Куда повезет «локомотив» экономики?
В последние годы часто говорится о том, что строительная отрасль - своего рода «локомотив», который может вытянуть экономику республики, непосредственно влияя на рост валового внутреннего продукта. Исходя из этого инвестиции в данную сферу, особенно в сооружение жилья, растут более высокими темпами, чем в другие отрасли народного хозяйства. Ускоренное развитие строительного комплекса дает заказы машиностроению и промышленности строительных материалов. Растет выпуск товаров народного потребления: новоселам нужны мебель, бытовая техника, светильники, предметы домашнего обихода.
Но как добиться наибольшей эффективности строительного комплекса? Как устранить трудности, с которыми сталкиваются отечественные и иностранные инвесторы? Эти и другие вопросы обсуждались в «гостиной» журнала. В дискуссии приняли участие заместитель министра архитектуры и строительства Сергей ЛАСТОЧКИН (С.Л.), начальник управления строительства и жилищно-коммунального хозяйства Министерства экономики Александр СОЧИВКО (А.С.), заместитель председателя Комитета строительства и инвестиций Мингорисполкома Александр ЗАНЬКО (А.З.), главный редактор журнала «Директор» Александр КОВТУНЕНКО (А.К.) и его заместитель Владимир СВЕРКУНОВ (В.С.).
По предложению редакции беседа была построена в соответствии с технологическим процессом строительства, начиная с получения разрешительных документов на проектирование.

А.К.: - Как показывает практика, в результате всевозможных согласований на выделение площадки для строительства уходит 3-4 года. По полгода и более архитектурные проекты рассматриваются в Комитете по архитектуре и градостроительству. Случается, по истечении более полугода первоначально согласованное решение меняется, предлагаются другие площадки, но деньги инвестором уже потрачены, потеряно драгоценное время. И за эти прямые убытки ответственности никто не несет.
Ясно, что проблему нужно решать.
Не обеспечено и системное рассмотрение вопросов градостроительства. Сейчас, например, обязательными в проекте стали подземные автостоянки. Их себестоимость выливается как минимум в 15-17 тыс. долл. И жильцы отказываются выкупать места для машин. Но на сооружение стоянок инвесторами потрачены немалые средства, возместить которые не представляется возможным.
При строительстве жилья на второй план уходят такие важные объекты, как школы, детские сады, учреждения торговли и культуры. Недостаточно продумывается и обеспеченность транспортом.
В Китае в свое время было многое сделано для того, чтобы привлечь транснациональные корпорации. Потом начали тормозить отток прибыли. Иностранцы стали, как говорится, собирать чемоданы. Тут же собрали членов правительства, пригласили инвесторов, выяснили все проблемы и сразу же их сняли. Вот какой должна быть оперативность работы! Вообще в этой стране поступают так: если чиновник вдруг не сделал шаг навстречу бизнесу, значит, он не на своем месте, и его сразу меняют.
С.Л.: - Вы затронули очень серьезный вопрос, но нельзя оценивать ситуацию только на примере Минска. В целом по республике ситуация несколько иная. В начале 90-х гг. она сложилась таким образом, что в столице не оказалось общестроительных трестов, подчиненных Минстройархитектуры. И трудности у частных инвесторов, застройщиков и подрядчиков, которые по большей части ведут жилищное строительство, за исключением крупнопанельного, возникают потому, что системная координация органов, отвечающих за строительный процесс в Минске, недостаточно эффективна. В областях проще: основные объемы работ выполняются крупными трестами, находящимися в республиканской либо коммунальной собственности. И если даже на начальной стадии возникают проблемы с выделением участков, утверждением и согласованием проектов, информация немедленно поступает в облисполком и министерство, и все вопросы сразу отрабатываются совместно с обл-исполкомом. Когда эта проблема возникла на законодательном уровне, был издан Указ Президента от 16.11.2006 г. №676 «О некоторых вопросах управления строительной отраслью и ее функционирования», которым правительству было поручено разработать Положение о порядке подготовки и выдачи разрешительной документации на строительство объектов. Оно было утверждено постановлением Совета Министров от 20.02.2007 г. №223. В дополнение к этому Указом Президента от 27.12.2007 г. №667 введено в действие Положение о порядке изъятия и предоставления земельных участков в г. Минске и областных центрах юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям для строительства капитальных строений (зданий, сооружений). Им, в частности, предусмотрено, что исполкомы должны рассматривать заявление о выделении земельного участка в срок не более 10 рабочих дней. Эти меры положительно повлияли на ускорение инвестиционного процесса. Если раньше на подготовку и выдачу разрешительной документации в среднем по республике уходило 15 месяцев, то сегодня - лишь 6.
Создан также альбом типовых и повторно применяемых проектов. Инвестору это дает возможность еще быстрее пройти подготовительный этап: достаточно выбрать подходящий вариант и привязать его к конкретному участку. Например, по домам крупнопанельного домостроения инвестиционный проект можно осуществить - вплоть до сдачи здания в эксплуатацию - за 6-10 месяцев. А при строительстве монолитных домов этот срок увеличивается всего на полгода.
А.С.: - Административные процедуры в строительстве - очень важный этап инвестиционного цикла. И законодательно они регламентированы. Другое дело, что отведенные для этого сроки не выдерживаются. В конце прошлого года Правительство дало поручение всем органам государственного управления, участвующим в инвестиционном процессе в строительстве, еще раз максимально сократить время на проведение административных процедур. Этот вопрос, между прочим, отслеживается международными рейтинговыми агентствами, которые считают важной для привлекательности ведения бизнеса легкость получения разрешения на строительство. В прошлом году по этому показателю наша страна занимала 34-е место в мире, намного опередив другие государства СНГ.
С.Л.: - Если взять статистику, то мы наблюдаем резкий рост объемов жилищного строительства в регионах и падение их в Минске. Например, брестское ОАО «Строительный трест №8» в прошлом году ввело в строй 75 тыс. кв. м жилья, что намного больше, чем объемы, скажем, крупных столичных генподрядных трестов без учета домов панельного и объемного домостроения. При этом в регионах тресты строят не только жилье, но и сложнейшие промышленные объекты, здания спортивного, социального и культурного назначения, в числе которых можно назвать трубопрокатный цех на Белорусском металлургическом заводе, три новых производства по выпуску цемента в Костюковичах, Кричеве и Красносельском, Дворец водных видов спорта в Бресте.
В столице нужно серьезнейшим образом решать проблему сокращения инвестиционного цикла.
А.К.: - Я с вами согласен, что в областях вопросы решаются быстрее, лучше, более системно. Возможно, это происходит благодаря меньшему числу звеньев в управлении.
С.Л.: - Проблема осложняется тем, что в отличие от областей, имеющих как минимум пятилетние программы развития инженерной и транспортной инфраструктуры, в Минске такой план требует серь-езной доработки. Ведь понятно, что возводить «коробки» на пустом месте бессмысленно. Например, в Гомельской и Брестской областях уже строятся сети для микрорайонов, где сооружение домов начнется в 2012 г. Подобное нужно осуществлять и в Минске. Ведь если будет создана инфраструктура, инвестора не нужно будет заманивать, он придет сам.
А.З.: - Почему в регионах работать проще? Там есть свободные территории, которые легко осваивать. В Минске же, чтобы расчистить место, нужно снести существующие здания. В городе имеется 11 коммунальных предприятий, которые строят 60% жилья, в основном для нуждающихся семей. Им «чистые» площадки предоставляются в первую очередь. Частным инвесторам предлагаем либо реконструировать существующие дома, либо территории, где нужно сносить строения.
Осенью Комитет строительства вышел с предложением к мэру о создании службы, которая будет заниматься исключительно вопросами создания инфраструктуры. И все же главная проблема не в управлении, а в организации финансирования таких объектов. В регионах тепловые и электрические сети строятся преимущественно за счет средств Министерства энергетики. И это логично, ведь эксплуатируют данные коммуникации именно энергетики, получая от такой деятельности доходы. Столица же от этого ведомства в первом полугодии 2010 г. получила всего 8 млн. руб. На такие деньги даже туалет не построишь!
Мы вынуждены возлагать данные расходы на частных инвесторов. Но, думаю, даже при таком «раскладе» им это выгодно. На ближайшие 5 лет таким застройщикам выделено более 13 млн. кв. м городской территории.
А.С.: - При планировании объема ввода жилья в обязательном порядке рассчитывается, сколько нужно денег на создание инженерной и транспортной инфраструктуры в районах жилой застройки. На эти цели требуется от 15 до 30% финансовых средств от стоимости строительства жилых домов. В прошлом году в жилищном строительстве было освоено 12 трлн. руб. инвестиций (введено 6,7 млн. кв. м общей площади жилья). При этом на инфраструктуру из этой сумму пришлось 2,2 трлн., или немногим более 18%. Мы планировали несколько больше, но основное выделение средств из всех источников финансирования, а также привлечение кредитных ресурсов произошло во второй половине года, поэтому не все выделенные средства строителями были освоены.
Ежегодно формируя программы жилищного строительства, Минэкономики предусматривает не менее 30% средств на создание заделов, причем не только по вводу непосредственно жилья, но и по сооружению объектов инфраструктуры. Однако сейчас несколько ухудшилось финансовое положение энергоснабжающих организаций (электро-, газо- и теплоснабжение), поэтому на эти цели в 2011 г. будут привлекаться кредитные ресурсы банков. Не всегда находятся в полном объеме от потребности средства, необходимые для строительства объектов инженерной и транспортной инфраструктуры, и в местных бюджетах.
А.К.: - Нужны ли в жилищном строительстве иностранные инвесторы? Как вообще покупателям жилья сориентироваться в том, кто из застройщиков выполнит в полном объеме свои обязательства, а кто нет?
А.С.: - Доля иностранных инвесторов, судя по статистическим данным об объемах средств, освоенных в прошлом году, не превысила 2%.
А.З.: - Были случаи, когда мы выделяли иностранным инвесторам площадки для строительства жилья, а они потом выставляли их на продажу по более высокой цене. Разве это инвестиции? Вообще, толковых заказчиков, способных самостоятельно реализовать проект, не так уж много.
С.Л.: - Рационально на официальном сайте разместить информацию об успешных застройщиках. И разных. Граждане сами нормализуют процесс.
А.К.: - Большинство заказчиков сегодня не знает, какие квартиры будут востребованы. Поэтому нередко приходится вносить изменения в проекты уже на стадии строительства, а это - дополнительные затраты. Почему бы Минстройархитектуры не дать рекомендации на основе анализа демографической ситуации?
С.Л.: - Сегодня востребованы дома, где на этаже 2 двухкомнатные и 2 однокомнатные квартиры. Вообще же, на месте частного заказчика, я бы сделал упор на модульную систему проектирования. Поскольку монолитный каркас позволяет свободную планировку, то на лестничной площадке можно закладывать 2 четырехкомнатные квартиры с двумя санузлами в каждой. В случае необходимости их можно быстро трансформировать в 2 двухкомнатные и 2 однокомнатные.
Проектировать по-европейски
А.К.: - Если дальше двигаться по технологической цепочке, мы выходим на проектные работы. И здесь проблема: институты перегружены, инвесторам, особенно частным, «протолкнуться» туда практически невозможно. Приходится прибегать к услугам небольших компаний, которые не берутся за весь проект, а выполняют проектирование только его части, например, каркаса. Значит, нужно обращаться к нескольким проект-ным организациям, да к тому же следить, чтобы в их работе не было нестыковок.
С.Л.: - Наши основные проект-ные организации действительно нужно разгрузить, освободив от рутинной работы. Перед подведомственными трестами министерство поставило задачу - создать собственные проектные управления, и в крупных строительных организациях они уже появились. Они не будут проектировать уникальные объекты, а станут обеспечивать проектную поддержку типового строительства.
Кроме того, сейчас активно обсуждается вопрос о переходе институтов на европейские нормы строительства. И при их внедрении мы хотим одновременно поднять уровень самих проектных работ, которые должны вестись по принципу объемного моделирования. Автоматически будет выполняться расчет по всем конструкциям здания, моделироваться воздействие нагрузок, показываться все слабые места, сравниваться различные варианты. Это позволит избежать многих неточностей при проектировании.
Планируется осуществить эту работу в течение 2011-2012 гг., и, например, в Белгоспроекте и Белпромпроекте уже создаются рабочие места по таким технологиям. При внедрении используется европейское программное обеспечение, уже определены разработчики, продукты которых изучаются. В них как раз заложены те европейские нормы строительства, которые введены в республике стандартом СТБ ЕН. Но надо четко понимать разницу между введением и внедрением. Первое означает, что с начала 2010 г. любой заказчик имеет право нанять любую иностранную проектную организацию, которая придет со своим проектом и без его переработки, как было раньше, построит по нему объект в нашей республике. В свою очередь, внедрение - освоение новой нормативной базы отечественными проектировщиками - будет проходить постепенно, в зависимости от степени подготовки проектировщиков того или иного института. Так что на переходном этапе можно пользоваться и белорусской, и новой европейской нормативными базами.
Баланс ресурсов
А.К.: - Наконец мы подошли к самой стройке, которая, как известно, требует обеспечения материальными, финансовыми и трудовыми ресурсами. На текущий год поставлена задача возвести 7,5 млн. кв. м жилья, а в перспективе увеличить этот показатель до 10 млн. Достаточно ли для этого основных строительных материалов, в частности, цемента и щебня, с поставкой которых в последние годы наблюдались перебои? Делаются ли соответствующие балансы?
А.С.: - Ежегодно при формировании программы жилищного строительства Минэкономики увязывает объемы ввода жилья с потребностью в источниках ее финансирования.
Вопросы баланса производства и потребности материальных ресурсов, необходимых для строительства жилья и реализации других инвестиционных проектов, осуществляются Минстройархитектуры, а также решаются подрядными организациями в условиях рынка самостоятельно.
С.Л.: - В рамках Минстройархитектуры составлялись балансы на 2010 и 2011 гг. Созданы специальные подразделения, которые занимаются анализом потребления щебня, определяют расход основных строительных материалов на 1 кв. м конструкций. Эти данные учитываются при распределении материальных ресурсов по регионам. Стоит отметить, что проблема дефицита цемента на сегодняшний день практически снята, хотя и наблюдались пики его потребления летом. Но многие поняли, что надо начинать накапливать это сырье уже в зимний период, и это, кстати, сглаживает сезонные «провалы» наших цементных заводов. Полностью проблема будет решена в текущем году с вводом в эксплуатацию двух предприятий мощностью 3,6 млн. т цемента в год. А в 2012 г. начнет работать и третий завод.
Еще недавно в республике были трудности с плитами пустотного настила. Но два года назад началось внедрение практически во всех регионах республики мощных скоростных линий экструзионной формовки изделий, и теперь их вполне достаточно.
А.К.: - Основным источником финансирования жилищного строительства остаются льготные кредиты. На их поддержку в прошлом году ушло 50% эмиссии - 7,5 трлн. руб. В то же время есть определенная сумма, помещенная гражданами на банковские валютные и рублевые депозиты - всего 6,3 млрд. долл. Как правило, эти средства принадлежат людям, имеющим более высокий, чем в среднем по республике доход в расчете на одного члена семьи. Возможно, они не нуждаются в жилье, но, вероятно, были бы не прочь обратить деньги в недвижимость. Если принять стоимость 1 кв. м жилья по республике 700 долл., то за счет депозитных средств можно было бы построить 9 млн. кв. м жилья. Но этих людей надо как-то заинтересовать.
А как может участвовать в инвестиционном процессе остальная часть населения? Сегодня получить кредит очень сложно, поскольку требуется несколько поручителей, а желающих стать таковыми становится все меньше.
А.С.: - Льготное кредитование пока остается основным способом решения жилищной проблемы граждан, состоящих на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий. В 2006 г. Правительством Республики Беларусь было принято решение о предоставлении большей части строящегося многоквартирного жилья в городах именно этой категории населения (не менее 80% от общего объема к 2010 г.). Более того, в целях увеличения доступности льготных кредитов с 2009 г. был увеличен порог доходов для тех, кто имеет право на льготное кредитование, с 2-кратного среднемесячного среднедушевого минимального потребительского бюджета на одного члена семьи до 3-кратного (в настоящее время 1 378,9 тыс. руб.). Для этой категории граждан в прошлом году построено 4,34 млн. кв. м жилья, из них в многоквартирных жилых домах в городах - 3,31 млн., что составило 86,8% введенного жилья в таких домах (при задании 80%).
Льготное кредитование жилья, в том числе компенсация льготных ставок по кредитам, требует определенного напряжения и изыскания на эти цели ресурсов банковской системы и бюджета. Поэтому сейчас вплотную встал вопрос о применении наряду с льготным кредитованием жилья и других методов и подходов к финансированию его строительства, в частности, более широкого использования механизма ипотеки (залога). По мнению банков, сдерживающим фактором здесь является то, что они в случае невыполнения кредитополучателями своих обязательств по договору ипотеки пока не имеют возможности выселить на законном основании жильцов из квартир, находящихся в залоге. Во многом эту проблему решит новая редакция Жилищного кодекса, которая рассмотрена в первом чтении в Палате представителей. Будут также внесены изменения и дополнения в Закон об ипотеке и в другие нормативные правовые акты.
С другой стороны, целесообразно также развивать строительство муниципального или коммерческого жилья для сдачи гражданам в аренду (найм). Минстройархитектуры подготовило соответствующий проект Указа главы государства. Сегодня в общей массе граждан, состоящих на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий, порядка 20-30% - постоянно отказываются от предложений по строительству квартир в ЖСПК, в первую очередь из-за низкой платежеспособности и невозможности найти поручителей по кредиту на жилье (зачастую требуется до 6-8 человек), но и с очереди они не снимаются. Между прочим, даже в странах Западной Европы до 40-60% семей не являются собственниками жилых домов и квартир, а арендуют их.
Безусловно, существует проблема изыскания в местных бюджетах средств на строительство жилых домов для сдачи в аренду (найм), поэтому надо все тщательно взвесить, проанализировать, сможем ли мы таким способом «разгрузить» наши очереди на жилье? Для частных инвесторов пока не просматривается интерес к этому вопросу: при окупаемости 20 и более лет не каждый вложит в это дело свои капиталы. В Минске в ближайшее время пока планируется построить 2 дома арендного жилья в микрорайоне Каменная Горка и 3 - на территории Парка высоких технологий.
А.К.: - Думаю, важно, чтобы люди, арендуя квартиру, после выплаты арендными платежами ее стоимости могли стать собственниками квартир в таких домах. Иначе арендные дома превратятся в «общаги» с соответствующим к ним отношением. А это сформирует и жизненную позицию временщика и люмпена.
С.Л.: - Есть еще такой перспективный, хорошо зарекомендовавший себя во многих странах путь как система стройсбережений, законодательная возможность внедрения которой в республике сейчас рассматривается профильной комиссией Палаты представителей. Она позволяет людям, накапливающим средства на строительство жилья, получать определенный доход от вложенной суммы, что довольно привлекательно.
А.К.: - Многие строительные организации жалуются на кадровый «голод», особенно дефицитна профессия каменщика. Почему это происходит?
С.Л.: - Мы знаем об этой проблеме и решаем ее двумя путями. Во-первых, 5 лет назад заключили с Министерством образования соглашение, в соответствии с которым в высших и средних специальных учебных заведениях увеличен набор на строительные специальности. Во-вторых, поставили задачу максимально уйти от профессий, требующих ручного труда. Простое наращивание численности, на мой взгляд, ничего не дает. Объемы надо делать «мозгами», внедрением новых инновационных технологий, а не количеством людей.
Так, планируется смонтировать в этом году 10 технологических линий по технологии VST, которые будут выпускать своего рода опалубочные «скорлупы». Они легко монтируются на объекте и заливаются бетоном. Параллельно с этим в отраслевом Институте НИИПТИС им. Атаева разрабатываются варианты наружного стенового ограждения индустриальной сборки.
Есть еще третий путь решения проблемы трудовых ресурсов: наем иностранной рабочей силы. Сегодня в трестах южных областей работает до 300-400 квалифицированных специалистов из Украины, на север республики приезжают литовцы, латыши.
Но в привлечении кадров в строительство не обойтись без пересмотра нормативной базы заработной платы. Мы сейчас готовим более 200 новых технических карт, централизовано финансируем эту работу. На основе новых типовых технологических карт будут разработаны новые расценки.
А.К.: - Мы плавно перешли к следующему вопросу - качества строительства. Что делается в этом направлении?
С.Л.: - В 1995 г. я попал на строительство военного городка в Воронежской области, где начальником участка работал инженер из Южной Кореи. Он требовал, чтобы допуски на швах кирпичной кладки были не более 1 мм. Если это не соблюдалось, рисовал на стене крест и ее приходилось разбирать. На объект были направлены бригады лучших каменщиков, но тем не менее первые дни им приходилось больше разбирать, чем строить. В итоге дошло до того, что когда приходила машина с кирпичом, каждый из них рабочие мерили рулеткой, треть материала отбраковывали и возвращали на завод. Но в результате добились требуемого качества.
Если у нас инженеры технического надзора будут такими же требовательными как южно-корейский инженер, то все вопросы качества снимутся с повестки дня. Но для этого нужно существенно реформировать институт инженеров технического надзора.
Нужно ли возрождать Госстрой?
А.К.: - И все же все рассмотренные вопросы во многом определяются качеством управления. В связи с этим у специалистов строительного комплекса нередко возникает идея вернуться к ранее отработанной на практике структуре Госстроя, когда, на их взгляд, единая технологическая политика осуществлялась более эффективно.
С.Л.: - Мы понимаем эту проблему, но рассматриваем ее в несколько иной плоскости. Вряд ли следует «реанимировать» Госстрой с собственным аппаратом. Эффективнее дать развитие министерскому управлению науки и нормативов. Думаю, в ближайшее время будет принято серьезное решение по этому направлению.
В.С.: - Но пока «текучка» нередко не дает возможности развивать перспективные направления. Например, в 2009 г. постановлением Совета Министров №706 была утверждена Комплексная программа по проектированию, строительству и реконструкции энергоэффективных жилых домов. Уже в 2010 г. должны были появиться результаты данной работы. Однако министерство неожиданно инициирует внесение изменений в этот документ и предлагает отодвинуть на пять лет реализацию всех мероприятий. Но ведь энергоресурсы дорожают, поэтому проблему необходимо решать как можно быстрее.
С.Л.: - Энергоэффективное жилье в процессе эксплуатации действительно дает большую экономию. Но затраты на его строительство высоки, и граждане из льготной категории не готовы к такой оплате. Дома КПД дешевле, поскольку в них практически нет импортной составляющей. Иная ситуация с энергоэффективными зданиями. Большая часть оборудования для них производится за пределами республики. Поэтому для того, чтобы обеспечить приемлемую себестоимость такого жилья, нужно создать производства. Мы этим сейчас очень серьезно занимаемся. В текущем году в ОАО «Гомельстекло» будет введена линия по выпуску энергоэффективного стекла. Ищем замену рекуператорам импортного производства, стоимость которых сопоставима со стоимостью 1 кв.м жилья.
С другой стороны, нужны новые технологии в строительстве. И здесь мы тоже двигаемся вперед. После реализации пятилетней модернизации, которая затронула не только Минск, но и все регионы, включая сельские ПМК, уровень износа основных фондов снизился с 98 до 40%. Это средний показатель, а есть организации, где он не превышает 10-20%.
В.С.: - Может быть, настало время поставить вопрос, как говорится, ребром: есть ли вообще перспектива у крупнопанельного домостроения?
С.Л.: - Я не считаю, что этот метод строительства себя изжил. Вопреки расхожему мнению о том, что мы остались единственными в мире, кто применяет КПД, должен проинформировать: такие дома активно сооружаются в Швеции и Финляндии, даже в Объединенных Арабских Эмиратах. Другое дело, что конструкция подобных зданий должна совершенствоваться. В последние годы в республике идет модернизация на базе европейского оборудования 15 предприятий КПД, и она завершится в текущем году. Например, мощности Гомельского и Витебского ДСК вырастут до 350 и 250 тыс. кв. м соответственно. Но не менее важно было вылечить «болезни» панельных домов. Главная проблема заключалась в недостаточной теплозащите, особенно в зоне швов. В новых сериях панели сконструированы по-другому: стыкуется не бетон к бетону, а утеплитель к утеплителю. Это обеспечивает коэффициент термопередачи на уровне 3, что не хуже, чем в зданиях из газосиликатных блоков.
Улучшился вид зданий, поскольку швы между панелями будут практически незаметны. В этом направлении мы пошли еще дальше. Планируется применять специальные недорогие полиуретановые матрицы. С их помощью можно будет формовать панели, стилизованные под кирпичную кладку, бутовый камень, «рисовать» различные орнаменты.
В то же время будем работать над снижением себестоимости домов, сооружаемых другими способами. Хочу отметить, что уже сейчас в областях есть готовые монолитные дома, где стоимость строительства для заказчика приблизилась к цене панельного здания. Это даст импульс конкуренции, которая, как известно, является двигателем прогресса.

Строительство 4-подъездного 10-этажного дома по улице Червякова. Заказчик «Экономика и Право». Согласование эскизного проекта заняло 5 месяцев, архитектурного - 2,5 месяца, согласование изменений архитектурного проекта в части размещения на 1-м этаже здания встроенных нежилых помещений - 10 месяцев.