fbpx

Кто «откроет» Беларусь?

Владимир СОСНОВ

Евгений МОСКВИЧ, директор Научно-производственного  республиканского унитарного предприятия «Белгео»Недра Беларуси вполне могут преподнести сюрпризы. Так считает директор работающего в геологии уже более 20 лет Научно-производственного республиканского унитарного предприятия «БЕЛГЕО» Евгений МОСКВИЧ, который ответил на вопросы редакции.

Евгений Витальевич - потомственный геолог, его отец, доктор геолого-минералогических наук Виталий Андреевич Москвич непосредственно участвовал в разведке нефти в Беларуси, заложил основы нового направления исследований земной коры - с помощью сейсмического зондирования. Его сын с 14 лет выезжал в геологические партии и с детства познал и романтику, и тяжести уникальной профессии.

- Евгений Витальевич, на чем основывается такое убеждение?

- Дело в том, что на протяжении десятилетий в республике, по сути, не было системной работы по региональному изучению недр, она велась спорадически. И сегодня приходится констатировать, что степень изученности отдельных участков наших недр низкая. Так, съемкой 50000-го масштаба покрыто около 2% территории Белорусского кристаллического массива, в то время как, скажем, Украинский щит изучен на 80%.

Даже обследование наиболее разведанной части территории республики - Припятского прогиба - недостаточно для однозначного прогноза перспектив обеспечения страны многими видами полезных ископаемых. Приведу конкретный пример. Сейчас мы завершаем предварительную разведку Северного участка Лельчицкого месторождения бурого угля. В прошлом году по ранее полученным результатам ОАО «Белгорхимпром» была выполнена предварительная технико-экономическая оценка месторождения. Она подтверждает целесообразность его подготовки к промышленному освоению. Расчетная себестоимость добычи лельчицкого угля, который по своим энергетическим характеристикам близок к польскому, не превышает 60 долл. за тонну, тогда как польский уголь обойдется нам в 100 долл. Тот факт, что рядом с Лельчицами залегают бурые угли, был известен еще несколько десятков лет назад. Однако на изучение этого участка недр не хватало средств, и работы не проводились. Фактически месторождение было «открыто» только в прошлом году, и для подготовки к его освоению требуется еще бурение многочисленных скважин, анализ полученного материала, т.е. выполнение комплекса геолого-разведочных работ. В текущем году мы должны завершить этап работ, необходимый для подготовки технико-экономического обоснования так называемых «временных кондиций» по всему Северному участку месторождения.
Добавлю, что в Припятском прогибе еще в советские годы обнаружены горизонты с аномально высоким содержанием урана. К сожалению, материалы специальных исследований, выполнявшихся украинскими геологами, оказались за пределами республики и нам пока в полном объеме недоступны.

- А каковы перспективы открытия новых залежей нефти?

- Сегодня идет переоценка ресурсной базы республики, причем инициатива принадлежит руководству Государственного производственного объединения «Белоруснефть». Украина уже давно добывает нефть из месторождений, расположенных на значительной глубине, в фундаменте. Причем первое было открыто случайно, при бурении параметрической скважины более 10 лет назад, а в 2005 г. там разрабатывалось уже пять залежей. Безусловно, и нам нужно выходить на другие глубины. Скажем, на шельфе Мексиканского залива скважины уходят на 7-8 км, а у нас пока еще нет ни одного станка, который позволил бы пробурить на 6 км. Только сейчас начались закупки оборудования, чтобы сделать хотя бы первый шаг в поиске глубокозалегающих месторождений нефти. Конечно, в геологии никогда не может быть 100%-ной гарантии, что удастся обнаружить хранилище «черного золота». Но это не означает, что нужно сидеть сложа руки.

- А насколько реалистичны прогнозы о наличии в недрах республики обычного, желтого золота?

- Это проблема изученности белорусского кристаллического массива, о которой мы уже говорили. Прежде всего хочу отметить, что несколько месяцев назад в его породах мы впервые выявили минерал колумбит, который содержит редкоземельные элементы. Кстати на кристаллическом массиве в прошлом году нами была пробурена всего одна скважина, что недостаточно для того, чтобы получить представление даже о небольшом участке: для этого нам необходимы десятки скважин с опережающими геофизическими исследованиями!

Что касается золота, то наше предприятие является головным в поисках благородных металлов. И согласно имеющимся у нас данным, есть четкие геологические предпосылки обнаружения промышленно значимых проявлений золота на территории Беларуси. Если подтвердятся предположения о генезисе ранее выявленных аномалий благородного металла, это может поменять экономическую ситуацию в стране. Но государство должно быть готово к затратам, и немалым. Кроме того, успех будет зависеть от того, сможем ли мы, сконцентрировав геологические силы, применять самые современные подходы и технологии, которые уже давно успешно используются в мире.

- Что вы имеете в виду?

- За рубежом перспективные направления постановки геолого-разведочных работ определяет наука. На этой основе ведется систематизация по всем типам данных, и в данной работе задействованы не только геологи, но и геохимики, гео-физики, специалисты смежных наук, причем на базе специальных обрабатывающих и интерпретационных комплексов. У нас пока их нет и при постановке работ упор делается зачастую на несистематизированные данные прошлых лет. В Беларуси сегодня первую скрипку играют геолого-разведочные организации, науке же отводится роль служанки, а не хозяйки: она занимается лишь сопровождением геолого-разведоч-ных работ. Тем не менее, «БЕЛГЕО» старается идти в фарватере мировых тенденций. Оно изначально было задумано как научно-производственное предприятие, которое выполняет все работы в комплексе: от постановки гео-логической задачи на основе систематизации имеющихся геологических данных и их геолого-экономической оценки до поисков и разведки месторождений с прогнозом будущей прибыли от их разработки. То, что в новой программе значительная часть новых направлений предложена именно специалистами нашего предприятия, свидетельствует об эффективности выбранной нами стратегии. Однако мы еще в начале пути. Чтобы решать масштабные задачи, необходимо существенно модернизировать исследовательскую и лабораторную базы, на что требуются большие деньги: только оборудование стоит миллионы долларов. И, кроме того, необходимо подготовить новых специалистов, которые бы знали и могли эффективно использовать современные инструменты решения геологических задач.

На мой взгляд, в республике нужно создать научно-практический центр по геологии, где было бы единое информационное пространство для специалистов разных предприятий, работающих в нашей сфере. Необходима государственная геологическая экспертная служба, которая могла бы на современном научно-техническом уровне обрабатывать и интерпретировать всю геологическую информацию, чтобы объективно оценивать перспективность того или иного направления.

- Есть еще вопрос освоения недр…

- Сегодня в правовом поле, которое должно обеспечивать приход в нашу отрасль инвесторов, масса пробелов. В Инвестиционном кодексе декларирована возможность передачи месторождений в концессию. Но четкого механизма реализации такого права, как это имеет место у всех наших соседей, так и не появилось. Что касается инвестиций собственно в геологическое изучение недр, то законодательная база, необходимая для правового регулирования этого вопроса, отсутствует. Например, в России для регулирования вопросов проведения поисковых, геолого-разведочных работ, подготовки месторождения к промышленному освоению и его разработки принято три десятка постановлений правительства.

Вообще, государство в большинстве стран не вмешивается непосредственно в разработку недр. Инвесторам предоставляется имеющаяся предварительная информация о конкретном участке, полученная на первоначальном этапе изучения недр, и предлагается на определенных условиях самостоятельно доразведать перспективные объекты. Затем осуществляется государственная экспертиза обнаруженных запасов полезных ископаемых и заключается договор о разработке месторождения. При этом подсчитывается предполагаемая прибыль, устанавливаются сроки лицензии на добычу, оговариваются условия раздела продукции и другие нюансы. Только в этом случае концессии начинают работать. А значит, и наша, геологов, работа приносит эффект и прямую выгоду.

НП РУП «БЕЛГЕО»
г. Минск, ул. Купревича, 10
Тел.: +375 17 266-39-39
Тел./факс: +375 17 263-59-01
e-mail: Адрес электронной почты защищен от спам-ботов. Для просмотра адреса в вашем браузере должен быть включен Javascript.
www.belgeo.by