От артели к холдингу и обратно
Александр ПЕРЕВЕРЗЕВ
ЗАО «Вилия» ведет свою «родословную» с 1930 г., когда была создана артель «Фото». Сегодня, по мнению генерального директора предприятия, заслуженного работника сферы обслуживания РБ Льва КАРПАЧА, общество представляет собой эффективно функционирующий холдинг. Таких структурных преобразований потребовала растущая конкуренция на рынке фотоуслуг.
-Лев Николаевич, когда-то ваше предприятие было монополистом на рынке, но с приходом новых технологий, сделавших фотопроцесс более доступным с технической точки зрения, конкуренция в этом секторе значительно возросла. Удастся ли вам сохранить свои рыночные позиции в будущем?
- Действительно, сегодня на нашем рынке только в Минске работает около 200 субъектов хозяйствования. С появлением «мыльниц», каждый, купив фотоаппарат, решил, что может самостоятельно создавать фотолетопись своей семьи. По художественной фотографии, классическому портрету был нанесен серьезный удар. Появился спрос на фотолаборатории, быструю, мгновенную обработку и печать фотографий, а профессиональная фотосъемка практически исчезла. Но в конце концов все возвращается на круги своя. Что можно сделать без обучения, плохой техникой? «Настрелять» сотни карточек, а повесить в рамку будет нечего. И люди начинают это осознавать. Ведь в эру черно-белой фотографии, негативов размером 13х18 были ретушеры, которые становились соавторами снимка. С переходом на узкие пленки эта профессия едва не исчезла. Кто умел, тот «рисовал» светом, корректировал позитив, а ретушь как таковая пропала. Сегодня с приходом цифровых технологий это искусство возрождается.
В 1989 г. мы создали конкурентную среду на предприятии. Между собой боролись за клиентов все фотографии, а их было около 40. В то время заключали договора с работниками предприятия, в которых определяли, какой объем работ должен быть выполнен. Поскольку фотографа, как и волка, ноги кормят, за пределами этого плана его никто не нормировал ни по времени, ни по объему. Все, что он мог заработать сверх задания, было его. Это действительно раскрепощало инициативу. На выездных съемках работали бригады, которые обслуживали школы и дошкольные учреждения Минска. Так что когда пришли рыночные времена, мы оказались к ним готовы. Стационарная сеть фотоуслуг практически полностью сохранилась и по сей день. Конечно, бывает обидно, когда готовишь человека, а он потом уходит в самостоятельное рыночное «плавание». Но не каждому дано быть в одном лице фотографом, экономистом, маркетологом и менеджером. Например, в середине 1990-х гг. мы выделили некоторые структурные подразделения, создали 5 совместных предприятий. К сожалению, сегодня из них в «живых» остался только «Дом фото».
- Какую нишу занимает на рынке «Вилия»?
- Мы практически перестали заниматься выездной съемкой, этот рынок становится все более «диким». То же касается и свадебной фотографии. Есть, конечно, в этом сегменте специалисты, которые хорошо выполняют свою работу. Но сейчас несколько изменились функции фотографа, он не обрабатывает снимки, а обращается к профессиональному дизайнеру, ретушеру. Фотографии самостоятельно также никто не печатает, это берут на себя профессиональные фотолаборатории. Поэтому работа фотографа заключается в том, чтобы создать сценарий, отснять и отдать диск с фотографиями на дальнейшую обработку и печать. Однако профессионалу надо платить, а люди без образования и соответствующего оборудования готовы работать за бесценок. Что будет на финише - никого не волнует. Поэтому я и говорю, что рынок выездной съемки - «дикий». Регулировать его можно и нужно, но понимания этого нет.
В то же время без конкуренции жить нельзя, она заставляет двигаться вперед. Почему за «плечами» «Вилии» 80 лет успешной работы? Потому что мы идем в ногу со временем. Ранее мини-лаборатории были в каждом универсаме, но пришли цифровые технологии, и такой печати стало меньше, поскольку сейчас фото можно посмотреть на мониторе компьютера. Однако цифровые лаборатории - дорогостоящее «удовольствие», при малых объемах их трудно окупить. У нас их две, одна - резервная, используется на 20% мощности, а вторая обеспечивает все наши потребности. Работа идет в режиме он-лайн, заказы отправляются по Интернету в базовую фотолабораторию, и к концу дня фотографии готовы.
За рубежом такой бизнес имеет лучшие возможности для развития. Там очень мало мини-лабораторий, подобные услуги обычно оказывают крупные фабрики фотопечати. А все потому, что эффективно работают почтовые службы. В течение двух дней почтовое отправление придет в любую точку США или Европы, у нас же такая оперативность пока отсутствует. Стремительными темпами приходится проводить техперевооружение, практически каждые пять лет мы вынуждены полностью менять всю линейку оборудования. А теперь представьте, какими должны быть объемы, производительность и выручка, чтобы окупить его за столь короткий срок. Может быть, благодаря этому «Вилия» и сохраняет свои позиции, поскольку у крупного предприятия есть возможность концентрировать ресурсы, покупать дорогостоящее оборудование.
Однако все развивается по спирали и на 80-м году деятельности нашего предприятия мы опять вернулись к артелям. «Вилия» выступила учредителем 9 созданных частных унитарных предприятий, которые являются самостоятельными юридическими лицами, работающими по упрощенной системе налого-обложения. Численность каждого из них - до 15 человек, территориально район закрывается 2-3 точками. Получается, что внутри акционерного общества мы создали конкуренцию. На головном предприятии работает около 100 человек, и примерно 110-120 - в унитарных предприятиях. Хотя по сути мы представляем собой единый холдинг, работая по кооперации. Так проще наладить контроль, а между предприятиями идет борьба за клиентов.
- А не спросят ли они вскоре, зачем им нужна лишняя «надстройка»?
- А надстройки нет. В любой стране для ведения бизнеса необходимо подстраиваться под сложившиеся условия. Нам трудно было конкурировать с ИП, малыми предприятиями, потому что у них несколько иная система налогообложения. К тому же, как я уже говорил, не каждый может вести бизнес самостоятельно от «а» до «я», быть в одном лице фотографом, экономистом, менеджером. Есть люди, которые любят снимать, но не могут руководить предприятием, и таких большинство. У нас они социально защищены, знают, что не останутся без пенсии, и им оплатят больничный лист. К тому же, чтобы бизнес развивался, в него нужно постоянно вкладывать, а каждый субъект в отдельности ничего существенного купить не сможет.
В этом году начали реализовывать интересное новшество: продаем сертификат на художественную съемку. Человек платит 30 тыс. руб., ему выдается документ, который можно подарить другу или родственнику. Этот «ваучер» дает право на художественную фотографию или покупку на эту сумму рамки, фотоальбома. Второй год работают курсы для начинающих фотографов-любителей, на которые приходят люди разного возраста: студенты, пенсионеры. Стоимость обучения - 360 тыс. руб. Через год нас попросили организовать курсы более высокого профессионального уровня. Мы пошли на это, причем такое обучение проводится уже с присвоением разряда фотографа как специалиста.
В тяжелые времена мы практически забыли, что такое художественная фотография. Хотя в 60-70-е гг. люди жили беднее, но в каждом доме на стене висели семейные фотографии. Мы пытаемся возродить эти замечательные традиции и, думаю, у нас это получится.
ЗАО «Вилия»
220033, г. Минск, ул. Фабричная, 22
Тел.: 298-04-64
e-mail: Адрес электронной почты защищен от спам-ботов. Для просмотра адреса в вашем браузере должен быть включен Javascript.
www.vilia.by