{jcomments on}Какие кадры нужны индустрии?
Владимир НАДЕЖДИН В ближайшие годы должна произойти смена поколений руководителей промышленных предприятий. Сегодня в системе Министерства промышленности каждый пятый директор достиг пенсионного возраста, а средний возраст этой категории работников составляет 53,4 года.
Кто придет на их место? Достаточным ли будет багаж знаний у преемников? Что нужно сделать для того, чтобы они смогли быстро адаптироваться к новой для себя роли? На эти и другие вопросы редакции отвечает ректор Института повышения квалификации и переподготовки руководителей и специалистов промышленности «Кадры индустрии» Любовь СИВЧИК.
Владимир НАДЕЖДИН В ближайшие годы должна произойти смена поколений руководителей промышленных предприятий. Сегодня в системе Министерства промышленности каждый пятый директор достиг пенсионного возраста, а средний возраст этой категории работников составляет 53,4 года.
Кто придет на их место? Достаточным ли будет багаж знаний у преемников? Что нужно сделать для того, чтобы они смогли быстро адаптироваться к новой для себя роли? На эти и другие вопросы редакции отвечает ректор Института повышения квалификации и переподготовки руководителей и специалистов промышленности «Кадры индустрии» Любовь СИВЧИК.
- Любовь Григорьевна, какими качествами, на ваш взгляд, сегодня должен обладать руководитель?
- В условиях рыночной экономики требуется новый тип топ-менеджера. Целью его деятельности вместо достижения плановых показателей должна стать разработка стратегии предприятия, направленной на удовлетворение потребностей заказчиков, что обеспечивает необходимую прибыль. На предприятиях Минпрома, в состав которого входит и наш институт, формируется резерв кандидатов на руководящие должности. Но у них, как правило, недостаточный уровень профессионально-управленческой подготовки при сравнительно высокой компетенции в профессиональной деятельности. Можно привести немало примеров, когда хороший инженер, выдвинутый из резерва на руководящую должность, очень быстро начинал понимать и остро переживать свою управленческую некомпетентность. Поэтому время пребывания в резерве необходимо наполнить как теоретической подготовкой в области менеджмента и психологии делового общения, так и практической стажировкой на руководящих должностях. Причем нужно дифференцировать такое обучение. Например, управленцам высшего звена нужны глубокие знания в области стратегического менеджмента, инновационных технологий, бизнес-планирования. Для руководителей среднего и низового звена следует делать упор на конфликтологию, коммуникабельность, социальное партнерство.
- В условиях рыночной экономики требуется новый тип топ-менеджера. Целью его деятельности вместо достижения плановых показателей должна стать разработка стратегии предприятия, направленной на удовлетворение потребностей заказчиков, что обеспечивает необходимую прибыль. На предприятиях Минпрома, в состав которого входит и наш институт, формируется резерв кандидатов на руководящие должности. Но у них, как правило, недостаточный уровень профессионально-управленческой подготовки при сравнительно высокой компетенции в профессиональной деятельности. Можно привести немало примеров, когда хороший инженер, выдвинутый из резерва на руководящую должность, очень быстро начинал понимать и остро переживать свою управленческую некомпетентность. Поэтому время пребывания в резерве необходимо наполнить как теоретической подготовкой в области менеджмента и психологии делового общения, так и практической стажировкой на руководящих должностях. Причем нужно дифференцировать такое обучение. Например, управленцам высшего звена нужны глубокие знания в области стратегического менеджмента, инновационных технологий, бизнес-планирования. Для руководителей среднего и низового звена следует делать упор на конфликтологию, коммуникабельность, социальное партнерство.
- Какова роль института в решении этой проблемы?
- По программе, утвержденной министерством, мы занимаемся повышением квалификации вновь назначенных директоров предприятий отрасли. Изучаются такие темы, как государственное управление реальным сектором экономики, методы и инструменты менеджмента на предприятии, перспективные стратегии маркетинга на внутреннем и внешнем рынках, трансфер технологий, разработка бизнес-планов и контроль за их выполнением. Немаловажно, что обучение не ограничивается только лекциями и семинарам. Организуются выездные занятия на 14 ведущих предприятия отрасли. Там слушатели имеют возможность получить ответы на волнующие их вопросы у опытных и успешных коллег.
- По программе, утвержденной министерством, мы занимаемся повышением квалификации вновь назначенных директоров предприятий отрасли. Изучаются такие темы, как государственное управление реальным сектором экономики, методы и инструменты менеджмента на предприятии, перспективные стратегии маркетинга на внутреннем и внешнем рынках, трансфер технологий, разработка бизнес-планов и контроль за их выполнением. Немаловажно, что обучение не ограничивается только лекциями и семинарам. Организуются выездные занятия на 14 ведущих предприятия отрасли. Там слушатели имеют возможность получить ответы на волнующие их вопросы у опытных и успешных коллег.
- Но кроме «генералов» есть руководители среднего звена, от компетентности которых также зависят успехи производства…
- В структуре института - пять центров, которые занимаются повышением квалификации и переподготовкой специалистов по нескольким направлениям: менеджменту, экономике и финансам, промышленной экологии, охране труда и промышленной безопасности, информационным и бизнес-технологиям. Причем эта схема может изменяться в зависимости от потребности экономики в кадрах. С учетом спроса на рынке стали заниматься переподготовкой в сфере охраны труда в строительстве и промышленности: в прошлом году обучение прошло около 3 тыс. человек. Для сравнения замечу, что всего мы подготовили в 2010 г. 12 тыс. специалистов по всем направлениям. Отреагировали и на возросшие требования к специалистам внешнеэкономических служб предприятий, которые обязаны раз в три года проходить аттестацию и демонстрировать хорошее знание иностранных языков. Нами разработано несколько учебных программ в зависимости от уровня подготовки. Причем занятия организуем не только на базе института, но и на предприятиях, где комплектуются группы. И, наконец, самая последняя новинка - подготовка специалистов в области логистики, здесь уже учится 50 человек.
- В структуре института - пять центров, которые занимаются повышением квалификации и переподготовкой специалистов по нескольким направлениям: менеджменту, экономике и финансам, промышленной экологии, охране труда и промышленной безопасности, информационным и бизнес-технологиям. Причем эта схема может изменяться в зависимости от потребности экономики в кадрах. С учетом спроса на рынке стали заниматься переподготовкой в сфере охраны труда в строительстве и промышленности: в прошлом году обучение прошло около 3 тыс. человек. Для сравнения замечу, что всего мы подготовили в 2010 г. 12 тыс. специалистов по всем направлениям. Отреагировали и на возросшие требования к специалистам внешнеэкономических служб предприятий, которые обязаны раз в три года проходить аттестацию и демонстрировать хорошее знание иностранных языков. Нами разработано несколько учебных программ в зависимости от уровня подготовки. Причем занятия организуем не только на базе института, но и на предприятиях, где комплектуются группы. И, наконец, самая последняя новинка - подготовка специалистов в области логистики, здесь уже учится 50 человек.
- Что представляет собой материально-техническая база института?
- Она вполне достаточна для выполнения поставленных перед нами задач. Мы располагаем двумя учебными корпусами, где в учебных классах, кабинетах и аудиториях могут одновременно разместиться 554 слушателя. Есть также 6 компьютерных классов, в которых установлено 74 компьютера. Для обеспечения учебного процесса широко используются современная мультимедийная техника, наглядные пособия, видеофильмы, есть хорошая библиотека с читальным залом. Важным конкурентным преимуществом института является наличие собственной гостиницы, поэтому иногородним слушателям не приходится тратить время на дорогу.
Среди штатных работников института девять сотрудников имеют ученые степени. Для проведения занятий привлекаются руководящие работники государственных органов управления, как правило, разработчики тех или иных нормативных актов, ведущие сотрудники научных и учебных заведений столицы, опытные производственники.
- Она вполне достаточна для выполнения поставленных перед нами задач. Мы располагаем двумя учебными корпусами, где в учебных классах, кабинетах и аудиториях могут одновременно разместиться 554 слушателя. Есть также 6 компьютерных классов, в которых установлено 74 компьютера. Для обеспечения учебного процесса широко используются современная мультимедийная техника, наглядные пособия, видеофильмы, есть хорошая библиотека с читальным залом. Важным конкурентным преимуществом института является наличие собственной гостиницы, поэтому иногородним слушателям не приходится тратить время на дорогу.
Среди штатных работников института девять сотрудников имеют ученые степени. Для проведения занятий привлекаются руководящие работники государственных органов управления, как правило, разработчики тех или иных нормативных актов, ведущие сотрудники научных и учебных заведений столицы, опытные производственники.
- Многие вузы открыли подразделения, занимающиеся переподготовкой специалистов с высшим образованием. Ощущаете ли вы возросшую конкуренцию с их стороны?
- Условия института «Кадры индустрии» многие считают более приемлемыми. Так же, как вузы мы выдаем выпускникам, прошедшим переподготовку государственный диплом о высшем образовании. Но практикуя прикладной подход к обучению, стараемся не перегружать учебные программы предметами, не имеющими прямого отношения к специальности. Поэтому срок обучения, как правило, не превышает два года. Серьезно относимся к проблеме определения эффективности подготовки. Не секрет, что традиционно применяемые в вузах формы контроля, будь то экзамен или защита курсовой работы, не дают полной картины. Поэтому применяем еще один метод контроля - анонимное анкетирование слушателей. По итогам обучения они дают оценки по 10-балльной системе не только лекторскому мастерству преподавателей, но и практической полезности полученной информации, а также качеству организации учебы и социально-бытовым условиям. Все оценки, замечания и предложения слушателей анализируются и учитываются при разработке учебных программ и подборе лекторов.
- Условия института «Кадры индустрии» многие считают более приемлемыми. Так же, как вузы мы выдаем выпускникам, прошедшим переподготовку государственный диплом о высшем образовании. Но практикуя прикладной подход к обучению, стараемся не перегружать учебные программы предметами, не имеющими прямого отношения к специальности. Поэтому срок обучения, как правило, не превышает два года. Серьезно относимся к проблеме определения эффективности подготовки. Не секрет, что традиционно применяемые в вузах формы контроля, будь то экзамен или защита курсовой работы, не дают полной картины. Поэтому применяем еще один метод контроля - анонимное анкетирование слушателей. По итогам обучения они дают оценки по 10-балльной системе не только лекторскому мастерству преподавателей, но и практической полезности полученной информации, а также качеству организации учебы и социально-бытовым условиям. Все оценки, замечания и предложения слушателей анализируются и учитываются при разработке учебных программ и подборе лекторов.
- Что, на ваш взгляд, препятствует постоянному повышению уровня образования белорусских специалистов?
- Пока предприятия еще «жадничают», выделяя недостаточные суммы средств на обучение работников. В среднем по Минпрому на эти цели затрачено лишь несколько десятых процента от фонда заработной платы. Данный показатель на порядок выше в экономически развитых странах, где укоренилось убеждение, что затраты на обучение - это прибыльные капиталовложения. В нашей республике подобное отношение только начинает формироваться, а в основном еще действует остаточный принцип.
На мой взгляд, выход может быть найден в освобождении от налогообложения средств предприятий, используемых на обучение персонала, как это делается за рубежом. Кроме того, было бы целесообразно разрешить использовать определенную часть средств централизованных инновационных фондов органов государственного управления на повышение квалификации хотя бы руководящих кадров подведомственных организаций и работников аппаратов данных ведомств, а также тех работников, которые зачислены в резерв на эти должности.
- Пока предприятия еще «жадничают», выделяя недостаточные суммы средств на обучение работников. В среднем по Минпрому на эти цели затрачено лишь несколько десятых процента от фонда заработной платы. Данный показатель на порядок выше в экономически развитых странах, где укоренилось убеждение, что затраты на обучение - это прибыльные капиталовложения. В нашей республике подобное отношение только начинает формироваться, а в основном еще действует остаточный принцип.
На мой взгляд, выход может быть найден в освобождении от налогообложения средств предприятий, используемых на обучение персонала, как это делается за рубежом. Кроме того, было бы целесообразно разрешить использовать определенную часть средств централизованных инновационных фондов органов государственного управления на повышение квалификации хотя бы руководящих кадров подведомственных организаций и работников аппаратов данных ведомств, а также тех работников, которые зачислены в резерв на эти должности.
ГУО «Институт повышение квалификации и переподготовки руководителей и специалистов промышленности «Кадры индустрии»
220119, г. Минск, ул. Карбышева, 25
Тел.: (017) 263-05-08
Факс: (017) 263-15-92
e-mail: Адрес электронной почты защищен от спам-ботов. Для просмотра адреса в вашем браузере должен быть включен Javascript.
220119, г. Минск, ул. Карбышева, 25
Тел.: (017) 263-05-08
Факс: (017) 263-15-92
e-mail: Адрес электронной почты защищен от спам-ботов. Для просмотра адреса в вашем браузере должен быть включен Javascript.