Изобилие оттачивает искусство торговли
Владимир СОСНОВ
Построенный сорок с лишним лет назад, минский «Дом мебели» по-прежнему остается главным магазином, куда многочисленные покупатели приходят для обновления интерьера своего дома. Значение предприятия было столь велико, что на его базе в 1975 г. создали Белорусское республиканское оптово-розничное объединение «Мебель», в которое входили оптовые базы и более 60 магазинов. В дальнейшем оно получило статус закрытого акционерного общества и теперь носит имя «Мебель, стройматериалы». Сегодня в его ведении находится 5 мебельных магазинов, расположенных в Минске, и 2 торговых предприятия, реализующих товары для строительства и ремонта. По результатам работы за прошлый год предприятие было удостоено высшей награды Министерства торговли «Бронзовый Меркурий», его директору Владимиру ЯНКОВСКОМУ годом ранее присвоено звание «Минчанин года».
- Владимир Михайлович, 35 лет - своего рода «промежуточный» юбилей, который предполагает не только подведение итогов, но и постановку новых задач. Что удалось сделать за последнее время, когда предприятие стало частным?
- Достаточно побывать в нашем центральном магазине «Дом мебели», чтобы оценить глубину преобразований. Мы убрали все перегородки, открыли торговое пространство, распрощались с арендаторами, которые, честно говоря, были нашими конкурентами. И магазин, что называется, заиграл, ведь торговая площадь здесь более 6 тыс. кв. м, и на них мы смогли разместить столько товаров, что у покупателей разбегаются глаза. Сделали ремонт, полностью обновив потолочное покрытие глянцевыми панелями. Его привлекательность подчеркнута современными энергосберегающими светильниками. И покупатели отметили все эти перемены: согласно нашим наблюдениям, «Дом мебели» остается первой точкой в маршруте тех, кто намерен приобрести новую мебель. Во многих случаях даже не требуется ехать за покупками куда-то еще, ведь разнообразие представленной мебели способно удовлетворить любой вкус и размеры кошелька. Кстати, второй этаж, где когда-то продавались сопутствующие товары, мы отдали под элитные товары, в том числе и импортного производства. Все это дало возможность, начиная с 2004 г., ежегодно увеличивать товарооборот на 25-30%. В 2009 г. этот показатель в денежном выражении составил 106 млрд. руб., а в текущем году планируем превзойти 120 млрд.
- В республике много мебельных предприятий, и по части изделий наблюдается перепроизводство. Насколько сложно торговать при изобилии товаров?
- Если постоянно изучать спрос и предлагать покупателям именно то, в чем они нуждаются, то работать можно вполне успешно. А здесь на первый план выходит эффективность взаимоотношений с производителями. Должен отметить, что в нашей торговой сети доля отечественных товаров достигает 94%, - такого нет ни у одного из конкурентов. Мы установили долгосрочное сотрудничество с ЗАО «Холдинговая компания «Пинскдрев», ОАО «Гомельская мебельная фабрика «Прогресс», барановичским УП «Мебельная фабрика Лагуна» и с СООО «Компания Офисный Комфорт». Со специалистами ЗАО «ХК «Пинскдрев» ежемесячно проводим совещания-консультации - и на базе этого предприятия, и у нас. Это позволяет определить ассортимент мебели, расписать ее поставки буквально по дням. И результаты такой работы весьма высоки: например, в ноябре мы продали мебели этой компании более чем на 3 млрд. руб., установив своеобразный рекорд.
Хочу особо отметить, что этих показателей мы вместе достигли в сложнейший для ЗАО «ХК «Пинскдрев» период, ведь авария, которая произошла там, полностью вывела из строя завод по производству древесно-стружечных плит, которые применяются во всех видах выпускаемой мебели. Но коллектив сумел оперативно наладить связи с украинскими производителями, у которых теперь закупается ДСП. В результате поставки продукции для нашего предприятия продолжились в запланированном объеме и без изменения ассортимента. Когда произошла трагедия, наш коллектив не остался безучастным, работники добровольно собрали почти 53 млн. руб. и передали их профкому ЗАО «ХК «Пинскдрев» для оказания помощи семьям погибших.
С названными мною компаниями мы постоянно ищем новые формы сотрудничества. Недавно применили опыт, который я «подсмотрел» в Китае. Предприятия-изготовители мебели командировали к нам около 70 своих специалистов: выполняя функции продавцов-консультантов, они могут более полно и квалифицированно довести до покупателей информацию о достоинствах своей продукции, ее особенностях в формировании конкретных интерьеров. И это дало хороший эффект: такие работники обеспечивают втрое большую выручку, чем у обычных продавцов. Эта практика выгодна и нам, и производителям, у которых растут объемы сбыта. При этом мы в отличие от китайских торговых предприятий не берем плату за аренду площади, где, по сути, размещаются фирменные секции предприятий.
К сожалению, не со всеми отечественными изготовителями мебели удается выстроить такие взаимовыгодные отношения. Отдавая предпочтение работе на экспорт, они в самый разгар сезона не дают достаточное количество продукции для обеспечения внутреннего рынка несмотря на заключенные договоры. Но в начале года, когда начинается спад в торговле мебелью, требуют от нас взять их продукцию, чтобы разгрузить свои склады. Но почему торговля должна быть «накопителем» товаров, которые не удалось реализовать за рубежом? У нас коммерческое предприятие, оно заинтересовано в той продукции, которая продается, и только это дает возможность получать прибыль и платить налоги. Поэтому мы ратуем за долговременное честное сотрудничество, основанное на безусловном выполнении договорных обязательств.
- Насколько сложно было вам осваивать новый вид деятельности: торговлю стройматериалами?
- Нам достались два крупных комплекса по продаже товаров для строительства и ремонта. Но они требовали обновления, причем речь шла не только о приведении в порядок зданий, но и о совершенствовании организации торговли. Не дело, когда покупатели, выбрав, скажем, пиломатериалы на складе, были вынуждены бежать в главный корпус, чтобы рассчитаться и получить разрешение на въезд автомобиля. Сейчас в торговом комплексе, расположенном по улице Казинца, все построено по широко распространенному на Западе принципу cash and carry - «плати и увози». А для хозяйственных товаров расширили торговые площади магазина, и теперь здесь располагается строительный супермаркет. Одним из преимуществ его является наличие подъездного железнодорожного пути, и все основные товары мы получаем вагонами. А это позволяет оперативно доставлять необходимую продукцию и сокращать транспортные издержки. Хочу отметить, что строительные материалы, продаваемые в наших магазинах, намного дешевле, чем на рынках, ведь мы работаем напрямую с поставщиками или первыми импортерами, получая скидки за значительные объемы. Это, безусловно, привлекает покупателей, многие из которых являются новоселами. Мы, кстати, решили сэкономить их время, и на территории магазина стройматериалов возвели здание площадью 2,5 тыс. кв. м, где продаем мебель, так что теперь можно выбрать все, что нужно для новой квартиры или дома.
Сейчас на очереди реконструкция второго комплекса, находящегося на улице Солтыса. Здесь на площади 4 тыс. кв. м также будут представлены в широком ассортименте строительные материалы и мебель.
- А какова перспектива развития мебельных магазинов?
- Прежде всего, планируем расширить «Дом мебели»: его площадь прирастет более чем на 2 тыс. кв. м за счет боковых пристроек и возведения третьего этажа, куда мы перебазируем свои офисные помещения.
Сейчас рассматриваем возможность участия в строительстве объектов придорожного сервиса на Логойском шоссе, в районе Раубичей, где согласно генеральному плану Минска пройдет четвертое транспортное кольцо. Хотим возвести торговый комплекс, в котором будут представлены мебель, стройматериалы и товары садово-огородной тематики.
ЗАО «Мебель, стройматериалы»
220005, г. Минск, ул. В.Хоружей, 6
Тел. приемной: (+375 17) 292-80-11
Тел. справочной: (+375 17) 284-51-11
Факс: (+375 17) 292-84-23
e-mail: Адрес электронной почты защищен от спам-ботов. Для просмотра адреса в вашем браузере должен быть включен Javascript.