Александр БАДЫТЧИК,
директор ПРУП "Минский завод шестерен"
Есть предприятия, чью продукцию невозможно использовать в «чистом» виде. Вне какого-нибудь механизма становится совершенно бесполезным, например, зубчатое колесо, каким бы совершенным оно не было. Такие производства без промышленной кооперации существовать не могут и от того, насколько грамотно она организована, нередко зависит эффективность работы целой цепочки предприятий.
Минскому заводу шестерен, как говорится, на роду написано работать в статусе межотраслевого производства. Собственно говоря, так и было в истории предприятия, которому в следующем году исполнится 60 лет. Вплоть до 2004 г. оно обладало полной самостоятельностью, более того, был период, когда на базе МЗШ работало полноценное объединение «Минсктракторозапчасть». В те годы самые различные зубчатые колеса поставлялись на тракторные, автомобильные и моторные заводы всего СССР.
Потребность в этих важных деталях, конечно же, есть и у машиностроительных предприятий Беларуси, ведь зубчатая передача с точки зрения техники - самая эффективная. Основным потребителем продукции Минского завода шестерен в Республике Беларусь всегда являлся Минский тракторный завод. В этих условиях в 2004 г. Министерством промышленности было принято решение о включении РУП «МЗШ» в производственное объединение «Минский тракторный завод». Оно послужило импульсом для дальнейшего развития предприятия. В период с 2004 по 2011 г. для Минского тракторного, Сморгонского агрегатного и Бобруйского завода тракторных деталей и агрегатов было освоено более 150 номенклатурных позиций. На этой основе в 2011 г. заводом обеспечен рост товарной продукции, в сопоставимых оптовых ценах в 2,5 раза превышающий уровень 2004 г. При этом рост объемов производства обеспечен фактически без увеличения численности работников, за счет повышения производительности труда, оптимизации производственно-технологических процессов и совершенствования организационной структуры предприятия. В результате использования товаропроводящей сети головного предприятия завод значительно увеличил объем экспортных поставок. Все это сказалось на росте заработной платы его работников. В долларовом эквиваленте она в 2010 г. увеличилась в 2,5 раза по сравнению с 2004 г.
Следует также отметить, что на производственном объединении внедрена политика централизованного снабжения металлопрокатом, цена которого в 1,5-3 раза ниже, чем предложения поставщиков на Белорусской универсальной товарной бирже. Это помогает повышать конкурентоспособность продукции.
Однако не все в объединении так однозначно. «Заполучив» ранее самостоятельных смежников, головное предприятие фактически установило жесткий контроль над ценовой и ассортиментной политикой завода шестерен. Во всем мире выстраивают холдинговые структуры, а у нас почему-то решили вернуться к форме, которая активно использовалась не в рыночной, а в социалистической экономике. В отличие от объединения в холдинге все участники производства равноправны, а политику, в том числе и ценовую, определяет управляющая компания, которая не включена в технологическую цепочку. Она исходит из интересов всего холдинга, а не какого-то одного, пусть и очень важного звена.
- В этих условиях доля реализации изделий на РУП «МТЗ» в общей структуре отгрузки возросла с 40% в 2004 г. до 62% в 2011 г., - говорит директор предприятия Александр БАДЫТЧИК. - Привязанность только к одному партнеру и отрасли не может обеспечить экономическую стабильность специализированного предприятия, его гармоничного развития. С этим мы столкнулись в 2009 г., когда большинство заводов тракторостроительной отрасли снизили объемы производства и реализации, что негативно сказалось на финансово-экономическом положении РУП «МЗШ».
В этих условиях завод был вынужден диверсифицировать программу производства и реализации. Расширена номенклатура плугов и запасных частей к ним, начат выпуск деталей для нужд железной дороги, в рамках политики импортозамещения освоена номенклатура редукторов и зубчатых колес к косилкам. Однако в краткосрочном периоде компенсация снижения объемов заказов основных потребителей для предприятия объективно невозможна. Тем более что потенциальные потребители шестерен сами осваивают их выпуск.
- Какой был смысл в создании и расширении производства зубчатых колес на таких предприятиях, как ОАО «Минский моторный завод», «Минский автомобильный завод», «Амкодор», ПО «Гомсельмаш»? - задается вопросом Александр Степанович. - Конечно, закупаемое нашими смежниками оборудование намного производительнее нашего. Однако практика эксплуатации этой техники показала, что загружена она частично. Я убежден, что настоящей эффективности оборудования можно добиться только на специализированном производстве при максимальной загрузке. С одной стороны, у нас осталось немало работников, обладающих высочайшей квалификацией. В металлообработке же изготовление шестерен, особенно конических и червячных, всегда считалось «высшим пилотажем». А с другой, высокопроизводительное оборудование нам крайне необходимо для того, чтобы осваивать новые рынки. Специалистами завода проведен анализ и даже разработан бизнес-план, в соответствии с которым при наличии инвестиций в размере около 100 млн. долл. наше предприятие могло бы обеспечить практически полную потребность заводов республики в зубчатых колесах. При этом указанная сумма инвестиций значительно ниже совокупных затрат предприятий страны по освоению самостоятельного производства шестерен. Однако реализация данного проекта только за счет собственных источников финансирования в настоящее время невозможна.
Стремясь диверсифицировать объемы производства и реализации, Минский завод шестерен все же находит возможности для внедрения нового оборудования. Приобретено несколько станков, установлен высокопроизводительный термический агрегат, обеспечивающий к тому же экономию электроэнергии по сравнению с ранее применявшейся техникой.
Это дает возможность удерживать предприятие, что называется, на плаву. Так, в текущем году объем производства вырос на 20%, рентабельность составила 10,6%.Но предприятие могло бы работать гораздо эффективнее.
- В этом году я побывал на специализированной международной выставке в Ганновере, - говорит А.Бадытчик. - С сожалением констатировал, насколько мы отстали от мировых лидеров. На зуборезных станках, без шлифовки они изготавливаются шестерни 5-6-го классов точности. А после финишных операций этот показатель улучшается до 4-5-го классов. Наше же оборудование даже со шлифовкой не позволяет подняться выше 7-го уровня. А ведь точность деталей непосредственно влияет на характеристики механизма, вплоть до его долговечности. Но важна и производительность, в чем мы также серьезно уступаем западным коллегам. Так, вал главной пары шестерен для трактора МТЗ-2522 мы изготавливаем на трех станках и делаем всего 12 шт. в смену. В Ганновере же я видел оборудование, на котором такой же вал режется менее чем за 2 мин! Конечно, такое оборудование стоит немалых денег, но если мы хотим повысить конкурентоспособность белорусского машиностроения, причем не отдельных предприятий, а всей отрасли, то на эти расходы можно пойти. Важно только не распылять средства, создавая чуть ли не на каждом заводе свою зуборезную «мастерскую».
Возврат к специализации и эффективной кооперации актуален, по мнению, директора РУП «МЗШ» еще и потому, что в ближайшем будущем белорусская промышленность столкнется с серьезными кадровыми проблемами. Уже сегодня сложно найти персонал на рабочие специальности. Выход один: максимальная автоматизация производства, а для этого, безусловно, нужно по-другому оценить роль тех предприятий, которые могут взять на себя роль межотраслевых центров по выпуску наиболее важных для промышленности деталей.
ПРУП «Минский завод шестерен» (РУП «МЗШ»)
220037, г. Минск, ул. Долгобродская, 17
Тел.: 246-75-70
Факс: 230-14-24
e-mail: Адрес электронной почты защищен от спам-ботов. Для просмотра адреса в вашем браузере должен быть включен Javascript.