Цирк продолжает удивлять!
Владимир СВЕРКУНОВ
Казалось бы, чем может удивить цирк, который существует с незапамятных времен? Более 240 лет назад появилось и первое стационарное здание для представлений. Но до сих пор по планете кочуют тысячи передвижных шапито, цель которых, - заинтересовать как можно больше зрителей, удивить возможностями человеческого тела и разума.
На этом пути появились разные подходы: большинство цирков старались привлечь самых знаменитых клоунов и укротителей зверей, разворачивали не одну, как принято традиционно, а одновременно три арены, где параллельно демонстрировались разные номера. Но такая стратегия увеличивала издержки, мало что меняя в самой деятельности. В одном из трудов по менеджменту рынок разделен на два «океана» - алый и голубой. В первом случае - это поле, где высока конкуренция, и компании, не меняя принципиальных подходов к созданию продукта, пытаются выделиться и увеличить спрос на свои изделия или услуги.
В случае «голубого» океана предприятие базирует свою деятельность на инновациях, которых нет у других производителей, а следовательно, их деятельность свободна от конкуренции. Они единственные в голубых водах рынка. В цирковой сфере таким путем пошел канадский Cirque du Soleil, где решили отказаться от участия в представлениях зверей, зато ввели танцевальные номера и театральные элементы, связав традиционно разрозненные цирковые номера единым сюжетом. Представления стали во многом новаторскими, что привлекло зрителей, особенно зрелого возраста, которые обычно считают цирк зрелищем для детей. Изменение возрастного состава аудитории позволило повысить стоимость билетов, а «повзрослевшие» номера стали частью развлекательных программ на корпоративах. Отказавшись от животных, порождающих наиболее дорогие составляющие затрат цирка, компания резко сократила себестоимость.
Директор Белорусского государственного цирка Татьяна БОНДАРЧУК считает, что этот опыт, безусловно, полезен и частично может быть использован. Однако он уводит цирковое искусство от его классического понимания - к массовой культуре.
- Я противница превращения цирка в своего рода фабрику, которая стирает личность артиста, - говорит Татьяна Николаевна. - Одна из наших гимнасток - Юлия Раскина, между прочим, серебряный призер Олимпийских игр, отработала сезон в Cirque du Soleil, где просто растворилась в общей массе участников. Подобное произошло и с Валери Энерти: ее способности, по сути, никто не рассмотрел. А на престижнейшем международном фестивале в Монте-Карло эта девочка завоевала серебряную награду, исполнив уникальный трюк, причем в таком темпе, что не каждый мужчина выдержит. Есть у «фабрики» еще одна особенность: по законам шоу артиста, после того как из него все «выжмут», просто выбрасывают как отработанный материал. У нас же совершенно другой подход: мы ищем таланты как «алмазы», стараемся их «огранить», чтобы представить публике в виде сверкающих «бриллиантов».
Чистая коммерция нередко заставляет снижать планку цирка как искусства. В последнее время в Беларусь зачастили частные передвижные шапито, в представлениях которых нет ни праздника, ни юмора, ни мастерства артистов, которое бы заслуживало восхищение зрителей. Видимо, программы этих гастролеров никем не утверждаются, хотя художественный совет Белорусского государственного цирка вполне мог бы оценить уровень своих коллег.
Стоит заметить, что и классический цирк постепенно меняется, осваивая упоминавшиеся «голубые океаны». Татьяна Николаевна возглавила Белорусский государственный цирк пятнадцать лет назад. До этого она успешно гастролировала с «BelStar» шоу - это своего рода варьете с цирковыми элементами. И на новое место работы она привела с собой хореографическую группу, которая добавила в цирковые представления яркие краски. Это направление продолжает развиваться: сама Татьяна Николаевна, являясь председателем Белорусской Федерации танцевального спорта, приглашает студентов с отделения хореографии, которые еще во время учебы выступают в цирке, а некоторые впоследствии связывают с ним свою судьбу. В планах директора - научить танцовщиц и элементам циркового искусства: акробатике и жонглированию. Скоро будет открыта цирковая студия, где девушки получают такие навыки.
Между прочим, Т.Бондарчук пришла в цирк тоже, как говорится, со стороны. Девочкой она занималась в балетной студии, но будучи очень упорной, «перетрудилась», порвав связки стопы. Расставаться с мечтой не хотелось, поэтому, даже учась в медицинском институте, девушка подрабатывала в цирковом балете, куда ее пригласили. Цирк стал делом всей ее жизни. Вместе с первым мужем они создали трюк под названием «Пуанты на ладошке», где балет органично соединился с акробатикой. С этим номером, который до сих пор никто не отважился повторить, настолько сложно добиться баланса и слаженности в работе двух партнеров, - пара объездила весь мир. А сама Татьяна Николаевна, проникнувшись цирковым духом, целиком отдала себя этому виду искусства.
С ее приходом Белорусский государственный цирк впервые получил свою эмблему - это стоящая на цирковой лошади балерина. Изменилось и содержание представлений. До этого только компоновались программы из номеров артистов, которых удалось «заманить» в Минск. Причем с каждым годом заполучить очередную знаменитость было все сложнее, поскольку и материальная база, и сам дух коллектива приходили в упадок.
- Когда я пришла в цирк, поразилась запустению, царившему здесь, - вспоминает Т.Бондарчук. - Под куполом колыхались длинные ленты паутины, артисты выступали в рваных колготках, демонстрировали примитивные номера и искусственные улыбки. А ведь настоящий цирк - это праздник, который создает красивая музыка и яркие костюмы, это трюки, заставляющие зрителя замирать. Уже тогда у меня родился девиз, под которым мы работаем по сей день: «Цирк продолжает удивлять!»
Но для этого потребовалось создать собственную труппу, что сделать при полном отсутствии белорусской цирковой школы было чрезвычайно сложно. Тем не менее, удалось привлечь в стационарный цирк артистов, уставших от кочевой жизни, предложив им постоянную работу и возможность время от времени показывать свои номера на гастролях. Между прочим, в Минске остался на постоянное жительство даже кенийский цирковой акробат. Жизненные обстоятельства сложились так, что он получил серьезную травму и, немного подлечившись, попросился на работу - на любую должность, поскольку выступать уже не мог. Учитывая большое мастерство и опыт артиста, Татьяна Николаевна предложила ему заняться обучением молодых коллег. Такие мастер-классы позволили поднять уровень квалификации многих артистов, что в целом отразилось на повышении уровня представлений.
- Сейчас в мире осталось не так много постановочных цирков, - говорит Татьяна Николаевна. - Это довольно хлопотное дело, и если его грамотно не организовать, затраты могут не окупиться. Ведь цирк - это не «чистое» искусство. Большинство исполняемых на арене трюков требуют сначала «изобретения», а потом и изготовления сложнейшей «оснастки». А еще необходима красочная одежда, которая стоит немалых денег. Сейчас, например, мы разработали костюмы, которых еще нет ни у кого. Они «напичканы» электроникой и по задаваемым ею программам вспыхивают разными цветами, играя и переливаясь. И хотя каждое такое «одеяние» стоит 2 тыс. долл., мы на это идем, поскольку убеждены, что цирк должен удивлять всем, начиная с гардероба.
Наличие собственной труппы помогло, между прочим, Белгосцирку выжить в сложнейшее время, когда шла реконструкция здания. На временную арену в шапито, которое расположилось неподалеку от Национальной библиотеки, было сложно заманить цирковых звезд первой величины, поэтому основу представлений составляли собственные номера. А сегодня у цирка есть иллюзионисты и эквилибристы, акробаты и воздушные гимнасты, дрессировщики и клоуны. Из их номеров комплектовались и выездные представления, с которыми Белгосцирк объездил многие города республики. Это дало возможность зарабатывать деньги, необходимые для содержания всего сложного хозяйства цирка, а также выплачивать заработную плату артистам.
С другой стороны, цирк получает доходы, «экспортируя» собственные номера. Эту работу начали еще 15 лет назад, когда пришли первые деньги из Японии, где с успехом выступил с иллюзионными трюками сын Татьяны Николаевны - Сергей (сценическое имя - Серж). Когда шла реконструкция цирка, на «экспорт» в Корею ушел реализованный совместно с Большим театром оперы и балета театрализованный проект «Щелкунчик», от которого также были получены доходы. Сегодня артисты гастролируют в США, Украине, Сибири, и это тоже поддерживает экономику цирка.
- Нам выгодно, когда наши артисты востребованы, - замечает Т.Бондарчук. - Поэтому стараемся ставить такие трюки, которые могут на равных конкурировать с самыми захватывающими номерами в мире. И масштабы этой деятельности сейчас, после окончания реконструкции цирка, планируем резко расширять. Белорусский цирк пользуется неизменной популярностью в России, Украине, странах Балтии, где, кстати, в настоящее время гастролирует наша конная группа «Белорусские наездники». Уже проведены переговоры с коллегами из Литвы, Латвии, Эстонии, Польши, Мексики и Венесуэлы. Сейчас наш главный режиссер Серж Бондарчук выехал в Париж, чтобы заинтересовать французские цирки в наших номерах. Это даст возможность и обмениваться артистами, что позволяет сделать представления более разнообразными и интересными.
В конечном итоге все, что делается в цирке, имеет вполне определенную цель: «заманить» зрителя, сделать его пребывание здесь праздничным, увлекательным и приятным. Именно поэтому два года назад было принято решение о реконструкции здания, построенного еще в 1959 г.
В ходе обновления удалось сохранить стиль и дух белорусского цирка, что прослеживается в его строгих интерьерах. Даже люстры 50-х гг. не стали менять, а тщательно отреставрировали их. В этом же стиле изготовлена мебель: от удобных мягких кресел в зрительном зале до стоек для баров, скамеек, столов и стульев в нескольких буфетах.
Вместе с тем, цирк получил совершенно новую «начинку». Для представлений создан высокотехнологичный «механизм». Под ареной располагается четырехуровневая конструкция со сменными площадками и сложной механикой. С помощью автоматики можно менять облик арены, которая предстает в виде танцевального паркета, искусственного льда, покрытой резиной площадки или эстрадно-иллюзионного пола с подсветкой. Предусматривается и ванна с водой для шоу с морскими животными. И такие трансформации можно будет выполнять в ходе одного представления. Под куполом установлены современные акустические системы и светотехника, а также технические приспособления для выступления воздушных гимнастов.
В новом цирке есть мастерские, пошивочные цеха, прачечная. Новый облик получит гримерный цех, и сейчас идет поиск высококвалифицированного визажиста. Ведь, как отметила, Т.Бондарчук, тот же Cirque du Soleil выигрывает тем, что использует объемный театральный грим.
Созданы также идеальные условия для содержания животных, даже пищу для них теперь готовят в специальной кухне. А на арену крупные звери будут доставляться в лифте.
- Мы замахнулись на то, чтобы создать самый лучший цирк в мире, - говорит Татьяна Николаевна. - И, думаю, нам это удалось. Не секрет, что цирковые коллективы держатся на четырех «столпах»: профессионализме режиссеров и артистов, династиях, где секреты мастерства передаются из поколения в поколение, высоком художественном вкусе и, наконец, умении зарабатывать деньги на этой основе, а также сопутствующих видах бизнеса.
В свою очередь, наличие современной с технической точки зрения арены поможет поддерживать постоянный интерес к цирку. Чтобы он продолжал удивлять, каждая новая программа должна быть лучше предыдущей. А для этого надо иметь возможность приглашать цирковых звезд первой величины. В начале января я побывала в качестве почетного гостя на 35-м Международном цирковом фестивале в Монте-Карло. Это - самое престижное в нашей сфере мероприятие, как Олимпийские игры для спортсменов. И поскольку туда приезжают продюсеры самых больших цирковых мастеров, я воспользовалась этим, проведя предварительные переговоры о приглашении известных артистов в Минск. В свою очередь, и для нас открываются новые горизонты в экспорте номеров. Дело в том, что в ходе реконструкции цирка соорудили 7-этажную пристройку, где наряду с гримерными для артистов, причем со всеми удобствами, двумя тренажерными и одним балетным залами и складами для хранения декораций, есть репетиционная арена, полностью повторяющая параметры основной. Для нас это очень важно, ведь раньше репетировать номера приходилось на главном манеже в перерывах между представлениями, и честно скажу, не всем артистам хватало места и времени. Кому-то приходилось отрабатывать трюки в фойе и даже на улице, а это неизбежно отражалось на качестве выступлений. Теперь, имея специальную арену для репетиций, мы сможем уделить больше внимания подготовке собственных номеров. К этой работе руководство цирка намерено привлекать и гастролирующих артистов экстра-класса.
В планах дирекции Белорусского госцирка - организация на его базе в Минске международного фестиваля циркового искусства. И это не просто мечта, она уже обретает реальные очертания. Есть идея вручать победителям не призы, а специальный знак отличия - «Мастер цирка». Его дизайн уже разрабатывается, продумывается и форма документа, который будет вручаться вместе со знаком.
Конечно, проведение фестиваля потребует солидных средств, но, с другой стороны, как считает Татьяна Николаевна, это положительно скажется на имидже Беларуси. К тому же после фестиваля можно как минимум месяц показывать программу с участием лауреатов, что принесет неплохие доходы.
Во время вынужденной работы в шапито, где условия, особенно зимой, были чрезвычайно сложными, затраты на организацию представлений возросли. Это с пониманием было воспринято Минским горисполкомом, который увеличил дотации до 30%. Прежде, когда работали в стационарных условиях, они составляли 18%.
А вот после открытия реконструированного здания удалось выйти на бездотационную работу. И этот режим директор цирка надеется сохранить. При этом цены на билеты в Минске - самые низкие на всем пространстве СНГ: от 15 до 70 тыс. руб. Стоит отметить, что управление культуры Минского горисполкома разрешило Белорусскому государственному цирку самому формировать цены. Но никто не злоупотребляет этим правом, ведь понятно, что дороговизна может отпугнуть зрителей, и тогда придется считать убытки.
Но чтобы доходы покрывали затраты и еще оставались средства на подготовку новых программ, график работы цирка достаточно напряженный. Особенно в дни школьных каникул, когда ежедневно дается по 3 представления. Например, в январе при норме 20 спектаклей было отработано 80. Но и в месяцы, когда школьники учатся, цирк работает 5 дней в неделю, причем в выходные дни дается по 2-3 представления. Для сравнения: даже российские учреждения подобного типа продают билеты, как правило, только на 3 дня - пятницу, субботу и воскресенье.
- Мы первыми еще в 1999 г. отменили обычный для цирков летний перерыв, - говорит Т.Бондарчук. - Конечно, это требует от артистов и постановочной части большей отдачи, но, с другой стороны, дает цирку дополнительные доходы, а это - стимул к дальнейшему развитию. И главное здесь - чтобы каждая новая программа была лучше предыдущей. У нас выступают дрессировщики с самыми разными зверями, что в Европе в последнее время из-за протестов «зеленых» стало проблематичным. Привлекаем представителей новых жанров, рожденных техническим прогрессом, которые показывают аттракционы с использованием сложных механизмов, в частности, такие как «Шар смелости» или «Колесо смерти». Причем в выборе номеров мы совершенно свободны. Выручает то, что я много лет сама проработала артисткой и меня хорошо знают в цирковых кругах. Не так давно выбрали академиком Национальной академии циркового искусства России. Поэтому я «заказываю» в наш цирк самых лучших артистов.
В целом же всегда тщательно просчитываю, какую выручку мы можем получить в тот или иной период и делю ее поровну: одна половина должна пойти на оплату гастролеров, а другая - на подготовку новых программ и номеров, а также на выплату зарплаты и премий работникам, которых сегодня в цирке 380, в том числе 120 артистов.
Планирование представлений - довольно тонкое дело. Например, гонорар ведущих европейских артистов может достигать 2 тыс. долл. за выход. И если составлять программу из одних только «суперномеров», можно мигом «прогореть». В последнее время цирку стало выгоднее приглашать европейцев в ранге «свободных художников». Ведь если иметь дело с компанией, которая владеет правами на того или иного артиста, то кроме выплаты ему гонорара нужно вдвое, а то и втрое большую сумму перечислить его «боссам».
Следует учитывать и другие нюансы, в частности, во что обойдется содержание «заезжих» животных, участвующих в представлении. Так, недавно в Белорусском госцирке выступали белые тигры и львы, и их хозяевами предварительно было выставлено условие: на корм давать только свежую, ни в коем случае не мороженую конину. Искали по всей республике, старались найти дешевле, чтобы сэкономить, но все равно корма обходились 300 евро в день. При приглашении дрессировщиков цирк почти каждый раз сталкивается с трудностями таможенного оформления животных: недавно, например, были «арестованы» крокодилы и пришлось доказывать, что это - артисты, из которых никто вовсе не собирался шить сумочки или кошельки. Неужели таможенная служба не знает, что в Беларуси есть цирк со своими особенностями, и для него нужно обязательно разработать упрощенный порядок пропуска зверей через границу?!
Есть проблемы и с изготовлением циркового реквизита. Когда-то помощь в этом оказывал Минский электромеханический завод. Но во время экономического кризиса сотрудничество прекратилось. Своими же силами соорудить нужные конструкции не всегда получается.
- Я задумала номер с акробатами на велосипедах, которые должны быть разными и по габаритам, и по конструкции, - говорит Татьяна Николаевна. - По моему поручению художник разработала эскизы, но выполнить этот заказ никто из производственников не взялся. Нам бы хотелось, чтобы у цирка появился постоянный и надежный партнер из машиностроительной отрасли. В конце концов, это может положительно повлиять на имидж такого предприятия, мы даже готовы сделать ему рекламу. Сейчас же обидно, когда видишь, с каким прекрасным реквизитом приезжают китайские артисты, а ведь его кто-то для них изготавливает! Неужели и нам обращаться к мастерам из Поднебесной? Может, все-таки белорусские умельцы смогут сделать необходимый нам реквизит не хуже, чем у иностранных коллег?!
Бездотационная, рентабельная работа цирка как учреждения культуры требует и поиска возможностей дополнительного заработка. Слева от цирка планируется построить целую улицу с магазинами, где будут продаваться сувениры. По словам Т.Бондарчук, платные услуги может оказывать, например, парикмахерская, где трудятся высококвалифицированные специалисты, которые помогут найти свой стиль самодеятельным артистам, да и обслужить любого желающего.
Но и на самой школе белорусского циркового искусства вполне можно зарабатывать, оказывая платные услуги.
- У нас есть артисты, достигшие пенсионного возраста, а в цирке - это 40-45 лет, - объясняет Татьяна Николаевна. - Они вполне могут заняться обучением всех, кто хотел бы освоить цирковые «азы», а также основы спортивных и бальных танцев, балетного искусства. С этой целью мы планируем организовать коммерческие студии и объявить в них платный набор по всей республике для детей и взрослых. Репетиционная база для занятий у нас есть. Такие студии, с одной стороны, поднимут престиж нашего учреждения, позволят создать вокруг цирка целую «команду» его поклонников, а с другой - помогут найти новые таланты. Они сразу же будут переведены на бесплатное обучение и станут привлекаться к работе на арене. Именно так закладывается будущее цирка, который, уверена, будет продолжать удивлять зрителей и впредь.