fbpx

Неподъемная грузоподъемность

Алексей СМИРНЫЙ

Михаил КАЗУЩИК, директор УПП «Солигорская автобаза» На первый взгляд кажется очевидным, что работать более прибыльно транспортным компаниям может помочь техника максимальной грузоподъемности. Но на деле получается не совсем так. Об этом рассказывает директор УПП «Солигорская автобаза» Михаил КАЗУЩИК.

- Сегодня МАЗ выпускает большегрузную технику, но поскольку на республиканских автомобильных дорогах допустимая осевая нагрузка составляет 10 т, такой транспорт может использоваться только для перевозки грузов по внутриведомственным автодорогам, разрешающим максимальную массу на тележку 26 т.

В итоге мы не используем тот ресурс, который заложен в технике. Если европейские большегрузные автомобили в основном имеют три оси, что снижает нагрузку на каждую из них, то МАЗы и КамАЗы - двухосные. Они выпускаются в расчете на экспорт в страны, где требования к осевым нагрузкам более лояльные.

Белорусским законодательством установлен порядок проезда тяжеловесных транспортных средств по дорогам общего пользования по специальным разрешениям с указанием маршрута движения и расчетом платы за проезд, однако на перевозку сыпучих грузов это не распространяется. По данной проблеме ведем переговоры с Минтрансом.

- Михаил Григорьевич, почему предприятие не приобретает более грузоподъемную зарубежную технику, которая выдерживает нормы по допустимым нагрузкам на ось?

- Если у предприятия есть средства, то никто не запрещает покупать то, что оно хочет. Но поскольку мы нуждаемся в кредитных ресурсах, а разрешение на их привлечение дает собственник (доля государства у нас составляет 70%), купить что-то импортное при наличии в РБ своего автомобильного завода сложно. Разрешение можно получить только в том случае, если необходимая техника в республике не производится или отечественные машины значительно дороже иностранных.

- Для обновления основных фондов пользуетесь только кредитными ресурсами?

- Мы располагаем парком в 150 единиц техники, в основном это МАЗы и КамАЗы. Изношенность подвижного состава - 55-60%. Ежегодно приобретаем новые автомобили, в этом году купили 14. Поскольку каждый грузовик Минского автозавода стоит более 200 млн. руб., собственными средствами нам не обойтись - берем банковские кредиты. Ведь оборотных средств не хватает, ибо рентабельность на нашем предприятии не превышает 7-8%. Что уж говорить о покупке техники, если нам приходится брать кредиты даже на приобретение горючего из-за дефицита «оборотки». В отделении ОАО «Белагропромбанк» (г. Солигорск) на покупку ГСМ открыта возобновляемая кредитная линия в размере 2,1 млрд. руб., которая уже практически использована. Усугубляет картину необязательность наших партнеров в оплате оказанных услуг: дебиторская задолженность за август текущего года составила 400 млн. руб., за сентябрь - 700 млн. руб. К оплате за оказанные в октябре услуги не приступила практически ни одна организация. Хотя раньше было хуже - не рассчитывались по полгода-году.

- Расскажите, пожалуйста, об истории возникновения компании.

- Наше предприятие входит в состав ОАО «Водстройавтотранс», которое находится в Пинске. Эта компания включает в себя также автобазы в Кобрине, Ганцевичах, Пинске, Калинковичах, но почти 40% ее подвижного состава - транспорт Солигорской автобазы. Можно сказать, что эта организация является «осколком» былой «мелиоративной империи» СССР, где существовало крупнейшее в то время Министерство мелиорации и водного хозяйства. Наша автобаза была создана в 1970 г. при тресте «Солигорскводстрой», который вел мелиоративное строительство на Солигорщине. Тогда на предприятии трудилось 60 человек, а на балансе было 33 автомобиля.

С 1993 по 2003 г. техника нашей автобазы работала в России (в Москве - на расширении дороги М1, строительстве НПЗ в Ленинградской обл.). В то время в Беларуси крупных заказов для нас не нашлось, был полнейший упадок, и строительный комплекс практически стоял. Но смысл работать в РФ пропал после того как россияне приняли изменения законодательства, в результате которых нам бы пришлось регистрировать предприятие, людей, транспорт и платить налоги в российскую казну.

- Достаточно ли работы в Беларуси сейчас?

- В этом году нет отбоя от клиентов, и даже не всегда хватает техники. Основные наши заказчики - ОАО «Стройтрест №3 ордена Октябрьской революции», ОАО «Шахтоспецстрой», фирма «Пассат», домостроительные комбинаты Солигорска, Бобруйска, организации Минска, Гомеля. Работаем по всей Беларуси. В этом году принимали участие в строительстве минских объектов: на очистке русла реки Свислочь, Комсомольского озера, Чижовского водохранилища. Трудимся на строительстве цементного завода в Кричеве, который возводится при помощи китайских инвестиций (генподрядчиком является Стройтрест №3). Сегодня два десятка наших машин постоянно работает на этом участке, а дополнительный транспорт подвозит туда стройматериалы. Объемов на этом объекте хватит на весь следующий год.

- Вы работаете не только со строительными организациями?

- Местные власти активно привлекают нас к оказанию помощи сельскохозяйственным предприятиям в уборке зерновых, картофеля, свеклы, заготовке кормов. Весной помогали сельским механизаторам с ремонтом посевной техники.

 

Если европейские большегрузные автомобили в основном имеют три оси, что снижает нагрузку на каждую из них, то МАЗы и КамАЗы - двухосные. Они выпускаются в расчете на экспорт в страны, где требования к осевым нагрузкам более лояльные.

 

Перечень оказываемых нами услуг довольно широк: перевозка грузов по РБ и СНГ; стоянка и хранение автомобилей; техническое обслуживание автомобилей МАЗ и КамАЗ; ремонт двигателей, коробок передач, мостов, дизельной топливной аппаратуры, электрооборудования; зарядка аккумуляторов; шиномонтаж; ремонт с заменой рессорных подвесок, шкворневых соединений, передних мостов; сварочные работы кабин кузовов; ремонт приборов тормозной аппаратуры. На территории автобазы расположены мастерские по ремонту техники. Там проходят обслуживание после окончания гарантийного периода наши автомобили. Кроме того, оказываем ремонтные услуги всем желающим: частным лицам, государственным организациям - для этого есть все необходимые документы и сертификаты. Но в общем объеме выручки доход от ремонта техники сторонних организаций составляет небольшой процент.

В настоящее время ведем переговоры с ОАО «Минский автомобильный завод» об открытии на территории нашей автобазы пункта гарантийного обслуживания техники его производства - думаю, в следующем году такой пункт будет открыт. Пока на Солигорщине подобной СТО нет, а ближайшее находится в Слуцке.

- Каким кадровым составом удается обеспечивать работоспособность предприятия?

- На автобазе трудится 237 человек. Около 30 из них - слесари и вспомогательные рабочие, 25 - инженерно-технические, а остальные - водители. Текучести кадров у нас практически нет: добровольно никто не уходит. Испытываем дефицит только в токарях. Предлагаем им хорошую зарплату, но в Солигорске всех лучших специалистов «поглощает» ОАО «Беларуськалий» и те фирмы, которые его обслуживают: они могут предложить доход гораздо больший, чем наше предприятие. В то же время у нас средняя зарплата за последний месяц составила около 2,5 млн. руб.

- Растут ли объемы оказанных услуг? Если да, то за счет чего?

- В каждом росте есть свой потолок, а увеличивать объемы требуется постоянно. С начала года нашей организацией было перевезено грузов (в тоннах) на 20% больше, чем за такой же период прошлого года. Прибыль превысила 600 млн. руб., что на 4% больше, чем в январе-октябре 2009 г. Идет и рост доходов: в 2006 г. они составили 8,408 млрд.руб., в 2007 г. - 10,947,
в 2008 г. - 13,382, в кризисном 2009 г. - 12,176, за 10 месяцев этого года - 13,747 млрд. Ожидаемый рост доходов в 2010г. - 16,25 млрд.руб.

Нашей автобазе, ее основным фондам уже 25 лет - большие средства вкладываем в ремонт зданий, их обустройство, а также в обновление подвижного состава. Модернизируя автопарк, покупая наиболее грузоподъемную технику, увеличиваем экономичность наших перевозок.

Но нельзя сказать, что объемы услуг растут благодаря увеличению грузоподъемности парка - в общем она осталась на уровне прошлого года. В то же время обновление автопарка способствует увеличению коэффициента выпуска техники на линию. Сегодня он у нас выше, чем в 80-х гг., когда автобаза централизованно обеспечивалась 30-40 автомобилями в год, и подвижной состав был практически новый. В сентябре коэффициент выпуска составил 0,704, а это самый большой показатель за всю 40-летнюю историю нашего предприятия.

УПП «Солигорская автобаза»
Минская обл. Солигорский р-н, г.п. Старобин
Тел./факс: (01742) 99-189, 96-972
e-mail: Адрес электронной почты защищен от спам-ботов. Для просмотра адреса в вашем браузере должен быть включен Javascript.