fbpx

Белорусская экономическая

модель» и реалии развития

Уважаемые читатели!

 

Возможно ли методы управления белорусской экономикой определить как национальную модель развития хозяйства, подразумевая, что она построена на определенных принципах и методах, т.е. на сформированной методологии? Очевидно, что нет. В республике сохранен доперестроечный отраслевой принцип управления, существовавший в СССР в период с 60-х до конца 80-х гг. Административные методы, основанные на директивных плановых показателях, также практически не претерпели изменения. Отличительная особенность Беларуси от других государств СНГ состоит в наиболее полном сохранении структуры и объема прежней экономики. Конечно, с учетом сниженной востребованности продукции оборонного характера многие предприятия утратили прежний потенциал. Но все они функционируют, получая бюджетную поддержку и выпуская конверсионную продукцию. При этом осталась технология 70-х гг. прошлого столетия. На ее обновление нет достаточных средств. Так, в 2010 г. затраты организаций промышленности на технологические инновации составили 1,7% ВВП, или 931 млн.долл. Из них на покупку оборудования затрачено 65% и на приобретение новых и высоких технологий только 0,4%, или 3,7 млн.долл. Не лучше обстоит дело и с обновлением производственных программ. За 10 лет, с 2000 по 2010 г., ежегодное число заявок на патентование увеличилось на 61,3%, а количество действующих патентов только в 2 раза, составив 4444 ед. Стабильным остается в промышленности и число инновационно активных предприятий - чуть более 300, что соответствовало в 2010 г. 15,4% общего количества.

Прежнюю структуру промышленности и экономики в целом позволило сохранить наличие емкого российского рынка. Число занятых в промышленности к 2010 г. за десятилетний период сократилось только на 91 тыс. человек, или 7,9%. Практически не менялась в этот период и форма собственности. Объем промышленного производства, создаваемого на предприятиях, принадлежащих физическим лицам, составляет только 2,1%, а являющихся собственностью негосударственных юридических лиц - 10,5%.

Вместе с тем в республике есть понимание, что собственными силами поднять промышленность на новый технологический уровень не удастся. В последние годы проведено формальное акционирование и согласно официальной статистике в Беларуси - 92,9% частных предприятий, акции которых принадлежат государству. Исключение составляют приватизированные и иностранные предприятия, на долю которых приходится 15,2% объема производства.

Между тем реальных сделок по продаже собственности нет. И причина не только в том, что не хочется продавать дешево. В основе - боязнь потери управляемости и стремление к политической стабильности.

Есть на всех уровнях управления и осознание того, что структуру экономики надо менять. И даже делаются в этом направлении определенные шаги. Так, за десятилетие, с 2000 г. объем платных услуг населению увеличился в 2,8 раза, опередив промышленность по этому показателю на 24%. Но и здесь сказываются сдерживающие факторы: замедленная приватизация, низкое стимулирование развития малого и среднего бизнеса, да и в целом недостаточная нацеленность на формирование сферы услуг. Благодаря эмиссионному разогреву внутреннего спроса, в первом полугодии 2011 г. доля валовой добавленной стоимости в этой части экономики оказалась больше, чем в сфере производства. В аналогичном же периоде прошлого года их доли были равны. В последние месяцы девальвацией и уменьшением эмиссии спрос сдерживается, и доли вновь сблизятся, ибо нет реальных подвижек к расширению сферы услуг.

В то же время материалоемкость ВВП за счет ценового фактора продолжает расти. Только в январе-марте она увеличилась на 0,3%. Несмотря на принимаемые меры, увеличивается и отрицательное сальдо торгового баланса. За полугодие 2011 г. по отношению к аналогичному периоду 2010 г. рост составил 26,6%. Исключительно благодаря отложенному спросу на импорт в июле динамику удалось переломить, но удержать достигнутое не удается даже при льготных ценах на газ. Действующая экономика не позволяет продуцировать положительное сальдо.

Поэтому принятые меры по выходу на единый курс и, в частности, трансляция для населения курса второй сессии, не могут не сказаться на инфляции и снижении покупательской способности. Более того, рыночный принцип определения для населения курса лишил граждан возможности хоть как-то планировать свою жизнь. Человек не может предположить, сколько ему придется платить за учебу и сможет ли он отдохнуть за пределами Беларуси. Вторая сессия нужна была еще весной, но для населения рационально было бы определить какой-то минимум покупки по первой сессии. Например, как в Китае, где гражданин в год может купить 5 тыс.долл. Для тех, кому требуется больше установленного минимума, рационально оставить возможность покупки по курсу второй сессии. Эта мера реально сдерживала бы инфляцию и не требовала столь динамичного роста заработной платы. Кроме того, хоть как-то уменьшила бы отток специалистов в Россию и, в первую очередь, как показывает практика, строителей. А это тоже по международной классификации - сфера услуг.

Но это проблема тактики. Что же касается стратегии, то надо ускоренно менять структуру экономики в направлении расширения сферы услуг. Промышленность должна остаться там, где она сможет кооперироваться с иностранными и, в первую очередь, российскими производителями, обеспечивая в режиме самофинансирования развитие технологии и сохранение рынков.

 

С уважением,

главный редактор А.Ковтуненко

 

{jcomments on}