Кому покоряются вершины?
Владимир ТУР
Сегодня в кругу аналитиков мебельного бизнеса бытует мнение, что на рынке постсоветского пространства существует три типа форматов позиционирования компаний в торговой сети.
Есть предприятия, ориентирующие себя на экспансию, с четкими технологиями, ассортиментной матрицей и коммуникациями. Другие выступают на рынке в виде специализированных торговых центров, исповедуя принцип большой территории либо наименьшей стоимости мебельного продукта. А третьи позиционируются через небольшие провинциальные торговые сети, большей частью работая только в регионе.
Так или иначе, на мебельном рынке появляются компании новой формации, которые имеют не только серьезные производственные мощности, но и широкую разветвленную торговую и складскую сеть. Самобытность таких предприятий во многом обусловлена временем их формирования и становления. Сегодня сложно найти в странах СНГ и Европе производителя, имеющего в своем ассортиментном портфеле весь спектр деревообработки: от лесозаготовки до выпуска мягкой и корпусной мебели.
Исключением можно считать ЗАО «Холдинговая компания «Пинскдрев», которому такая большая вариативность предлагаемого товара дает гарантированные шансы пробиться практически на любой рынок, закрепиться там и вести маркетинговую войну с конкурентами. Эффективность и надежность этой схемы работы проверены двадцатилетием, вобравшим в себя и развал большой страны, и экономический спад в 1999 г., и кризис 2008-2009 гг.
Сегодня успехи и заслуги компании «Пинск-древ» общеизвестны. А начиналось все с очень скромного небольшого предприятия по производству сапожных шпилек, фанеры и фанерных ящиков, организованного австро-венгерскими бизнесменами в 1880 г. Но и первые шаги были успешными. Товар экспортировался во Францию, Англию и другие страны, однако очень скоро революционные события свели на нет все достижения австрийских собственников. Вторая мировая война не привнесла ничего нового в развитие предприятия, наоборот, - вконец разорила оставшееся от зарубежных инвесторов наследие.
Новое дыхание предприятие получило только в 50-е гг., когда заново отстроился фанерно-спичечный комбинат, а чуть позже производственное деревообрабатывающее объединение «Пинскдрев». Но энергия и послевоенная работоспособность людей вскоре иссякли, и предприятие в 70-е гг. опустилось «на дно» экономической нестабильности и полного упадка.
Второе свое рождение оно получило лишь в 80-е гг. с приходом нового топ-менеджмента, который быстро определил стратегию и задал темп развития. В итоге каждый последующий год можно считать за два, а то и за три. «Пинскдрев» ежегодно прибавлял в экономическом весе и увеличивал обороты производства. Причем значительно опережая рост мебельного рынка, компания сама стимулировала его поступательное развитие. Практически за 20 с небольшим лет отсталое полуразрушенное предприятие превратилось в многопрофильный деревообрабатывающий и мебельный холдинг, известный на мировой арене.
Сегодня продукция «Пинскдрева» экспортируется более чем в 40 стран дальнего и ближнего зарубежья. Предприятие обеспечивает около четверти экспорта белорусской мебели за границу. Примечательно, что объем зарубежных поставок за последние пять лет (2005-2009 гг.) вырос в 1,7 раза. А удельный вес экспортируемой продукции увеличился до 54% от общего объема производства.
Стабильными и динамично развивающимися экспортными рынками стали Россия (40%), Германия (8), Казахстан (15), Узбекистан (4), Польша (5%). Продукция отправляется практически во все страны СНГ и большинство государств Европы, а также США.
В наши дни такое крупное предприятие с широкой разветвленной экономической и социальной инфраструктурой, масштабной вариативностью производимого товарного продукта трудно сравнить даже с какими-либо западными аналогами, разве что с IKEA. Но у «Пинск-древа» имеется своя особенность и уникальность, которая отличает его от всех остальных производителей мебели и продукции деревообработки. Это - многовекторность производства.
Полтора десятка лет «Пинскдрев» является традиционным лидером белорусского концерна «Беллесбумпром». На его долю приходится 20% производимой концерном продукции, 29% потребительских товаров и 35% мебели. Среди всех производителей фанеры в Республике Беларусь удельный вес «Пинскдрева» достигает 40%, по ДСП - 37, по спичкам - 50, по древесным гранулам (пеллетам) - не менее 75, по строганому шпону - 35% и т.д., входит он и в пятерку лидеров по лесопилению.
Холдинг «Пинскдрев» впору назвать самостоятельным концерном. В составе компании - 33 предприятия с численностью почти 6 тыс. человек, работающих на промплощадках, расположенных в Пинске, Пинском районе, свободной экономической зоне «Брест» и Минской области (Заславле). Промышленную продукцию выпускает 14 заводов и фабрик, а также 10 вспомогательных фирм, в том числе 6 унитарных и 4 совместных предприятия.
Кроме деревообработки и производства мебели компания занимается и сельским хозяйством. Организован выпуск молочной, мясной и зерновой продукции, в собственности компании имеется 5,6 тыс. га сельхозугодий (СПК «Бобрик»).
Выпускаемая мебельная продукция реализуется не только через крупных товаропроводящих операторов и партнеров стран СНГ и Запада, таких как Red Label, Elastoform, но и успешно продается в собственной разветвленной торговой сети. Она включает 7 торговых представительств в Республике Беларусь, с охватом всех областей страны, 35 фирменных магазинов и более 150 фирменных секций, 16 торговых представительств в России, Украине, Казахстане, Прибалтике и на Кавказе.
Лояльности партнеров и растущим объемам экспортных поставок за рубеж в немалой степени способствуют соответствие продукции международным требованиям и стандартам. С 2003 г. вся продукция холдинга «Пинскдрев» аттестована на международный сертификат качества ISO 9001-2001. В 2009 г. первому среди белорусских предприятий выдан ТРС - сертификат, подтверждающий, что выпускаемые компанией фанера и гнутоклееные детали соответствуют требованиям CARB-нормы (California Air Resources Board). Получен также сертификат системы цепи поставок FSC, свидетельствующий о соблюдении международных принципов сохранения природных ресурсов при ведении лесного хозяйства и легальности происхождения лесопродукции. Фабрики компании «Пинскдрев» имеют экологические сертификаты СТБ ИСО 18001-2005 и СТБ ИСО 14001-2005 (система управления охраной труда и система управления окружающей средой).
Экспансию продаж «Пинскдрев» обеспечивают прежде всего четко налаженная активная модернизация оборудования и постоянное внедрение в производство новейших технологий. Приоритетными направлениями развития стали проекты по автоматизации технологических циклов и системы управления, позволяющие выйти на более высокий уровень развития производства, снизить издержки, освоить не только конструктивно новые образцы мебели, но и не имеющую аналогов продукцию.
За 2009 г. объем привлеченных инвестиций в основной капитал составил 9,3 млн. долл. против 7,5 млн. в 2005 г. и 1,9 млн. в 2000 г. В 2000-2009 гг. «Пинск-древ» использовал инвестиций в основной капитал на сумму 55 млн. долл.
Это позволяет постоянно повышать такой важнейший показатель как производительность труда. С 2005 г. выработка на одного человека выросла с 67,3 до 96,7 млн. руб. Это обеспечило рост заработной платы: она увеличилась за тот же период в долларовом эквиваленте с 214,2 до 500.
Неудивительно, что наблюдая бурный рост белорусского холдинга, в последнее время западные партнеры и финансово-кредитные учреждения стали проявлять к нему повышенный коммерческий интерес. Показательным примером высочайшего доверия и лояльности к холдингу «Пинскдрев» стало беспрецедентное предоставление кредита в размере 15 млн. долл. сроком на 5 лет под 9,5% годовых с отсрочкой платежа на 1 год Европейским банком реконструкции и развития. Примечательно, что заем был предоставлен без государственных гарантий.
Предшествующий этап предварительного знакомства, растянувшийся на 8 лет, закончился двусторонним соглашением в 2009 г., которое было подписано в Минске главой отдела промышленных предприятий ЕБРР Марком ВЕББЕРОМ и генеральным директором «Пинскдрева» Лораном АРИНИЧЕМ.
Выделенные средства были направлены на модернизацию производственных мощностей предприятия, повышение энергоэффективности и на проведение мероприятий по охране окружающей среды. Это позволило холдингу уже на ранних стадиях освоения кредитных ресурсов снизить производственные затраты и повысить конкурентоспособность. Кредит ЕБРР дал возможность внедрить систему мониторинга, необходимую для рационализации контроля использования электроэнергии. Банк развития профинансировал проведение на предприятии энергетического аудита, который позволил найти альтернативные возможности повышения эффективности его работы.
Развитие крупных торговых сетей, укрепление связей с партнерами из стран СНГ и дальнего зарубежья в ближайшей и долгосрочной перспективе остается для пинского холдинга одним из приоритетов. Компания продолжает наращивать количество специализированных (фирменных) магазинов, предлагающих мебель для дома и отдыха. Стремясь сделать еще более популярным свой брэнд, холдинг активно развивает направление распространения брэнд-секций на торговых площадях в городах, где уже присутствует мебель марки «Пинскдрев».
В то же время компания делает акцент в развитии на создание собственной торговой сети и складских мощностей за пределами Беларуси, где продукция является исключительно собственностью «Пинскдрева». Как показало время, такое выстраивание торговой цепочки оптимально обеспечивает сокращение сроков доставки товара конечному потребителю и, соответственно, увеличивает общий товарооборот.
Оценивая перспективы освоения новых сбытовых ниш, «Пинскдрев» видит для себя новое направление - производство матрасов. Можно сказать, что эта тема для белорусского холдинга не совсем новая, она прорабатывалась последние 2-3 года. К тому же смежное производство пружинных блоков, благополучно освоенное предприятием на немецком оборудовании Shpul, полностью перекрывает собственные нужды. Для матрасного производства уже закуплено новое оборудование ведущих мировых машинных брэндов и запущен выпуск продукции в тестовом режиме.
Таким же актуальным направлением является наращивание производственных мощностей по выпуску мебели из массива. Сейчас целенаправленно ведется работа по переориентации корпусной мебели от дешевой ламинированой плиты на массив из древесины ценных пород - дуба, ясеня, бука, комлевой березы. В компании считают, что это может стать серьезным конкурентным преимуществом на мебельном рынке стран СНГ, так как сегодня мало найдется производителей, которые могут похвастаться достойным ассортиментом корпусной мебели из массива.
Нужно отдать должное компании «Пинскдрев», которая в этом деле весьма преуспела. Мебель из массива имеет разнообразные стилистические направления со всевозможными технологическими инновациями, и в целом она достойного уровня, которого требует сегодня современный рынок. В их числе - «Милана», «Верди», «Амати», «Венеция» (последняя из массива березы с декоративными вставками карельской березы). В компании освоили инкрустацию корпусной мебели из ценных редчайших пород дерева и резьбу. Каждая в отдельности программа насчитывает по несколько десятков модулей, что повышает потребительский интерес, так как перед покупателем открываются широкие горизонты выбора и альтернативы для обустройства жилища.
Обеденные группы, громаднейший ассортимент стульев, столов из массива дуба, березы, бука просто повергают в растерянность даже искушенного покупателя. «Пинскдрев» сегодня предлагает более 50 моделей и разновидностей столов и стульев из благородных пород древесины. В частности, именно этот сегмент больше всего пользуется спросом в гостиничном секторе российского бизнеса.
Представители как России, так и ряда других стран дальнего и ближнего зарубежья проявляют интерес и к мягкой мебели из кожи. Подтверждением тому может служить последняя сделка холдинга с полномочными представителями Казахстана на меблирование гостиницы в Астане, где будут размещаться в 2011 г. спортсмены Азиады (аналог Олимпийских игр, в которых принимают участие только представители из стран Азиатского региона). А также по госзаказу Казахстана сравнительно недавно были оснащены мебелью жилые объекты гостиничного типа для проживания гостей столицы в рамках прошедшего 1-2 декабря 2010 г. в Астане Саммита ОБСЕ.
В компании считают, что полновесные контракты и проявляемая лояльность к продукции холдинга имеют под собой веские резоны. Одну из причин представители «Пинскдрева» видят в том, что ассортимент производимой мебели насчитывает около 2 тыс. наименований изделий и, в частности, мягкой мебели - более 500. Политика ориентации предприятия на все потребительские сегменты и широкий модельный ряд оправдывает себя, уверены в компании, поскольку удовлетворяет пожелания максимального количества покупателей и в этом плане создает дополнительное конкурентное преимущество.
Анализируя перспективы дальнейшего расширения собственной мебельной экспансии, белорусский холдинг видит для себя усиление модельной линейки мебели из кожи, вхождение с обновленным ассортиментом в пустующие ниши мебельного рынка. Новые модели мягкой мебели, такие как «Йорк», «Мичиган», «Капри», «Милфорд», «Дженни», «Манчестер» уже сегодня активно продвигаются на неосвоенные компанией рынки Англии, Франции и других европейских государств.
Партнерские отношения более чем со 150 фирмами из России, Казахстана, Польши, Украины, стран Балтии, а также опыт работы с постоянными партнерами на Западе - в Бельгии, Голландии, Финляндии, Швеции, - дают все основания полагать, что новые рынки сбыта вскоре покорятся под натиском самого мощного белорусского производителя мебели. Как считают в самой компании, - это дело времени.
Управленческая команда «Пинскдрева» во главе с Лораном Ариничем нацелена на максимальный результат. Она полна сил, энергии, делового азарта и одновременно ориентирована на неизменное лидерство и успех.
Но в то же время за всей этой предпринимательской ориентированностью стоит неизменный принцип компании - забота об удовлетворенности запросов каждого своего клиента и приобретение новых партнеров.
ЗАО «Холдинговая компания «Пинскдрев»
225710, Республика Беларусь, г. Пинск, ул. Чуклая, 1
Горячая линия:
+375 (29) 605-57-57,
+375 (29) 805-57-57,
+375 (165) 31-77-77.
www.pinskdrev.by
e-mail: Адрес электронной почты защищен от спам-ботов. Для просмотра адреса в вашем браузере должен быть включен Javascript.