fbpx

Одним из важнейших факторов, определяющих ценовую конкурентоспособность товаров, является уровень налогообложения. К сожалению, по этому параметру белорусские предприятия находятся в худших условиях, нежели другие страны, вошедшие в единое экономическое пространство (ЕЭП).

Существующие в ЕЭП системы налогообложения можно сопоставлять по различным параметрам и дискутировать по вопросам методологии оценок. Но ни одна методика сравнения не позволяет выявить преимущества белорусской налоговой системы. К примеру, в рейтинге Всемирного банка Doing Business отечественная налоговая система уже несколько лет занимает последнее 183-е место. Параметры оценки и данные отчета Doing Business 2011 представлены в табл.1.

Таблица 1. Оценка налоговых систем Doing Business 2011

Страна

Выплаты (кол-во в год)

Время, затрачиваемое на налоговое администрирование (ч)

Налог на прибыль (%*прибыли)

Налоги на з/плату и выплаты из з/платы (% прибыли)

Другие налоги и выплаты (% выплаты)

Общая налоговая ставка (% прибыли)

Место в рейтинге

Беларусь

82

798

22

39,3

19,1

80

183

Казахстан

9

271

16,2

11,5

1,9

29,6

39

Россия

11

320

9

31,8

5,7

46,5

105










*Эффективная ставка налога, которая рассчитывается как общая сумма поступлений налога к налогооблагаемой базе.

Представители налоговых органов утверждают, что для оценок использовались данные 2009 г., а в 2010 - 2011 гг. параметры отечественной налоговой системы существенно улучшились. Однако с этим трудно согласиться. Отдельные изменения, такие как отмена местных налогов из прибыли, переход на квартальный порядок уплаты некоторых налогов, несомненно, являются позитивными. Вместе с тем никаких кардинальных изменений в белорусской налоговой системе не произошло, уровень налоговой нагрузки по-прежнему остается существенно более высоким, чем в других странах-членах ЕЭП. Это касается и совокупного налогового бремени, и ставок отдельных налогов (табл. 2).

Таблица 2. Ставки основных налогов в РФ, РК, РБ, %

Налог

Россия

Казахстан

Беларусь

Налог на прибыль

20

20

24

НДС (стандартная ставка)

18

12

20

Подоходный налог

13

10

12

Отчисления в фонд социального страхования

34

10

35

Одним из главных налогов, который формирует цену продукции и соответственно, оказывает влияние на ее конкурентоспособность, является НДС. Учитывая проблемы, с которыми столкнулась экономика страны, трудно ожидать немедленного снижения его ставки, так как НДС остается основным бюджетообразующим налогом. Однако важно уже сейчас определить временные параметры снижения ставки НДС хотя бы до уровня РФ. И в России, и в Казахстане, и на Украине налоги планируются на несколько лет вперед, что позволяет бизнесу формировать перспективную стратегию развития.

Нельзя также не отметить, что повышенная ставка налога на прибыль оказывает негативное влияние на инвестиционные возможности отечественных предприятий.

На принятие инвестиционных решений оказывает влияние также существующий порядок формирования налогооблагаемой базы. Одним из самых существенных недостатков налогообложения прибыли в Беларуси является отсутствие возможности уменьшения налоговой базы на убытки прошлых лет. Подобная практика сдерживает инвестиции в рисковые проекты, к числу которых относится большинство инновационных проектов, так как при их осуществлении возникает высокая вероятность того, что на некотором этапе предприятие получит убыток. В этом случае отсутствие возможности налоговой компенсации убытка приводит к отказу от данного инвестиционного проекта. Такого жесткого режима для налоговой компенсации убытков нет ни в одной стране.

В 2012 г. в Налоговый кодекс предполагается внести норму о переносе убытков организациями на срок до 5 лет и возможности списания на убыток не более 50% полученной в налоговом периоде прибыли. Следует отметить, что уже действующие в России и Казахстане механизмы переноса убытков значительно более либеральные, так как предполагают возможность их списания в течение 10 лет. В этой связи в условиях создания ЕЭП в Беларуси целесообразно принять порядок компенсации убытков, аналогичный действующему в странах-партнерах.

Создание интеграционных объединений, как правило, усиливает налоговую конкуренцию, так как капитал и рабочая сила при отсутствии барьеров на пути их перемещения устремляются туда, где созданы более благоприятные условия. Поэтому проблемы, связанные с трансформацией налоговой системы, требуют незамедлительного решения.

Что касается нового порядка уплаты налога на прибыль, то в условиях полномасштабного финансового кризиса он оказался для предприятий крайне невыгоден. Напомним, что согласно одному методу, предприятия должны уплачивать налог от предполагаемой прибыли, которую планируют получить на основании собственных расчетов, по другому налог уплачивается от прибыли, размер которой равен прибыли, полученной в прошлом году. При любом подходе многие предприятия вынуждены платить налог от прибыли, которой нет. Следует срочно разрешить предприятиям уплачивать налог исходя из фактического размера прибыли, а также ввести мораторий на применение к предприятиям штрафных санкций и наказаний за неуплату и недоплату налога на прибыль.

{jcomments on}