fbpx

Самые знаменитые мошенники

Екатерина СУДНИК

Человеку свойственно желание заработать как можно больше, быстрее и прикладывая меньше усилий. Данные мотивы движут мошенниками всех уровней. На подверженности этим же инстинктам они подлавливают и своих жертв.

На деньги ума не купишь

Одним из самых талантливых мошенников был Виктор Люстиг (1890-1947) - человек вне всяких сомнений талантливый и незаурядный. Действовал под 45-ю псевдонимами и свободно владел пятью языками. Только в США Люстига арестовывали 50 раз, однако за недоказанностью всякий раз отпускали на свободу. Основной специализацией мошенника являлись организация лотерей в трансатлантических круизах.
Но самой успешной и выгодной аферой стала продажа Эйфелевой башни. В 1925 г. Виктор разослал от имени замглавы Министерства почты и телеграфа «официальные» письма шести дилерам вторчермета с предложением о встрече. Пришедшим бизнесменам «чиновник» сообщил шокирующую новость - из-за неоправданно больших расходов на содержание башни правительство приняло решение снести объект и пустить символ Франции на закрытом аукционе на металлолом. Отсутствие же информации о готовящемся событии объяснялось попыткой избежать массовых волнений в обществе. «Победителем» конкурса стал Андре Пуассон, а сам герой бежал в Вену с чемоданом денег.

 

Cамой успешной и выгодной аферой Виктора Люстига стала продажа Эйфелевой башни.

 

Но история на этом не закончилась. Учитывая, что одураченные скрыли факт обмана, через год Люстиг вернулся во Францию и реализовал Эйфелеву башню во второй раз! Угомонили мошенника только в 1935 г. в США, где посадили на 20 лет. Умер он от пневмонии в известной тюрьме Алькатрас.

Творческий подход проявил и немец Вильгельм Фойгт (1849-1922), умело прикинувшийся прусским капитаном. 16 октября 1906 г. в юго-восточном предместье Берлина безработный гражданин взял напрокат офицерскую форму. После чего остановленным на улице незнакомым четырем гренадерам и сержанту приказал арестовать бургомистра и казначея. Служивые не стали перечить старшему по званию. Результатом операции стали захват ратуши и конфискация городской казны в размере более 4 тыс. марок. Далее мошенник оставил солдат сторожить задержанных и спокойно уехал на вокзал. Однако скрыться Фойгту не удалось, его арестовали в поезде и приговорили к 4 годам тюрьмы. Впрочем, весь срок Вильгельму «мотать» не пришлось. Через два года он был досрочно освобожден по личному распоряжению кайзера Германии.

Под стать немецкому «коллеге» работал Джордж Псалманазар (1679-1763). Молодой человек выступил с сообщением о том, что вернулся с ранее никому неведомого острова Формоза, где провел время в плену у аборигенов. В доказательство правдивости истории подробно рассказывал о традициях и культуре местных жителей. Оказалось, тамошние мужчины ходят полностью обнаженными, имеют право съесть своих жен за неверность, хотя обычно питаются змеями. По свидетельству «очевидца», островитяне ежегодно приносят в жертву богам по 20 тыс. юношей. Пусть больших денег Джордж не заработал, но и не бедствовал. Фантазер издал книгу, пользовавшуюся большим успехом, а также выступал с многочисленными лекциями по истории острова Формоза. В 1706г. Псалманазар вновь удивил Европу, признавшись, что всех надул.

Денежка без ног, а весь свет обойдет

Более грустные последствия вызвали эксперименты Джона Ло (1671-1729). На родине шотландец слыл мотом и азартным игроком. В 1694 г. он убил на дуэли противника и был приговорен к смертной казни, но бежал из тюрьмы, спрыгнув с 9-метровой стены. Объявился Ло в Голландии, где вошел в круг банкиров. А в 1705 г. издал книгу «Деньги и торговля, рассмотренные в связи с предложением об обеспечении нации деньгами».

Воплотить теоретические идеи на практике удалось в испытывавшей серьезнейшие экономические затруднения Франции. Самый масштабный, но в конце концов катастрофический из его проектов - организация Миссисипской компании.

Успех идее обеспечила агрессивная рекламная компания в СМИ. Пресса активно печатала сообщения о богатствах затерянного района Америки, полудикие жители которого обменивают золото и драгоценности на безделушки. А мощный торговой флот уже якобы начал поставки в Европу из Нового Света благородных металлов, пряностей, шелка и табака...
Французы поверили Джону Ло - с весны 1719 г. спрос, а вместе с ним и цена на акции Миссисипской компании начали стремительно расти. В сентябре билеты номиналом 500 ливров стоили в 10 раз дороже. Взлет котировок только подогревал ажиотаж. Несмотря на регулярные дополнительные эмиссии, стоимость увеличилась еще в четыре раза, в эквиваленте «завесив» на 147 кг серебра за одну акцию. Сам автор проекта получил в январе 1720 г. пост генерального контролера государства.

В такой психологической обстановке до определенного времени никто не обращал внимания на реальное обеспечение бумаг. Колонизация новых земель шла (в частности, был основан Новый Орлеан), но доходов практически не приносила. Только к осени 1720 г. обнаружилась полная несостоятельность связанного с компанией Всеобщего банка. В результате ревизии выяснилось, что в качестве обеспечения 3 млрд. билетов в кассе находилось на 21 млн. ливров звонкой монеты, на 28 млн. слитков и на 289 млн. векселей, из которых большая часть была безнадежной. Финансовый пузырь лопнул в один день, а творец «системы» тайно бежал из Франции.

Денег ни гроша, да слава хороша

Нельзя не упомянуть и Чарльза Понци (1882-1949), которому приписывается авторство идеи классических финансовых пирамид. Мошенник заметил разницу между соотношением послевоенной стоимости почтовых купонов. Если в Старом Свете бумага оценивалась в 1 цент, то в США - в 6 раз больше. Впрочем, зарабатывать спекулятивными операциями мешало ограничение на обналичивание - чеки обменивались только на почтовые марки, а не на реальную наличность. Но ведь большинство населения не вникает в такие тонкости…

Для аферы Чарльз Понци учредил в Бостоне компанию Securities and Exchange Company и разметил в газетах объявления о начале реализации векселей сроком на 45 дней с обещанием выплатить 50% прибыли. Официально деньги одалживались как раз для проведения вышеописанных «сверхвыгодных» операций с купонами. Естественно, полученные средства даже не планировалось инвестировать. Дивиденды выплачивались с поступавших денег от новых вкладчиков.

Схема сработала: в январе 1920 г. доход комбинатора составил 5 тыс. долл., в феврале 30 тыс., в марте - 400 тыс., а в апреле капитал пирамиды превысил 3 млн. долл. К середине июля 1920 г. сумма частных вложений в предприятие Понци превышала 200 тыс. долл. в день.

Любопытно, что мошенника погубил журнал Post Magazine, где он выкупал весь выделяемый под рекламу объем страниц. В одной из публикаций группа специалистов разъяснила одураченным гражданам невозможность торговли купонами. После этого, предъявив обвинение в мошенничестве, полиция арестовала Чарльза Понци. Ущерб, нанесенный «деятелем» в 20-х гг. прошлого века, составил около 20 млн. долл. Хотя сам «герой» умер в Бразилии, имея состояние менее 25 долл., ушедших на его похороны.

Продолжил и развил дело итальянца Бернард Мэдофф. Масштабы его деятельности поражают. Если в 1960 г. он создал скромную фирму со стартовым капиталом в 5 тыс. долл. заработанных на должности спасателя и монтажника, то на момент ареста в прямом управлении его компании находились счета на 60 млрд. долл.

Секрет успеха этого мошенника заключался в создании положительного имиджа. Бернард Мэдофф сумел заручиться доверием членов клубов богатых людей Нью-Йорка, Чикаго, Миннеаполиса, штатов Техас и Флорида. А действительно, кому другому поручить заботу о деньгах готовы самые умные и успешные люди планеты, если не одному из основателей электронной биржи NASDAQ? Тем более что и с выплатами проблем не было. Таким образом, через его структуру прокручивалось все больше и больше средств. На пике популярности Бернарда Мэдоффа окружал ореол талантливого финансиста, гарантировавшего годовой доход на капиталовложения в размере 8-10% (хотя некоторые получали и 40%) независимо от конъюнктуры рынка.

Все бы ничего, но его хедж-фонд действовал по принципу финансовой пирамиды. Мэдофф рассказал в суде, что в течение 20 лет обманывал инвесторов и регуляторов, что он не совершал никаких инвестиций и сделок, а просто перечислял все средства на свой банковский счет, выдавая из него средства по требованию клиентов в виде «прибыли». Когда под прессом финансового кризиса вкладчики возжелали забрать свои вклады, а это порядка 7 млрд. долл., оказалось, что у бывшего главного спонсора Демократической партии осталось лишь 200-300 млн. долл.

Число пострадавших от аферы оценивается на уровне 3 млрд. человек, а потери одних только банков по всему миру, активно вкладывавших средства в структуры мошенника, составили 50 млрд. долл. За правонарушения 16 июня 2009 г. Бернард Мэдофф был приговорен к 150 годам заключения.

Денежки - что голуби: где обживутся, там и поведутся

Пока американский создатель финансовой пирамиды ожидает кончины в местах не столь отдаленных, его наиболее известный российский «коллега» уже вышел из тюрьмы и, видимо, в старости бедствовать не будет. Не в пользу Мэдоффа и скорость обогащения. Если американец потратил на создание своей пирамиды десятки лет, то Сергею Мавроди понадобилось всего 6 месяцев.

1 февраля 1994 г. акции «МММ» поступили в свободную продажу. Продавались они по номиналу в 1 тыс. руб. Но далее дважды в неделю, каждый вторник и четверг, цены, устанавливаемые руководством компании, возрастали примерно на 50%. Естественно, ценные бумаги моментально расходились. Внешне бумажки напоминали советский червонец, только вместо портрета Ленина в центр скромно поместили портрет Сергея Мавроди.

Помощь в реализации продукции оказала активная PR-компания. Информация о текущих и будущих «предполагаемых» ценах на две недели вперед размещалась практически во всех газетах, давались объявления по радио и ТВ. «МММ» несколько раз на день делала бесплатным проезд в Московском метро. С.Мавроди поздравил россиян по Первому каналу с Новым годом вместо президента Ельцина.
В результате агрессивной компании цены на акции МММ выросли в 127 раз, а число вкладчиков компании, по разным данным, достигло от 10 до 15 млн. человек. К этому моменту на счетах «МММ» находилось около трети всех ходивших в России денег. В одной только Москве Мавроди ежедневно зарабатывал почти 50 млн. долл. что составляло около 97% оборота всех фондовых бирж.
Осознав возможные размеры катастрофы от деятельности пирамиды, руководство России попыталось приостановить работу «МММ». 4 августа 1994 г. С.Мавроди арестовали «за неуплату налогов». Позже финансист скажет, что сразу после своего ареста мог «бросить толпы на Кремль и развязать гражданскую войну». Возможно, он и прав. 19 августа 1994 г. тысячи обманутых вкладчиков пришли к Белому дому и потребовали освободить С.Мавроди.

Так или иначе, но основателя «МММ» выпустили. Пытаясь избежать дальнейшего судебного преследования, финансист избирается депутатом Госдумы РФ. Впрочем, через год, по представлению Генпрокуратуры, лишается депутатского мандата. В декабре 1995 г. Сергей Мавроди вновь баллотируется в депутаты уже как председатель Партии народного капитала (ПНК), ставшей в течение нескольких месяцев крупнейшей в России, но на этот раз терпит неудачу. С тем же результатом регистрируется кандидатом в президенты.

Теперь посадить мошенника ничего не мешало, и Мавроди ушел в бега. Он очень даже неплохо себя чувствовал, зарегистрировав в интернет-пространстве новую компанию Stock Generation, и новый «пирамидный» проект успел привлечь по всему миру более 2 млн. человек.

Арестовали Мавроди по обвинению в мошенничестве только 31 января 2003г., он был осужден на 4,5 года. Вышел на свободу 22 мая 2007 г. Неплохо для человека, который, по оценкам Объединения вкладчиков, нанес ущерб на сумму 70-80 млрд. долл.

Интересно, что, как считает ряд аналитиков и сам искупивший вину Мавроди, он может вернуть средства. Для этого необходимо возвратить ему приобретенные на вырученные от хозяйственной деятельности «МММ» средства акции «Газпрома» (8%), пакеты ценных бумаг «Сургутнефтегаза», «Норникеля», «Роснефти» и еще 30 компаний. Также известно, что бизнесмен через 300 подставных фирм и банк (естественно, ставший на время крупнейшим в России) вывел значительную часть средств в европейские банки.

 

Бернард Мэдофф