Здесь яблони по-прежнему цветут Александр НИКОНОВ
- Владимир Николаевич, когда вы начали заниматься чернобыльской тематикой? - Наша организация, как спецпредприятие, была создана в декабре 1990 г. для решения чернобыльских проблем. Начинали с того, что выявляли у населения зараженные радионуклидами торфобрикеты и вывозили их на специальные могильники, а также производили консервацию зданий и сооружений в отселенных районах Могилевской области. Сложность заключалась в том, что у нас не было нормативных актов и санитарных норм, регламентирующих технику безопасности проведения таких работ. - Какова специфика работы вашего предприятия сегодня? |
Главная наша работа сегодня - это захоронение построек, материалов, бытовых отходов, которые остались на отселенных территориях. Несмотря на запреты, есть любители прихватить бесхозные стройматериалы, которые представляют опасность для окружающих. И хотя я тружусь на предприятии с 1992 г., приезжая в заброшенные деревни, чувствую себя жутковато. Их неухоженный вид на любого человека действует угнетающе. За двадцать лет так и не смог привыкнуть к тому, что деревню захороним, а яблони и груши по-прежнему цветут…
- За счет каких источников финансируются эти работы?
- У нас стопроцентное республиканское финансирование. Есть Государственная программа по преодолению последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС на 2011-2015 гг. и на период до 2020 г., которой предусмотрено завершить работы к 2015 г. Предыдущие три года средства выделялись в том объеме, который мы могли освоить, а до этого загрузка была неполной, могли сделать и больше. Если бы выделение средств было более стабильным, то справились бы и в прошлой пятилетке. На первом этапе имели дело только с деревянными подворьями, сейчас завершаем демонтаж и захоронение кирпичных зданий бывших школ, ферм, больниц и т.д.
- Получается, что вас финансировали по остаточному принципу?
- Совершенно верно. Сначала закупались удобрения, оплачивалось школьное питание, проводилось оздоровление детей. Да, все понимают, что надо наводить порядок, но первоочередная забота - люди. Сейчас у нас общая проблема, а для чернобыльских районов особенно - это нехватка людей, я уже не говорю о специалистах. Деревни пустеют, а в небольших городках, таких как Краснополье, осталась всего треть населения. Бывает, что в отселенную деревню возвращаются жители, которым были выделены квартиры, и через три месяца требуют автолавку, другие блага, пишут жалобы во все инстанции. Я считаю, что нельзя разрешать людям жить на отселенных территориях.
- У вас достаточно специфическое предприятие, таких только два в стране. Чем планируете заниматься после 2015 г.?
- Мы и сейчас оказываем услуги по прямым договорам, два года строили дома в агрогородках, потому что там не хватало рабочих. Сейчас на предприятии работает 110 человек, основная нагрузка ложится на плечи механизаторов, экскаваторщиков, бульдозеристов. В нашем распоряжении тяжелая военная техника, которую нам передали из армии. Многие проработали на предприятии по 19-20 лет, так что опыт накоплен огромный. Не сомневаюсь в том, что мы найдем, куда его приложить с пользой для дела и государства.
212011, г. Могилев, ул. Калужская, 29
Тел./факс: 46-84-50
e-mail: Адрес электронной почты защищен от спам-ботов. Для просмотра адреса в вашем браузере должен быть включен Javascript.
{jcomments on}