fbpx

Видение перспективы участниками Союзного государства озвучено. А что дальше?

 

Уважаемые читатели!
Ковтуненко Александр НиколаевичПрошедший 17 июня Петербургский международный экономический форум, участие в нем Председателя КНР Ху Цзиньтао и договоренности об увеличении китайско-российского товарооборота дали значительный объем информации к размышлению о путях развития экономики Беларуси. В ярком выступлении Д.Медведева сформулированы основные принципы трансформации российской экономики. Четко заявлено, что Россия не строит государственный капитализм. Озвучены конкретные меры по дальнейшей приватизации и уходу государства из хозяйственной деятельности. Наряду с одобрением графика приватизации крупных компаний, представленного Правительством, признан «обоснованным отказ от контрольных, а в ряде случаев и от блокирующих пакетов акций во многих крупных компаниях, которые сегодня находятся в государственной собственности». Сделан выбор на обновление не только устаревших элементов экономики, но и всех общественных институтов. Высказана мысль о том, что экономическая модель, основанная на государственной собст­венности, «очень сильно зависит от конъюнктуры и часто ведет к непродуманным, судорожным шагам, решающим лишь одну задачу: сохранить то, что существует, и почти всегда вне зависимости от эффективности подобного наследия». По мнению Д.Медведева, «в российской экономике должны доминировать частное предпринимательство и частные инвесторы, государство должно защищать выбор и собственность тех, кто сознательно рискует своими деньгами и репутацией… должно с использованием государственных компаний обеспечить современную и стабильную инфраструктуру для развития экономики в целом». И это при том, что доля частного сектора в формировании ВВП уже сегодня составляет более 60%.
Наряду со стратегическими задачами приняты и конкретные меры по поддержанию бизнеса. Так, заявлено о снижении со следующего года ставки обязательных страховых взносов с 34 до 30%, а для малого бизнеса в производственной и социальной сфере - до 20%.
Этот шаг еще больше увеличивает неравенство условий хозяйствования для белорусских предприятий, у которых ставка НДС выше российской на 2% и прибыль - на 4%, не говоря о стоимости энергоресурсов.
Но более весомо желание России и Китая довести объем торговли к 2015 г. до 15% и к 2020 г. - до 30% внешнеторгового российского оборота. Конечно же, это решение ускорит прием России в ВТО, ибо в российском рынке заинтересованы и европейские производители. Беларуси же придется конкурировать на основном для нее рынке и с теми, и с другими, но в первую очередь, конечно же, с китайскими производителями, которые будут поставлять в обмен на энергоносители дешевые и качественные товары.
Готова ли Беларусь к такому развитию событий?
Мы по¬прежнему исходим из того, что «белорусская модель» с ее государственной собственностью и максимально возможным участием государства в хозяйственной жизни наиболее эффективна. При отсутствии прямых иностранных инвестиций ставка делается на привлечение новых кредитов, пороговое значение безопасности по которым давно пройдено. Сохраняя доставшуюся нам экономику, мы не хотим ее никому продавать, а если и называем цены по каким­-либо активам, то заоблачные. Однако исходя из научного подхода, актив не может быть дороже восстановительной стоимости. Мы же полагаем, что на деньги покупателя сможем построить, взамен проданного, три таких предприятия. Между тем сделан вывод о нецелесообразности в дальнейшем эмиссионного кредитования госпрограмм и жилищного строительства, а также сельского хозяйства в прежних объемах. Эта мера требует и правомерного отказа от прежних темпов роста ВВП.
И как бы не хотелось, с точки зрения экономической целесообразности, для сохранения присутствия на российском рынке, без которого проблематично выживание, необходимо переводить наши промышленные гиганты в зону влияния российского капитала. Их жизнь продлится, а эффективность повысится, если они станут российскими предприятиями. Сохранятся рабочие места и налоги в бюджет, а главное -рынок сбыта. И дело не в цене, а в разумном, обеими сторонами принимаемом бизнес-плане. Те, кто говорят о распродаже Родины, не знают мировой экономики. Предприятия продаются и перепродаются, сохраняя жизнеспособность и эффективность. Пример тому - британской концерн Rover Group. Среди покупателей - концерны BMW, Ford, индийская фирма Tata, а штаб-квартира и заводы по-прежнему находятся в Англии. Родину надо спасать, повышая эффективность рабочих мест, а не консервируя отсталую технологию и низкую производительность. Тогда постепенно, соразмерно имеющимся возможностям, будет меняться структура экономики, повышаться ее жизнеспособность.

С уважением,

главный редактор


Ковтуненко Александр Николаевич

 

 

А. Ковтуненко

{jcomments on}