№2 (140) - Февраль 2011

   
 Наталья Бондарчук. Цирк продолжает удивлять  

Тема номера:

ЭКОНОМИКА КУЛЬТУРЫ И СПОРТА

  • Цирк продолжает удивлять!
  • ZНЯТА в Беларуси
  • Полиграфисты ищут новый «хлеб»
  • На фабрике «грез» мечтают о переменах
  • Сколько стоит «золотая» шайба?
  • От артели к холдингу и обратно

 КОЛОНКА ГЛАВНОГО РЕДАКТОРА

НЭП - противоречивость задач и пути их решения

Ковтуненко Александр Николаевич, главный редактор журнала Уважаемые читатели!

Второй месяц белорусская бизнес-среда находится в оживленном состоянии под впечатлением от Директивы №4, назначения нового премьер-министра, формирования правительства и принятия в окончательной редакции Программы социально-экономического развития до 2015 г. Нет дефицита в высказываниях прессы, руководителей бизнес-союзов и представителей правительства о начале новой экономической политики. Экономическим блоком правительства декларируются давно назревшие задачи о переводе государственного управления на «рыночный механизм косвенного регулирования», об «ограничении вмешательства государства в экономическую деятельность субъектов хозяйствования», о расширении полномочий местных органов власти в управлении государственной собственностью. Не забыта и краеугольная задача создания конкурентной среды и высокоэффективного собственника. Для этого предусматривается активная приватизация государственной собственности с использованием современных инструментов, а также развитие государственно-частного партнерства. Услышан и не раз формулировавшийся нами тезис о необходимости вхождения «через приватизацию в мировые транснациональные компании». Озвучиваются и задачи по развитию финансового рынка, снижению налогообложения, упрощению бухгалтерской отчетности и отказу от административного ценообразования.

Наконец-то! Ведь все это можно и нужно было начинать с конца 80-х гг. Но в полной мере не проводилось в жизнь ни в одном вновь образованном государстве на всем постсоветском пространстве. Декларировалось, но не делалось. Отличие Беларуси только в том, что у нас на уровне руководства страны и не декларировалось. Осуществлялся поиск «белорусской» модели хозяйствования.
Надо сказать, что и сегодня эти задачи не получили всеобщего одобрения, а главное, в стране нет условий и механизмов их решения. Более того, целевые показатели пятилетки задают прежние алгоритмы хозяйствования.

В программе социально-экономического развития страны сохранился темп роста ВВП в 1,6-1,7 раза. И это при том, что признается необходимость приватизации и ставится задача к 2015 г. увеличить удельный вес инновационной продукции в объеме отгруженной более чем в 2 раза - до 20-21%. Понятно, что при износе активной части основных производственных фондов в промышленности свыше 70% для выхода на планируемый уровень иннвационности необходимы инвестиции, закупка передового зарубежного оборудования. Но к концу пятилетки республика должна с отрицательного сальдо внешнеторгового баланса в 9,6 млрд. долл. выйти на положительный результат в 500 млн.долл. Приватизацией предприятий и дальнейшей их продажей надеются сократить внешнюю задолженность. При этом мыслится, что инвесторы будут не только выкупать предприятия, но и вкладывать средства в их технологическое обновление и создание инновационной продукции. Исповедуя социальную ответственность, сохранят численность работающих и социальную сферу, увеличат заработную плату к концу пятилетки до 1000 долл. Кого же не заинтересует покупка всего предприятия, сможет, по мнению правительства, приобрести «акции неэффективных государственных предприятий». Несложно догадаться, что такого сценария инвесторы не видели и в страшных снах.

Определенные надежды возлагаются на малый и средний бизнес, доля которого в ВВП к концу пятилетки должна возрасти с сегодняшних 18,8 до 30%. Но за счет чего? Понятно, что даже активное законотворчество, исходя из Директивы №4, не обеспечит такого роста продукции. Развитие же сферы услуг предполагает рост доходов работающих в материальном производстве и переток трудовых ресурсов на предприятия, оказывающие услуги. Ибо безработицы в республике нет. Понятно, что без серьезной финансовой поддержки, состоящей в доступности кредитов и возмещении государством расходов на кредит в объеме не менее половины процентной ставки, развитии инфраструктуры предпринимательства (производственные помещения, офисные площади, консультационная и юридическая сферы), решить задачу не удастся. Необходимо учитывать, что за эти годы не сформировалось стремление к предпринимательству. Большинству людей удобнее быть исполнителями, а не руководителями предприятий. При этом они хотят, чтобы эта позиция обществом уважалась и была полная уверенность в завтрашнем дне. Отсюда ностальгия по авторитарному жесткому руководству времен И.Сталина. Представляется, что именно эти аспекты вынуждают российское руководство заставлять государственные корпорации разрабатывать инновационные планы и отслеживать их выполнение. В Беларуси инновационные процессы осуществляются через государственные программы.

Поэтому для формирования эффективного собственника на постсоветском пространстве вначале необходимо поменять отношение к труду и предпринимателю. Он должен стать уважаемым человеком, партнером государства. Для наемных работников заработная плата должна быть заработанной. Неэффективные предприятия следует закрывать, а не санировать, продавать по доступной цене вплоть до
1 базовой величины. Главным критерием должен быть предлагаемый инвестором бизнес-план. В случае его невыполнения договор купли-продажи необходимо расторгать. Предоставить директорам право при увеличении объемов производства освобождаться от лишней численности. Заботу о переподготовке высвобождаемых людей должно взять на себя государство. При этих условиях мы сможем повысить интерес инвесторов к нашим предприятиям и расширить их потенциал для вхождения в орбиту транснациональных (в большей степени российских) компаний. Без специализации и обновления технологий эту задачу не решить. Но такая работа с помощью государства должна осуществляться выборочно и концентрировано по потенциально конкурентоспособным направлениям. В данном случае могут создаваться и научно-технические центры, а после приватизации предприятий - холдинги с развитыми подразделениями отраслевой науки, имеющими связь с Академией наук. Для этого необходимо внести изменения в действующее законодательство, а лучше - разработать положение о НТЦ.

Уверен, что системный подход, учитывающий реальные условия хозяйствования, постепенно будет повышать эффективность белорусской экономики.

С уважением,
главный редактор
А. Ковтуненко

Французский диплом можно получить в Гомеле

Александр ПОПОВ

Александр РОГАЧЕВ, ректор Гомельского государствен- ного университета им. Ф.СкориныГомельский государственный университет им. Ф.Скорины - научно-исследовательский и учебный центр, по праву считающийся интеллектуально-культурным ядром белорусского Полесья. Старейший вуз региона возглавляет профессор, член-корреспондент НАН Беларуси, доктор химических наук, заслуженный деятель науки Республики Беларусь Александр РОГАЧЕВ - основатель научной школы в области физической химии композиционных, многослойных тонкопленочных систем на основе полимерных и неорганических материалов, синтеза сложных химических соединений из активной газовой фазы.

При университете с 1995 г. действует Франко-Белорусский институт управления (ФБИУ), что позволяет студентам получать два диплома о высшем образовании - диплом Гомельского государственного университета им. Ф. Скорины и французский государственный диплом Профессионализированного института университета Овернь Клермон-1. Целью ФБИУ является подготовка управляющего персонала для белорусских и совместных предприятий, что позволяет его выпускникам успешно сотрудничать с зарубежными партнерами. Экономический факультет университета осуществляет подготовку по таким специальностям как «Государственное управление», «Мировая экономика», «Экономика и управление на предприятии», «Финансы и кредит», «Бухгалтерский учет, анализ и аудит», «Коммерческая деятельность».

Особой гордостью вуза являются научные школы, которые определяют не только основные направления научно-исследовательской и инновационной деятельности университета, но и вносят свой вклад в повышение конкурентоспособности белорусских предприятий. Например, разработка вакуумных технологий нанесения износостойких углеродных покрытий для повышения механических свойств поверхностей упрочняет металлообрабатывающий и деревообрабатывающий инструмент и технологическую оснастку, повышает их долговечность. Для ОАО «558-й Авиационный ремонтный завод» разработаны лазерные технологии наплавки и восстановления посадочных мест под подшипники и уплотнения для защиты нанесенного металлизированного покрытия от сдвига.
Учеными университета организовано опытно-промышленное производство абразивного инструмента, который поставляется в ОАО «Гомсельмаш», на Гомельский и Минский заводы специального инструмента и технологической оснастки и другие белорусские предприятия. Функциональные и декоративные покрытия используются также в изделиях оптики и микроэлектроники в ОАО «Оптик» (г.Лида), «Интеграл» (г.Минск), «Камертон» (г.Пинск).

Но интересы научных кадров Гомельского государственного университета им. Ф.Скорины не замыкаются только на промышленных разработках. Не менее интересны предложенные уникальные методики по повышению уровня специальной силовой подготовки спортсменов - членов национальной команды Республики Беларусь по гребле на байдарках и каноэ. Они способствовали успешному выступлению белорусских спортсменов на международных соревнованиях и чемпионате мира 2010 г. в г. Познань (Польша), где команда заняла третье общекомандное место, завоевав 3 золотые, 3 серебряные и 1 бронзовую медали. Так что ученые университета способствуют и повышению престижа Беларуси на мировой спортивной арене.

Научный потенциал ГГУ им. Ф. Скорины достаточно высок, общая численность работающих - 1489 человек, в том числе профессорско-преподавательский состав (без совместителей) - 659. Среди преподавателей и научных работников - 40 докторов наук, 30 профессоров, 226 кандидатов наук, 190 доцентов. Среди докторов наук - 5 членов-корреспондентов НАН Беларуси (А.В.Рогачев, Л.А.Шеме-
тков, А.Н.Сердюков, Г.Г.Гончарен-ко, В.Ф.Багинский).

Резервом научных и преподавательских кадров является аспирантура (56 специальностей) и докторантура (5 специальностей), действует 4 совета по защите диссертаций по 6 специальностям, в том числе один докторский. Проводятся фундаментальные, поисковые и прикладные исследования по 15 основным направлениям. В состав университета входят также два научно-исследовательских института, 18 научно-исследовательских лабораторий.

Гомельский государственный университет им. Ф.Скорины
246019, г. Гомель, ул. Советская, 104
Тел.: (8-0232) 60-73-71
        (приемная ректора),
60-73-38 (приемная комиссия)
Факс: (8-0232) 57-81-11
e-mail: Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.

Бизнес на недорогих лекарствах

Анна МАРКОВСКАЯ 

Проект создания фармацевтического производства в Логойске окупился за 4 с половиной года, что является очень хорошим результатом. Уже третий год СООО «Лекфарм» работает прибыльно, насыщая рынок качественной и доступной по цене продукцией.

Ирина ПОДОБЕД окончила Минский радиотехнический институт и Международный институт менеджмента. 25 лет работала в отрасли связи, из них 15 лет на руководящих должностях в РУП «Белтелеком» - от начальника отдела маркетинга до заместителя генерального директора по коммерческим вопросам.

Чтобы узнать, каким должно быть сертифицированное по GMP фармацевтическое производство, стоит побывать на Логойском предприятии. Ознакомительные экскурсии для врачей, фармацевтов, работников аптек стало привычным делом директора предприятия Ирины ПОДОБЕД и его сотрудников.

- Ирина Вячеславовна, какие факторы вы считаете ключевыми для удержания позиций на внутреннем рынке?

- СООО «Лекфарм» занимает ведущую позицию на рынке республики. Согласно данным продаж исследовательского центра «Фарм-эксперт», по итогам 2010 г. наше предприятие занимает 11-е место с долей 1,9% среди более 400 поставщиков препаратов. Если же взять только отечественных производителей, то мы - в первой четверке с долей 8%. Такие высокие позиции и постоянная динамика роста объясняются рядом факторов. Главный из них - ценовая доступность. Стоимость препаратов, выпускаемых в СООО «Лекфарм», изначально планируется невысокой, чтобы их смогли приобрести малоимущие граждане. Мы подписали меморандум с Мин-здравом о том, что не будем повышать цены. Он распространяется и на текущий год. Кроме того, цены на ряд препаратов регулируются Министерством экономики. Бизнес-план 2011 г. выстраивался согласно этим обязательствам.

Участвуя в Программе импортозамещения и понимая важную социальную функцию своего производства, «Лекфарм» не ставит высокую рентабельность лекарственных средств во главу своей деятельности. Таким образом, не все препараты имеют большую доходность для предприятия. Расширение их ассортимента и доступная цена при высоком качестве повышают «лекарственную безопасность» страны, снижают зависимость от импорта и вынуждают иностранных производителей удешевлять свою продукцию, всего лишь уменьшая долю «инновационной прибыли» от лекарств.
Высокое качество и ценовая доступность препаратов определяют выбор потребителей. Спрос на продукцию СООО «Лекфарм» со стороны населения республики постоянно увеличивается, а эта тенденция неизменно ведет к росту продаж и производства.

Стоит сказать о востребованности продукции. СООО «Лекфарм» производит препараты-дженерики, являющиеся наиболее актуальными для фармацевтического рынка Беларуси. Ежегодно «Лекфарм» регистрирует и выпускает в продажу до 6 новых лекарств. За 4 года работы зарегистрированы и производятся 24 наименования, с разными дозировками и формами выпуска - более 40 позиций.
В планы по развитию предприятия входит разработка более 30 новых препаратов в течение нескольких лет. Строится новый цех для расширения капсульного ассортимента и производства лекарственных препаратов в пакетиках-саше.

У «Лекфарма» - одна из самых сильных маркетинговых служб среди отечественных производителей лекарственных препаратов. Пока на белорусском рынке не было частных фармацевтических производств, конкуренция между отечественными и западными производителями почти отсутствовала. Западные компании не считали серьезными конкурентами белорусские фармпредприятия и, соперничая на рынке преимущественно между собой, активно развивали систему «раскрутки» препаратов. Выйдя на рынок, наше молодое частное предприятие оказалось в конкурентной среде как с отечественными, так и с зарубежными производителями. И единственным выходом в данной ситуации было обеспечение выпуска высококачественной продукции и, конечно же, создание маркетинговой структуры для продвижения продукции на рынке страны.

- Каков вклад предприятия «Лекфарм» в импортозамещение?

- Мы производим лекарственные препараты кардиологической линии, для лечения опорно-двигательного аппарата, желудочно-кишечного тракта, общего обезболивания, витаминно-минеральный комплекс. Почти 70% выпускаемой СООО «Лекфарм» продукции является импортозамещающей. За 2010 г. реализовали лекарственных средств на общую сумму 40,4 млрд. руб., около 27 млрд. руб. составили продажи лекарственных средств, производимых только на нашем предприятии.

Анализ структуры затрат и последующая их оптимизация позволили сократить импортную составляющую с 50 до 30%.

- Удалось ли выйти на внешние рынки?

- Экспорт начинается с регистрации препарата. Это достаточно длительная и дорогая процедура. Молодое предприятие не могло себе это позволить. К настоящему времени сделаны первые шаги по выходу на зарубежные рынки, где удалось быстро пройти регистрацию. Первой страной стала Молдова, затем ряд препаратов получил одобрение на продажу в России. Сейчас продолжается регистрация в Азербайджане и Украине, готовимся к этой процедуре в Казахстане, рассматриваем также возможность освоения рынков Армении, Грузии и Узбекистана. Поскольку разработка и создание лекарственных средств осуществляются не только согласно нормам и требованиям Минздрава РБ, но и с учетом европейской нормативной документации, регистрация препаратов за рубежом происходит в кратчайшие сроки. Мы активно ищем квалифицированных партнеров и стремимся занять свою ценовую нишу на зарубежных рынках.

Наращивание экспорта - одна из важнейших задач предприятия. Для этого недавно на «Лекфарме» создана внешнеэкономическая служба из специалистов-международников, хорошо знающих законодательство и процессы на других внешних рынках.

- Ваше предприятие выпускает «Арпетол» - уникальный препарат для лечения гриппа, на который прошлой зимой был ажиотажный спрос. Готовы ли вы к тому, чтобы не допустить дефицита этого лекарства?

- С учетом прошлогодней ситуации предприятие изготовило противовирусный препарат «Арпетол» в необходимом количестве, сделали запас на складах, так что недостатка на рынке не будет. Более того, по просьбам населения мы направляем в продажу новые расфасовки препарата - с большим количеством таблеток в упаковке - 20 и 30 шт., что соответственно снижает себестоимость продукта, а в конечном итоге, и цену для потребителя.

- Что вызывает наибольшие трудности в вашей деятельности?

- Одной из главных проблем можно считать отсутствие целенаправленной систематической подготовки кадров для химико-фармацевтической отрасли. Мы приглашаем выпускников БГУ, Технологического университета, но для работы на фармацевтическом производстве им требуется дополнительная подготовка. Нужно время на обучение, приобретение опыта. В 2010 г. мы потратили достаточно много средств на подготовку инженеров-технологов, химиков в Украине, России. Продолжим такую практику и в дальнейшем.

 

СООО «Лекфарм»
223141, Минская обл.,
г. Логойск, ул. Минская, 2а
Тел.:(8-01774) 53-800, 53-801
E-mail: Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.

На каких полках лежит золотой запас?

Александр ГЛИНСКИЙ

Алексей РИС, директор коммунального унитарного предприятия «Новогрудский завод металлоизделий»Коммунальное унитарное предприятие «Новогрудский завод металлоизделий» до недавнего времени относилось к разряду уникальных, поскольку за последнее десятилетие ни разу не воспользовалось кредитными ресурсами, даже в кризисные времена. Сейчас, по словам директора Алексея РИСА, решено открыть кредитную линию для проведения кардинальной модернизации, которая значительно усилит рыночные позиции предприятия.

Алексей Андреевич Рис - не коренной белорус. Он родился в Казахстане, где окончил с отличием сельскохозяйственный институт. В 1998 г. переехал в Беларусь, но до получения гражданства не мог найти работу, поэтому был вынужден ездить на заработки в Германию и Испанию. Затем устроился на Новогрудскую швейную фабрику, где за 7 лет прошел путь от электрика до заместителя главного энергетика предприятия. В 2005 г. поступил в Академию управления при Президенте РБ по специальности «Управление и экономика», которую закончил с отличием в 2010 г. В 2008 г. назначен главным инженером Новогрудского хлебозавода, а в апреле 2010 г. - директором КУП «Новогрудский завод металлоизделий».

Производственная программа включает два основных направления: выпуск металлоизделий из листового и профилированного проката, а также цех, который занимается обработкой проволоки. Здесь производят сетку-рабицу, сварные сетки, различные проволочные изделия, вплоть до полок для сушки посуды. Есть линия гальваники и оборудование по нанесению полимерного покрытия.

В ближайшее время предприятие сможет производить сетку-рабицу с полимерным покрытием, которое отличается атмосферостойкостью и долговечностью. Она обойдется покупателям дороже оцинкованной, но если обычная служит 10 лет, то оцинкованная с полимерным покрытием - 25. В комплекте с полимерной сеткой будет предлагаться система установки ограждений, чтобы человек мог сразу купить столбики, натяжители, держатели, т.е. все необходимое для ее самостоятельной установки.

Сейчас в торговле все более востребованы заранее расфасованные изделия. Маркетологи предприятия предложили торговым партнерам поставлять гвозди в мелкой расфасовке - пластиковых баночках по 500 г, а также в блистерах - по 100 г. Чтобы надолго закрепиться на этом рынке, дилерам предлагаются фирменные стеллажи, где можно будет достойно представить весь спектр выпускаемых предприятием изделий. Такие «прилавки» будут предоставлять в аренду безвозмездно на неограниченное время.

- Нашими мобильными стеллажами оснащена Национальная библиотека, - подчеркивает Алексей Рис. - Они позволяют экономить площадь за счет того, что нет необходимости оставлять проходы, поскольку для обеспечения доступа перемещаются по рельсам. Делаем также стационарные, складские с нагрузкой до 120 кг, сейчас освоили выпуск архивно-складских стеллажей, предназначенных для бюджетных организаций, поэтому вдвое дешевле.

Еще одно направление - выпуск металлических шкафов, оно представлено широчайшим спектром продукции. Это гардеробные всех видов, двух- и трехсекционные, со стационарной и выдвижной скамейками. На изделия, используемые в пищевой промышленности, наносится гигиеническое полимерно-порошковое покрытие, имеющее соответствующий сертификат.

Выпускается также тяжелая металлическая мебель: сейфы и специальные шкафы. Такая продукция востребована в медицинских учреждениях для хранения лекарств, а в силовых ведомствах - оружия и документов. Индивидуальные оружейные шкафы изготавливаются и для охотников, в них можно поместить от одного до трех ружей.

 

По словам директора предприятия, освоение новых изделий потребовало также изменения системы управления.

- Управленческую схему создал за первые три месяца работы, - говорит А.Рис. - Ввел новые должности для того, чтобы все не замыкалось на руководителе. Мне интересна работа, сам вникаю во все вопросы, каждый день бываю на производстве, ни один отдел не обижен вниманием. Но теперь все может работать и автономно, без моего непосредственного участия, потому что создана соответствующая система. У нас сохранились производственные совещания как форма управления, но на них подводятся итоги и решаются масштабные вопросы, которые касаются всего предприятия в целом. Что относится к проработке перспективности направлений, то решения принимаются не только директором. Новые идеи рассматриваются со всех сторон соответствующими заинтересованными службами.

В этом году поставлена задача полной компьютеризации, освоения комплексного программного обеспечения по управлению. Система должна связать в единое целое все предприятие, а не только бухгалтерию. Это позволит в режиме реального времени контролировать весь производственный процесс, финансовое состояние, складские запасы, следить, какие сейчас проходят тендеры, выиграны они или нет и т.д.
- Сделать задуманное достаточно сложно, но с другой стороны, отдача будет колоссальной, - подчеркивает А.Рис. - Мы и сейчас ведем побригадный учет, но пока тем, кто плохо работает, выносится только словесное порицание. Думаю, что в скором времени это изменится. Мы пересмотрели положение о премировании, которое будет строиться совсем по-иному. Если раньше ответственность ложилась на цех, то теперь - на более мелкие участки, вплоть до бригад. Будем премировать за культуру производства, качество продукции. Очень серьезно относимся к вопросу морального и материального стимулирования труда. Ввели много новшеств, в том числе и премирование за определенные показатели.

Для тех, кто хорошо работает, предусмотрены награды от области, района, предприятия. В этом году пересмотрели положение о выдвижении на Доску почета. Раньше существовала «кольцевая» система, когда в передовики попадали по очереди. Я ее сломал, считая, что выдвигать необходимо действительно заслуженных людей, которые должны получать и соответствующее материальное вознаграждение. Пока остановились на 350 тыс. руб., хотя мои предложения были более радикальными. Со следующего года обязательно введем другие формы стимулирования, материальные выплаты, которые я думаю привязать к процентам от заработной платы. Человек, занесенный на Доску почета, будет в течение года дополнительно получать 10%-ную надбавку к заработной плате.

- Если говорить об имиджевом проекте, то нами по индивидуальному заказу Национального банка Республики Беларусь изготовлены стеллажи, на которых размещается золотой запас страны, - с гордостью говорит директор КУП «Новогрудский завод металлоизделий». - Отдельно разрабатывалось все: конструкция, расположение, цвет, который был подобран под оттенок пола. Когда глава Нацбанка П.П.Прокопович знакомил главу государства с золотыми запасами рес-публики, то показали и наши стеллажи, чем мы очень гордимся. Правда, интернет-сообщество не поверило, что они способны выдержать столько золота, поэтому пришлось вступить в дискуссию. Работы по выполнению этого заказа было много, хотя деньги заработали сравнительно небольшие. Но мы на это пошли, чтобы еще выше поднять имидж предприятия, а значит, обеспечить ему рыночные преимущества в будущем.

 

 

КУП «Новогрудский завод металлоизделий»
231400, Гродненская обл.,
г. Новогрудок, ул. Мицкевича, 37
Тел.: (+3751597) 2-07-06
Тел./факс: (+3751597) 2-07-50
e-mail: Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.

РУП «Белспецконтракт» реализует
высвобожденное имущество Минобороны, КГБ, МВД, ГПК

 

 
 
АВТОМОБИЛЬНАЯ ТЕХНИКА

Автомобили легковые: ВАЗ, ГАЗ, УАЗ, Москвич, Рено-Меган-Сценик.
Автомобили грузовые: автошасси, грузовой Зил-131, автошасси, грузовой ГАЗ-66, Урал-375, седельный тягач ЗИЛ-131В, грузовой Урал-43202, самосвал ММЗ-555, ММЗ-4502, ММЗ-4505, автошасси КрАЗ-250, ЗИЛ-157КД, ЗИЛ-130.
Кузова-фургоны: КМ-66ДС, К-131, КМ-131, КМ-66.
Запасные части: двигатели, мосты, коробки передач, раздаточные, ремкомплекты к ним и др. Прицепы п/прицепы: 2-ПН-2М, шасси ТАПЗ-755  (1-П-1,5), ИАПЗ-738  (1-П-1,5).

ИНЖЕНЕРНАЯ ТЕХНИКА И ИМУЩЕСТВО

Землеройная машина ПЗМ-2 на тракторе Т-155, путепрокладчик БАТ-М на шасси АТ-Т, бульдозер ДЗ-42Г1на шасси ДТ-75, экскаватор ЭОВ-4421на КрАЗ-255 двигатель спец.установки СМД-14, экскаватор ЭО-2621А на ЮМЗ-6АЛ дв.Д-65М, краны автомобильные КС-3572 на КрАЗ-255Б, КС-2573-2 на УРАЛ-43202, КС2561Д на ЗИЛ-130, КС-4361А на пневмоколесном ходу двигатель СМД-14НГ, электропогрузчик ЭП-2014, катер БМК-130МЛ с двигателем ЯАЗ-204 В-ср2, мостовая ферма в сб. ТММ-3М (М1), электростанции ЭСД-20-ВС/230 дв. Д-40А на шасси прицепа 2-ПН-2, ЭСД-10-ВО/230 дв. 4ч-8,5/11 на шасси прицепа 1-АП-1,5. Инструмент: ломы, лопаты (саперная, пехотная), кувалды, когти, колючая проволока, сборно-разборное сооружение Панцирь-2, элемент большой оцинкованный сооружения КВС-А, элемент из оцинкованной стали сооружения КВС-У, прогон от низководного моста Переход-М.

ХИМИЧЕСКОЕ ИМУЩЕСТВО

Мастерская ПРХМ-Д в составе: ЗИЛ-131, авторазливочная станция АРС-14, цистерна Ц-2 №ЭД-3153 на шасси 2-ПН-2 мод.710Б, цистерна Ц-2 ЭД-3182 на шасси 2-ПН-2  мод.710Б, бочка стальная неоцинкованная Л-200, бочка стальная неоцинкованная Л-275, Средства защиты: противогазы ИП-4М, ПМГ, респиратор Р-2, костюм  Л-1, плащ ОП-1М, чулки защитные, перчатки БЛ-1М, дымовая шашка ДМ-11.
Оборудование: комплект ДК-4КУ, вентиляторы ВАП-1 сб.5159, МГВ сб.5510, сирена С-28, рентгенметр ДП-5В, установка ФВА-100/50.

ИМУЩЕСТВО ДЕПАРТАМЕНТА ТРАНСПОРТНОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ

Секция понтона несамоходная НЖМ-56, тепловоз ТЭМ-1 дизель K 6 S 31 0DR, платформа портальная железнодорожная, хоппер-дозатор на 4-х колесных парах (двух тележках), кран башенный КБ-309хл, полевой светофор АФР-2, диапроекторы «Лети», «Протон», фотоаппарат «Зенит», фотоувеличитель УПА-5, электромегафон ЭМ-2М.

ТЕХНИКА И ИМУЩЕСТВО РАКЕТНО-АРТИЛЛЕРИЙСКОГО УПРАВЛЕНИЯ

Дизель-электростанции 5Е96 на шасси пр. МАЗ-5224В, МАЗ-5224В, электростанции ЭСД-10-ВС/230-М, ЭСБ-4-ВЗ-1М1, электросварочный агрегат АДБ-3120-У1 дв. ЗМЗ-320-01на пр-пе 1-АП-2,5, преобразователи частоты тока ИЭ9401,  ПСЧ-15, генераторы ГИВ 8/6000, ЕСС-5(62-4У2) синхронный, станки  вертикально-сверлильный 2А-125, токарно-винторезный ИТ-1, точильный 2- сторонний 332А (Б), токарный ЛТ-10М.

ИМУЩЕСТВО ВОЗДУШНО-ДЕСАНТНОЙ СЛУЖБЫ

Парашюты, сумки переносные к запасным парашютам, контейнеры грузовые ГК-30Р сухопутные, контейнеры грузовые ГК-30У морской, жилеты спасательные АСЖ-58, лодки МЛАС-1, ЛАС-5М-3.

ИМУЩЕСТВО ВЕЩЕВОГО УПРАВЛЕНИЯ

Костюм огнезащитный из кирзы двухслойной с пропиткой ОП, костюм белый из бязи маскировочный, куртка полевая утепленная защитного цвета, брюки полевые утепленные защитного цвета, сапоги юфтевые, ботинки хромовые, палатка плащ-накидка, пальто летнее из габардина, кители, мундиры, пальто, полупальто, тулупы из овчины и др. Также реализуется имущество: военно-медицинского управления, ветеринарного, продовольственного, ГСМ, ВВС и войск ПВО. Предлагает металлопродукцию в ассортименте. Брокерские услуги на торгах в ОАО «БУТБ».

РУП «Белспецконтракт»
220099,  г. Минск, ул. Казинца, 2, каб. 604,
Тел. /факс: (8017) 224-20-01, 278-06-97
www.belspeckontrakt.by

Кому - котелок, а кому - вертолет

Александр КОЛЬСКИЙ

Алик АЙЗАТУЛИН, директор РУП «Белспецконтракт»Торгово-производственное республиканское унитарное предприятие «Белспецконтракт», которое входит в состав Республиканского торгово-производственного объединения «Белресурсы», занимается продажей имущества, необходимость в котором отпала, либо вышли сроки его эксплуатации. Преимущественно это специальная техника, которая использовалась в силовых ведомствах.

Как уполномоченная организация по реализации на возмездной основе высвобождаемых материальных ресурсов Вооруженных сил, других войск, воинских формирований и военизированных организаций Беларуси мы реализуем имущество, которое утратило значение для армии, не содержит секретов и не относится к госрезервам - говорит директор РУП «Белспецконтракт» Алик АЙЗАТУЛИН. - Наибольшим спросом пользуются автомобили МАЗ, КрАЗ, ГАЗ, ЗИЛ, УРАЛ, УАЗ, КамАЗ, ремонтные комплекты и запчасти к ним, прицепы и полуприцепы, электрокары, а также спецтехника: топливозаправщики, автоцистерны, маслозаправщики, авиационно-подвижные электроагрегаты, унифицирован-ные компрессорные станции, кузова-фургоны, кунги, прицепы-цистерны, погрузчики, ремонтные мастерские и станки, электростанции и электроагрегаты, авиадвигатели. Кроме того, реализуем имущество бытового назначения: всевозможные котелки, ломы, топоры, лопаты, палатки, одежду, обувь и т.д., а также средства связи и много других вещей.

Распродажа армейского имущества началась еще в 1992 г., когда при Министерстве обороны организовали коммерческое управление. Но впоследствии было принято правильное решение: военные должны защищать Отечество, а не заниматься коммерческими проектами. В 2005 г. все функции по реализации запасников из «кладовых Родины» перешли к РУП «Белспецконтракт». Когда в 2006 г. предприятие возглавил А.Айзатулин, в недалеком прошлом армейский финансист, полковник запаса, то прогнозировалось, что высвобождаемое имущество будет распродано в течение 3 лет. Однако прошла уже пятилетка, а материальные ресурсы пока еще не исчерпаны.

В 2006 г. объем таких продаж был свыше 15 млрд. руб., в 2007 - не менее 18, в 2008 - более 22 млрд. В разгар финансового кризиса в 2009 г. обороты упали и составили чуть более 8 млрд. руб., а в 2010 г. продажи достигли уже свыше 13 млрд. Этот год начался удачно: в январе предприятие перечислило в бюджет 3 млрд. руб., за первую половину февраля - 500 млн. Кризис заставил расширить номенклатуру товаров, был создан отдел, состоящий из семи человек, и введена новая должность - заместитель директора по коммерческой деятельности.

- На Белорусской универсальной товарной бирже начали торговать металлопрокатом и кабельной продукцией, - говорит Алик Фатехович. - С ноября 2010 г.
стали основным поставщиком черных металлов и изделий из них. В связи с этим при осуществлении потребителями закупок для собственного производства и (или) потребления не требуется проведения конкурсов и иных процедур закупки.

Есть и другие задумки. Так, нашли точки соприкосновения с белорусскими предприятиями, которые хотят увеличить поставки на экспорт, будем им в этом помогать. Кроме того, планируем наладить импорт сырьевых товаров, которые необходимы белорусским заводам и фабрикам: хлопок, полипропилен и т.д. Пока каждое предприятие импортирует эту продукцию самостоятельно, но при малых объемах цены выше. Убежден, что при централизованных закупках можно будет их снизить, а это выгодно и субъектам хозяйствования, и государству в целом. К тому же наше предприятие у многих на слуху, мы пользуемся определенным доверием, а в бизнесе доверительные отношения играют главенствующую роль.

Предприятие успешно справляется и со своей главной задачей - реализацией имущества силовых ведомств. Так, в Законе о бюджете на 2010 г. по Министерству обороны планировалось реализовать имущества на 5 млрд. 270 млн. руб., а итоговая сумма была превышена более чем в 2 раза и составила 10 млрд. 880 млн. Обширна и номенклатура товаров, например, только МВД предлагает порядка 4,5 тыс. наименований запчастей на грузовые и легковые автомобили.

Имущество реализуется по следующей схеме: вначале составляются протоколы установления цены реализации на основании соответствующих документов, которые поступают из силовых ведомств. Затем специалисты, обслуживающие сайт предприятия, составляют прайс-листы, в которых указано имущество, его краткая характеристика, количество, цена реализации и место нахождения товара. По каждой имущественной группе, и по поставщикам товаров, составляются отдельные списки. Заявку на интересующий товар можно отправить по факсу, после чего покупателю высылается счет-наряд на оплату.

 

 

- Мы работаем со всеми силовыми ведомствами на основании договора комиссии, который заключаем на год, - подчеркивает Алик Айзатулин. - Содержимся на фиксированные проценты от продаж, которые составляют 5,95%, остальное перечисляется в госбюджет. На основании договоров участвуем только в продаже имущества, которое нам передается в документальном виде, а реально хранится на территории конкретной воинской части. Для ознакомления, например, с транспортными средствами, которые в отличие от «мелочевки» «вслепую» никто покупать не будет, потенциальный покупатель приходит в офис РУП «Белспецконтракт» в Минске, выписывает пропуск и едет «знакомиться» с интересующим его товаром. Данный пропуск, в соответствии с локальными приказами ведомств, дает возможность проверить технику на работоспособность. Единственное условие - иметь свои расходные материалы, потому что в воинских частях бензин и дизтопливо находятся на строгом учете.
В соответствии с постановлением Совмина разработан механизм снижения цены, который применяется в случае, когда товар долго не может найти нового хозяина. Если техника не реализуется в течение двух месяцев, цена снижается на 50%, по истечении 3-го месяца - уменьшается до остаточной, увеличенной на размер комиссионного вознаграждения предприятия. Если и после этого она осталась невостребованной, то на следующий год «неликвиды» сдаются на металлолом. Сейчас решается вопрос о том, чтобы технику с серьезными неполадками реализовывать по цене, которая ниже остаточной стоимости, но выше цены вторсырья. Возможно, кто-то захочет приобрести ее на запчасти.

- О нашем коллективе хочу сказать отдельно, - говорит в заключение Алик Айзатулин. - Я ему очень благодарен, поскольку с приходом на эту должность пообещал три года нормальной работы, но в 2009 г. предприятию пришлось нелегко, реализации практически не было. Работали в убыток, сотрудники получали только оклад без премии и надбавок. Но ни один человек не уволился, а это говорит о многом. Мы выстояли. С января 2010 г., когда занялись реализацией металлопродукции на торгах в ОАО «Белорусская универсальная товарная биржа», смогли поднять заработную плату. К тому же перевыполнили обязательства перед Минобороны почти в два раза, а при плане по реализации имущества КГБ на 340 млн. руб. продали техники на 1 млрд. 200 млн. Убежден, что сможем так же динамично развиваться и в будущем.

Действительно, сегодня на сайте предприятия можно найти даже такие раритеты, как самолеты АН-2, которые предлагаются по цене от 14,2 до 27 млн. руб., грузовые автомобили высокой проходимости ГАЗ-66 по цене от 3,4 млн., ЗИЛ-131 - от 4,4 млн., а еще экскаваторы, бульдозеры, трактора и даже вертолеты. Все это богатство может найти свое применение в народной хозяйстве, а значит, то, что ранее простаивало в военных боксах и занимало складские территории, будет работать на экономику страны.

РУП «Белспецконтракт»
220099, г. Минск, ул. Казинца, 2
Тел.: 224-18-04
Тел./факс: 224-33-61
e-mail: Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.
www. belspeckontrakt.by

Кто «откроет» Беларусь?

Владимир СОСНОВ

Евгений МОСКВИЧ, директор Научно-производственного  республиканского унитарного предприятия «Белгео»Недра Беларуси вполне могут преподнести сюрпризы. Так считает директор работающего в геологии уже более 20 лет Научно-производственного республиканского унитарного предприятия «БЕЛГЕО» Евгений МОСКВИЧ, который ответил на вопросы редакции.

Евгений Витальевич - потомственный геолог, его отец, доктор геолого-минералогических наук Виталий Андреевич Москвич непосредственно участвовал в разведке нефти в Беларуси, заложил основы нового направления исследований земной коры - с помощью сейсмического зондирования. Его сын с 14 лет выезжал в геологические партии и с детства познал и романтику, и тяжести уникальной профессии.

- Евгений Витальевич, на чем основывается такое убеждение?

- Дело в том, что на протяжении десятилетий в республике, по сути, не было системной работы по региональному изучению недр, она велась спорадически. И сегодня приходится констатировать, что степень изученности отдельных участков наших недр низкая. Так, съемкой 50000-го масштаба покрыто около 2% территории Белорусского кристаллического массива, в то время как, скажем, Украинский щит изучен на 80%.

Даже обследование наиболее разведанной части территории республики - Припятского прогиба - недостаточно для однозначного прогноза перспектив обеспечения страны многими видами полезных ископаемых. Приведу конкретный пример. Сейчас мы завершаем предварительную разведку Северного участка Лельчицкого месторождения бурого угля. В прошлом году по ранее полученным результатам ОАО «Белгорхимпром» была выполнена предварительная технико-экономическая оценка месторождения. Она подтверждает целесообразность его подготовки к промышленному освоению. Расчетная себестоимость добычи лельчицкого угля, который по своим энергетическим характеристикам близок к польскому, не превышает 60 долл. за тонну, тогда как польский уголь обойдется нам в 100 долл. Тот факт, что рядом с Лельчицами залегают бурые угли, был известен еще несколько десятков лет назад. Однако на изучение этого участка недр не хватало средств, и работы не проводились. Фактически месторождение было «открыто» только в прошлом году, и для подготовки к его освоению требуется еще бурение многочисленных скважин, анализ полученного материала, т.е. выполнение комплекса геолого-разведочных работ. В текущем году мы должны завершить этап работ, необходимый для подготовки технико-экономического обоснования так называемых «временных кондиций» по всему Северному участку месторождения.
Добавлю, что в Припятском прогибе еще в советские годы обнаружены горизонты с аномально высоким содержанием урана. К сожалению, материалы специальных исследований, выполнявшихся украинскими геологами, оказались за пределами республики и нам пока в полном объеме недоступны.

- А каковы перспективы открытия новых залежей нефти?

- Сегодня идет переоценка ресурсной базы республики, причем инициатива принадлежит руководству Государственного производственного объединения «Белоруснефть». Украина уже давно добывает нефть из месторождений, расположенных на значительной глубине, в фундаменте. Причем первое было открыто случайно, при бурении параметрической скважины более 10 лет назад, а в 2005 г. там разрабатывалось уже пять залежей. Безусловно, и нам нужно выходить на другие глубины. Скажем, на шельфе Мексиканского залива скважины уходят на 7-8 км, а у нас пока еще нет ни одного станка, который позволил бы пробурить на 6 км. Только сейчас начались закупки оборудования, чтобы сделать хотя бы первый шаг в поиске глубокозалегающих месторождений нефти. Конечно, в геологии никогда не может быть 100%-ной гарантии, что удастся обнаружить хранилище «черного золота». Но это не означает, что нужно сидеть сложа руки.

- А насколько реалистичны прогнозы о наличии в недрах республики обычного, желтого золота?

- Это проблема изученности белорусского кристаллического массива, о которой мы уже говорили. Прежде всего хочу отметить, что несколько месяцев назад в его породах мы впервые выявили минерал колумбит, который содержит редкоземельные элементы. Кстати на кристаллическом массиве в прошлом году нами была пробурена всего одна скважина, что недостаточно для того, чтобы получить представление даже о небольшом участке: для этого нам необходимы десятки скважин с опережающими геофизическими исследованиями!

Что касается золота, то наше предприятие является головным в поисках благородных металлов. И согласно имеющимся у нас данным, есть четкие геологические предпосылки обнаружения промышленно значимых проявлений золота на территории Беларуси. Если подтвердятся предположения о генезисе ранее выявленных аномалий благородного металла, это может поменять экономическую ситуацию в стране. Но государство должно быть готово к затратам, и немалым. Кроме того, успех будет зависеть от того, сможем ли мы, сконцентрировав геологические силы, применять самые современные подходы и технологии, которые уже давно успешно используются в мире.

- Что вы имеете в виду?

- За рубежом перспективные направления постановки геолого-разведочных работ определяет наука. На этой основе ведется систематизация по всем типам данных, и в данной работе задействованы не только геологи, но и геохимики, гео-физики, специалисты смежных наук, причем на базе специальных обрабатывающих и интерпретационных комплексов. У нас пока их нет и при постановке работ упор делается зачастую на несистематизированные данные прошлых лет. В Беларуси сегодня первую скрипку играют геолого-разведочные организации, науке же отводится роль служанки, а не хозяйки: она занимается лишь сопровождением геолого-разведоч-ных работ. Тем не менее, «БЕЛГЕО» старается идти в фарватере мировых тенденций. Оно изначально было задумано как научно-производственное предприятие, которое выполняет все работы в комплексе: от постановки гео-логической задачи на основе систематизации имеющихся геологических данных и их геолого-экономической оценки до поисков и разведки месторождений с прогнозом будущей прибыли от их разработки. То, что в новой программе значительная часть новых направлений предложена именно специалистами нашего предприятия, свидетельствует об эффективности выбранной нами стратегии. Однако мы еще в начале пути. Чтобы решать масштабные задачи, необходимо существенно модернизировать исследовательскую и лабораторную базы, на что требуются большие деньги: только оборудование стоит миллионы долларов. И, кроме того, необходимо подготовить новых специалистов, которые бы знали и могли эффективно использовать современные инструменты решения геологических задач.

На мой взгляд, в республике нужно создать научно-практический центр по геологии, где было бы единое информационное пространство для специалистов разных предприятий, работающих в нашей сфере. Необходима государственная геологическая экспертная служба, которая могла бы на современном научно-техническом уровне обрабатывать и интерпретировать всю геологическую информацию, чтобы объективно оценивать перспективность того или иного направления.

- Есть еще вопрос освоения недр…

- Сегодня в правовом поле, которое должно обеспечивать приход в нашу отрасль инвесторов, масса пробелов. В Инвестиционном кодексе декларирована возможность передачи месторождений в концессию. Но четкого механизма реализации такого права, как это имеет место у всех наших соседей, так и не появилось. Что касается инвестиций собственно в геологическое изучение недр, то законодательная база, необходимая для правового регулирования этого вопроса, отсутствует. Например, в России для регулирования вопросов проведения поисковых, геолого-разведочных работ, подготовки месторождения к промышленному освоению и его разработки принято три десятка постановлений правительства.

Вообще, государство в большинстве стран не вмешивается непосредственно в разработку недр. Инвесторам предоставляется имеющаяся предварительная информация о конкретном участке, полученная на первоначальном этапе изучения недр, и предлагается на определенных условиях самостоятельно доразведать перспективные объекты. Затем осуществляется государственная экспертиза обнаруженных запасов полезных ископаемых и заключается договор о разработке месторождения. При этом подсчитывается предполагаемая прибыль, устанавливаются сроки лицензии на добычу, оговариваются условия раздела продукции и другие нюансы. Только в этом случае концессии начинают работать. А значит, и наша, геологов, работа приносит эффект и прямую выгоду.

НП РУП «БЕЛГЕО»
г. Минск, ул. Купревича, 10
Тел.: +375 17 266-39-39
Тел./факс: +375 17 263-59-01
e-mail: Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.
www.belgeo.by

Ставка на высокооплачиваемых специалистов

Владимир КОМАРОВСКИЙ

Ольга МОИСЕЕВА, директор ООО «Анфор»Когда система, сложившаяся в течение многих лет, а то и десятилетий, начинает давать сбои, наверное, нужно не искать виноватых на стороне, а присмотреться к внутренним, казалось бы, отлаженным механизмам. В последнее время большинство строителей сетует на чрезмерно низкие расценки на работы. Это заставляет прибегать к различным ухищрениям, чтобы иметь возможность платить достойную заработную плату. Но в расценках ли дело? Директор ООО «Анфор» Ольга МОИСЕЕВА считает, что существующие нормативы вполне позволяют трудиться прибыльно и при этом обеспечивать членам коллектива высокие заработки. Однако для этого необходимо добиваться высокой динамики производительности труда при бесперебойном снабжении стройки необходимыми механизмами и материалами. В свою очередь персонал должен знать, во что обходится компании каждый час простоя. Высокой эффективности труда работников помогают достигать различные методы стимулирования.

Недавно было принято решение: рабочим, которые в течение квартала получают среднемесячную заработную плату в сумме не менее 4 млн. руб., выплачивать в качестве бонуса еще 1 млн.
На первый взгляд, эта мера кажется нелогичной: зачем «помогать» тем, кто и так неплохо себя обеспечивает? Но у Ольги Георгиевны на этот счет другое мнение:

- Мне неинтересны люди, которые работают с низкой производительностью труда, не стремящиеся заработать. Ведь компания обеспечивает своих работников фирменной спецодеждой, обувью, предоставляет современный инструмент, так что дешевле содержать одного высокооплачиваемого сотрудника, чем троих с низкой производительностью труда. Поэтому каждый работник трудится у нас с наибольшей отдачей, а мы стараемся стимулировать людей заработной платой, предоставлением постоянных объемов работ, созданием достойных условий труда и быта на стройплощадке. Даже на самых низкооплачиваемых штукатурных работах работники при благоприятных температурных режимах зарабатывают по 4,5-5 млн. руб. в месяц, показывая выработку более 15 кв. м в смену. Кроме того, проводим конкурсы на лучшую стройплощадку, образцовое содержание бытовых помещений с соответствующим денежным вознаграждением.

Один из важнейших моментов в строительстве - правильная организация производственного процесса.

- Недавно на одном из объектов произошел конфликт, - говорит О.Моисеева. - Четыре бригады каменщиков не «поделили» один башенный кран, который не успевал всем им подавать стройматериалы. Сразу же было принято решение: сдвинуть по времени графики работы бригад, скажем, первая приступает в 8-30, а четвертая - в 10-00. Меня порадовала позиция рабочих, которые не требовали высокую зарплату за счет повышения коэффициентов, а стремились обеспечить ее уровень, увеличивая выработку. Между прочим, один из наших заказчиков был удивлен тем, что на соседней площадке 50 каменщиков выполняли меньший объем работ, чем 20 из «Анфора».

В чем же здесь секрет? Как ни странно, - в отсутствии строительной «школы». Сама Ольга Георгиевна - выходец из сферы информационных технологий и будучи сторонницей системного подхода к любому процессу, она не стала брать за основу существующий в строительной сфере порядок.

Во главу угла положили пообъектную организацию работы. Это значит, что на предприятии нет строительных подразделений, а когда открывается объект, назначается ответственный производитель работ, направляются необходимые для данного объекта специализированные бригады - каменщиков, монтажников, установщиков, столяров, штукатуров, специалистов по устройству стяжки полов. При этом нет обычных на стройках мастеров, их функции выполняют частично прорабы, частично - бригадиры.

Между прочим, поначалу за прорабами были закреплены конкретные бригады. Однако в таких коллективах возникала своего рода круговая порука, что негативно влияло и на соблюдение сроков, и на качество строительства. Теперь же «работает» конкуренция: с одной стороны, руководители строек борются за то, чтобы получить лучшие бригады, а с другой, - те стараются трудиться лучше, стремясь попасть к самому толковому прорабу.

Конечно, напряженная работа требует бесперебойного снабжения. Чтобы стройки вовремя получали все необходимое, применяется собственная система планирования: во-первых, разрабатывается график производства работ до конца стройки, а во-вторых, каждую первую неделю месяца заполняется специальный документ, в котором указывается, что предстоит сделать в следующем месяце и какие материалы для этого понадобятся. Таким образом, у службы снабжения, роль которой выполняет специально созданное снабженческо-сбытовое предприятие «Анфор-строй», есть запас времени для того, чтобы полностью удовлетворить потребности стройки. Основной доход оно получает не за счет продажи стройматериалов материнской компании, а от реализации их сторонним фирмам: поскольку речь идет об оптовой торговле, то удается получать скидки от производителей.

Еще одно правило «Анфора» - стараться не завязываться на одного заказчика, пусть даже он и предлагает большие объемы строительства. Во время кризиса это очень выручило предприятие, хотя платежи из разных источников поступали неравномерно, в целом удавалась обеспечить финансирование строек. А сформированный благоприятный имидж дал возможность работать с поставщиками на условиях отсрочки платежей. Так, ОАО «Минскжелезобетон», ООО «Десятка-строй», «Столярные мануфактуры», Радошковичский керамический завод отгружали строительные материалы в кредит, что позволило работать в период кризиса без перебоев.

В числе объектов, возведенных предприятием, - многочисленные здания отделений и филиалов ОАО «АСБ Беларусбанк» и «Белагропромбанк» в разных городах республики, объекты здравоохранения, образования, административные корпуса. В последние годы ООО «Анфор» активно сотрудничает с Главным управлением внутренних войск МВД РБ. Несомненной удачей коллектива стала реконструкция учебного корпуса и возведение пристройки к факультету внутренних войск Военной академии Республики Беларусь. Объект, строительство которого было предусмотрено специальным указом Президента РБ, сдали точно в срок и, как говорится, в полной «боевой» готовности. Предприятие сумело обеспечить экономию средств, определенных контрактной ценой. А кроме того, в качестве бонуса специалисты «Анфора» разработали оригинальный дизайн-проект, причем постарались отойти от «казенности», неизменно сопутствующей зданиям такого рода.

Стоит отметить, что предприятие, как и все другие, участвует в тендерах, предлагая весьма привлекательные условия, и всегда точно придерживается достигнутых договоренностей, не играя в дальнейшем на повышение цены.

- Для того чтобы расширить круг заказов, создаем службу заказчика и проектное бюро, - говорит Ольга Георгиевна. - Дело в том, что многие наши партнеры хотят, чтобы одна организация вела тот или иной объект и сдавала его «под ключ». Если говорить о строительстве, то мы постепенно отказываемся от услуг субподрядчиков, выполняя их работы собственными силами. Сейчас, например, начинаем закупать технику для производства земляных работ, чтобы на начальном этапе строительства не зависеть от партнеров, которые не всегда укладываются в требуемые сроки. Подобная ситуация и с проектировщиками. Сейчас можно получить участки земли под коммерческое строительство. Но осваивать их надо быстро - как правило, в течение полугода со дня принятия решения требуется начать работы. Однако ни один проектный институт так быстро не готовит проектно-сметную документацию. Мы же, имея собственное проектное бюро, сможем укладываться в такие сроки. А это позволит эффективнее использовать потенциал «Анфора», сделать его имидж еще более привлекательным в глазах потенциальных заказчиков.

ООО «Анфор»
г. Минск, ул. Некрасова, 114, оф.52
Тел./факс: 287-80-21, 287-80-22
e-mail: Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.

Стройка по законам «Империи»

Елена РУДНИЦКАЯ

Виктор ХОДОРОВИЧ, директор ООО «Новый формат современного строительства»«Первая строительная империя» - с таким брендом вышло на рынок осенью прошлого года ООО «Новый формат современного строительства». И он сразу же стал победителем конкурса «Бренд года» в номинации «Открытие года» в надтоварной категории за уникальность идеи. Суть ее заключается в реализации проекта, в корне меняющего характер стройки.

- Подход нашей компании к строительству отличается новизной, - говорит автор идеи, председатель совета директоров Сергей КУРЬЯН. - Прежде всего, заказчику не нужно осваивать тонкости инжиниринга строительства. За него уже подумали, во всем разобрались и даже выбрали лучших исполнителей. Заказчику предлагаются варианты проведения строительных работ «под ключ» с учетом его финансов и времени. Мы выстраиваем полностью прозрачную схему по работе, оплате как для клиентов, так и для партнеров. При этом абсолютно исключаем критерий «либо дорого, но, возможно, хорошо, либо дешево, но точно плохо». Так называемый бюджетный вариант должен лишь тем отличаться от элитного строительства, что некоторым вещам уделяется меньше средств и времени.

Сфера нашей деятельности - частная малоэтажная застройка, которая до сих пор была никому неинтересна, чтобы заниматься этим профессионально. Одна из причин заключается в повышенной требовательности заказчиков. Объединив 15 узконаправленных, не конкурирующих между собой компаний, мы полностью закрываем потребности на строительные услуги в этом сегменте, на мой взгляд, перспективного и  растущего рынка. Причем как по материалам, так и по выполнению работ. Ведь один из «законов» нашей «Империи»: если вы продаете паркет, плитку, вагонку, то должны и делать укладку, облицовку, монтаж.

Сегодня «Империя» дает гарантии качества по всем видам работ, которые берутся выполнить небольшие фирмы численностью от 10 до 50 человек. Уговорить их на объединение было нелегко. Много сил потратили, чтобы «заразить» идеей. Но если раньше готовы были сотрудничать со всеми, кто нам подходил по минимальным требованиям, то сегодня выбираем только те компании, которые понимают условия работы и видят для себя выгоду и перспективы. Мы растем, и требования меняются. Объединение состоит из компаний, которые, кроме бизнеса, хотят реально улучшить положение на стройке, повысить имидж строителя.

- Потенциальные партнеры высказывали опасения, что эта идея в силу нашего менталитета не будет поддержана, - дополняет директор ООО «Новый формат современного строительства» Виктор ХОДОРОВИЧ. - Однако заказчики уже начинают понимать «плюсы» нового подхода. Компании, входящие в наше объединение, несут ответственность перед «Империей», мы - перед клиентом. Отпадает необходимость в привлечении субподрядчиков, которые выполняют свои работы, не отвечая за качество. Заказчик «получает» стройку уже как готовый «продукт» - все необходимое для возведения дома сосредоточивается в одном месте. Отсутствие большого административного аппарата дает возможность удешевлять стоимость  строительства. Более того, при заказе полного цикла строительства 10% работ выполняется бесплатно. Чем больше работ заказывает клиент, тем больше прогрессивная накопительная скидка.

Выгоден такой порядок и строительным компаниям, поскольку им не нужно самим искать работу, которая часто бывает невыгодной, особенно на субподряде. 

Мы сознательно инвестировали средства в создание и раскрутку бренда, который за короткий срок стал узнаваемым. Отдельной компании для достижения такого результата, пожалуй, понадобилось бы не менее пяти лет. В этом году планируем открыть минимум 5 региональных представительств в областных центрах. В следующем году еще 5 - в городах «стотысячниках». Таким образом, начинаем формировать франшизу.

Компании-учредители: «Картуш», «Белкаркас», «Ареокс», «Камея», «АксИнтерьер», «Бассейн», «Территория», «КВАДРАсервис», «ДимМарк», «ЕВРОВОДА», «БЕЛ-ЭКСТРАДРЕВ», «Компания Юрия Божко», «БРАВАМЕБЕЛЬ», «Карельский лес».

ООО «Новый формат современного строительства»
220100, г. Минск,
ул. Кульман, 21б, офис 1
Тел./факс: 8 (017)-335-27-87
E-mail: Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.
www.1si.by

Развивайте свой бизнес с ноутбуками HP Probook

От артели к холдингу и обратно

Александр ПЕРЕВЕРЗЕВ

Лев КАРПАЧ, генеральный директор ЗАО «Вилия», заслуженный работник сферы обслуживания РБЗАО «Вилия» ведет свою «родословную» с 1930 г., когда была создана артель «Фото». Сегодня, по мнению генерального директора предприятия, заслуженного работника сферы обслуживания РБ Льва КАРПАЧА, общество представляет собой эффективно функционирующий холдинг. Таких структурных преобразований потребовала растущая конкуренция на рынке фотоуслуг.

-Лев Николаевич, когда-то ваше предприятие было монополистом на рынке, но с приходом новых технологий, сделавших фотопроцесс более доступным с технической точки зрения, конкуренция в этом секторе значительно возросла. Удастся ли вам сохранить свои рыночные позиции в будущем?

- Действительно, сегодня на нашем рынке только в Минске работает около 200 субъектов хозяйствования. С появлением «мыльниц», каждый, купив фотоаппарат, решил, что может самостоятельно создавать фотолетопись своей семьи. По художественной фотографии, классическому портрету был нанесен серьезный удар. Появился спрос на фотолаборатории, быструю, мгновенную обработку и печать фотографий, а профессиональная фотосъемка практически исчезла. Но в конце концов все возвращается на круги своя. Что можно сделать без обучения, плохой техникой? «Настрелять» сотни карточек, а повесить в рамку будет нечего. И люди начинают это осознавать. Ведь в эру черно-белой фотографии, негативов размером 13х18 были ретушеры, которые становились соавторами снимка. С переходом на узкие пленки эта профессия едва не исчезла. Кто умел, тот «рисовал» светом, корректировал позитив, а ретушь как таковая пропала. Сегодня с приходом цифровых технологий это искусство возрождается.

В 1989 г. мы создали конкурентную среду на предприятии. Между собой боролись за клиентов все фотографии, а их было около 40. В то время заключали договора с работниками предприятия, в которых определяли, какой объем работ должен быть выполнен. Поскольку фотографа, как и волка, ноги кормят, за пределами этого плана его никто не нормировал ни по времени, ни по объему. Все, что он мог заработать сверх задания, было его. Это действительно раскрепощало инициативу. На выездных съемках работали бригады, которые обслуживали школы и дошкольные учреждения Минска. Так что когда пришли рыночные времена, мы оказались к ним готовы. Стационарная сеть фотоуслуг практически полностью сохранилась и по сей день. Конечно, бывает обидно, когда готовишь человека, а он потом уходит в самостоятельное рыночное «плавание». Но не каждому дано быть в одном лице фотографом, экономистом, маркетологом и менеджером. Например, в середине 1990-х гг. мы выделили некоторые структурные подразделения, создали 5 совместных предприятий. К сожалению, сегодня из них в «живых» остался только «Дом фото».

- Какую нишу занимает на рынке «Вилия»?

- Мы практически перестали заниматься выездной съемкой, этот рынок становится все более «диким». То же касается и свадебной фотографии. Есть, конечно, в этом сегменте специалисты, которые хорошо выполняют свою работу. Но сейчас несколько изменились функции фотографа, он не обрабатывает снимки, а обращается к профессиональному дизайнеру, ретушеру. Фотографии самостоятельно также никто не печатает, это берут на себя профессиональные фотолаборатории. Поэтому работа фотографа заключается в том, чтобы создать сценарий, отснять и отдать диск с фотографиями на дальнейшую обработку и печать. Однако профессионалу надо платить, а люди без образования и соответствующего оборудования готовы работать за бесценок. Что будет на финише - никого не волнует. Поэтому я и говорю, что рынок выездной съемки - «дикий». Регулировать его можно и нужно, но понимания этого нет.

В то же время без конкуренции жить нельзя, она заставляет двигаться вперед. Почему за «плечами» «Вилии» 80 лет успешной работы? Потому что мы идем в ногу со временем. Ранее мини-лаборатории были в каждом универсаме, но пришли цифровые технологии, и такой печати стало меньше, поскольку сейчас фото можно посмотреть на мониторе компьютера. Однако цифровые лаборатории - дорогостоящее «удовольствие», при малых объемах их трудно окупить. У нас их две, одна - резервная, используется на 20% мощности, а вторая обеспечивает все наши потребности. Работа идет в режиме он-лайн, заказы отправляются по Интернету в базовую фотолабораторию, и к концу дня фотографии готовы.

За рубежом такой бизнес имеет лучшие возможности для развития. Там очень мало мини-лабораторий, подобные услуги обычно оказывают крупные фабрики фотопечати. А все потому, что эффективно работают почтовые службы. В течение двух дней почтовое отправление придет в любую точку США или Европы, у нас же такая оперативность пока отсутствует. Стремительными темпами приходится проводить техперевооружение, практически каждые пять лет мы вынуждены полностью менять всю линейку оборудования. А теперь представьте, какими должны быть объемы, производительность и выручка, чтобы окупить его за столь короткий срок. Может быть, благодаря этому «Вилия» и сохраняет свои позиции, поскольку у крупного предприятия есть возможность концентрировать ресурсы, покупать дорогостоящее оборудование.

Однако все развивается по спирали и на 80-м году деятельности нашего предприятия мы опять вернулись к артелям. «Вилия» выступила учредителем 9 созданных частных унитарных предприятий, которые являются самостоятельными юридическими лицами, работающими по упрощенной системе налого-обложения. Численность каждого из них - до 15 человек, территориально район закрывается 2-3 точками. Получается, что внутри акционерного общества мы создали конкуренцию. На головном предприятии работает около 100 человек, и примерно 110-120 - в унитарных предприятиях. Хотя по сути мы представляем собой единый холдинг, работая по кооперации. Так проще наладить контроль, а между предприятиями идет борьба за клиентов.

- А не спросят ли они вскоре, зачем им нужна лишняя «надстройка»?

- А надстройки нет. В любой стране для ведения бизнеса необходимо подстраиваться под сложившиеся условия. Нам трудно было конкурировать с ИП, малыми предприятиями, потому что у них несколько иная система налогообложения. К тому же, как я уже говорил, не каждый может вести бизнес самостоятельно от «а» до «я», быть в одном лице фотографом, экономистом, менеджером. Есть люди, которые любят снимать, но не могут руководить предприятием, и таких большинство. У нас они социально защищены, знают, что не останутся без пенсии, и им оплатят больничный лист. К тому же, чтобы бизнес развивался, в него нужно постоянно вкладывать, а каждый субъект в отдельности ничего существенного купить не сможет.

В этом году начали реализовывать интересное новшество: продаем сертификат на художественную съемку. Человек платит 30 тыс. руб., ему выдается документ, который можно подарить другу или родственнику. Этот «ваучер» дает право на художественную фотографию или покупку на эту сумму рамки, фотоальбома. Второй год работают курсы для начинающих фотографов-любителей, на которые приходят люди разного возраста: студенты, пенсионеры. Стоимость обучения - 360 тыс. руб. Через год нас попросили организовать курсы более высокого профессионального уровня. Мы пошли на это, причем такое обучение проводится уже с присвоением разряда фотографа как специалиста.

В тяжелые времена мы практически забыли, что такое художественная фотография. Хотя в 60-70-е гг. люди жили беднее, но в каждом доме на стене висели семейные фотографии. Мы пытаемся возродить эти замечательные традиции и, думаю, у нас это получится.

ЗАО «Вилия»
220033, г. Минск, ул. Фабричная, 22
Тел.: 298-04-64
e-mail: Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.
www.vilia.by