№8 (146) - Август 2011

ТЕМА НОМЕРА
 
ЭФФЕКТИВНОСТЬ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПОДДЕРЖКИ
                                                                                
  • В проект Закона о государственно-частном партнерстве заложены прогрессивные нормы.
  • В Беларуси устарела система отраслевого управления.
  • Мерами государственной поддержки мы безвозмездно субсидируем импортеров нашей продукции.
  • По каким принципам государство оказывает поддержку предприятиям?
  • Девальвация не решает проблем белорусской экономики, но альтернативы ей, к сожалению, нет.
  • Американская модель роста исчерпала себя так же безнадежно, как и белорусская.
  • Руководители предприятий негативно оценивают последствия неуправляемой девальвации.
  • Снижен "алкогольный порог" для водителей. Даже пиво теперь противопоказано.
 

Когда валюту продавать необязательно

Нонна РАБЕЦ

 Напряженная ситуация на внутреннем валютном рынке заставляет предприятия искать схемы проведения платежей, которые обеспечили бы экономию экспортной выручки. В некоторой степени этому способствует правильный выбор валюты платежа.

Дело в том, что при заключении договора стороны приходят к соглашению, каким образом и в какой валюте будет исполняться внешнеторговая сделка. О том, что такие условия определяются соглашением сторон, гласит ст. 391 Гражданского кодекса,

В свою очередь валютное законодательство РБ также предоставляет участникам внешнеторговых сделок широкие возможности в части выбора валюты расчетов. В частности, согласно Правилам проведения валютных операций, утвержденных постановлением Правления Нацбанка РБ от 30 апреля 2004 г. №72, денежные обязательства между резидентом и нерезидентом могут быть выражены в иностранной валюте, официальный курс белорусского рубля к которой установлен Нацбанком. Перечень таких денежных единиц  содержится в постановлении Правления НБ РБ от 20 августа 2001 г. №208 «О порядке установления официального курса белорусского рубля по отношению к иностранным валютам». Сегодня Нацбанк устанавливает официальный курс по 18 свободно-конвертируемым и ряду ограниченно конвертируемых валют, в числе которых российский рубль, украинская гривна, молдавский лей, дензнаки стран Балтии и ряд других.

В некоторых случаях в дополнение к разрешенному  законодательством перечню используемых в международных расчетах валют возможно проведение расчетов между резидентом и нерезидентом в национальных валютах, по которым официальный курс Национальным банком не устанавливается.

Таким образом, участники внешнеторговых сделок выбирают валюту платежа исходя из требований законодательства и условий международных договоров. В помощь участникам ВЭД Нацбанк издал письмо от 30 сентября 2004 г. №03-13/111 «О выборе валюты международных расчетов с учетом норм международных договоров Республики Беларусь», в котором содержится перечень валют используемых в расчетах со странами СНГ и Балтии.

Выбор валюты платежа - важный момент не только с правовой, но и с экономической точки зрения. От него зависит, придется ли предприятию осуществлять обязательную продажу валютной выручки (30% поступившей валюты по курсу Нацбанка). Основными нормативными актами, регулирующими вопросы обязательной продажи, являются Указ Президента РБ от 17 июля 2006 г. №452 и Инструкция о порядке осуществления обязательной продажи иностранной валюты на внутреннем валютном рынке, утвержденная постановлением Правления НБ РБ от 13 сентября 2006 г. №129. Согласно нормам названных документов, продаже подлежит выручка, поступающая юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям на их счета в банках и небанковских кредитно-финансовых организациях РБ и за ее пределами. Определение «выручки» дано в Указе №452: «Выручкой в иностранной валюте являются денежные средства в иностранной валюте согласно перечню иностранных валют, подлежащих обязательной продаже на внутреннем валютном рынке, определяемому НБ РБ».

Упомянутый Перечень содержится в Инструкции №129 и включает 12 валют:

·                   австралийский доллар,

·                   датская крона,

·                   доллар США,

·                   евро,

·                   исландская крона,

·                   иена,

·                   канадский доллар,

·                   норвежская крона,

·                   российский рубль,

·                   фунт стерлингов,

·                   шведская крона,

·                   швейцарский франк.

 

Таким образом, если для расчетов избрана валюта, не внесенная в перечень, то осуществлять ее обязательную продажу не требуется.

Более того, Правила от 30 апреля 2004 г. №72 позволяют при проведении расчетов по экспорту и импорту изменять валюту обязательств. В частности, можно заключить дополнительное соглашение к договору и осуществить расчеты в украинских гривнах, казахстанских тенге или китайских юанях. Подчеркнем еще раз, что в этом случае субъект хозяйствования не несет обязательств по обязательной продаже валюты. Пока такие операции не получили широкого распространения, но в случае задержки выхода на единый курс рубля они могут представлять интерес для большого числа предприятий.

Игорь КАБАЛИК, юрист

В последнее время много говорится об эффективности государственной поддержки предприятий и организаций республики. Но для этого надо понять, почему и кому помогает держава?

Причина этого явления более или менее ясна: у многих предприятий сегодня не хватает оборотных средств для ведения своей деятельности, не говоря уже о развитии. Но понятно, что всех поддержать не удастся. Кто же тогда попадает в число счастливчиков?

В какой-то мере судить об этом можно, ознакомившись с Указом Президента РБ от 02.07.2011 г. №306 «О некоторых вопросах закупки продукции растениеводства урожая 2011 г., иной продукции и расчетов за нее». В соответствии с этим документом государство берет на себя обязательство кредитовать по льготным ставкам предприятия и организации, перечисленные в Приложении №1. Всего в этом списке 228 субъектов хозяйствования, и им выделяется свыше 2,3 трлн. руб.

Кто же попал в этот список? Первая группа - все районные потребительские общества потребкооперации республики. Вторая - подавляющее большинство заготовительно-производственных предприятий этой же системы, а также все комбикормовые заводы республики, республиканские комбинаты хлебопродуктов, рыбохозяйственные предприятия и общества. Третья - все известные предприятия республики, производящие ликероводочную продукцию, в том числе Минский завод «Кристалл», Климовичский ликероводочный завод, спиртзавод «Аквадив», брестский, гродненский, витебский, гомельский спиртоводочные заводы.

Во всех развитых странах система кооперации (в различных ее формах) и тем более спиртоводочное приносят немалую прибыль его владельцам. Государство получает доход в виде налога от деятельности таких предприятий. Почему же у нас они просят средств из казны?

Одной из причин является отсутствие собственных оборотных средств для осуществления деятельности. Уже неоднократно указывалось, что кредитная политика белорусских банков сделала невыгодным какое-либо производство в стране. Поэтому государство вынуждено их кредитовать, чтобы хоть как-то защитить от банковского произвола.

Банки перестали быть держателями денежных средств клиентов, а превратились в ростовщиков, которые, пользуясь сложившейся ситуацией (по их же воле созданной), обирают тех, кто держит в них свои средства. Посмотрите отчеты банков, в том числе Национального, по итогам работы за год. Каждый раз идет «рапорт» об удвоении того, что называется «кредитным портфелем», об удвоении прибыли и т.д. А это денежные средства, заработанные предприятиями, но которые «потихоньку» перетекли к банкам. В такой ситуации пропадает стимул развивать производство.

Второй негативной особенностью господдержки является психология «иждивенчества». Нередко ею пользуются даже те, кто особо не нуждается в этих средствах. Так, в упомянутом Приложении №1 указано как нуждающееся в поддержке в сумме 300 млн. руб. Горецкое районное потребительское общество. В то же время в газете «Республика» от 5 августа 2011 г. №147 в рубрике «Компетентный собеседник» разрекламирован положительный опыт его работы. Сказано: «…на товарном рынке мы оказались в выигрыше относительно коммерческих структур и в первую очередь из-за того, что имели в удельном весе 90-99% продукции белорусского производства. Заблаговременно налаженные связи позволили нам работать стабильно и развиваться…». Возникает законный вопрос: если это потребительское общество так успешно работает, то зачем ему господдержка?

Или еще один пример. В Приложении №1 указано открытое акционерное общество «Рыбхоз «Грицево», которому государство выделяет льготный кредит на сумму 150 млн. руб. Однако постановлением Совета Министров РБ от 9 июля 2011 г. №929 «О безвозмездной передаче акций» указанное общество передается безвозмездно в ведение проектно-изыскательского республиканского унитарного предприятия «Белгидропривод».

Спрашивается, зачем еще оказывать господдержку, когда государство передает безвозмездно рыбхоз стоимостью около 42,5 млн. руб. другому собственнику?

Это не единичные примеры, свидетельствующие о сомнительной эффективности государственной поддержки в нынешних условиях. Эти «льготы» не решают основной задачи - эффективной работы самих предприятий.

Необходимо учитывать, что нами рассмотрено только одно из направлений «вливания» государством денег в экономику. Подобные решения принимаются ежегодно по различным отраслям. Это уже не разовая господдержка, а прямое участие государства в процессе производства со всеми вытекающими для него последствиями на мировом рынке товаров и услуг.

Взаимодействие государства и частного бизнеса сегодня рассматривается в качестве одного из ключевых компонентов инвестиционного и инновационного развития страны. В настоящее время заинтересованные государственные органы ведут работу по формированию специального законодательства, регулирующего данную сферу деятельности. В частности, научно-исследовательским экономическим институтом и Министерством экономики разработан проект закона «О государственно-частном партнерстве». О некоторых положениях, заложенных в документе, наш журнал уже сообщал[1]. Учитывая большой интерес читателей и важность темы, мы решили более подробно рассказать о механизмах правового и организационно-структурного обеспечения государственно-частного партнерства (ГЧП). На вопросы редакции отвечает ведущий научный сотрудник НИЭИ, кандидат технических наук, доцент Евгений БОРУШКО.

- Евгений Петрович, о государственно-частном партнерстве в Беларуси заговорили совсем недавно. Расскажите, что это за институт? Каким может быть его место в белорусской экономической системе?

- Договорные формы партнерства действительно нельзя назвать новшеством. В белорусской правовой системе они проявились в первые годы становления рыночных отношений - это, например, «концессионный договор», «инвестиционный договор», «государственный заказ» и др. Однако такие договора предоставляют лишь ограниченную возможность для взаимодействия государства с бизнесом. К тому же упомянутые формы сотрудничества ориентированы не на конечный результат, а на выполнение отдельных работ, услуг; в них не заложены принципы разделения и управления рисками. Не потому ли в стране сегодня нет работающих концессий, ограниченно применяются договора доверительного управления имуществом, аренды имущественных комплексов и др.? А ведь это все формы, относящиеся к ГЧП.

С формально-юридической точки зрения понятие «государственно-частное партнерство» гораздо шире существующих ныне форм договорных отношений. Соглашение о партнерстве является новой отдельной договорной формой, исключающей необходимость одновременного использования концессионной или инвестиционной и других форм. Вместе с тем сохраняется возможность применения этих договоров, если они заключены на этапе инициирования или выбора инвестиционного проекта, реализуемого под общей эгидой создаваемого проекта государственно-частного партнерства.

Могу также добавить, что, согласно нашей концепции, инвестиционный проект в форме ГЧП хотя и имеет общие черты с традиционным инвестиционным проектом, но в то же время обладает рядом отличительных признаков. Он используется в тех случаях, когда объект имеет высокую экономическую или социальную значимость, широк круг его участников, сроки реализации составляют от 5 до 50 лет, а также когда партнеры несут солидарную ответственность и делят риски реализации проекта. Превалирующей сферой деятельности в формате партнерства являются объекты производственной и социальной инфраструктуры.

Понятно, что создание полноценного института государственно-частного партнерства потребует масштабной законотворческой работы, в частности, разработки и принятия специального Закона о ГЧП, корректировки либо принятия нового Закона о концессиях, других законодательных актов. Понадобится и пакет подзаконных нормативных актов, конкретизирующих положения специального закона.

- Какими авторам проекта закона видятся механизмы ГЧП, система управления партнерством?

- В числе механизмов партнерства можно назвать инвестиционные фонды, свободные экономические зоны, парки высоких технологий, кредитно-финансовые организации, венчурные компании, технопарки, бизнес-инкубаторы и др. Предполагается также использование лизинговых и страховых механизмов, проектного финансирования, финансирования государственных программ с привлечением частных инвестиций.

Основными документами станут проект и соглашение о партнерстве. О проекте говорилось выше. Соглашение определяет правовой статус и механизмы договорных отношений между частным инвестором - победителем конкурса и государственным органом. В соглашении участники партнерства определяют объемы вкладываемых капиталов, устанавливают правила управления компанией, предусматривают условия разделения прибылей и рисков, а также множество других положений.

Несколько слов о системе управления партнерством. Она будет выстраиваться через создание специальных государственных органов и организаций: ответственного органа по делам ГЧП, органа по финансированию и управлению рисками, уполномоченных органов, агентств, координационных советов, центров ГЧП, которые участвуют в целостном процессе реализации проектов ГЧП на разных уровнях. Предпринимательские союзы (ассоциации), частные партнеры, инфраструктурные организации взаимодействуют с государственными партнерами. Более подробно об участниках, входящих в систему управления партнерством, говорится в статье автора, опубликованной в «Белорусском экономическом журнале», №2, 2011 г.

Множественность партнеров, участвующих в проекте, в некоторых случаях потребует создания специальной управляющей организации - целевой компании. Не исключен и вариант использования в качестве такой компании организации частного партнера.

- Накопленный в стране опыт партнерства частных и государственных структур говорит о том, что в силу слишком разных весовых категорий им бывает сложно развивать действительно равноправные отношения. Не достанется ли эта проблема в наследство институту ГЧП?

- Как проект Закона о ГЧП, так и разрабатываемые в его развитие подзаконные правовые акты устанавливают принципы партнерства, основанные на балансе интересов государственного и частного партнеров, их равенство перед законом, а также неизменность использования механизмов о партнерстве и объектов, переданных частному партнеру на определенный срок.

Для защиты прав и законных интересов участвующих в проекте частных компаний в законопроекте заложены, к примеру, следующие нормы:

·        государственные органы, их должностные лица не имеют права вмешиваться в деятельность партнеров;

·        если частный партнер понес убытки, ему гарантируется их возмещение;

·        отсутствие или недостаточность средств в бюджете не является основанием для изменения или прекращения действия обязательств в рамках договора о ГЧП.

- Какой эффект рассчитывает получить государство, развивая партнерство с бизнесом?

- В первую очередь ГЧП окажет позитивное влияние на развитие общественно значимой инфраструктуры: жилищного и дорожного строительства, транспортной инфраструктуры, ЖКХ и т.д., что потенциально скажется на увеличении объема услуг, оказанных населению.

Каждый из партнеров будет вносить в совместный проект свой вклад. Со стороны бизнеса - это знания, опыт, новый эффективный менеджмент, способность к новаторству, финансовые ресурсы. Бизнес, участвуя в партнерстве, может рассчитывать на поддержку государства за счет предоставления административных, материальных, природных ресурсов. Со своей стороны государство от партнерства с частными организациями получает не только возможность привлечь дополнительные источники финансирования, снижающие нагрузку на бюджет, но и задействовать более эффективную, чем традиционная бюрократия систему управления экономикой.

- Сколько времени потребуется для завершения работы по созданию правовой базы государственно-частного партнерства? Когда можно ожидать заключения первых договоров?

- Пока сделаны лишь самые первые, можно сказать, подготовительные шаги по разработке правовых основ ГЧП. Многие вопросы, касающиеся практической стороны соглашений о партнерстве, ждут своего осмысления и углубленной проработки. В частности, остается не до конца ясным, как должны создаваться и функционировать производственные и инфраструктурные организации в рамках ГЧП. Очевидно также, что для запуска механизма ГЧП нужна соответствующая инфраструктура (центры ГЧП, агентство инвестиций, инвестиционный фонд, венчурные и консалтинговые компании и др.).

С целью «обкатки» на практике положений готовящейся законодательной базы целесообразно, не дожидаясь принятия специального Закона, обеспечить отбор и реализацию некрупных экспериментальных (пилотных) проектов, осуществляемых на принципах ГЧП. Вначале - в сферах транспортной инфраструктуры, жилищно-коммунального хозяйства и др., с использованием договорных форм, предусмотренных действующим законодательством.

В настоящее время заканчивается процедура согласования проекта Закона с заинтересованными органами и организациями. Внесение документа в Палату представителей запланировано в конце нынешнего года.



[1] См. О. Бакиновская, Ю. Амельченя. «Регулировка» для партнеров. «Директор», №6, 2011

Компактностью, законченностью архитектурных ансамблей, продуманностью транспортных коммуникаций выделяется Солигорск среди городов республики. Возможно, некоторые его черты появились вынужденно, как, например, небольшая площадь, занимаемая городом. Причину такой «экономности» следует искать в ОАО «Беларуськалий», благодаря которому более полувека назад, собственно, и возник город шахтеров. Однако, добывая из недр ценный минерал, они своими подземными выработками подошли почти вплотную к жилым кварталам. И если изобразить на карте все такие полости в окрестностях Солигорска, то он окажется как бы на острове. Строить же в зоне, где возможно проседание грунта, чрезвычайно опасно и сложно.

Заказчик - не надсмотрщик

Безусловно, это обстоятельство осложняет работу главного заказчика сооружения всех жилых и общественных зданий - коммунального производственного унитарного предприятия «Солигорское управление капитального строительства». Тем весомее результаты его работы: в республиканском конкурсе «Достижения в строительной отрасли Республики Беларусь» по итогам 2009 и 2010 гг. предприятие признавалось победителем в номинации «Организация года». А в 2008 г. директор Сергей СЛОНИМСКИЙ был признан лучшим руководителем. Лидерство УКСа подтверждено и на международном уровне: накануне Дня строителя оно признано победителем 6-го Международного конкурса на лучшую строительную и проектную организацию, предприятие строительных материалов и стройиндустрии СНГ.

В последнее время работы у предприятия заметно прибавилось: с августа прошлого года все строительство жилья, включая ЖСК, которое раньше были в ведении ОАО «Беларуськалий», передали ему как единому заказчику. Сегодня УКС ведет 380 объектов, большая часть которых строится, остальные проектируются. Причем речь идет не только о строительстве новых зданий разного назначения, но и о реконструкции существующих, а также сооружении магистральных сетей, теплотрасс, канализационных и ливневых коллекторов.

В свое время такие объединенные службы заказчика создавались в городах для того, чтобы обеспечить эффективность использования централизованных государственных средств, направляемых на строительство жилых зданий и гражданских сооружений. Эта задача остается актуальной и сегодня: хотя значительная часть жилья строится на средства граждан, государство помогает им льготными кредитами, а также прямым финансированием сооружения инженерной инфраструктуры.

- Контроль работ надо вести обязательно, потому что подрядчики очень любят «приплюсовать» себе что-нибудь или применить необоснованные расценки, - говорит Сергей Викторович. - И все же из простого «надсмотрщика» мы постепенно превращаемся в инжиниринговую компанию. Что это означает? Конечно, мы продолжаем выполнять в рамках технического надзора такие функции, как поиск хорошего проектировщика, а затем - добросовестного подрядчика, контроль качества поставляемых на стройку материалов и выполняемых работ, а также соблюдения их сроков. Однако на первый план выходит способность оценить предлагаемый проект не просто с точки зрения технической грамотности его выполнения, но и эффекта, который даст его реализация.                  

В качестве примера директор УКСа привел «революцию», совершенную на городских магистралях. Изучив в свое время, как организовано дорожное движение в бразильском городе Сан-Паулу, где проходила крупная международная выставка, посвященная транспортной инфраструктуре, он обратил внимание на то, что на большинстве улиц реализовано одностороннее движение, а там, где его нет, между встречными потоками обязательно оборудованы разделительные островки, и все повороты делаются машинами только направо. Такая схема позволяет резко увеличить пропускную способность дорог и тем самым исключать пробки.

Бразильский опыт был применен в Солигорске. При реконструкции сделаны разделительные островки на трех улицах с интенсивным движением. Но эффективность такого решения пришлось доказывать, причем противились не только проектировщики, но даже сотрудники ГАИ, которые не сразу поняли, что новый порядок помогает повысить безопасность движения.

- Конечно, Солигорск - не Москва и даже не Минск, пробки у нас пока редкость, - замечает С.Слонимский. - Но благосостояние населения, особенно шахтеров, растет, приобретается все больше автомобилей. Поэтому очень важно предпринимать упреждающие действия, чтобы проблема не стала трудноразрешимой.

Можно ли строить без денег?

 Такими принципами руководствуется предприятие на всех этапах строительного конвейера. Все начинается, как известно, с открытия финансирования, поскольку без денег ничего не построишь. Однако это очевидное правило не всегда действует в Солигорске, особенно в последнее время, когда в бюджете стало не хватать средств на строительство даже тех объектов, которые включены в план.

Что в этом случае делает большинство заказчиков? Действуя по принципу «на нет и суда нет», они не приступают к строительству новых или замораживают начатые объекты. По-другому поступают в городе шахтеров, особенно когда речь идет о сооружении инженерных сетей и коммуникаций. Если с ними запоздать, то и возводимые дома - без воды, газа, электричества - будут ненужными. Поэтому УКС как говорится, на свой страх и риск берет кредиты в банках и вкладывает собственные средства.

В текущем году благодаря этому удалось «раскочегарить» строительство, несмотря на значительный дефицит средств. Однако долги предприятия достигли 10 млрд. руб. - сумма достаточно большая, если учесть, что в целом предусмотрено затратить в текущем году на строительстве жилых зданий и различных сооружений более 150 млрд. руб.

- Конечно, мы уверены в том, что государство расплатится с нами, - говорит Сергей Викторович. - Долги и проценты по кредитам уже погашаются согласно составленным графикам. Зато совершенно очевидно, что срыв графика финансирования всегда неблагоприятно отражается на ходе строительства и, что еще хуже, его качестве. Причем эта проблема касается не только строителей, но и нас, заказчиков: по закону на протяжении 2 лет после сдачи дома в эксплуатацию мы отвечаем за надежность всех его элементов по гарантийным обязательствам. И в случае выявления строительного брака делается все возможное, чтобы исправить недостатки. А это, безусловно, требует дополнительных затрат, а значит, снижается эффективность работы.

Качество будущего здания закладывается на самой ранней стадии, еще до проектирования. Именно в это время собираются исходные данные, которые определят облик и стоимость будущего объекта. Но по сложившейся с советских времен традиции именно такие работы никак не учитываются и не оплачиваются. А ведь с тех пор многое изменилось, в частности, стали проводиться тендеры на определение проектировщика и подрядчика. И ясно, что к каждому такому конкурсу нужно подготовить документы. А это серьезная работа, которая является важнейшей составной частью инжиниринга. И возможно именно потому, что государство не готово платить за нее, в ходе строительства часто возникают разного рода несоответствия, а порой и откровенные «ляпы», происходит удорожание объектов по сравнению с проектной стоимостью.

- Поскольку наше предприятие распоряжается государственными средствами, выплачивая их партнерам по строительному конвейеру, то нам небезразлично, во что обойдется тот или иной объект, - подчеркивает Сергей Викторович. - И здесь я не совсем согласен с коллегами, которые стремятся использовать преимущественно иностранные материалы, считая их эталоном качества. Очень важно принимать в расчет и вторую составляющую формулы конкурентоспособности - цену. А она, особенно после девальвации белорусского рубля, у импортных материалов зашкаливает. Например, зарубежный утеплитель, безусловно, эффективен: при толщине 120 мм он равноценен по коэффициенту теплопроводности белорусскому 200-миллиметровому материалу. Но разница в стоимости такова, что за одну и ту же сумму более толстым отечественным утеплителем можно покрыть в 1,5 раза большую площадь, чем импортным. И наша принципиальная позиция, особенно в отношении жилых домов, строящихся при государственной поддержке граждан в виде льготных кредитов, заключается в том, что при наличии альтернативных белорусских материалов именно они должны использоваться. Кроме экономии средств это позволяет поддержать отечественных производителей, а значит, и всю экономику.

По словам С.Слонимского, в республике немало предприятий, которые занимаются импортозамещением и делают это весьма успешно. Полимерные трубы высокого качества освоило ОАО «Борисовский завод пластмассовых изделий», бетонные трубы большого диаметра с пластиковой «вставкой» начало выпускать микашевичское ОАО «Спецжелезобетон». Многие предприятия освоили разнообразные сухие строительные смеси, газосиликатные блоки, легкие и прочные металлические конструкции.

 

Как выбрать партнеров?

 Если двигаться дальше по технологической цепочке, то многое в повышении эффективности использования средств зависит от проектных организаций. А здесь, как считает директор Солигорского УКСа, дела обстоят не так хорошо, как хотелось бы. Крупные проектные организации не смогли вовремя омолодить свои коллективы, и сегодня в них работают люди, подошедшие к пенсионному возрасту и даже перешагнувшие данный рубеж. Следствием этого стала своего рода инертность и неповоротливость проектировщиков.

- С государственными проектными организациями мы постоянно обмениваемся посланиями, - улыбается Сергей Викторович. - Если возник какой-то вопрос, они нам делают запрос по почте, а письмо идет три дня к нам и столько же обратно. Но ведь бывают случаи, когда проблему надо решать немедленно! В этом отношении принципиально по-другому ведут себя частные проектные компании. Их сотрудники сами приезжают, чтобы разобраться в том или ином вопросе. И никакой бюрократической переписки! Сейчас жизнь диктует другие, ускоренные темпы работы. Ведь чем дольше идет стройка, тем больше денег теряешь, так как цены поднимаются каждый месяц. Поэтому мы ищем таких проектировщиков, которые подготовят проектно-сметную документацию на дом не за полгода, а вдвое быстрее. В итоге строительство обойдется дешевле.

Есть еще одно обстоятельство, которое «всплывает» на тендерах, где определяется, кто будет заниматься проектированием. Цены, предлагаемые частниками, обычно на 30% ниже, чем у «казенных» организаций. Так что стоит еще не раз подумать, кто же из участников строительства по-настоящему заботится о государственных интересах?!

Такой же подход Солигорского УКСа прослеживается и во взаимоотношениях с подрядчиками. Нередко Сергею Викторовичу говорят о том, что его предприятию очень повезло, поскольку в городе расположена одна из лучших в республике строительных организаций - ОАО «Стройтрест №3 Ордена Октябрьской революции». Однако, по мнению С.Слонимского, гораздо удобнее работать с небольшими коллективами подрядчиков: они гораздо гибче и мобильнее трестов, положение которых граничит с монополизмом.

- Стройтрест - большая махина, с ней трудно чувствовать себя равноправным партнером, - говорит он. - Его подразделения по приказу генерального директора способны очень оперативно «раскрутиться», начав работы буквально на следующий день. Но если им неинтересно, они так же быстро могут все свернуть. И угадать, как поведет себя этот партнер чаще всего невозможно. Поэтому мы стараемся привлекать к конкурсным торгам на подрядные работы небольшие, в том числе частные организации - и наши местные, и даже минские. Это дает толчок к конкуренции, а в итоге - к ускорению сроков и удешевлению строительства. К тому же у нас довольно много объектов, которые попросту не интересны тресту. Так, мы много строим на селе: жилье, фермы, объекты соцкультбыта, инженерные коммуникации, дороги, реализуем проекты благоустройства. К ним привлекаем расположенные в районе ПМК.

Все это дает возможность УКСу постоянно увеличивать объемы ввода домов. В этом году за 7 месяцев сдано 56 тыс. кв. м жилья, в то время как в прошлом на такую же дату было всего 39 тыс. В целом же за год планируется порадовать новоселов, предоставив им квартиры общей площадью 125 тыс. кв. м. Для сравнения: в 2010 г. ввод составил 94 тыс.

Плата за льготы

Однако в сложившейся в республике практике строительства жилья с использованием льготных кредитов есть серьезные проблемы, которые проявились в Солигорске раньше, чем в других городах. Сергей Викторович привел такие цифры: за последние 4 года в городе, где проживает чуть больше 100 тыс. жителей, построено почти 300 тыс. кв. м жилья, большей частью с использованием льготных кредитов. При этом население выросло всего лишь на 2 тыс. Спрашивается, кому достались новые квартиры?

- Сегодня доходы тех, кто работает на Беларуськалии, позволяют иметь лишние деньги, и немалые, - объясняет С.Слонимский. - Не секрет, что многие вкладывают эти средства в недвижимость, и есть немало семей, которые владеют 2-3 квартирами. Некоторые находят лазейки в законодательстве, чтобы построить на выгодных условиях жилье, в котором, по справедливости, и не нуждаются. Причем в последние годы попасть в число застройщиков стало совсем просто: не требуется даже первичного взноса - за все платит банк, открывающий кредитную линию. Это даже лучше, чем было при социализме! Но последствия такого кредитования тяжелым бременем ложатся на экономику, ведь разницу между реальной и льготной процентной ставкой оплачивает все общество! Думаю, это недопустимо в тех случаях, когда люди уже получали от государства бесплатные квартиры или построили их с государственной поддержкой. Что же касается малоимущих граждан, то правильнее было бы предоставлять им социальное жилье с более низкими потребительскими качествами, а следовательно, и более дешевое. Ведь сегодня мы все чаще сталкиваемся со случаями просрочки погашения кредитов, а суды к таким неплательщикам относятся достаточно лояльно.

Стоит отметить, что в Солигорске решение этой проблемы уже сдвинулось с мертвой точки. В прошлом году здесь построен 30-квартирный дом социального пользования, в этом году планируется число таких квартир увеличить в 4 раза.

Будущее - за инжинирингом

Но кроме жилья в программе предприятия немало и других важных объектов. В их числе - строительство храма, проект которого стал победителем одного из международных конкурсов, стадион «Строитель», где начинается серьезная реконструкция. Подумывают в Солигорске и о возведении собственного аквапарка. Уже есть эксклюзивный проект, которому позавидует даже столица. Такие сооружения, безусловно, украшают города, но вопрос об их эффективности нередко стыдливо умалчивается. Более того, ледовые дворцы фигурируют в народе как символ расточительности.

- Это происходит из-за недостатка информации, - уверен Сергей Викторович. - Если взять Ледовый дворец, построенный три года назад в Солигорске, то он уже выходит на окупаемость. За счет дополнительных 4 тыс. мест на новой трибуне, которая будет сооружена на стадионе «Строитель», думаю, также не возникнет проблем с возвратом денег, потраченных на его реконструкцию. А чтобы стал эффективным проект возведения аквапарка, нужно привлекать в Солигорск больше туристов, строить для них гостиницы.

В определенной мере решает эту проблему проект расширения спелеолечебницы, действующей в отработанных шахтах ОАО «Беларуськалий». Попасть сюда стремятся из-за пределов Беларуси многие люди, страдающие бронхиальной астмой, однако медучреждение в его сегодняшнем виде не может принять всех желающих. Поэтому число мест в подземных палатах вырастет на 60, а на поверхности земли будет построен спальный корпус на 120 мест. Это предусмотрено Указом Президента РБ, которым Солигорский УКС определен заказчиком объекта.

Расшириться намерено и само предприятие. Ведь город ставит все более сложные задачи, решение которых требует не формально, а по-настоящему перейти на принципы инжиниринга. На собственные средства УКС строит новое здание, в котором, кстати, будут реализованы такие технические новшества. Но самое главное - планируется увеличить численность специалистов  .

- Основной источник нашего дохода - ведение технического надзора, - объясняет С.Слонимский. - Но этим занимается всего 6 человек, на которых «расписано» около 200 объектов. Конечно, это слишком много. Поэтому наращивая численность коллектива до 40 человек, мы намерены втрое увеличить число сотрудников, имеющих аттестаты на право осуществления технадзора. Одновременно создадим проектную группу, которая будет снабжать предприятие оперативной документацией, когда нужно быстро выполнить строительные работы на каком-то небольшом объекте. Это даст нам возможность экономить время и средства, ведь сейчас очень трудно пробиться с такими работами даже в небольшую проектную организацию.

К такому качеству предприятие шло несколько последних лет. Еще 4 года назад в Солигорском УКСе работало всего 11 человек! В 2010 г. численность персонала возросла до 18 специалистов, а сегодня их 24. При этом объем инвестиций в основной капитал должен увеличиться в этом году по сравнению с предыдущим на 39%.

- В конечном итоге мы ставим цель стать эффективной инжиниринговой компанией, - подчеркивает С.Слонимский. - Поэтому не жалеем средств на приобретение компьютеров, программного обеспечения, специального оборудования. В текущем году купили тепловизор, с помощью которого можно увидеть все изъяны строительства, начиная от стен, пропускающих на улицу тепло, и заканчивая некачественным соединением электрических проводов, расположенных в канале, куда просто так не заглянешь.

Но гораздо более ценным «капиталом» руководитель УКСа считает работающих здесь специалистов. На повышение квалификации персонала предприятие также ежегодно тратит немалые средства, причем сотрудники проходили обучение в Швеции, Швейцарии, Дании, Турции. Сам директор в этом году поступил в Академию управления при Президенте РБ, чтобы в дополнение к строительной специальности получить квалификацию экономиста-менеджера. А это - гарантия дальнейшего эффективного развития организации, которая как хороший дирижер управляет целым строительным «оркестром».

 

КПУП «Солигорское управление капитального строительства»

223710, г. Солигорск, ул. Л. Комсомола, 24

Тел.: (80174) 22-02-13

Факс: (80174) 22-06-43

e-mail: Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.

                               

Содержание август 2011 г.

Тема номера

 

ЭФФЕКТИВНОСТЬ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПОДДЕРЖКИ

4          Строительная «музыка» - без лишних «нот»

Службы заказчика должны превратиться в инжиниринговые компании.

Владимир СВЕРКУНОВ

8          Государство рассчитывает на партнерство

В проект Закона о государственно-частном партнерстве заложены прогрессивные нормы.

Евгений БОРУШКО

10       Концернам требуется «перезагрузка»

В Беларуси устарела система отраслевого управления.

Павел ФАДЕЕВ

12       Новые краски «Радуги вкуса»

Благодаря льготным кредитам на модернизацию предприятия молочной отрасли имеют возможность продавать продукцию по социальным ценам.

Галина КУДИНА

14       Помощь не должна быть расточительной

Мерами государственной поддержки мы порой безвозмездно субсидируем импортеров нашей продукции.

Казимир РОМАНОВСКИЙ

18   Помоги мне, видишь - гибну…

По каким принципам государство оказывает поддержку предприятиям?

Игорь КАБАЛИК

 

ФИНАНСЫ

19       Обязательная продажа - по новым правилам

Число льготников по обязательной продаже валюты сокращается.

Денис Сафаревич

20       Курс рвется в «свободное плавание»

Девальвация не решает проблем белорусской экономики, но альтернативы ей, к сожалению, нет.

Дмитрий КРУК

21       Когда валюту продавать необязательно

Правильный выбор валюты платежа поможет предприятию сэкономить значительные финансовые ресурсы.

Нонна РАБЕЦ

 

ЭКОНОМИКА

22       Где «зарыты» инвестиции?

Куда будут направляться денежные потоки?

Тадеуш ХВАЩИНСКИЙ

 

ПЕРЕДЕЛ СОБСТВЕННОСТИ

24       Пример «Боримеда» - другим наука

Первое в истории Беларуси IPO не принесло эмитенту ожидаемых финансовых ресурсов, но позволило приобрести ценный опыт работы на фондовом рынке.

Алесь СЕРЖАНОВИЧ

26       Вернуть колхоз и свои деньги

Как отстоять право на компенсацию улучшений имущества, которое приходится возвращать по решению суда?

Юлия АМЕЛЬЧЕНЯ, Ольга БАКИНОВСКАЯ

28       Rietumu готов поддержать приватизацию в Беларуси

Латвийский банк намерен участвовать в программе приватизации белорусских предприятий.

Маргарита ЕВСИГНЕЕВА

 

ВНЕШНЕЭКОНОМИЧЕСКИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

29       Импортерам нужен посредник

Сертификация импортного оборудования не вызовет сложностей, если за нее возьмется специалист.

Дарья ОСМОЛОВСКАЯ

 

ИНВЕСТИЦИИ

30       Станет ли Беларусь магнитом для инвесторов?

Чем белорусские предприятия могут заинтересовать иностранных инвесторов?

Роман ОСИПОВ

 

МИРОВЫЕ ПРОБЛЕМЫ

32       В поисках новой модели экономического роста

Американская модель роста исчерпала себя так же безнадежно, как и белорусская.

Сергей НИКОЛЮК

 

КАЧЕСТВО ЖИЗНИ

34       Сколько стоит наше меню

 

ВОПРОС МЕСЯЦА

35       Цены реагируют на нестабильность

Руководители предприятий негативно оценивают последствия неуправляемой девальвации.

 

МЕНЕДЖМЕНТ

36       Все решило качество управления

Как за год превратить социалистическое предприятие в рыночное?

Валерий ТАРАН

 

СТРОИТЕЛЬСТВО

38       Не только строить, но и зарабатывать

Проблемы строительной отрасли «завязаны» не только на кризис.

Юрий СМОЛЕВИЧ

40       Заказчик получает правовую фору

Новые нормы законодательства о строительстве изменяют баланс прав в пользу заказчика.

Сергей ЛИТОВКО

42       Новое качество минского асфальта

Новые технологии позволяют использовать отслуживший асфальт.

Владимир ТУР

 

ВЕК УЧИСЬ!

42       Обучение на результат

Если во время бизнес-обучения предстоит решать текущие задачи, то потратить время на отвлеченные задания - дорогое удовольствие.

Александр СОРОКОУМОВ

 

КАДРОВАЯ ПОЛИТИКА

46       Кому доверить управление качеством?

Республике нужны компетентные специалисты в области менеджмента качества.

Владимир КОМАРОВСКИЙ

48       Бизнес-образование ждет смены регулировок

Национальная система бизнес-образования развивается пока медленно и противоречиво.

Сергей КРИЧЕВСКИЙ

 

Право

50       Раздел жилья после развода

Каждое дело о разделе жилья по-своему уникально.

Татьяна ШЕСТОВСКАЯ

 

ОПАСНАЯ ЗОНА

52       Руководителю предъявлено обвинение…

Как поступать руководителю в случае, когда его признали обвиняемым или подозреваемым по уголовному делу?

Алексей ЛУКАШОВ

54       Взятки - сладки?

Что делать, если у вас вымогают взятку?

Елена ХАРЛАМОВА

 

КЛУБ «ДИРЕКТОР»

Окно в мир

56       О чем поют водяные струи?

Во всем мире поющие фонтаны привлекают туристов.      

Владимир КОВАЛЬ

Мода и стиль

58       Мужская сорочка: как и с чем ее носить

Можно ли носить сорочку с шортами?

Ольга КОВТУНЕНКО

Здоровье

60       Искусственный сустав не заменит родной

Можно ли считать панацеей при больных суставах их протезирование?

Ирина ВЕСЕНИНА

Личные финансы

62       Приезжайте к нам со своим пластиком

Карты платежной системы American Express сделали первый «ход».

Олег БОРОДКО

Автомир

63       Снижен «алкогольный порог» для водителей

Даже пиво теперь водителям противопоказано.

Александр ЗАКУРДАЕВ

64       Заложники мифов

Нынешний кризис провоцировало нежелание считаться с реалиями