Геннадий ВЫРКО,
председатель концерна "Беллегпром"
Наличие узнаваемых брендов, число которых в последние годы выросло в легкой промышленности, позволяет говорить о том, что отрасль, пройдя через череду болезненных процессов, обрела необходимое для покорения рыночной стихии «здоровье».
Однако некоторые предприятия по-прежнему не могут найти свои ниши и пользуются услугами зарубежных партнеров, предлагающих схемы работы на давальческом сырье. Как к этому относится штаб отрасли? На этот и другие вопросы редакции отвечает председатель концерна «Беллегпром» Геннадий ВЫРКО.
- Геннадий Евгеньевич, какое значение имеет для предприятий отрасли кооперация с белорусскими и зарубежными компаниями?
- В легкой промышленности с 90-х гг. применяется такая форма взаимодействия предприятий, как толлинг, или работа на давальческой сырье. В основном такие схемы реализуются на не создавших в свое время сбытовую сеть швейных фабриках в малых городах. В целом по республике удельный вес швейного производства на давальческом сырье в общем объеме за январь-сентябрь 2011 г. составил 32,4%.
Явление это, должен сказать, противоречивое, в нем есть как отрицательные, так и положительные стороны. Переработка иностранного сырья на предприятиях отрасли с последующим вывозом готовой продукции дает возможность полнее использовать производственные мощности и трудовые ресурсы, решить проблемы снабжения сырьем. Надо признать, что при работе по толлинговым схемам в республику поступают новые технологии, новинки моды, повышается квалификация работников, что впоследствии переносится и на собственную продукцию. Кроме того, организации отрасли имеют возможность заработать валюту, что сегодня немаловажно.
С другой стороны, давалец в любой момент может отказаться от партнерства, и тогда предприятие остается ни с чем. Ведь никто из иностранных партнеров не вкладывает средства в создание производственных мощностей, их модернизацию. Задача толлингеров - эксплуатировать труд с максимальной выгодой для себя.
В любом случае, мы целенаправленно проводим политику развития собственных брендов, что позволяет иметь более высокую добавленную стоимость и достойную зарплату сотрудников.
Продукция ОАО "Элема"
К тому же сегодня уже не возможности сбыта и реализации продукции сдерживают производство, а отсутствие достаточного количества рабочих рук. Поэтому ряд швейных предприятий: ОАО «Элема», «Коминтерн», «Знамя индустриализации», «Барановичская швейная фабрика», «БелКредо», «Дзержинская швейная фабрика «Элиз», «ШТФ «Элод», ЗАО «Вяснянка», «Калинка» размещают заказы на изготовление продукции внутри республики. Таким образом, создано более 330 рабочих мест. Производитель корсетных изделий ЗАО СП «Милавица» помимо головного производства обеспечивает работой на своих заказах более 2,2 тыс. швей в различных городах республики, оставаясь пока единственным предприятием, использующим услуги производственного аутсорсинга. В ближайшее время концерн организует семинар с целью распространения положительного опыта «Милавицы».
- Сегодня отечественные предприятия практикуют размещение заказов за пределами страны. Насколько перспективна, по вашему мнению, такая форма кооперации?
- Концерн поддерживает практику толлинговых схем отечественных предприятий, реализуемую в других странах. Однако при этом важно, чтобы сальдо торгового баланса было положительным и компенсировало затраты на услуги, оплачиваемые в иностранной валюте.
Обувщики, исчерпав возможности размещения заказов по пошиву заготовок в республике, и в силу нехватки сырья обратили свой взор за пределы страны. Так, ЗАО «Сивельга» размещает заказы на пошив заготовок в Польше. Подобный опыт в Индии оказался негативным, так как заготовки были выполнены некачественно. СООО «Чевляр» шьет заготовки в Украине, СООО «Марко», частное предприятие «Сан Марко», СООО «Белвест», ОАО «Луч» - в Китае. При этом все технологические операции проводятся под контролем специалистов, поэтому предприятия гарантируют качество. Заготовки верха обуви импортируются как комплектующие для выпуска готовой продукции согласно производственной программе предприятия и не реализуются иным организациям. Окончательная сборка обуви осуществляется на собственных пошивочных потоках.
Мужские сорочки дзержинской швейной фабрики "Элиз"
- Геннадий Евгеньевич, и все же, вы - сторонник или противник толлинговых схем?
- Я поддерживаю стремление наших предприятий создавать продукцию в зонах с низкой добавленной стоимостью. Но я, скорее, противник, чем сторонник толлинговых схем зарубежных фирм, реализуемых на нашей территории.
Концерн не может ввести запретные меры, но старается оказать содействие в уходе от толлинга. Ищем кредиты под гарантии концерна для пополнения оборотных средств, помогаем в реализации товара через наши торговые дома. Однако отдельные руководители продолжают «сидеть» на давальческих заказах. Концерн же советует предприятиям развивать свое производство по полному циклу, выстраивая цепочку от элементарной переработки до реализации. Понятно, что самая большая добавленная стоимость формируется на реализации. Поэтому недаром сбытовые сети порой по численности выше, чем производственные. Поскольку производственная программа формируется исходя из того объема, который воспримет рынок, считаю, что трудности со сбытом продукции - это проблема корпоративного управления на предприятии и работы маркетинговой службы.
- Геннадий Евгеньевич, расскажите, пожалуйста, как в целом развивается экономическая ситуация на предприятиях легкой промышленности?
- Проблемы с валютой несколько иначе повлияли на ситуацию в нашей отрасли, чем в других сферах. Вследствие финансовых катаклизмов снизился потребительский импорт, это заставило нас перераспределить товарные потоки на внутренний рынок. Поставки всех видов продукции в торговую сеть республики за январь-август 2011 г. были значительно выше согласованных с Минторгом на этот период объемов. Кроме того, по просьбе торгующих организаций до конца текущего года будут осуществлены дополнительные поставки товаров. В январе-августе на внутреннем рынке реализовано продукции на 2,5 трлн. руб. К слову, и в прошлые годы соотношение внутренних и внешних рынков было 52% к 48%. Сейчас темп роста экспорта сохраняется на уровне 120% и, по оценке, его доля в общем объеме производства в 2011 г. составит 46%. Основные показатели качества работы - прибыль и рентабельность - растут практически на всех предприятиях. За январь-август 2011 г. чистая прибыль, несмотря на увеличение стоимости сырья, увеличивается опережающими темпами. Реальная рентабельность продаж продукции концерна в январе-октябре без учета роста курса валюты ожидается на уровне 16%, что выше доведенного годового задания.
У предприятий, благодаря модернизации производства, появилась возможность производить продукцию в расширенном ассортименте и улучшенного качества, она стала более востребованной на внутреннем и внешних рынках.
Потенциальный рынок Таможенного союза пробудил интерес к нашим предприятиям иностранных инвесторов. Мы ожидаем приход прямых инвестиций на Барановичское хлопчатобумажное объединение, Брестский ковровый комбинат, Кричевский завод резиновых изделий. Ведутся переговоры по реализации инвестиционных проектов на Оршанском льнокомбинате, в ОАО «Камволь». Совершено неожиданно для нас поступило предложение от потенциальных инвесторов о покупке гродненской фабрики «Гронитекс». Так что будущее у легкой промышленности есть.
От редакции: По информации концерна «Беллегпром», переработка давальческого сырья в общем объеме производства отрасли составляет чуть более 8%. В экспорте доля продукции, изготовленной из давальческого сырья, достигает 24%, или 109,5 млн. долл. (за январь-август 2011 г). Положительное сальдо внешней торговли - 96,2 млн. долл.