fbpx

На фабрике «грез» мечтают о переменах

Антон БОЙКО

Андрей КУРЕЙЧИК, известный отечественный драматург и сценаристОтечественная киноиндустрия находится на пороге «шоковой» терапии. Устав от хронической убыточности производства фильмов, государство пошло на революционные шаги в отрасли. По истечении контракта покинул должность руководителя «Беларусьфильма» Владимир ЗАМЕТАЛИН. Более того, готовятся меры законодательного характера, направленные на либерализацию условий ведения бизнеса. О сути грядущих изменений, роли частного бизнеса в данном процессе и причинах, побудивших пойти на коренную ломку существующей системы, согласился рассказать известный отечественный драматург и сценарист Андрей КУРЕЙЧИК.

- Чем, на ваш взгляд, продиктованы перемены?

- Инициировав внесение поправок в действующее законодательство, Министерство культуры преследовало две основные задачи: поддержать кинопроизводителей и вовлечь в индустрию представителей бизнеса. Наиболее радикальный шаг в достижении поставленных целей - снятие запрета на получение юридическими лицами частной формы собственности заказов на съемки фильмов со стороны госструктур. Учитывая параллельное введение системы конкурсного отбора сценариев, у данных компаний возникнет реальный шанс побороться за бюджетное финансирование.
Еще больше повысит привлекательность отрасли введение льготного режима налогообложения для производителей фильмов и продюсерских центров. Это послабление действует во многих странах мира, что значительно снижает конкурентоспособность белорусов, возвращающих через налоги в бюджет до 60% сумм, выделенных на выпуск кинолент.
Также предусмотрено выделение льготных кредитов. Учитывая цикл создания художественной картины, заем необходимо давать минимум на пять лет. Вполне объяснимо нежелание банков добровольно выделять средства на длительный срок и под адекватный процент.

Дополнительным импульсом развития отрасли станет организация государственного продюсерского центра, а также требование к телеканалам часть выручки пускать на изготовление сериалов. Рассуждать об эффективности структуры преждевременно, но хорошо уже то, что предпринимаются попытки наладить продажу готовой продукции.
Вышеперечисленные меры направлены не просто на поддержку производства (чем государство и так занималось длительное время), а на создание конкурентной среды. Реализация планов позволит в честной борьбе определить, кто способен карабкаться вверх, а кому уготовано менее привлекательное будущее.

- Готов ли частный бизнес подхватить государственную инициативу?

- В Беларуси уже работает ряд фирм, занятых в сфере производства рекламы, клипов, телепередач, многие наладили сотрудничество с российскими киностудиями. Частные компании обладают значительным опытом, устойчивой репутацией и эффективным менеджментом. Они в состоянии снимать недорогое качественное кино - знают актеров, объекты, основные схемы реализации. Просто раньше им закрывали доступ на внутренний рынок, но вскоре ситуация поменяется.

- Каковы перспективы развития «Беларусьфильма» с учетом грядущих изменений?

- Необходимо дождаться назначения директора киностудии. По неофициальной информации, список кандидатов на должность уже составлен. Вероятнее всего, новым руководителем станет чиновник с опытом работы в сфере торговых отношений. Если так, то у него будут неплохие шансы решить наиболее актуальную задачу - создание стратегии бизнес-развития.
На протяжении всего периода существования киностудия представляет собой громоздкую неэффективную компанию. Сегодня штат отечественной «фабрики грез», выпускающей порядка 10 художественных фильмов в год, составляет около 1 тыс. человек. То есть производительность труда минимальная. В частной компании менеджер немедленно уволил бы две трети, а то и три четверти коллектива. Содержатся не способные продать фильм отделы и подотделы маркетинга, толпы администраторов, редакторов, директоров, их заместителей, режиссеров, годами не снимающих кино, масса штатных актеров…

- Ежегодно звучат сообщения об увеличении количества выпускаемых студией кинокартин, но широкой известности данные фильмы не приобрели.

- Продукция «Беларусьфильма» не востребована как на внешних, так и на внутреннем рынке. Это не результат предвзятого отношения. Сделай хороший продукт - и его с удовольствием купят. Ведь оте-
чественную водку раскупают в магазине значительно охотней иностранных аналогов. А хорошее кино практически не делают, вот оно никому и не нужно.
ОНТ не поставит в прайм-тайм плохой фильм, так как моментально потеряет рекламодателя, готового отдать до 10 тыс. долл. за минуту эфирного времени. «Минск-видеопрокат» должен платить за электроэнергию, отопление, зарплату персоналу. Как он выполнит свои обязательства, если отечественные фильмы собирают аудиторию в пять человек?

Вторая причина отсутствия на широком экране белорусского кино - острый дефицит на студии навыка продаж. Положительные отзывы критиков заслужили кинокартины «Волки», «Масакра», «Дастиш Фантастиш». Но эти фильмы мало кто видел и даже слышал о них. «Глухота» зрителей объясняется информационным вакуумом. «Беларусьфильм» недостаточно рекламирует свою продукцию. Стандартный бюджет раскрутки составляет от половины до двух третей от суммы производственных затрат. Надо повесить баннеры, купить на ТВ эфирное время, провести презентации, собрать всех директоров кинотеатров, обсудить с ними PR-компанию. Иначе невозможно завоевать общественное внимание. На минской киностудии игнорируются данные инструменты рекламы. Зато известен случай, когда при выпуске проморолика «специалисты» руководствовались инструкцией 1969 г.

- Какие существуют варианты реформирования «Беларусьфильма»?

- Результат даст переход студии на хозрасчет. Организация по примеру «Мосфильма» нескольких продюсерских групп, наделение их автономией и отдельными бюджетами заставит людей конкурировать друг с другом и доказывать свою эффективность.

Второй вариант реформирования - смещение акцента с производства на оказание услуг. Все крупнейшие концерны времен СССР превратились в структуры, предоставляющие частным компаниям в аренду кинокамеры, павильоны, студии звукозаписи.

В Минске остались декорационные и пошивочные цеха, огромная база костюмов, даже танки времен Второй мировой войны - остается только сдавать имущество в аренду и получать деньги. Непосредственно съемками и дистрибьюторской деятельностью будут заниматься другие компании. Учитывая либерализацию рынка, такое будущее гиганта наиболее правдоподобно.

- Вызывает некоторое сомнение готовность государства делиться заказами с частными компаниями. Кроме того, в Беларуси контролирующие органы зорко следят за расходованием бюджетных средств. Выдержать подобное внимание под силу далеко не каждому предпринимателю.

- В одночасье законодательство не может быть изменено по всем направлениям. Даже если будут созданы механизмы поддержки кинематографа, требования в сфере финансов и налогов останутся прежними. Если контроль будет формально карательным, рухнут надежды на создание эффективной индустрии. Кино - не производство валенок, здесь своя специфика с устоявшимися расценками и связями. Гонорар Гоши Куценко составляет 5 тыс. долл. в день. Его не убедить выйти на съемочную площадку за 100 долл., как того требует ставка актера первой категории. Но зритель ходит смотреть на звезд, а это вынуждает идти на какие-то ухищрения.

Если прокатчик потребует 300 тыс. долл. на «раскрутку» фильма, мы не сможем, ссылаясь на законодательство, ограничиться 30 тыс. долл., да еще с перечисленной суммы выплатить налоги. Только время покажет, насколько далеко зайдет конфликт устоев бизнеса и белорусского закона.

- Подскажите читателям, пожелавшим инвестировать в новое направление, наиболее востребованные на рынке продукты индустрии.

- При грамотном подходе прибыль может принести практически любой фильм. Главное, не тратиться на очень дорогие картины. Замахиваться на космические саги и фантастические боевики бессмысленно - американцы все равно сделают лучше. У нас маленькая страна, которой не нужна «Брестская крепость», потянувшая на 10 млн. долл., а в прокате собравшая лишь 4 млн., из которых половина досталось кинотеатрам. Наш путь - создание небольших проектов. Ленты стоимостью от 500 тыс. до 1 млн. долл. почти всегда окупаются. Этих денег достаточно для съемок комедии, мелодрамы, детектива.
Значительные прибыли авторам сулит качественный полнометражный мультфильм. Если вам удалось «выстрелить», то дополнительно к доходам от показа заработаете на франшизе от альбомов для детей, игрушек, раскрасок и др. Но сложность производства данного вида товара - в длительности (работы затягиваются на 3-4 года) и применении трудоемких компьютерных технологий.
Короткометражные мультики производить проще и дешевле (около 10 тыс. долл.), но уход с центральных каналов в нишевые серьезно удлинил срок их окупаемости.

На протяжении длительного периода времени может приносить дивиденды дешевое (стоимость 100-200 тыс. долл.) в изготовлении артхаусное кино. В 1959 г. вышел в прокат стоивший копейки фильм Феллини «Дорога». Но и спустя 50 лет правообладатели получают доход от показа шедевра на ТВ, продажи DVD-дисков, ретроспектив на фестивалях.

Довольно востребовано качественное документальное кино сериального типа. Пробившись с фильмом на Discovery Channel или BBC, вы получите приличный доход и гигантскую аудиторию. Правда, в Беларуси пока не умеют создавать документальные фильмы развлекательного типа - наши ленты скучные или пропагандистские.

Прямые заказы от ТВ-каналов делают сериалы самым прибыльным видом производства. Телевидению необходимо чем-то заполнять сетку вещания на протяжении 24 ч в сутки. Поэтому оно готово идти на оплату услуг вперед. Заинтересовав потенциального партнера, вам останется только вычесть из предоставленного бюджета прибыль и на остальные средства спокойно заниматься съемочным процессом. Несмотря на серьезную конкуренцию на рынке, его емкость (в России 50 крупных телеканалов, Украине 30 плюс кабельные сети) позволяет надеяться «зацепиться» за перспективный сегмент.

- Какова структура затрат производства художественных фильмов?

- Первый блок расходов связан с авторскими правами. Сюда входят выплаты сценаристу, режиссеру, композитору и т.д. Следующая статья затрат - гонорары актеров и съемочной группы, на которые уходит до половины средств.

Далее следуют расходы, связанные с декорациями и объектами. Это тоже дорогое удовольствие. В целях экономии на Западе создание внешнего фона постепенно перемещается в область компьютерной графики. Нарисованная таким образом «картинка» обходится значительно дешевле.

Если непосредственно съемки отнимают около 30 дней, то на пост-продакшн (озвучивание, монтаж, цветокоррекция, печать копий и др.) уходит до полугода. На эти цели нужно еще до трети бюджета. Ну и последняя часть затрат - рекламные мероприятия.

- Вслед за окончанием процесса производства встает проблема реализации готовой продукции.

- Производитель передает фильм дистрибьютору, задача которого - продать товар кинотеатрам. Именно «посреднику» отводится ключевая роль в коммерческом успехе. На его плечи ложится контакт с разрозненной сетью кинотеатров (только в России более 3 тыс. залов) и проведение рекламной компании. За свои услуги дистрибьютор получает комиссию в размере 15-20% выручки производителя, которая составляет 50% средств, заплаченных зрителем за просмотр ленты в широком формате.

Наиболее традиционное место для поиска партнеров - кинорынок. На ярмарке готовящиеся к выходу фильмы оценивают продюсеры и владельцы крупных сетей кинотеатров. Сумеете оригинально презентовать свой продукт профессионалам - шансы на коммерческий успех многократно возрастут.