Дмитрий СЕМЕНОВ
Сегодня белорусская промышленность проходит проверку на стабильность. Среди тех предприятий, которые не только не свертывают, но динамично наращивают производство - ОАО «Бобруйскагромаш». О том, как эффективно использовать изменившуюся рыночную конъюнктуру, рассказывает генеральный директор Сергей КАЗАЧЕНОК.
- Сергей Алексеевич, сейчас экспорт помогает удержаться на плаву многим предприятиям. Как у вас обстоит дело с зарубежными поставками?
- В 2011 г. планируем увеличить их на 60-70% и довести экспортную составляющую в общем объеме продаж до 60%. С этой целью осуществляем разработку и внедрение новых моделей техники, повышаем ее качество, расширяем сервисную сеть. Примером реализации комплексного подхода можно назвать вывод на рынок линейки машин для заготовки кормов с упаковкой в полимерные материалы. Высокую оценку перспективности данной технологии недавно дал Президент Республики Беларусь А.Г.Лукашенко.
Важнейшее значение для расширения присутствия на внешних рынках имеет грамотный маркетинг. За 5 месяцев предприятие участвовало более чем в 30 региональных выставках, демонстрационных показах техники и семинарах. За это время мы приняли более 50 зарубежных делегаций, со многими из них подписаны соглашения о сотрудничестве.
Всего завод выпускает более 70 наименований машин для сельского хозяйства: косилки, грабли-ворошилки, пресс-подборщики, упаковщики рулонов грубых кормов в полимерную пленку и упаковщики силосной массы в рукава, разбрасыватели минеральных и органических удобрений, прицепную и весоизмерительную технику, а также агрегаты для измельчения, смешения и раздачи кормов.
- Условия работы на внутреннем рынке в последнее время значительно изменились. Многие производители отмечают падение спроса на свою продукцию. Как ведут себя отечественные потребители ОАО «Бобруйскагромаш»?
- Пока уровень спроса примерно соответствует среднегодовым значениям. Более того, мы ожидаем не сужения, а расширения внутреннего рынка. До последнего времени отнюдь не редкостью были ситуации, когда белорусские предприятия предлагали вполне добротные машины, но потребители предпочитали им импортную технику, закупаемую, к слову, нередко с использованием кредитных средств. Надеюсь, дефицит валютных ресурсов окажет на рынок сельхозтехники оздоравливающее влияние, освободив его от неоправданного импорта. Попробовав, пусть даже вынужденно, работать с отечественными машинами, потребители по достоинству оценят их качество, и наше сотрудничество станет постоянным. Но этот здоровый передел рынка в пользу отечественных производителей нуждается в государственной поддержке. Речь идет о том, чтобы по возможности нивелировать влияние фактора сезонности спроса на сельскохозяйственную технику. Так, например, можно было бы предоставлять сельхозпредприятиям льготные кредиты для создания обоснованного складского запаса под сезонную потребность машин.
- В одном из интервью, отвечая на вопрос, как ОАО «Бобруйскагромаш» удается обеспечивать высокое качество выпускаемой сельхозтехники, вы заметили, что на предприятии хорошо работает система менеджмента. А вы бы могли уточнить, почему она так действует?
- Систему качества невозможно поставить за несколько лет. Огромное значение имеют традиции, опыт. Мы всегда оставались верны первоначально избранному направлению деятельности, хотя не однажды возникал соблазн уйти в более привлекательные на какой-то момент ниши. В начале 90-х гг. люди работали в неотапливаемых цехах, получали мизерную зарплату, и все равно перспективы завода мы связывали исключительно с производством сельхозтехники. Потому что именно в этой сфере у нас был серьезный конструкторский задел, имелись высококвалифицированные кадры, наконец, завод уже обладал своим «брендом», признанным потребителями.
Еще один момент - отношение руководства предприятия к персоналу. Я придерживаюсь мнения, что плохих работников нет, а первейшая задача хорошего руководителя - забота о людях. Сейчас вот думаем, как компенсировать рост цен. Люди всегда поддерживали завод в трудные для него периоды, и сегодня руководство просто не имеет морального права не поддержать коллектив. Правда, надо сказать, что рост производительности труда у нас всегда опережал повышение зарплаты. Если в I квартале она увеличилась на 16,9%, то производительность труда - на 25,7 %. Поэтому коротко я бы сказал так: когда работают люди, нормально работают и любые системы.
- Хорошо, но ведь есть еще и технические факторы качества. Какой из них вы бы поставили на первое место?
- Пожалуй, конструкторскую разработку модели: от того, насколько она удачная, примерно на 70% зависит качество машины. И в этом отношении у нас сложились сильные традиции. С момента создания завода в 1974 г. на нем существует проектно-конструкторское управление. Сейчас в его штате более 70 специалистов. Насколько это работоспособная, эффективная структура, можно судить по такому примеру. Несколько лет назад глава государства дал поручение Министерству промышленности обеспечить животноводческие фермы раздатчиками-смесителями кормов, не уступающими мировым аналогам. Мы эту задачу взяли на себя и, начав буквально с нуля, через год уже наладили серийный выпуск машины
В рамках профильных государственных программ завод взаимодействует с Научно-практическим центром по механизации НАН Беларуси, который помогает нам точнее определять стратегию развития модельного ряда сельхозтехники, работает по нашим заявкам над наиболее сложными, перспективными направлениями. Сейчас, например, ожидаем завершения темы по созданию агрегата для внутрипочвенного внесения жидкой органики. В СНГ машины такого уровня никто не выпускает, так что имеем возможность занять на рынке перспективную нишу. Единственная проблема - сроки. Обычно новая модель находится в разработке и апробации около 5 лет, но сегодня рынок диктует совершенно другой ритм.
- Насколько широко используете импортные комплектующие?
- У нас всегда действовал принцип: импортных узлов и деталей в стоимости готового изделия не должно быть более 25-30%. Используем только самое необходимое, что решительно влияет на качество изделия и что мы не можем сделать сами. Конечно, разработка собственных узлов может несколько задержать запуск машины, но в конечном итоге дает серьезный экономический эффект.
- Завод стал учредителем более десятка СП. Понятно, что это направление достаточно затратное, приносит ли оно адекватную отдачу?
- Создавая СП, мы не ставим цель получить максимальную прибыль. Конечно, предприятие не должно быть убыточным, но имея, как правило, незначительные объемы производства, иногда несколько десятков единиц в год, ему сложно рассчитывать на дивиденды. СП в первую очередь - это сервисно-сбытовая сеть, без которой невозможно постоянное присутствие в регионе.
Созданные на базе СП машины с определенной долей локализации позволяют участвовать нашей технике в преференциальных программах регионального уровня наравне с российскими производителями. При удаленности потребителя отправка машино-комплектов для последующей сборки помогает снизить затраты на логистику. Все это в конечном итоге приводит к увеличению конкурентоспособности наших машин в данном регионе.
К тому же нельзя забывать, что Россия в обозримом будущем может вступить в ВТО, ее рынок окажется открытым для западных компаний, которые всегда действуют по схеме, предполагающей обеспечение сервиса. Только имея собственную сервисно-сбытовую сеть, мы сможем на равных вести конкурентную борьбу с западными производителями сельскохозяйственной техники. Последовательно решая эту задачу, завод сумеет уверенно расширять рынки сбыта своей продукции.
ОАО «Бобруйскагромаш»
213822, г. Бобруйск, ул. Шинная, 5
Тел. приемной: (0225) 434-552
e-mail: Адрес электронной почты защищен от спам-ботов. Для просмотра адреса в вашем браузере должен быть включен Javascript.
www.agromash.by
213822, г. Бобруйск, ул. Шинная, 5
Тел. приемной: (0225) 434-552
e-mail: Адрес электронной почты защищен от спам-ботов. Для просмотра адреса в вашем браузере должен быть включен Javascript.
www.agromash.by