fbpx

№9 (147) - Сентябрь 2011

 
ТЕМА НОМЕРА
 ЭКСПОРТ УСЛУГ
  • ПВТ - развитие продолжается.
  • Рынок открытый и привлекательный.
  • Давайте снимем "долларовые очки".
  • Зачем прятать Золушку?
  • СТО смогут значительно увеличить экспорт своих услуг, если на них будет установлена нулевая ставка НДС.
  • Неконкурентные ставки.
  • Валютные изменения проявятся позже.
  • О первом впечатлении, имидже и dress-code.

Нынешний рост цен на мясо птицы и яйца был «запрограммирован» еще в те годы, когда формировалась структура отрасли и фабрики оказались отделены от сельскохозяйственных угодий. Формула «колхозы производят зерно, фабрики - мясо» оказалась экономически неэффективной. О том, как следует ее изменить, размышляет директор ОАО «Барановичская птицефабрика» Евгений ХИЛЬКО.

- Евгений Николаевич, о пользе специализации знает первокурсник любого экономического факультета. Зачем директору птицефабрики брать на себя дополнительную нагрузку, выращивать пшеницу и картофель, заниматься фермами? Дай бог ему отладить технологию своего производства.

- Примерно так рассуждали долгие годы многие руководители Минсельхозпрода, а некоторые не изменили своего мнения до сих пор. В других условиях, при иных обстоятельствах такая позиция была бы, наверное, вполне обоснованной. Но мы живем здесь и сейчас. Чтобы не пускаться в утомительные и малопонятные непосвященным теоретически рассуждения, приведу несколько цифр, показывающих, как формируется себестоимость нашей продукции.

Как известно, основной компонент корма птицы - зерно. Годовая потребность в нем нашей фабрики составляет 27 тыс. т. Мы можем купить зерно на внутреннем рынке. Тщательный маркетинг показал, что цена, к примеру, фуражной пшеницы по Гродненской области составляет с учетом НДС 827 тыс. руб. за 1 т. При том, что - я этого не скрываю - земледелие у нас находится отнюдь не в идеальном состоянии, себестоимость той же пшеницы примерно в 2 раза ниже покупной цены у сторонних организаций. Примерно такая же ситуация с ячменем, рожью, кукурузой, овсом, тритикале...

Теперь считаем. В себестоимости производства яйца корма занимают 52%, в себестоимости кормов доля зерна - 59%. Если бы мы закупили все кормовое зерно, то отпускная цена яйца должна была увеличиться на до 20%, если бы все зерно было собственным - снизилась бы на 25%. Если же наладить собственное производства всех основных компонентов кормления птицы, то себестоимость продукции по сравнению с вариантом их покупки можно снизить до 30%.

К слову, несколько лет назад академик В.Г.Гусаков сделал соответствующие расчеты. Основные его выводы полностью совпали с нашей позицией.

На Барановичской фабрике полный цикл производства я начал выстраивать 8 лет назад, с тех пор как работаю здесь директором. К фабрике было присоединено 3 колхоза, сейчас у нас 4270 га пашни, 6,3 тыс. га сельхозугодий. Но этого мало, нам требуется еще около 3 тыс. га сельхозугодий. Думаю, в ближайшие год-два нам эту землю выделят.

- Получится, значительная часть сельхозпроизводства района будет сориентирована на вашу фабрику. Но ведь потребителю нужны еще и мясо, и молоко, и картофель…

- В своем вопросе вы воспроизвели как раз ту точку зрения, экономическую несостоятельность которой я пытаюсь доказать уже многие годы. И мясо, и картофель, конечно, необходимы, но их производством должны заниматься СПК, а не птицефабрики. Наша цель: наращивать производство яйца, максимально снижая при этом издержки. И все подразделения фабрики должны работать в первую очередь на ее достижение. У нас же сегодня доминирующее направление - в нашем случае яйцо - (83 % стоимости произведенной продукции) обеспечивается собственной сельхозпродукцией буквально по остаточному принципу! Львиная доля ее поступает на животноводческие фермы, ведь от нас требуют выполнения заданий по мясу и молоку.

На практике это означает, во-первых, отвлечение значительных ресурсов на непрофильную деятельность и невозможность полноценного финансирования основных программ. За последние три года мы вложили только в животноводство более 1,6 млн. руб. При научном подходе к развитию фабрики эта сумма могла быть значительно меньшей, а сэкономленные средства было бы гораздо рациональней использовать для модернизации основного производства, например, «сердца» предприятия - цеха комбикормов. Если производство яйца будет увеличиваться как запланировано, в среднем на 10-15% в год, то его мощности очень быстро окажутся в дефиците. Недостающие корма можно было бы закупить на комбинатах хлебопродуктов, но они на свою продукцию выставляют неприемлемую для нас цену. Что опять же подтверждает необходимость формирования на фабрике производства полного цикла.

Во-вторых, попытка решать разноплановые задачи приводит к снижению экономической эффективности всех подразделений фабрики. Как я уже говорил, при более рациональном хозяйствовании у нас могла быть ниже и себестоимость яйца.

Вот вам и ответ на вопрос, почему наша продукция в розничной сети стоит дороже, чем хотелось бы. За все экономические ошибки и просчеты в конечном итоге приходится расплачиваться потребителю.

- Рост цен провоцирует и кризисная ситуация на валютном рынке. Производство яиц ведь тоже требует валютных затрат. Как они отражаются на себестоимости вашей продукции?

- Безусловно, высокий курс и особенно, наблюдавшийся до последнего времени дефицит валюты провоцируют рост себестоимости продукции. В какой-то мере эту тенденцию нам удается нейтрализовать, оплачивая часть импортных закупок валютой. За 8 месяцев мы продали в Россию более 56 млн. шт. яиц. Очень хорошо идут продажи сухого желтка, яичного порошка, сухого белка, других продуктов переработки. Цех по переработке яиц мы запустили несколько месяцев назад и с этим проектом, как говорится, попали в точку. Там используется датская технология, качество продукции великолепное, вся она востребована как на внешнем, так и на внутреннем рынке. Тем более, что в Беларуси многие предлагаемые нами пищевые ингредиенты раньше не производились. В целом с начала года мы увеличили экспортные поставки в 2,5 раза и должны заработать за год около 5 млн. долл. Таких валютных доходов фабрика ранее никогда не имела.

 

 

Но возрастают и валютные расходы. По некоторым позициям импорта рост цен можно назвать запредельным. К примеру, 1 кг лизина в январе стоил 7300 бел. руб., а в июне - 27000, подорожав на 370%. Монокальцийфосфат «прибавил» в цене 373%. Соевый шрот, который в производстве комбикорма используется в довольно больших объемах и, соответственно, оказывает заметное влияние на себестоимость, в марте продавался по цене 1830 руб. за кг, в июне - 4300 (+235%). Компенсировать столь значительный рост цен на компоненты комбикорма, ветпрепараты, запасные части к импортному оборудованию за счет валютной выручки мы не в состоянии.

Ситуация должна быть стабилизирована на государственном уровне. Самое главное для этого - предсказуемость экономических процессов, свободный доступ к валюте всех субъектов хозяйствования. Последние события на валютном рынке дают основания надеяться, что наиболее острая фаза кризиса осталась позади и цены на импортные товары стабилизируются.

В то же время хочу подчеркнуть еще раз: себестоимость продукции птицеводства зависит не столько от курса доллара, сколько от производственной структуры предприятий, их возможности осуществлять деятельность в режиме полного цикла, т.е. на собственных кормах. Только этот путь ведет к созданию действительно эффективной экономики птицеводства, а следовательно, и постепенному снижению стоимости выпускаемой продукции.

 

ОАО «Барановичская птицефабрика»

225350, Барановичский р-н, п/о Русино

Тел./факс: 8 0163 44 87 33

e-mail: secretar_BPF@tut.by

Одним из важнейших факторов, определяющих ценовую конкурентоспособность товаров, является уровень налогообложения. К сожалению, по этому параметру белорусские предприятия находятся в худших условиях, нежели другие страны, вошедшие в единое экономическое пространство (ЕЭП).

Существующие в ЕЭП системы налогообложения можно сопоставлять по различным параметрам и дискутировать по вопросам методологии оценок. Но ни одна методика сравнения не позволяет выявить преимущества белорусской налоговой системы. К примеру, в рейтинге Всемирного банка Doing Business отечественная налоговая система уже несколько лет занимает последнее 183-е место. Параметры оценки и данные отчета Doing Business 2011 представлены в табл.1.

Таблица 1. Оценка налоговых систем Doing Business 2011

Страна

Выплаты (кол-во в год)

Время, затрачиваемое на налоговое администрирование (ч)

Налог на прибыль (%*прибыли)

Налоги на з/плату и выплаты из з/платы (% прибыли)

Другие налоги и выплаты (% выплаты)

Общая налоговая ставка (% прибыли)

Место в рейтинге

Беларусь

82

798

22

39,3

19,1

80

183

Казахстан

9

271

16,2

11,5

1,9

29,6

39

Россия

11

320

9

31,8

5,7

46,5

105










*Эффективная ставка налога, которая рассчитывается как общая сумма поступлений налога к налогооблагаемой базе.

Представители налоговых органов утверждают, что для оценок использовались данные 2009 г., а в 2010 - 2011 гг. параметры отечественной налоговой системы существенно улучшились. Однако с этим трудно согласиться. Отдельные изменения, такие как отмена местных налогов из прибыли, переход на квартальный порядок уплаты некоторых налогов, несомненно, являются позитивными. Вместе с тем никаких кардинальных изменений в белорусской налоговой системе не произошло, уровень налоговой нагрузки по-прежнему остается существенно более высоким, чем в других странах-членах ЕЭП. Это касается и совокупного налогового бремени, и ставок отдельных налогов (табл. 2).

Таблица 2. Ставки основных налогов в РФ, РК, РБ, %

Налог

Россия

Казахстан

Беларусь

Налог на прибыль

20

20

24

НДС (стандартная ставка)

18

12

20

Подоходный налог

13

10

12

Отчисления в фонд социального страхования

34

10

35

Одним из главных налогов, который формирует цену продукции и соответственно, оказывает влияние на ее конкурентоспособность, является НДС. Учитывая проблемы, с которыми столкнулась экономика страны, трудно ожидать немедленного снижения его ставки, так как НДС остается основным бюджетообразующим налогом. Однако важно уже сейчас определить временные параметры снижения ставки НДС хотя бы до уровня РФ. И в России, и в Казахстане, и на Украине налоги планируются на несколько лет вперед, что позволяет бизнесу формировать перспективную стратегию развития.

Нельзя также не отметить, что повышенная ставка налога на прибыль оказывает негативное влияние на инвестиционные возможности отечественных предприятий.

На принятие инвестиционных решений оказывает влияние также существующий порядок формирования налогооблагаемой базы. Одним из самых существенных недостатков налогообложения прибыли в Беларуси является отсутствие возможности уменьшения налоговой базы на убытки прошлых лет. Подобная практика сдерживает инвестиции в рисковые проекты, к числу которых относится большинство инновационных проектов, так как при их осуществлении возникает высокая вероятность того, что на некотором этапе предприятие получит убыток. В этом случае отсутствие возможности налоговой компенсации убытка приводит к отказу от данного инвестиционного проекта. Такого жесткого режима для налоговой компенсации убытков нет ни в одной стране.

В 2012 г. в Налоговый кодекс предполагается внести норму о переносе убытков организациями на срок до 5 лет и возможности списания на убыток не более 50% полученной в налоговом периоде прибыли. Следует отметить, что уже действующие в России и Казахстане механизмы переноса убытков значительно более либеральные, так как предполагают возможность их списания в течение 10 лет. В этой связи в условиях создания ЕЭП в Беларуси целесообразно принять порядок компенсации убытков, аналогичный действующему в странах-партнерах.

Создание интеграционных объединений, как правило, усиливает налоговую конкуренцию, так как капитал и рабочая сила при отсутствии барьеров на пути их перемещения устремляются туда, где созданы более благоприятные условия. Поэтому проблемы, связанные с трансформацией налоговой системы, требуют незамедлительного решения.

Что касается нового порядка уплаты налога на прибыль, то в условиях полномасштабного финансового кризиса он оказался для предприятий крайне невыгоден. Напомним, что согласно одному методу, предприятия должны уплачивать налог от предполагаемой прибыли, которую планируют получить на основании собственных расчетов, по другому налог уплачивается от прибыли, размер которой равен прибыли, полученной в прошлом году. При любом подходе многие предприятия вынуждены платить налог от прибыли, которой нет. Следует срочно разрешить предприятиям уплачивать налог исходя из фактического размера прибыли, а также ввести мораторий на применение к предприятиям штрафных санкций и наказаний за неуплату и недоплату налога на прибыль.

{jcomments on}

В чем состоит работа директора как не в поиске ответов на постоянно возникающие вопросы? Хорошо, если вопрос из сферы, в которой директор или его подчиненные чувствуют себя достаточно компетентными. Но даже в этом случае часто хочется с кем-то посоветоваться, обменяться мнениями, чтобы проверить правильность принимаемого решения. А у кого спросить совета, когда возникла сложная нестандартная ситуация? Предлагаем: попробуйте задать вопрос нашему журналу. В его редакционный совет входят опытнейшие хозяйственники, руководители предприятий, ученые. Есть у нас возможность переадресовать вопрос специализированным консультационным компаниям, в том числе российским. Словом, если не решение проблемы, то, во всяком случае, направление, в котором следует двигаться, редакция вам подскажет.

Присылайте вопросы всего на электронную почту magazine@director.by.

 

Золотые яблочки из Заполярья

Вопрос. Нашей компании-импортеру нужно срочно реструктуризировать бизнес. Планируем вложить до миллиона долларов в какое-нибудь экспортоориентированное или импортозамещающее производство. Сейчас заняты поиском перспективных проектов. Может быть, ваш журнал подскажет, на какие сферы деятельности есть смысл обратить внимание в первую очередь? Нам был бы интересен и опыт других предприятий, решающих аналогичные проблемы.

Дмитрий АЛЕКСАНДРОВ, заместитель директора ООО.

Есть в культурологии такое понятие, как зашоренность. Если часто-часто обращаться к какому-либо предмету - перестаешь замечать его истинную ценность.

Года полтора-два назад Министерство экономики в очередном порыве борьбы с импортом выпустило достаточно интересный документ: перечень товаров, импортируемых в Республику Беларусь, с указанием ввозимого количества и точных характеристик, организацию производства которых министерство считает целесообразным внутри республики.

Как и ко всем бюрократическим бумажкам, выпускаемым в рамках данной тематики, к документу отнеслись с юмором и недоверием. И, на самом деле, можно ли серьезно относиться к рекомендации открыть в Беларуси производство легковых автомобилей (с АБС, АКПП и пр., смотри исходный документ) мощностью аж две тысячи машин в год?

Кстати, если говорить в общем и целом об отраслях белорусского бизнеса, которые в ближайшее время будут чувствовать себя неплохо, я бы не в последнюю очередь назвал сферу ремонта и технического обслуживания автомобилей. Достаточно посмотреть, сколько автомобилей ввезли в Беларусь в этом году. И есть подозрение, что все они в ближайшее время начнут ломаться, так как машинки, мягко говоря, «второй свежести».

Но, наверное, компания-импортер, у которой есть миллион долларов на развитие и реструктуризацию, не сильно страдает от отсутствия спроса на ввозимые ею товары. А страдает она, наверное, от отсутствия предложения валюты. Ремонт же автомобилей - это запчасти, а запчасти - это все тот же импорт, с которым абсолютно непонятно, что будет далее.

Поэтому давайте вернемся к нашему Министерству экономики и плоду его трудов. Оставим решение о целесообразности организации производства автомобилей на совести министерства, а сами посмотрим на документ несколько по-иному. Ведь это - уникальный источник того, какие товары нужны на белорусском рынке, в каком количестве и какого качества. Совершенно бесплатное маркетинговое исследование!

Меня, например, поражает обилие в перечне продуктов питания. И именно в эту отрасль я бы хотел в первую очередь направить интерес читателя.

Лозунг, что людям есть нужно будет всегда - избит донельзя (ох уж эта зашоренность), но тем не менее от этого он не потерял актуальность. Я знаю достаточно много импортеров, выживающих сегодня только благодаря тем колхозам, которые некоторое время назад достались им в добровольно-принудительном порядке.

Скорее всего, если мы хотим создать эффективный бизнес, нужно быть готовыми к тому, что создавать придется максимально замкнутую систему, т.е. начиная производством сырья и заканчивая производством готового продукта. Только в этом случае сельскохозяйственный бизнес может быть защищенным от того, что какую-то культуру в Беларуси вырастить нельзя и необходимо опять закупать ее за рубежом.

Правда, без импорта здесь не обойтись. Он понадобится как минимум по двум составляющим. Во-первых, придется закупить за рубежом оборудование. Но вот вторая импортная составляющая организации производства валюты не потребует совсем, а важна она не менее, чем первая. Речь идет о технологии организации работы и управления. Дело в том, что использование традиционных белорусских подходов к производству продуктов питания не позволит создать сколько-нибудь конкурентный продукт. А вот при грамотной организации работы практически все заявления типа «в наших климатических условиях это невозможно» автоматически устраняются.

Вспомнился один очень интересный случай. Есть в Сибири, чуть ли не возле самого Полярного круга, фермер, который выращивает там яблони. Высотой они у него метра по полтора и растут на них яблоки величиной меньше грецких орехов. При этом такие кислые, что их ни один вредитель не ест. Поэтому у нашего фермера нет необходимости применять всякие яды-химикаты. Урожай покупает у него одна японская компания, причем за такие деньги, что становится уже не смешно, а завидно. Японцы потом производят из этих яблок самый экологически чистый мармелад в мире, который и продают по всему миру чуть ли не по цене золота…

Вспомнил я это к тому, что если уж в условиях вечной мерзлоты люди умудряются зарабатывать на продуктах питания, то нам - сам Бог велел. Нужно приложить к этому просто достаточно желания и умения. У продуктов питания, произведенных в Беларуси, к тому же очень хороший экспортный потенциал благодаря высокой репутации их качества.

Поэтому мой совет - обратите свое внимание на производство продуктов питания. Очень высока вероятность, что через некоторое время мы будем приводить вашу компанию в качестве яркого примера эффективной переориентации бизнеса с импорта на экспорт.

На вопрос отвечал Егор ЕГОРУШКИН, руководитель направления «Финансы», бизнес -тренер консалтинговой группы «Здесь и Сейчас»

 

Бизнес-идея

Игровая для мужчин

Если вам удалось родиться и вырасти особью мужского пола, а жизнь в плане семьи сложилась традиционным образом, то вы знаете, как утомительно сопровождать женщин на шоппинг. Они реализуют древний навык собирательства, а вам, охотнику, это малоинтересно. Австралийское подразделение IKEA, дабы освободить покупательниц от назойливого брюзжания их спутников, мешающих «шопиться» (читай тратить деньги), по аналогии с детской комнатой сделало комнату для мужчин.

Теперь в Сиднее дамы могут не только оставить ребенка в Småland, но и пристроить супруга в Mänland. Там он и скрасит свою жизнь общением с себе подобными за просмотром спортивных соревнований, игрой в настольный хоккей и пинбол, видеоиграми, чтением автомобильных журналов в массажном кресле. Чтобы мужчины легче адаптировались к новой среде, их даже покормят хот-догом. Пива вот только нет.

К сожалению женщин и, возможно, мужчин, пребывание в мужской игровой ограничено получасом. Женщине выдают электронный таймер, вовремя напоминающий об этом. Но самое печальное в другом: мужская комната - явление временное, устроенное IKEA ко дню отцов на период с 1 по 4 сентября. Так что это было: рекламный ход, тестовый запуск постоянной будущей услуги или просто доброта по отношению к сильному полу, остается только гадать. Однако представителям других торговых организаций стоит подумать о целесообразности подобных игровых комнат для мужчин в своих пенатах.

По материалам портала http://coolidea.ru/.

 {jcomments on}

 Нонна РАБЕЦ

Взимать или не взимать плату за оказываемые клиенту услуги - это право банка. Более того, в ряде случаев установление льгот клиентам не прерогатива банка, а обязанность, предусмотренная законодательством. Так, согласно нормам Указа от 9 августа текущего года №347 с 16 ноября банки не будут взимать плату за регистрацию сделок.

Вопросы тарифной политики и порядок определения взимаемой платы за банковские операции устанавливаются банками самостоятельно в локальных нормативных актах. Такое право им предоставлено в соответствии с письмом Национального банка от 2 августа 2011 г. №12-39/211 «О рекомендациях». Таким образом, Нацбанк отказался от вмешательства в процесс формирования стоимости банковских услуг. В связи с этим можно ожидать, что банки, конкурируя друг с другом, расширят предложение привлекательных по ценовому фактору услуг.

Между тем клиентам - главным образом в силу недостатка информации - зачастую сложно оценить преимущество обслуживания в том или ином банке.

 

Нюансы комиссии

 

Следует отметить, что взимание комиссионного вознаграждения производится банками в соответствии с тарифами, которые являются одинаковыми для всех клиентов и предоставляются заинтересованным лицам для ознакомления, как правило, до открытия счета. Индивидуальные тарифы устанавливаются по дополнительной договоренности сторон. Изменить тарифы банк вправе в одностороннем порядке, предварительно уведомив об этом клиента. Последнему остается либо согласиться с новыми условиями обслуживания, либо закрыть счет и перейти на обслуживание в другой банк.

Идеальный вариант, - когда клиент имеет возможность изначально оценить стоимость комплексного обслуживания в банке. Однако не все банки предоставляют соответствующую информацию, часто детали, касающиеся правил обслуживания, становятся известны лишь при рассмотрении конкретной ситуации.

Рекомендация. Взаимоотношения с банком по основным позициям целесообразно отрегулировать еще до открытия счета. Ведь в некоторых банках даже открытие счета платное, закрытие же его - платное во всех банках. И постарайтесь выяснить все нюансы будущих отношений.

 

Электронные системы помогают экономить

 

В значительной мере стоимость обслуживания в банке зависит от того, насколько эффективно клиент использует виды банковских услуг и какой вид деятельности он осуществляет.

В случае использования системы электронных платежей «Клиент-Банк» плата для любого клиента будет минимальной. Вместе с тем, если не используется система электронных платежей, то взимается плата за каждую отдельную платежную инструкцию, представленную на бумажном носителе. В сущности банки таким образом стимулируют клиентов к использованию систем электронной передачи документов.

Почти всегда платным является расчетно-кассовое обслуживание в иностранной валюте, а также услуги по проведению операций на биржевом валютном рынке. Конкуренция за клиента вынуждает банки снижать тарифы, а иногда проводить платежи бесплатно.

 

Аккредитивы популярны и дороги

 

Размер комиссионных зависит и от формы расчетов. Так, расчеты посредством аккредитива обойдутся дороже. Причем в настоящее время в связи с ограничениями по проведению авансовых платежей аккредитивы стали использоваться гораздо активнее. Порядок уплаты комиссионных и возмещения расходов по аккредитивам изложен в Инструкции о порядке совершения банковских документарных операций, утвержденной постановлением Правления НБ РБ от 29.03.2001 г. №67. В частности, уплата комиссионных и возмещение за совершение операций по аккредитивам осуществляется в соответствии с условиями договора, заключаемого между банком и клиентом. Следует отметить, что в каждом банке своя стоимость оформления аккредитива. Поэтому у клиента есть право выбора банка, с которым ему наиболее удобно работать.

Рекомендация. При заключении договора на проведение платежей посредством аккредитива следует четко оговорить все условия уплаты комиссии.

{jcomments on}

В сентябре наши респонденты отвечали на вопрос: «Какое влияние на деятельность вашего предприятия оказали последние изменения на валютном рынке?»

 

ТЧУП «Стройтекс», торговля строительными материалами:

«Мы дважды выходили на биржу, но новый курс незначительно снижался относительно ранее установившегося на «черном» рынке. В результате, хотя у предприятия и появился доступ к валюте, это пока существенно не отразилось на нашей деятельности. Да и цены не спешат снижаться вслед за курсом. В целом строительная сфера по-прежнему не приносит должной выгоды. За последний месяц по всем направлениям сплошные ухудшения: недоверие заграничных предприятий, очередные сокращения сотрудников... Кроме того, мы потеряли немало партнеров, которые перебазировались в Россию или Украину. В результате только за минувший месяц денежный оборот сократился в 2 раза! Хочется верить, что ситуация все же стабилизируется и нам удастся не только избежать ликвидации, но и получать прибыль».

 

ОДО «Виаполь», туристические услуги, специализация - внутренний туризм:

«Для нас сентябрь был очень сложным, но в первую очередь из-за огромного потока туристов. Возможно, такой сверхповышенный интерес к нам вызван именно валютными колебаниями. Когда люди не могут себе позволить отдых за границей, то выбирают наши предложения отдохнуть в пределах Беларуси. К тому же и скачки доллара не оказывали на наши цены столь существенного влияния, как на цены зарубежных поездок. Мы же имеем возможность все оплаты для резидентов Беларуси осуществлять в национальной валюте.

Тем не менее, нам тоже пришлось немного поднять расценки из-за повышения цен на топливо. К примеру, стоимость экскурсионных автобусов увеличилась в среднем на 50%. Сейчас по-прежнему нет отбоя от туристов, так как еще не завершился отпускной сезон, а следовательно, на ближайшее будущее работой мы обеспечены».

 

Компания «Дневной свет», производство и монтаж окон ПВХ:

«Минувший месяц оказался некомфортным для работы. Значительно сократилось число заказов - в 2, 5 раза по сравнению с аналогичным периодом прошлого года. Ситуация достаточно предсказуемая, ведь мы работаем исключительно с импортными комплектующими, а нестабильность на валютном рынке подорвало доверие наших партнеров, и они осуществляют поставки в основном по предоплате. Правда, долларовые цены нам удалось не поднимать, но спрос все равно упал - ведь зарплаты люди получают в рублях.

Как справляемся с ситуацией? Используем всевозможные рекламные методики, чтобы заинтересовать покупателя и сберечь бизнес. К примеру, проводим акции типа «покупаешь два окна - жалюзи в подарок на одно из них». Или разработка системы скидок вплоть до 50%. В будущем постараемся осуществить еще больше наработок в этой области бизнеса, ведь надеемся, что в результате торгов доллар все-таки нащупает свой потолок и ситуация на рынке стабилизируется».

 

ООО «ФИД-Автозапчасти», автозапчасти и смазочные материалы для автомобилей:

«Очевидно, что продажа запчастей всегда привязана к курсу доллара, ведь мы поставляем комплектующие для легковых и грузопассажирских автомобилей из Азии, Европы и Америки. Поэтому наша компания, как говорится, «прошла все круги ада». В сентябре цены менялись чуть ли не ежедневно. Разумеется, что даже если доллар дешевел или дорожал на сотую долю, для нас это выливалось в суммы, исчисляемые миллионами рублей. Планируем после установления единого курса увеличить продажи и заключить новые соглашения с зарубежными партнерами».

 

Кондитерский комбинат КУП «Витьба»:

«Постоянные скачки курса обошлись нам очень дорого. Сейчас подсчитываем убытки за минувший месяц, ведь импорт у нас значительно превышает экспорт. Взять хотя бы сырье. Часть его мы закупаем в России и Украине, где работают, как правило, по 100%-ной предоплате. Лишь очень немногие партнеры соглашаются войти в наше положение и идут на какие-либо рассрочки. И даже в Беларуси практически все требуют предоплату, чтобы хоть как-то подстраховаться. К тому же еще до установления свободного курса стоимость сырья формировалась относительно тарифов «черного» рынка, а это 9000-10000 руб. В результате - резкий скачок цен на нашу продукцию. На биржу мы пока не выходили, но очевидно: сейчас, когда на валютном рынке установилось какое-никакое согласие, цены возрастут еще больше, ведь по «единому», по-прежнему завышенному, курсу теперь ведут подсчеты практически все наши партнеры».

{jcomments on}

 Светлана НАЙМИТЕНКО

 Мы все посылаем определенные сигналы в окружающий мир. Через свой внешний вид, одежду, которую выбираем, осанку и телодвижения. И неважно, хотим мы этого или нет, задумываемся мы над этим или нет, но у каждого из нас есть имидж. И достаточно внимательного взгляда для того, чтобы определить социальный статус человека, уровень его притязаний, отношение к себе и окружающим и понять в итоге: симпатичен нам этот человек или нет, хотим мы вступить с ним в сотрудничество или нет. Первое впечатление зачастую накладывает сильнейший отпечаток на то, как будут развиваться дальнейшие отношения.

Чтобы произвести первое впечатление, достаточно совсем немного времени: от 30 с до 4 мин. За это короткое время у нас складывается образ нашего собеседника и накрепко запечатлевается в сознании. Этот образ и есть не что иное, как имидж, который у каждого свой. Возможность произвести первое впечатление нам дается лишь однажды, поэтому стоит серьезно относиться к тому, чтобы всегда выглядеть наилучшим образом, иначе говоря, иметь положительный имидж.

Очень важными и легко интерпретируемыми признаками при первом знакомстве являются внешность человека, его одежда и манера поведения. Интересно, что 55% общего впечатления занимает именно то, как выглядит человек (его костюм, символы статуса, цвет кожи и волос, степень ухоженности), 38% - голос человека (тембр, высота и эмоциональность, дикция) и лишь 7% - то, что он говорит. Согласно исследованиям, проведенным академиком А.Мехрабяном, 93% нашего успеха напрямую зависит от имиджа. Появление симпатии или антипатии зависит и от таких факторов как рукопожатие, дистанция во время разговора, осанка, взгляд и контакт глазами, одежда и символы статуса, тембр голоса, запах и энергетика.

Последний показатель - из квантовой физики. Все живое на Земле имеет волновую природу, пропитано энергией и излучает волны определенной длины. Когда мы расстроены или обижены, волны излучаются спокойно и медленно, а когда нас переполняет радость, они становятся быстрее и активнее. В результате создается яркий энергетический образ, а если он еще гармонично сочетается с внешним обликом, то имидж можно считать удачным. Очень полезно как можно чаще создавать хорошее настроение, наполняя себя позитивом, восторженным расположением духа и довольством собой. Для этого достаточно несколько раз в день сказать себе: «Я переполнен радостью», запуская тем самым в действие великолепный механизм, который действительно дает головокружительное ощущение восторга и счастья.

Относясь к своей внутренней жизни столь позитивно, нельзя упускать из виду и внешнюю сторону. Ведь тело отражает все наши чувства. Обычно под красивой, здоровой и ухоженной внешностью человека окружающие подразумевают такие же внутренние качества. Что ж, - это дополнительный бонус, который мы можем получить от окружающих. Известно, что небрежность, проявляемая во внешнем виде, это и небрежность в отношении к себе и окружающим. У таких людей страдает чувство собственного достоинства, нет удовлетворенности и уверенности в себе и своих силах. Часто им недостает спокойствия, искренности, дружелюбия и живого интереса к происходящему вокруг.

 Уверенное же и достойное поведение проистекает из знания. Знания того, что ты уместен, а твое поведение и одежда соответствуют случаю. Внешний вид играет ведущую роль при определении социальной успешности каждого из нас. Он без слов «расскажет» о многом, в том числе и о профессионализме. Для делового человека важно не только осознавать, как работает его имидж, но и уметь его достойно продемонстрировать. Если говорить о женщинах-руководителях, то они намного лучше осведомлены на тему одежды, стиля и имиджа, чем их коллеги-мужчины. Но и они иногда попадают в неловкие ситуации, особенно когда эти ситуации нестандартные, случаются впервые.

Существуют основные правила, следуя которым вы будете всегда выглядеть уместно и логично. Самое важное - это запомнить, что одежда должна всегда соответствовать времени и обстановке. Собираясь на любое мероприятие, нужно ответить себе на три важных вопроса:

·        Куда вы идете?

·        В какое время?

·        С какой целью?

Для деловых встреч в дневное время предпочтительнее использовать повседневную деловую одежду и соблюдать следующие нормы делового этикета:

·        Обязательное наличие колготок или чулок телесных оттенков.

·        Закрытые туфли в зимнее время, летом допустимы открытые туфли (с открытой пяткой), но не босоножки, сабо, мокасины и другая обувь, больше подходящая для уик-эндов.

·        «Визитный» костюм с юбкой длиной до колена должен быть у каждой деловой женщины.

·        Костюм с брюками допустим, но верхняя часть его обязательно должна прикрывать ягодицы, а брюки не должны быть кожаными или джинсовыми.

·        В деловом стиле допустимо использование трикотажа, однако он не относится к официальной одежде.

·        В костюмах, платьях, блузках обязателен длинный рукав.

·        В летнее время костюм может быть любого цвета, даже ярких расцветок. В холодное время лучше придерживаться спокойной, приглушенной гаммы.

·        Неотъемлемый атрибут деловой женщины - это кейс или сумка-портфель из хорошей кожи нейтрального цвета.

·        Минимум украшений, но изысканных и не слишком дорогих. Лучше пусть это будет бижутерия, но высокого качества и интересного дизайна.

·        Ювелирные украшения с бриллиантами и другими драгоценными камнями не носят в деловой обстановке в дневное время. Это считается дурным тоном.

·        На официальных мероприятиях допустимы перчатки, шелковые, кружевные или из лайковой кожи, как элемент костюма, тогда как на службе перчатки совершенно недопустимы.

Не относятся к деловому офисному стилю:

·        Одежда романтического направления из прозрачной или блестящей ткани, слишком короткая, а также одежда с глубоким декольте и оголяющая участки тела: живот, спину, руки.

·        Джинсовая и спортивная одежда, спортивная обувь и головные уборы.

·        Фольклорные длинные юбки с воланами и крупным рисунком, а также топы с открытой спиной и руками.

·        Одежда, сильно облегающая тело.

·        Соломенные шляпки, панамки, бейсболки.

·        Сумки, обильно украшенные стразами, вышивкой, мехом, со множеством металлических элементов, а также лаковые фантазийные сумочки, ридикюли, огромные текстильные сумки и рюкзаки.

·        Обильные украшения, звенящие и сверкающие, низкокачественные, дешевые или, наоборот, слишком дорогие.

Любые проявления, подчеркивающие вашу сексуальность, относятся к романтическому стилю и неприемлемы в деловой обстановке, так как отвлекают ваших собеседников от ваших деловых качеств. Однако для свободного времяпровождения романтический стиль подходит как нельзя кстати.

Следует отметить, что по степени официальности мероприятия бывают официальными (протокольными) и неофициальными. Соответственно и одежда подразделяется на официальную (повседневную и нарядную) и неофициальную (повседневную и нарядную).

Официальная повседневная одежда - это костюмы с юбками или брюками, блузки-сорочки, иногда платья. Такая одежда используется в дневное время с 9.00 до 17.00. Официальная нарядная одежда предназначенная для протокольных мероприятий вечернего времени (нарядные костюмы, платья, коктейльные платья, вечерние туалеты в пол). Чаще всего в приглашении на официальное мероприятие оговаривается дресс-код, который необходимо соблюдать. Такая одежда используется и с 17.00 до 20.00 и в вечернее время с 20.00 и позже.

Неофициальная деловая одежда на каждый день - это одежда свободного стиля, выполненная из более дешевых материалов, чем официальная одежда, трикотажные изделия, неклассические брюки и юбки.

Для встреч переходного времени (17.00-20.00) обычно используется повседневная деловая одежда. Если же в приглашении указан какой-либо дресс-код, то женщины приходят в вечернем, но сдержанном наряде, коктейльном платье или нарядной блузке.

Для встреч после 20 часов, даже если в приглашении не указан дресс-код, необходимо тщательно выбирать вечерний костюм. В этом случае будут уместны платья в пол, маленькие оригинальные сумочки, перчатки, украшения из натуральных камней и драгоценных металлов.

Естественно, не стоит забывать, что любая одежда, аксессуары и украшения должны не только соответствовать ситуации, но и отражать индивидуальность их владельца.

{jcomments on}