fbpx

На поля придут космические технологии

Александр ГЛИНСКИЙ

Виктор ЗАИКИН, генеральный директор ОАО «Витебский облагросервис» За рубежом фермер может не иметь мощных комбайнов, тракторов, сеялок, культиваторов, так как существуют специализированные предприятия, которые оказывают услуги по вспашке почвы, внесению удобрений, уборке урожая. Ведь небольшому хозяйству невыгодно покупать и содержать мощную технику, которая будет загружена только несколько дней в году. Там же, где она есть, ее ремонтом и техническим обслуживанием занимаются специализированные сервисные службы.

- Такая узкая специализация помогает сократить издержки, - говорит генеральный директор ОАО «Витебский облагросервис» Виктор ЗАИКИН. - Ныне все вернулось на круги своя, к тому, как это было в СССР. Тогда подобные услуги оказывали предприятия, существовавшие в системах «Сельхозтехника» и «Сельхозхимия», где трудились узкие специалисты. Сейчас у нас появились крупные хозяйства, которые все подобные работы производят самостоятельно. Хотя и они иногда, когда поджимает время, просят помощи у агросервисных предприятий.

Мы работаем сегодня, как правило, там, где практически не осталось трудовых ресурсов. Большинство таких хозяйств передали в наше ведение. Некоторые из них начинают расширяться, строить агрогородки. Создаем специализированные структурные подразделения. Например, отряд по кормозаготовке в Верхнедвинском районе каждый год на «Дажынках» занимает первые места. В Сенненском районе также создано подобное мощное подразделение, которое работает в тех хозяйствах, где нет людских ресурсов, земли же достаточно. А землю нельзя «запускать», иначе потом понадобятся значительные финансовые вложения для ее реабилитации.

В районных подразделениях создаются новые техцентры. Сегодня нет необходимости ремонтировать технику непосредственно в хозяйствах, мощные трактора проходят техническое обслуживание в ОАО «Западно-Двинский межрайагротехсервис», Глубоком, Орше. Планируется открыть четвертый такой центр в Полоцке. Предварительная договоренность по данному вопросу с МТЗ, который помогает оснасткой и комплектующими, уже достигнута. Как официальные дилеры Минского тракторного завода и ОАО «Гомсельмаш» занимаемся гарантийным ремонтом их продукции, обслуживаем также другую технику, например, выпускаемую ОАО «Амкодор», «Бобруйскагромаш», «Лидаагропроммаш» и др.

Сейчас в систему ОАО «Витебский обл-агросервис» входят 26 организаций. Это агросервисы в каждом из 21 районов области, а также ОАО «Западно-Двинский межрайагросервис», Витебский мотороремонтный завод, Тираспольский агротехсервис и Тираспольская ПМК, базирующиеся в областном центре. Чтобы оперативно и с наименьшими затратами доставлять хозяйствам расходные материалы, создана и отлажена товаропроводящая сеть.

 

За рубежом фермер может пригласить сервисную службу, которая проведет исследование плодородия почвы и порекомендует, какое именно удобрение и где нужно внести. Другая фирма разработает состав комплексного удобрения, а третья - внесет его на поля. Придем ли мы к такому обслуживанию в агрокомплексе?

 

За год хозяйствам поставляется до 400 тыс. т д.в. удобрений и до 600 т средств химической защиты растений. Многие райагросервисы имеют специализированные химические базы, способные принимать и хранить большие объемы удобрений. Однако в условиях агрессивной среды те склады, которые прослужили много лет, пришли в негодность, их необходимо снести и построить новые. В последние два года районные агросервисы приобрели в лизинг технику «Амкодора» на широком ходу грузоподъемностью до 3 т, которая очень удобна при работе на торфоучастках. Для погрузочно-разгрузочных работ непосредственно на складах используются небольшие погрузчики этого же предприятия.

- Возрождение на качественно новом уровне сервисных служб - очень правильное направление, - отмечает Виктор Заикин. - В государственной программе развития сельского хозяйства до 2015 г. сказано, что заводы, которые производят технику в Республике Беларусь, должны создать специализированные технические центры по ее обслуживанию. Но мы и сами изготавливаем технику, необходимую аграриям. В ОАО «Верхнедвинский райагросервис» выпускаем самоходный комплекс легких высокопроизводительных агротехнических средств «Двина» на шинах-оболочках сверхнизкого давления. У нас также есть районы с большой каменистостью почвы. Для решения этой проблемы ОАО «Витебский мотороремонтный завод» заключило контракт с финской компанией PEL-Tuote Oy и совместно с зарубежными партнерами производит машину по уборке камней.

 

Передвижное средство

Камнеподборщик ПК-4/Kivi-Pekka предназначен для сбора поверхностных камней размером 4-30 см в бункер с последующей транспортировкой и выгрузкой на месте складирования. Сначала в этой технике было 20-30% белорусских комплектующих, а теперь - до 90%. Из Финляндии поставляется лишь основной рабочий орган - барабан для сбора камней. Достаточно много такой техники поставили в те регионы, которые в ней нуждаются. Но камни появляются снова и снова, особенно после зимы. Это природное явление, от которого никуда не денешься, и необходимо продолжать работу в данном направлении. Например, в Швеции на таких каменистых полях достигли хороших результатов, собирают урожай 30-40 ц/га.

Сейчас в производстве отечественной продукции сельскохозяйственного назначения применяется много зарубежных комплектующих. Насколько легко их заменить?

 

Автомобиль техпомощи

- Иногда возникают вопросы с поставкой импортных комплектующих - подчеркивает генеральный директор ОАО «Витебский агросервис». - Белагросервис в каждой области республики создал склад импортных запчастей. То есть какой-то минимум мы держим, но так как это дорогостоящее «удовольствие», нет смысла создавать большие запасы. Хотя ранее сами занимались производством, теперь же такое количество запчастей как прежде в агросервисах не производится.

Что касается других узлов, то сейчас вплотную подошли к ремонту и восстановлению трансмиссии. Ведем переговоры с МТЗ, чтобы организовать эту работу в Докшицах и Витебске. Ведь благодаря помощи государства парк сельхозтехники обновился, но гарантийный срок ее эксплуатации подходит к концу, поэтому белорусские производители должны быть заинтересованы в том, чтобы у агросервисов было достаточно мощностей для ее ремонта. Чтобы сократить сроки обслуживания, создали мобильные ремонтные группы, которые оснащены техническими «летучками» на базе МАЗов, где есть сварочный аппарат, генератор, все необходимое для быстрого и качественного ремонта на месте. Губернатор поручил в следующем году оснастить такими машинами все районы.

Однако каждое поле требует индивидуального подхода. За рубежом фермер может пригласить сервисную службу, которая проведет исследование плодородия почвы и порекомендует, какое именно удобрение и где нужно внести. Другая фирма разработает состав комплексного удобрения, а третья - внесет его на поля. Придем ли мы к такому обслуживанию в агрокомплексе?

- Мы находимся только в начале этого пути, - говорит Виктор Владимирович. - Есть хозяйства, где такой подход уже реализуется. На тракторе стоит GPS-навигатор, куда внесена карта полей. Перед этим специализированные областные сельскохозяйственные опытные станции проводят исследования почвы, на основании которых и создаются такие электронные «шпаргалки», где все расписано. Производится и новая техника, где используются такие современные технологии. Например, Витебский мотороремонтный завод совместно с фирмой Lemken (Германия) делает посевной агрегат с компьютером. Он помогает не только качественнее провести посевную, но и учитывает расход топлива. Массово такой подход пока не используется, но я думаю, что пройдет год-два и все изменится. Последующие пять лет должны стать основополагающими в качественном рывке белорусского агросектора, особенно в применении современных технологий и оборудования.

 

ОАО «Витебский  облагросервис» 210029, г. Витебск  ул. Правды, 48  (5-й этаж) Тел.: (0212) 473-040 e-mail:  apkservis@vitebsk.by
ОАО «Витебский облагросервис»
210029, г. Витебск
ул. Правды, 48 (5-й этаж)
Тел.: (0212) 473-040
e-mail: Адрес электронной почты защищен от спам-ботов. Для просмотра адреса в вашем браузере должен быть включен Javascript.