fbpx
Дмитрий СЕМЕНОВ Бренд «Сырная долина» сегодня известен потребителям многих российских регионов. Принадлежит он ОАО «Березинский сыродельный завод» - одному из крупнейших экспортоориентированных предприятий молочной отрасли. В ближайшее время здесь планируют увеличить объемы поставок на внешние рынки и одновременно расширить их географию. Кроме того, как отметил директор предприятия Дмитрий КОНДРАШЕВ, экспорт должен стать более рентабельным.

- Дмитрий Михайлович, ваше ОАО уже сегодня продает на внешних рынках до 60% выпускаемой продукции. Чтобы увеличить этот показатель, придется сократить поставки на внутренний рынок или есть резервы для увеличения объемов производства?
- Хотя рентабельность поставок на внутренний рынок, причем не только у нас, у всех предприятий отрасли, не поднимается выше нескольких процентов, заявки торговли завод стремится выполнять в полном объеме. Рост экспортных поставок на уровне 10-15% к концу года планируем обеспечить исключительно за счет увеличения объемов производства. Первоначально завод (основан в 1979 г.) был рассчитан на переработку 140 т молока в сутки. За счет реконструкции, всевозможных усовершенствований технологии сегодня мы довели объем переработки до 200 т и можем увеличить его еще на 20%. Кроме того, на заводе завершается монтаж австрийской линии, рассчитанной на выпуск 6 т сыра в сутки. И если сегодня завод может предложить потребителям только сыры голландской группы, то с вводом в эксплуатацию нового оборудования в ассортименте появятся и сорта российской группы.
- Мы с вами говорим об увеличении объемов производства продукции. Но ведь ее еще надо продать, причем на рынках, где жестко конкурируют многие известные бренды. Готова ли потеснить и[ «Сырная долина»?
- В свое время создатель брендов Panasonic, Technics и National Коносуке Мацусита вывел такую формулу успешных продаж: товар должен быть на 30% лучше и на 30% дешевле, чем у конкурентов. Как показывают маркетинговые исследования, березинская молочная продукция вполне соответствует этой «арифметике».
Правда, что касается отпускных цен, то здесь требуются некоторые пояснения: на молочную продукцию их, как известно, формирует не производитель, а фактически государство. Но цены эти правильные, грамотные, они позволяет нам активно торговать не только с ближайшими соседями, но и выходить на географически отдаленные рынки. В настоящее время завод ведет переговоры с компанией из Казахстана о продаже сливочного масла, в Узбекистан готовимся отправлять сухую сыворотку. При значительных транспортных издержках конечная цена все равно оказывается конкурентоспособной.
В плане качества наше основное преимущество состоит в том, что в технологической цепочке у нас нет слабых звеньев. Какие-то российские предприятия, оснащенные суперсовременным оборудованием, превосходят нас в технологиях переработки, однако при этом у них могут быть проблемы с качеством закупаемого молока. Мы же в плане технологии считаем молочно-товарные фермы частью производства. Поэтому, когда несколько лет назад завод начал предъявлять повышенные требования к качеству сырья и не все колхозы нашей сырьевой зоны оказались в состоянии их выполнять, мы создали собственную сервисную службу, которая взяла на обслуживание доильное оборудование, молокопроводы, холодильники. Оперативную доставку молока на завод обеспечиваем собственными молоковозами.
Сделать вкусный сыр, в общем-то, не очень сложно. Труднее добиться, чтобы он не потерял своих качеств и завтра, и через год. Потребитель всегда сделает выбор в пользу товара, имеющего, может быть, чуть менее оригинальный вкус, даже чуть более высокую цену, но качество которого остается стабильным.
- То есть березинские сыры рассчитаны не на гурманов?
- В данном случае я имею в виду этапы, последовательность продвижения товара на рынок. Начинать надо, безусловно, со стабильного качества. А когда оно достигнуто, приходит время уделить внимание вкусовым особенностям продукта. Сегодня мы используем только натуральные закваски. Сыры с натуральным вкусом всегда нравятся потребителю, что в очередной раз подтвердила состоявшаяся год назад в Москве V Международная ассамблея качества. ОАО «Березинский сыродельный завод» в ней участвовал и был награжден Золотым сертификатом качества и дипломом.
- Хотелось бы вернуться к теме экспортных цен на белорусские молочные изделия. Потребителя они устраивают, а предприятие?
- Экспорт как раз и дает нам основной доход. В прошлом году заработали более 4 млн. долл., средняя рентабельность продаж с начала года составила порядка 14%. Поэтому сейчас, пользуясь сложившейся на рынке конъюнктурой, стремимся наращивать в первую очередь производство этой продукции.
Рентабельность будет нормальной, если работать над снижением издержек производства. Что в какой-то мере отличает наш завод от других предприятий отрасли, так это активное внимание к теме экономии энергоресурсов. Сегодня мы реализуем программу газификации завода. В этом случае для нас важна не только разница в ценах между мазутом и газом, экологичность голубого топлива, но и возможность внедрения новейших энергосберегающих технологий. Вот вам и перспективы наращивания экспорта с одновременным повышением его рентабельности! Не могу не отметить, что за успехи, достигнутые в работе по экономии энергоресурсов, ОАО «Березинский сыродельный завод» занесено на Республиканскую доску почета.
- Для работы на внешнем рынке помимо привлекательного соотношения цены и качества продукта нужны еще товаропроводящая сеть, рекламная поддержка, узнаваемый бренд…
- Мы ведь сами на внешний рынок в качестве продавца выходим не часто. В Минской области реализована, на мой взгляд, исключительно удачная схема: созданием экспортной товаропроводящей сети и реализацией в ней занимается учрежденное молочными заводами и мясокомбинатами ООО «Минскоблпродукт».
Создание групп, холдингов, объединений - общемировая тенденция. Крупные игроки на рынке получают преимущества, могут диктовать свои условия более слабым участникам. Поэтому, думаю, в скором времени встанет вопрос объединения - не берусь судить, в какой организационно-правовой форме - молокозаводов Минской области в некую единую структуру. Кроме сокращения управленческих издержек, концентрации ресурсов на важнейших направлениях, она, надеюсь, сможет решить две наши давно назревшие проблемы. Во-первых, создать единый «зонтичный» бренд перерабатывающих предприятий столичной области, с помощью которого индивидуальным брендам, таким как наша «Сырная долина», будет легче позиционироваться на внешнем рынке. Во-вторых, позаботиться о современной упаковке. Конечно, нынешнюю тару не сравнить с той, которую мы использовали еще пять лет назад. Но технологии в этой сфере развиваются исключительно быстро, белорусские предприятия за ними часто не успевают.
ОАО «Березинский сыродельный завод»
223311, Минская обл., г. Березино, ул. М.Романович, 36
Тел.: +375 17 15-55-923
Факс: +375 17 15-56-366
e-mail: Адрес электронной почты защищен от спам-ботов. Для просмотра адреса в вашем браузере должен быть включен Javascript.
www.berezino-cheese.by