fbpx

Беларусь: въезд приветствуется?

Юлия ЗЕЛЕНСКАЯ, директор РУП «Национальное агентство по туризму» Несмотря на то что сегодня далеко не все проблемы белорусской туристической отрасли решены, наша страна пользуется все большей популярностью у зарубежных гостей (особенно если к иностранцам причислить россиян). Этому способствует постепенное развитие туристической инфраструктуры республики. Далеко ли мы продвинулись на этом пути и что еще предстоит сделать? Об этом рассказывает директор РУП «Национальное агентство по туризму» Юлия ЗЕЛЕНСКАЯ.

 

Без стихийности

Туристическая сфера в нашей стране развивается не спонтанно: есть государственная программа, которая утверждается каждые пять лет. То есть стратегия у нас имеется, другое дело - хорошая она или плохая, как реализуется? В этом не последнюю роль играет финансирование. Туризм считается высокорентабельной отраслью, поэтому стоит задача привлечения частных инвестиций: большинство идей придется реализовывать белорусским туристическим компаниям. Какие именно проекты будут осуществлены пока говорить рано, поскольку программы на 2011-2015 гг. (как национальная, так и региональные) еще находятся на согласовании. Кроме того, ежегодно в документы вносятся какие-то изменения, один инвестор уходит, появляется новый…

Очевидно, что в основу формирования концепции развития туризма до 2015 г. будет положено проведение в Минске чемпионата мира по хоккею в 2014 г. В программу войдут такие направления как кадровая политика, научное обеспечение туристической сферы, маркетинг, развитие гостиничного хозяйства, объектов туризма, различных элементов инфраструктуры. Но объять необъятное невозможно, оттого в какой-то мере и страдает качество претворения планов в жизнь.

Одной из наиболее актуальных проблем является кадровая. Белорусские выс-шие учебные заведения прилагают большие усилия к ее решению: сегодня для туристической отрасли обучают студентов в 18 вузах. Но, к сожалению, качество подготовки не всегда радует. В сфере туризма есть дефицит специалистов, свободно владеющих иностранными языками, а это неизбежно сказывается на качестве обслуживания гостей и имидже страны. Недостаток профессиональных кадров в сфере агроэкологического туризма наблюдается и в районах, и в малых городах. Поэтому Национальное агентство по туризму участвует в международных образовательных проектах, где совместно со специалистами из Европы отрабатываются новые программы. В ближайшее время будет вводиться дистанционное обучение, чтобы подтянуть наш уровень нашего сервиса.

В стране сформирован неплохой гостиничный фонд. У нас работает 297 гостиниц, правда, из них сертифицировано только 10%. Единовременная вместимость - около 25 тыс. человек. Этого мало, если мы рассчитываем на проведение такого мероприятия, как чемпионат мира по хоккею. Поэтому предусмотрены строительство и модернизация гостиниц еще на 8 тыс. мест. Нужно развивать и нашу санаторную базу, которая начинает устаревать и уже не может разместить всех желающих. Для осуществления этих планов будут привлекаться иностранные инвесторы и использоваться собственные средства белорусских организаций. Ведется планомерная работа по созданию четкой, понятной, доступной законодательной базы, предусматривающей льготы для инвесторов, вкладывающих средства в туристическую сферу. Сейчас работает  Указ Президента Республики Беларусь от 2 июня 2006 г. №371 «О некоторых мерах государственной поддержки развития туризма в Республике Беларусь», который предусматривает для новых объектов в течение первых трех лет отсутствие налога на прибыль, освобождение от уплаты местных сборов. Планируется ввести и другие льготы, упростить процедуру отвода земель под размещение туристических объектов.

 

Туристическая сфера в нашей стране развивается не спонтанно: есть государственная программа, которая утверждается каждые пять лет.

 

В 2009 г. Беларусь посетило 4,9 млн. туристов. Основным «поставщиком» является Российская Федерация. Это несомненный лидер, за которым с огромным отрывом следуют Турция, Великобритания, Германия, Украина. Но мы пока не можем точно сказать, с какой целью и кто именно к нам приезжает: молодое поколение или пожилые люди, путешественники или бизнесмены. Однако есть неофициальные данные, что за сутки иностранный турист тратит в нашей стране 200-300 долл. (это показало анкетирование прибывающих железнодорожным и авиационным транспортом). Каждый год идет рост прибыли от въездного и внутреннего туризма. По статистике, предоставленной белорусскими турфирмами, экспорт туруслуг превысил импорт: расходы клиентов на поездки в Беларусь превзошли учтенные затраты на зарубежные туры.  Основную долю в экспорте составляет выручка санаториев, а также отелей.

В целом впечатления от посещения Беларуси у туристов остаются хорошие, а жалуются они в основном на то, что у нас очень легко потеряться из-за нехватки так называемой информационной инфраструктуры: указателей и инфопунктов, где турист мог бы получить карту на английском языке. Указатели должны быть на латинице, чтобы туристы чувствовали себя комфортно. Пока эти условия не будут выполнены, нельзя рассчитывать на массовый въездной туризм.

Разнообразие видов

В Беларуси развивается довольно много туристических направлений, но некоторым из них до сих пор уделялось неоправданно мало внимания. Наша страна является транзитной, и этот ресурс должен очень активно использоваться. Есть даже такое направление, как транзитный туризм. В объекты туристической индустрии входит придорожный сервис, но сегодня проблема в нашей стране с туалетами, кемпингами, придорожными ресторанами стала уже притчей во языцех.

 

Министерство спорта и туризма разработало проект Указа Президента РБ, который предусматри­вает создание электронного реестра субъектов туристической деятельности. Для включения в него туроператорам нужно предоставить копию сертификата соответствия качества туристических услуг. Со всем этим желательно успеть до 1 июля 2011 г., иначе деятельность компании станет незаконной.

 

Более успешно развивается направление активного туризма. Это пешеходные и водные маршруты (Августовский канал, Нарочанский край, Браславщина), а также горнолыжный отдых. В Беларуси действует более 1000 туристско-экскурсионных маршрутов, которые охватывают четыре национальных парка, все заказники. Основным направлением должны стать трансграничные туристические маршруты, которые будут развиваться в рамках программы добрососедства. Турист, который приезжает на Украину, в Литву или Польшу, сможет посетить и Беларусь. Планируется создание безвизовой 30-50-километровой зоны с Польшей и Литвой. Мы заинтересованы также в организации совместных маршрутов с соседями, например, пути «Из варяг в греки». Он пролегает по территории трех стран: России, Беларуси, Украины. Тур под таким брэндовым названием на своих территориях будут обслуживать туроператоры этих государств. Но необходимо привлечь инвестиции, чтобы «подтянуть» инфраструктуру белорусской части маршрута. Подобная практика у нас была, когда мы совместно с Польшей презентовали Беловежскую Пущу. Есть еще один интересный маршрут - «Августовский канал», который пересекает Польшу, Беларусь и Литву. Для туристов делаются специальные пункты получения виз по пути следования. К сожалению, эти маршруты пока не носят массового характера.

Высок потенциал привлечения в Беларусь такой платежеспособной группы гостей, как охотники. Требуется дополнительная работа над объектами познавательного туризма. Чтобы включить в туристические маршруты старинные усадьбы, находящиеся сегодня в запущенном состоянии, объекты планируется продавать за базовую величину, но с условием сохранения их исторического облика. В стране более 5 тыс. памятников архитектуры, истории и культуры. Некоторые из них восстанавливаются, другие наиболее ценны именно в том виде, в котором сохранились, поэтому Министерством культуры ведутся работы по их консервации. Четыре объекта включены в список Всемирного наследия ЮНЕСКО: Беловежская Пуща, Мирский замок, Несвижский дворцово-парковый комплекс, Дуга Струве. Их знают во всем мире и активно посещают.

Развивается и поддерживается государством агротуризм. Существует более 1000 усадеб, и в ближайшем будущем будут появляться новые. Большая ставка делается на развитие агроэкотуризма не только на базе сельских усадеб, но и в СПК. Агропромбанк будет выдавать кредиты под развитие этого направления. Кроме того, в стране очень много народных промыслов, традиций, богатая фольклорная и этнографическая база. У нас более 100 центров ремесел, которые иностранные туристы с удовольствием посещают.
Развивается событийный туризм. Это посещение различного рода фестивалей, культурных мероприятий (например, дет-ское Евровидение, оно прошло в Минске в ноябре 2010 г.). Планируем проведение серьезного фестиваля под названием «Белая Русь», который продлится одну-две недели, чтобы все желающие успели его посетить.

Всемогущий маркетинг

РУП «Национальное агентство по туризму», учредителем которого является Министерство спорта и туризма РБ, основной своей задачей считает рекламу и продвижение туристических возможностей республики. Это, в первую очередь, издание более 100 наименований печатных рекламных материалов на иностранных языках. Все буклеты распространяются через туристско-информационные центры бесплатно.
Уже более двух лет назад нами разработаны уникальный логотип страны и слоган: «Беларусь. Гостеприимство без границ». Эти атрибуты присутствуют на наших изданиях, в оформлении всех выставочных мероприятий, презентаций, сайтов (например, belarustourism.by). По этой символике Беларусь уже узнают в тех странах, где мы участвуем в выставках (в текущем году они прошли в Польше, Литве, России, Великобритании, Израиле). Организуем коммерческие проекты совместно с белорусскими туристическими компаниями и гостиницами. Например, издан буклет «Отдых и путешествия в Беларуси», содержащий предложения коммерческих фирм и отелей. Проведение ряда мероприятий финансирует Евросоюз в рамках различных международных проектов.

В позиционировании республики за рубежом огромную помощь и поддержку оказывает Министерство иностранных дел, что позволяет распространять рекламные материалы не только на выставках и презентациях, но и через белорусские консульские и дипломатические представительства в других странах.

В ближайшее время должен произойти переход от личного присутствия человека при формировании многоканальной туристической услугопроводящей сети к online-информированию через интернет-сайты и туристско-информационные терминалы. Будут разрабатываться интерактивные системы моделирования туров, предполагающие создание туристической online-навигации, возможность «проложить» в Интернете маршрут путешествия. В экспорте туристических услуг будем более тесно сотрудничать с такими государствами как Китай, Япония, США, страны Западной Европы.

Чтобы не остаться за бортом турбизнеса

Наше агентство проводит также образовательные мероприятия, например, сегодня актуальны семинары по сертификации туроператоров. В связи с отменой лицензирования туристической деятельности Министерство спорта и туризма разработало проект Указа Президента РБ, который предусматривает создание электронного реестра субъектов туристической деятельности. Для включения в него туроператорам нужно предоставить копию сертификата соответствия качества туристических услуг. Со всем этим желательно успеть до 1 июля 2011 г., иначе деятельность компании станет незаконной. В рамках планируемой сертификации туроператоры будут ежегодно проходить инспекционный контроль. Специалисты проверят помещение, в котором оказываются услуги, профессиональный уровень работников.

 

Сегодня в республике работает около 1000 турфирм. Представлены как небольшие предприятия, так и крупные иностранные туроператоры с российским и турецким капиталом - сильные организации, у которых есть свой менеджмент качества.

 

Реестр предоставит возможность учета и контроля тех, кто работает на туристическом рынке Беларуси, позволит отслеживать качество оказываемых услуг и лучше защищать права потребителей. За нарушение определенных правил наступит ответственность: исключение из реестра, после чего предприятие потеряет право присутствия на рынке. Чтобы этого не случилось, компании должны быть хорошо проинформированы обо всех предъявляемым к ним требованиях.

Сегодня в республике работает около 1000 турфирм. Представлены как небольшие предприятия, так и крупные иностранные туроператоры с российским и турецким капиталом - сильные организации, у которых есть свой менеджмент качества. Надеемся, что до их уровня вскоре подтянутся и наши национальные компании.