Придут ли в кино продюсеры?
Людмила КОНОНОВА
Кино остается одной из наиболее востребованных населением услуг, хотя самыми кассовыми по-прежнему являются ленты импортного производства. На сентябрьской встрече по вопросам развития кинематографии с главой государства все, причастные к кинопроизводству, согласились с тем, что необходимы перемены.
В последние три года на киностудии «Беларусьфильм» сделаны важные шаги в достижении этой цели: увеличился выпуск фильмов, появились совместные проекты, закуплено новое оборудование, начата масштабная реконструкция киностудии. Свидетельством высокого качества и профессионализма являются 107 наград, полученных только в 2007-2010 гг. на различных кинофестивалях.
Но достаточно ли этого? Свое мнение о сегодняшнем состоянии белорусского кинематографа и перспективах его развития высказал директор студии игровых фильмов киностудии «Беларусьфильм» Виталий ЧЕРВЯКОВ. Он убежден, что «страна, которая в состоянии самостоятельно производить кино, подтверждает, что ее экономика крепкая».
- Виталий Анатольевич, можно ли измерять показатели работы организации, «делающей» кино, классическими экономическими категориями, в том числе размером прибыли, или здесь действуют другие параметры?
- Кино - не машиностроение, не строительство, оно создает продукт, который одновременно является интеллектуальным, социальным и технологическим. Поэтому и критерии оценки должны быть несколько другие, чем в промышленности. Во-первых, срок производства картины от 9 до 14 месяцев. Во-вторых, лента, если она не выпущена под заказ, должна найти своего покупателя, что занимает в среднем от 6 до 10 месяцев. Таким образом, даже через год после выхода картины выводы об окупаемости делать рано. В-третьих, кино - это социальный продукт, который несет в себе вечные ценности, «воспитывая» население. В-четвертых, хороший фильм, как интересный и качественный продукт, востребованный самым искушенным зрителем, позволяет заявить всему миру о стране-производителе, повышает ее инвестиционную привлекательность. Визитной карточкой Беларуси являются картины, которые вошли в «золотой фонд»: «Белые росы» Игоря Добролюбова; «Через кладбище», «Я родом из детства» Виктора Турова, «Красная шапочка» и «Приключения Буратино» Леонида Нечаева. В то же время, по данным российских аналитических журналов, из 300 фильмов, выпускаемых в этой стране, за год окупается не более 10. Это свидетельствует не о том, что фильмы плохие или невостребованные, а о том, что кино нельзя оценивать как стандартное производство.
- В последнее время много говорится о необходимости создания государственного продюсерского центра в нашей стране, который мог бы привлекать инвестиции в кинопроизводство и заниматься продвижением национального кино. Что необходимо для его эффективной работы?
- Сегодня в нашей стране функции продюсерского центра фактически выполняет Департамент по кинематографии, созданный при Министерстве культуры. Однако вряд ли можно сказать, что в этом направлении ведется системная работа.
Известно, что белорусский кинорынок тесно связан с российским. На протяжении последних 15 лет в России кинопроизводство «созрело» как отдельный серьезный бизнес, приносящий существенный доход и людям, которые занимаются кино, и государству. Нашу страну представители российского кинобизнеса используют как площадку, где есть высококвалифицированные специалисты и мощная производственная база. Кроме того, сама Беларусь - ее природа, архитектура, памятники истории - является уникальной съемочной площадкой. Однако поток инвестиций в эту область очень мал, не созданы привлекательные условия, в том числе и на законодательном уровне, для привлечения продюсеров и частного капитала.
На встрече с Президентом РБ министр культуры заявил, что в ближайшее время планируется создание продюсерского центра. Когда он начнет работать, бюджетные деньги будут на конкурсной основе распределяться между государственными и частными кинопроизводящими организациями и продюсерами.
История развития кино различных стран, в том числе и России знает множество примеров того, как после получения значительных сумм бюджетных денег частные продюсеры и компании просто исчезали, а государство не получало ни продукта, ни денег. Схема проста: услуги по производству фильма заказываются не в своей стране, а за рубежом, где их стоимость в 10-20 раз дороже. Поэтому деньги уходят из бюджета, а продукт - фильм - получается, как правило, сомнительного качества.
Чтобы наша страна не совершила подобных ошибок, считаю, необходимо следующее. Во-первых, создать равные условия для государственных и частных компаний. Это означает, что сначала кинопроизводящая компания должна доказать, что она в состоянии снять качественный фильм. Для этого, по моему мнению, необходимо ввести лицензирование: разрешительный порядок позволит очистить рынок от непрофессиональных и сомнительных «киношников».
Во-вторых, следует сформировать льготную систему налогообложения. В сегодняшних условиях кинобизнес убыточен, и нужны на какое-то время «тепличные» условия для того, чтобы он вырос. Сегодня, например, киностудия «Беларусьфильм» из полученных на производство фильмов бюджетных средств около 60% возвращает государству в виде налогов, что, безусловно, отражается на качестве продукции.
Такой налоговый пресс заставляет продюсеров уходить в тень. Берутся заказы в России, которые оплачиваются преимущественно наличными деньгами. Например, снимается 12-серийный фильм за 1 тыс. долл. (по документам), хотя даже по минимальным расценкам это стоит от 800 тыс. до 1,4 млн. Тех, кто так работает, правильнее называть пиратами, чем продюсерами.

Привлечь же частных инвесторов на законных условиях можно только продуманной, отрегулированной системой, которая в данный момент формируется, и, надеюсь, скоро заработает не в ущерб киностудии и государству в целом.
- На какой стадии сейчас находится процесс реконструкции киностудии? Что изменится после ее окончания?
- Обновление студии продолжается, а закончить реконструкцию планируется в декабре 2012 г. Это даст возможность увеличить количество и улучшить качество снимаемых фильмов. В целом появятся дополнительные возможности для привлечения инвестиций в страну. Будем надеяться, что вместе с обновлением киностудии «Беларусьфильм» произойдет и реконструкция всей (не побоюсь этого слова) киноиндустрии Республики Беларусь.
