Юрист прописывает «пилюли»
Услуга правового аудита на белорусском рынке появилась относительно недавно и пока не пользуется популярностью. Основная причина - настороженное отношение руководителей к полному и всестороннему исследованию документации предприятия чужими юристами. Поэтому чаще обходятся полумерами: если и консультируются, то по отдельным вопросам. Однако не стоит забывать, что решение проблемы должно быть комплексным, выход из той или иной ситуации может подсказать только юрист, владеющий информацией об организации в полной объеме.
Во-первых, малым предприятиям, где численность персонала небольшая, нет своего юриста и (или) отдела кадров, а у руководства, разумеется, до всего руки не доходят. Тем не менее договоры заключаются, работники принимаются и увольняются, налоги платятся. В такой ситуации рано или поздно нужно привести уставные и прочие внутренние документы организации в порядок - посмотреть, действуют ли те или иные коммерческие договоры, нет ли в них «подводных камней», правильно ли ведется кадровое делопроизводство, есть ли возможность оптимизировать налогообложение. Но здесь необходимо время, которого опять-таки нет, а также профессиональный и, что порой не менее важно, свежий взгляд юриста.
Во-вторых, правовой аудит никак не помешает организациям, где появилась вероятность проверки контролирующих органов. Например, возник конфликт с работником, а от него можно ожидать иска в суд. Тогда имеет смысл оперативно проверить состояние всего кадрового делопроизводства в фирме до того, как его «прошерстят» госорганы. Не секрет, что в небольших фирмах кадровое делопроизводство ведется ни шатко, ни валко, а штрафы за нарушения трудового законодательства весьма существенны. Юрист также укажет на недочеты и составит (насколько это возможно) недостающие, но обязательные кадровые документы.
В-третьих, правовой аудит просто необходим в случае покупки готового бизнеса. Не стоит забывать, что к новому собственнику переходят не только все права, но и обязанности организации.
Применительно к предпринимательской деятельности правовой аудит - это независимая профессиональная юридическая оценка соответствия нормативно-правовым актам хозяйственной и иной деятельности организации или индивидуального предпринимателя в целях выявления и устранения имеющихся несоответствий законодательству и корпоративным нормам. Он нацелен на оптимизацию правовых аспектов деятельности, помогает избежать или максимально снизить существующие предпринимательские риски, в частности:
• неисполнения обязательства контрагентом;
• потери имущества, денег;
• причинения вреда (убытков), в т.ч. нематериальным благам, например, деловой репутации;
• инициирования судебных тяжб и их неблагоприятных последствий;
• наложения взыскания на имущество, ценные бумаги (акции);
• привлечения к административной или уголовной ответственности;
• возникновения корпоративных конфликтов (захват, поглощение), «кражи» интеллектуальной собственности (товарного знака, промышленного образца, изобретения, компьютерной программы, ноу-хау, коммерческой идеи, бизнес-плана и т.д.).
Правовой аудит следует отличать от аудита финансовой отчетности. Проверка бухгалтерских документов проводится, как правило, ежегодно, что позволяет своевременно выявить и устранить ошибки. Проверка же иных юридически значимых документов обычно проводится значительно реже или не делается вообще, следовательно, ошибки, имеющиеся в них, могут скрываться годами, до возникновения корпоративного, судебного спора или проблем с государственными органами.
В зависимости от объема правовой аудит распространяется на следующие сферы:
• корпоративные документы (экспертиза учредительных документов и вносимых в них изменений, законности решений органов управления, решений о выпуске акций, анализ и проверка лицензий и разрешений, правильности их оформления, сроков действия и др.);
• договорная работа (экспертиза и рецензирование заключаемых договоров, порядка их исполнения, анализ возникновения дебиторской и кредиторской задолженности, координация ведения претензионной работы, проверка добросовестности контрагентов и др.);
• кадровая работа (проверка ведения кадрового делопроизводства, анализ заключаемых трудовых договоров и контрактов, должностных инструкций, штатного расписания, проверка правильности оформления личных дел, учета военнообязанных и др.);
• работа юридической службы (проверка качества деятельности существующего в организации юридического отдела или юрисконсульта);
• внешнеэкономическая деятельность (анализ заключаемых внешнеторговых контрактов, проверка их исполнения, аудит деятельности спецотделов по таможенному оформлению, выработка предложений по оптимизации таможенных платежей, проверка заявленной таможенной стоимости товаров, обоснование возможности применения льгот по таможенным платежам, документооборот ВЭД предприятия).
К целям правового аудита относятся:
• получение исчерпывающей и независимой информации об организации;
• выработка стратегии устранения выявленных нарушений и «правовая очистка» компании;
• достижение «прозрачности» бизнеса и повышение его ликвидности;
• выявление потенциальной опасности причинения убытков компании в результате: неисполнения обязательств контрагентами, предъявления налоговых претензий со стороны налоговых органов, применения санкций за неисполнение гражданско-правовых обязательств, привлечения к административной ответственности компании или должностных лиц, а последних - к уголовной ответственности.
Конечной и главной целью правового аудита является выработка практических рекомендаций по устранению выявленных недостатков.
Приведем пример эффективности процедуры правового аудита. Организация специализировалась на выполнении строительно-монтажных работ. По согласованию с руководителем правовой аудит проводился в следующем объеме: кадровый аудит, аудит корпоративных документов и договорной работы.
В результате проведенной работы были выявлены следующие недостатки. В соответствии со списком производств, работ, профессий, должностей и показателей на работах с вредными и тяжелыми условиями труда, занятость в которых дает право на пенсию по возрасту за работу с особыми условиями труда (Список №2), утвержденный постановлением Совета Министров РБ от 25 мая
2005 г. №536, в организации согласно штатному расписанию созданы рабочие места, на которых необходимо провести обязательную аттестацию условий труда. Однако это мероприятие не проводилось. В трудовых контрактах работников не предусматривались льготы и гарантии за работу с вредными и опасными условиями труда. В Уставе организации содержалось положение, дающее возможность снимать прибыль только один раз в год. В случае необходимости сделать это в течение календарного года могут возникнуть трудности, связанные с необходимостью внесения изменений в Устав. В договорах строительного подряда, среди прочего, не предусматривалось распределение функций между заказчиком и подрядчиком по обеспечению объекта материалами, что является нарушением требований Правил заключения и исполнения договоров (контрактов) строительного подряда (постановление Совета Министров РБ от 15.09.1998 г. №1450).
По итогам аудита были даны следующие рекомендации, что позволило избежать санкций со стороны проверяющих органов:
• провести аттестацию рабочих мест по условиям труда в соответствии с постановлением Совета Министров РБ от 22 февраля 2008 г. №523;
• привести в соответствие трудовые контракты работников, занятых на работах с вредными и опасными условиями труда, с включением в них положений о соответствующих льготах и гарантиях;
• внести изменения в учредительные документы, касающиеся порядка распределения прибыли между участниками общества, что позволит в последующем сэкономить время в случае возникновения необходимости снятия прибыли в течение календарного года;
• привести в соответствие с действующим законодательством положения договоров строительного подряда.