Нонна РАБЕЦ
Взимать или не взимать плату за оказываемые клиенту услуги - это право банка. Более того, в ряде случаев установление льгот клиентам не прерогатива банка, а обязанность, предусмотренная законодательством. Так, согласно нормам Указа от 9 августа текущего года №347 с 16 ноября банки не будут взимать плату за регистрацию сделок.
Вопросы тарифной политики и порядок определения взимаемой платы за банковские операции устанавливаются банками самостоятельно в локальных нормативных актах. Такое право им предоставлено в соответствии с письмом Национального банка от 2 августа 2011 г. №12-39/211 «О рекомендациях». Таким образом, Нацбанк отказался от вмешательства в процесс формирования стоимости банковских услуг. В связи с этим можно ожидать, что банки, конкурируя друг с другом, расширят предложение привлекательных по ценовому фактору услуг.
Между тем клиентам - главным образом в силу недостатка информации - зачастую сложно оценить преимущество обслуживания в том или ином банке.
Нюансы комиссии
Следует отметить, что взимание комиссионного вознаграждения производится банками в соответствии с тарифами, которые являются одинаковыми для всех клиентов и предоставляются заинтересованным лицам для ознакомления, как правило, до открытия счета. Индивидуальные тарифы устанавливаются по дополнительной договоренности сторон. Изменить тарифы банк вправе в одностороннем порядке, предварительно уведомив об этом клиента. Последнему остается либо согласиться с новыми условиями обслуживания, либо закрыть счет и перейти на обслуживание в другой банк.
Идеальный вариант, - когда клиент имеет возможность изначально оценить стоимость комплексного обслуживания в банке. Однако не все банки предоставляют соответствующую информацию, часто детали, касающиеся правил обслуживания, становятся известны лишь при рассмотрении конкретной ситуации.
Рекомендация. Взаимоотношения с банком по основным позициям целесообразно отрегулировать еще до открытия счета. Ведь в некоторых банках даже открытие счета платное, закрытие же его - платное во всех банках. И постарайтесь выяснить все нюансы будущих отношений.
Электронные системы помогают экономить
В значительной мере стоимость обслуживания в банке зависит от того, насколько эффективно клиент использует виды банковских услуг и какой вид деятельности он осуществляет.
В случае использования системы электронных платежей «Клиент-Банк» плата для любого клиента будет минимальной. Вместе с тем, если не используется система электронных платежей, то взимается плата за каждую отдельную платежную инструкцию, представленную на бумажном носителе. В сущности банки таким образом стимулируют клиентов к использованию систем электронной передачи документов.
Почти всегда платным является расчетно-кассовое обслуживание в иностранной валюте, а также услуги по проведению операций на биржевом валютном рынке. Конкуренция за клиента вынуждает банки снижать тарифы, а иногда проводить платежи бесплатно.
Аккредитивы популярны и дороги
Размер комиссионных зависит и от формы расчетов. Так, расчеты посредством аккредитива обойдутся дороже. Причем в настоящее время в связи с ограничениями по проведению авансовых платежей аккредитивы стали использоваться гораздо активнее. Порядок уплаты комиссионных и возмещения расходов по аккредитивам изложен в Инструкции о порядке совершения банковских документарных операций, утвержденной постановлением Правления НБ РБ от 29.03.2001 г. №67. В частности, уплата комиссионных и возмещение за совершение операций по аккредитивам осуществляется в соответствии с условиями договора, заключаемого между банком и клиентом. Следует отметить, что в каждом банке своя стоимость оформления аккредитива. Поэтому у клиента есть право выбора банка, с которым ему наиболее удобно работать.
Рекомендация. При заключении договора на проведение платежей посредством аккредитива следует четко оговорить все условия уплаты комиссии.
{jcomments on}