранными инвестициями, которые в 2010 г. составили 10,2% к ВВП (табл.5).

 

Таблица 5. Результаты внешнеторговой деятельности и величина валового внешнего долга

 

Страны

Внешнеторговый баланс, млрд. долл. на 01.01.2011 г.

В % к ВВП по официальному обменному курсу

Внешний долг, млрд.долл.

В % к ВВП

Беларусь

-9,12

16,7

28,4

51,9

Литва

-1,56

4,3

25,32

69,6

Польша

-7,9

1,7

268,5

57,3

Из них чистые поступления, т.е. за минусом изъятия - только 425 млн.долл., или менее 1% к ВВП, в то время как в Литве и Польше этот показатель фиксируется практически на уровне 40% к уровню ВВП. Именно эти средства позволяют развивать новые сектора экономики, преобразуя прежнюю ее структуру. Беларусь вынуждена в отсутствии прямых иностранных инвестиций большие внутренние средства направлять на инвестиции. Их удельный вес к ВВП существенно опережает Литву и Польшу и составляет почти 37% (табл.6).

 

Таблица 6. Прямые иностранные инвестиции в 2010 г.

 

Страны

Прямые иностранные инвестиции, млрд.долл.

В % к ВВП

Беларусь

5,57

10,2

Литва

13,8

38

Польша

193,1

41,2

 

Из них чистое поступление за минусом изъятия - 425,2 млн.долл. или 0,78% к ВВП.

Но это средства, затраченные не на системное обновление промышленного потенциала, а по сути на точечную замену наиболее устаревших промышленных переделов и на выполнение объемных показателей, которые тоже не способствовали эффективному развитию белорусских предприятий. Только в этом году наметился переход к качественным критериям показателей оценки работы отраслей.

По-прежнему нет реальных изменений в структуре собственности, создание акционерных обществ носит формальный характер, оставляя государство единственным владельцем. Но самое печальное, что не меняется менталитет белорусов. Не возникает у активного населения ответственности за свое будущее и будущее детей. Нет стремления к улучшению качества жизни за счет интенсификации и самодеятельной организации труда. Сохраняется тонкий слой предпринимателей, по-прежнему невысока доля ВВП, создаваемая малыми и средними предприятиями, отсутствует государственно-частное партнерство.

В результате стремления создать видимость благоприятного экономического развития темпы роста заработной платы в последние годы существенно опережали уровень производительности труда, высокие заимствования позволяли поддерживать сильный рубль и рост заработной платы в валютном исчислении.

Существенной была и эмиссия. Но если сравнить уровень монетизации экономики Беларуси, Литвы и Польши, то значения этого показателя вполне сопоставимы даже по состоянию на октябрь 2011 г.

Конечно, динамика монетизации в 2011 г. велика. По агрегату М3 она почти 70% и по наличным деньгам - 52 (табл.7).

 

Таблица 7. Коэффициенты монетизации экономики и их динамика в Беларуси

 

Страны

Коэффициент монетизации

Динамика, % коэффициентов за 9 мес.

 

2010 г.

01.10.2011 г.

 

 

М0

М1

М3

М0

М1

М3

М0

М1

М3

Беларусь

2,7

8,4

24,9

4,1

10,2

42,3

151,9

121,4

169,8

Литва

7,1

24,5

47,47

6,5

 

 

92,0

 

 

Польша

9,7

32,4

55,8

 

 

 

 

 

 

Экономической теорией не выявлено прямой и однозначной связи между уровнем монетизации экономики и жесткостью денежной политики. Между тем, практически все экономики, характеризующиеся высоким темпом инфляции и отрицательными реальными процентными ставками, имеют низкий уровень монетизации. Это характерно было и для Беларуси. Сегодняшний уровень монетизации выглядит предпочтительнее. Но достигнут он не в результате развития экономики, а благодаря девальвационным ожиданиям и высокой эмиссии. Поэтому результат противоположный: галопирующая инфляция и по-прежнему отрицательные реальные процентные ставки.

Какие же задачи, на наш взгляд, сегодня должны стоять перед экономикой Беларуси?

1. Изменение структуры экономики в направлении расширения сферы услуг.

2. Повышение эффективности промышленности.

3. Приближение сельского хозяйства к самоокупаемости.

4. Реальное повышение материального благосостояния граждан на основе развития самоорганизации и вовлечения в бизнес.

 

Рассмотрим эти задачи подробнее.

Сфера услуг в республике должна прирастать главным образом за счет развития инфраструктуры путей сообщения, логистики, пассажиро- и грузоперевозок, а также связи, строительства, платных услуг населению, включая организацию питания, обучения, медицины, туризма, спорта. Многие из перечисленных услуг могут быть торгуемыми, серьезно увеличивающими объем экспорта при минимуме импорта. Сегодня доля услуг в экспорте не превышает 10%. Именно сфера услуг должна вобрать в себя высвобождаемую из промышленности излишнюю численность работающих.

Оптимизация занятых в промышленности - одна из составляющих комплекса мер по повышению эффективности этой отрасли. Сокращение численности ППР позволит при сохранении объема производства и структуры себестоимости повысить заработную плату и создать потребительский спрос в сфере услуг.

Сегодня, по оценке Министерства промышленности, в республике нет неперспективных предприятий. Но перспективность их может быть реальна только в случае прихода инвесторов. Возможно ли это? Очевидно, что в требуемом объеме - нет. Никому уже не нужны устаревшие основные фонды с высоким коэффициентом износа активной части. Поэтому как ни тяжело это осуществить, но часть предприятий предстоит закрыть, переобучив людей новым профессиям. Имеющиеся ресурсы, которые распределялись на поддержание всего промышленного потенциала, удастся сконцентрировать на наиболее потенциально конкурентоспособных предприятиях, что позволит вывести их в режим саморазвития.

При этом мы стоим перед необходимостью изменения не только структуры экономики, но и преобразования структуры промышленности. Вряд ли нам удастся обеспечить конкурентоспособность готовой продукции действующих предприятий. Логичнее сконцентрировать усилия на развитии специализации и производстве полуфабрикатов для конвейеров российских и западных партнеров. Лучше делать деталь, но хорошо, чем посредственно - готовое изделие. Этому будет способствовать и создание зоны свободной торговли, и евразийское объединение государств. Кроме того, добиваясь высокотехнологичности производств, проще учитывать изменения потребностей рынка.

Особое развитие должны получить отрасли пищевой переработки, предприятия легкой промышленности. Имея сравнительно невысокую капиталоемкость и короткий производственный цикл, эти производства быстрее окупаются и в них проще привлечь иностранные инвестиции и технологии. Основным критерием преобразований во всех отраслях должно стать создание эффективных рабочих мест с выработкой 70 тыс.долл. и заработной платой 1000 долл. при том, что ее удельный вес составляет 20% в структуре себестоимости.

Стратегическим же направлением технологического обновления должна стать интеграция с российскими предприятиями. У россиян есть деньги и рынок, у нас - умение и желание работать. Важно создать условия для развития малого и среднего предпринимательства. Невозможно обеспечить развитие без субконтрактации между госпредприятими и малыми субъектами предпринимательства.

Что касается сельского хозяйства, то рационально сохранить большие животноводческие комплексы, дополнив их фермерскими хозяйствами. Важно обеспечить специализацию предприятий, предоставив им хозяйственную самостоятельность. Повышение эффективности сельского хозяйства невозможно без развития перерабатывающей промышленности, расширения номенклатуры готовой продукции, повышения ее качества.

Насколько реально решить эти задачи?

Вполне реально, и даже в короткие сроки. Все зависит от:

- политической воли, направленной на развитие рыночных принципов хозяйствования;

- приведения производственных отношений в соответствие с рыночными принципами организации производственных сил;

- ускорения интеграционных процессов и, что наиболее важно,

- повышения уровня профессионализма аппарата управления.

 

С уважением,

 

Беларусь
{jcomments on}