Алесь СЕРЖАНОВИЧ
Первое первичное публичное размещение акций (IPO) ОАО «Борисовский завод медицинских препаратов» на Белорусской валютно-фондовой бирже эксперты оценивают как не очень успешное. Впрочем, представители самого предприятия говорят о важности приобретенного опыта. И этот плюс отодвигает на задний план финансовый результат.
Главный результат - опыт
С 29 июня по 12 июля на продажу было выставлено 125,5 тыс. акций дополнительной эмиссии на сумму 59,7 млрд. руб., или 15% уставного фонда предприятия. Однако инвесторы купили только 223 акции на сумму всего 105 млн. руб., что составляет лишь 0,18% выставленного пакета. Например, на Московской межбанковской валютной бирже (ММВБ) если предприятие в результате IPO продает менее 30% выставленного пакета акций, процедура считается провальной.
Как отметила заместитель директора по экономике завода Лариса САЦУК, финансовая сторона размещения действительно не очень порадовала предприятие. Однако даже полученные средства окупили затраты завода на подготовку к процедуре.
Кроме финансовых целей размещения, которые предприятие все же не смогло достичь, проводя IPO, оно ставило также другие задачи, и успешно их выполнило. В частности, подчеркнула Лариса Сацук, с июля 2011 г. «Боримед» стал полноценным открытым акционерным обществом, которое кроме доли государства включает также и долю миноритарных акционеров.
Предприятие также приобрело незаменимый опыт работы на фондовых площадках, которого в Беларуси еще не было. Он оказался ценным и для Белорусской валютно-фондовой биржи, где проходило размещение акций.
- Мы еще в мае говорили, что 10 дней, в течение которых торговались акции предприятия, недостаточно. Будем надеяться, что в ближайшее время сроки размещения увеличат, и это повысит шансы других компаний более успешно провести размещение акций, - сказала Л. Сацук.
Предприятие нацелено на организацию вторичного публичного размещения акций (SPO) на бирже. Стадия подготовки уже началась и в качестве площадок для проведения этой процедуры рассматриваются также зарубежные биржи. Сейчас завод ожидает разрешения на проведение данной процедуры от Государственного комитета по имуществу.
Впрочем, борисовский завод не ограничивает поиск инвесторов выходом на публичные финансовые рынки. Предприятие заинтересовано и в привлечении стратегического инвестора, который кроме финансовых ресурсов принесет на завод и новые технологии.
- Перед нами стоит задача превратить предприятие в самый современный завод, работающий по стандартам GMP. А публичное размещение либо привлечение стратегического инвестора - лишь один из путей решения этой задачи, говорит Л. Сацук.
Уроки первого размещения
У финансовой неудачи борисовского предприятия много причин. но главное заключается в том, что государственные ОАО в своем нынешнем виде не способны эффективно выходить на рынок недолговых публичных заимствований. Квалифицированные менеджеры, высокие стандарты корпоративного управления, юридическая отработка IPO, предоставление информации в соответствии с международными стандартами, разогрев информационного поля перед размещением - вот что хотят видеть инвесторы от компании, которая выходит на публичный рынок.
А вот Борисовский завод подготовке к IPO уделил явно мало внимания. Обычно на подогрев рынка тратится до 10% стоимости выставляемого предприятием пакета акций. В случае пионерского белорусского размещения предприятие провело лишь одну пресс-конференцию, посвященную предстоящему событию. Для большинства же представителей инвестиционного сообщества, в первую очередь зарубежных, это мероприятие осталась незамеченным. А если факт и просочился в среду иностранцев, имеющих желание вложить свои деньги в привлекательные проекты, то их дальнейшие усилия получить более подробную информацию, кто, где, с кем и как проводит IPO, были обречены на провал. Ведь сопроводительные документы IPO «Боримеда» были подготовлены только в русскоязычном варианте.
Не вполне понятен и выбор в качестве площадки проведения IPO Белорусской валютно-фондовой биржи. Еще недавно, в 2009 г., когда кризис подкосил мировые биржи, руководство Беларуси заявляло, что поскольку фондовый рынок в стране не развит, кризис ей не страшен. А спустя два года, в разгар уже локального экономического кризиса, государство вдруг решилось провести непростую процедуру привлечения инвестиций на этом самом «мертвом» фондовом рынке. Может, нужно было бы сначала меха починить, а потом лить в них вино?
Мнение эксперта: ошибки не закрывают перспектив
Оценку прошедшему IPO дал генеральный директор ООО «Скайинвест секьюритиес» Андрей ГУСЕВ.
- Андрей Александрович, как бы вы охарактеризовали подготовку ОАО «Боримед» к IPO?
- Как достаточно серьезную. Реализованы все ключевые этапы: юридическая часть, информационная. Соблюдены требования по раскрытию информации. Однако не был учтен фактор спроса, например, традиционно низкая летняя деловая активность. Не проработаны инструменты продвижения акций внешним инвесторам при очевидном понимании того факта, что инвестиционный рынок РБ достаточно узкий. Я имею в виду отсутствие рекламы, раскрытия отчетности по МСФО, перевода эмиссионных документов на иностранный язык, проведение road show (серия встреч с потенциальными инвесторами и аналитиками).
- Насколько удачно, по вашему мнению, выбрана площадка для размещения?
- На этот вопрос сложно ответить, не зная всего вектора целей, который преследовали собственники, регулирующие органы и организаторы размещения. Возможно, при имеющихся ресурсах это был единственно возможный вариант. Однако если ставить цель привлечь капитал, то, конечно, лучше было выбрать ИРК ММВБ[1] - это специальная площадка для компаний инновационных развивающихся и малой капитализации. К тому же специальные фонды могли бы компенсировать часть расходов на организацию размещения.
- Что требовалось для этого сделать?
- Подготовить отчетность по МСФО, разработать и реализовать юридическую схему эмиссии и соответственно схеме выбрать организатора размещения - это может быть листинговый агент, брокер или депозитарий. Конкретные шаги по эмиссии будут зависеть от выбранной схемы.
- Какие советы можно дать белорусским компаниям, которые собираются провести IPO?
- Во-первых, необходимо провести консультацию с опытными организаторами размещения, что поможет выбрать оптимальный путь. Если это частная компания, то ей лучше создать холдинговую иностранную компанию-эмитента. Такой вариант позволит получить быстрый доступ к зарубежным рынкам акционерного капитала. Если государственная, то лучше ориентироваться на размещение депозитарных расписок.
Во-вторых, нужно подготовить, провести аудит и опубликовать отчетность по международным стандартам как минимум за 3 года, а в идеале - за весь период интенсивного роста компании. Если она работала «закрыто», то чтобы подготовить себя к рынку капитала, придется потратить определенное время.
В-третьих, акционеры должны заставить менеджмент соблюдать кодекс корпоративного управления, свойственный публичным компаниям. Это дает гарантию портфельным инвесторам, что их интересы и права на равный доступ к информации будут соблюдены.
Думаю также, что белорусским компаниям сегодня выгоднее выбирать зарубежных организаторов размещения. Это позволит получить доступ к более широкому кругу инвесторов, и, что еще более важно, - к хорошей практике проведения IPO.
[1] ИРК - сектор Московской межбанковской валютной биржи, в который включаются эмитенты с капитализацией не менее 100 млн. и не более 5 млрд. росс.руб., причем существенная часть выручки эмитентов должна формироваться за счет осуществления хозяйственной деятельности в отраслях, связанных с применением инновационных и высоких технологий.