fbpx

ЧТО ДЕЛАТЬ С ПРОБЛЕМНЫМИ ПРЕДПРИЯТИЯМИ?

Анна МАРКОВСКАЯ

Накопившиеся за многие десятилетия проблемы заводов-гигантов еще более обострились из-за экономического кризиса. Такие меры как сокращение производственных мощностей и штата не помогают кардинально изменить положение. Если процесс заходит слишком далеко - последствия становятся необратимыми. Банкротов никто не любит, и государство от них отказывается. Так поступили с ОАО «Мотовело». Акционер, купивший предприятие, решил уйти от гигантомании. Летом 2009 г. были созданы 9 небольших закрытых акционерных обществ, объединенных в консорциум. Директорский корпус - люди не случайные, а «заточенные» на бизнес. В этом редакцию журнала убедил руководитель ЗАО МВЗ «Инпарк» Игорь СОРОКИН.

- Игорь Леонидович, как вы восприняли предложение стать директором? Были ли какие-то рецепты оздоровления предприятия от акционера?
- Опыт мировой практики, в частности, автомобилестроения показывает, что крупные предприятия полного цикла не нужны. Достаточно иметь площадку для сборки, а комплектацию различными деталями и узлами могут обеспечить малые компании. Таким способом сокращаются затраты на конечный продукт. Управление становится более доступным и понятным, позволяет больше уделять внимания работникам в социально-бытовой сфере, что в итоге влияет на производительность труда. Нам было сказано, что выпуск мотоциклетных и велосипедных комплектующих - не самоцель. Рецепт дан один: применить идеи по выпуску альтернативной продукции, найти покупателей, развиваться и зарабатывать деньги. По сути, предоставлена возможность заняться полноценным бизнесом, потому что акционером дана свобода действий по методам работы, формированию штата, а вмешательство сведено к минимуму.
- С чем вам пришлось столкнуться на предприятии?
- Другой человек, начинающий бизнес, может, мечтал бы получить такой завод, где основных средств на несколько миллионов евро. Когда это «счастье» в виде массы оборудования свалилось на меня, первое, что пришло на ум - заняться выпуском комплектующих для автомобилестроения. Потому что это профильное производство, и отчасти технологии выпуска автомобилей и велосипедов стоят рядом. В обоих случаях применяется металлообработка без образования стружки. Имея в распоряжении один из крупнейших парков прессового оборудования в Беларуси, я обратился с письмами практически ко всем производителям комплектующих для производства. Была разослана информация о нашем предприятии, его возможностях, примерной ценовой политике и, что сейчас актуально, о геополитическом положении. К сожалению, никуда не удалось достучаться. Следующий шаг был сделан навстречу производителям бытовой техники. И тоже безрезультатно. Известные производители если и создают новые производства, то для них уже не стоит вопрос цены. Там есть наработанные связи. Третье наше направление - импортозамещение.
Изучив рынок, установили, что металлические детали для строительно-монтажных работ, как правило, завозятся из России. Стали производить комплектующие для монтажа гипсокартона. Сейчас разрабатываются и готовятся к выпуску новые изделия: металлические дверцы для счетчиков воды, электрошкафы, монтажные электрощитки. Потребность в данной продукции довольно высока. На предприятии также изготавливаются детали по чертежам заказчика. Для оптимизации работ по снабжению и снижению себестоимости был введен в эксплуатацию калибровочный стан, где сырье перерабатывается до нужного размера. Подобную услугу оказываем сторонним организациям. Выполняем заказы по гибке металла, лазерной, плазменной продольной резке. С учетом возможностей отрабатываются все идеи по выпуску изделий и предоставлению услуг.
- Как складываются отношения с партнерами по консорциуму, с властями?
- Наше предприятие - первое в технологической цепочке. Заготовительный участок обеспечивает сырьем еще как минимум четыре ЗАО консорциума для основного производства. Постоянно встречаемся с коллегами, обсуждаем текущие дела, договариваемся о совместном выпуске альтернативной продукции. Еженедельно проводятся совещания, на которых присутствуют представители или председатель Ленинского райисполкома, обсуждаются проблемы предприятия, даются рекомендации по безубыточной работе, советы по снижению себестоимости продукции. Со стороны представителей власти видим все меньше негатива по отношению к «Мотовело». Если, по данным средств массовой информации, в 2008 г. общество возглавляло список 20 убыточных предприятий, то в 2009 г. его уже не было в этом перечне.
- Когда шла передача предприятия инвестору, ставилось условие о недопустимости сокращения людей. Сколько у вас работников и какая зарплата? Как оцениваете промежуточные результаты своего бизнеса?
- Хорошие специалисты ушли с развалившегося завода. Сегодня, когда ситуация стабилизировалась, возвращаются и инженеры, и рабочие. В нашем ЗАО трудятся 30 ИТР и 90 вспомогательных рабочих. Зар­плата хорошая - в среднем 1,3 млн. руб. Я не стоял у истоков образования предприятия, но когда пришел, на изготовлении альтернативной продукции зарабатывалось около 2 млн. руб. в месяц. При том, что комплектующих к вело- и мототехнике выпускается на 1,5-2 млрд. руб. Теперь ежемесячные доходы от реализации неосновной продукции и услуг составляют примерно 100 млн. руб. Это еще небольшая сумма, но она позволяет покрывать эксплуатационные расходы по энергетике и аренде площадей. Достигнутые промежуточные результаты вселяют оптимизм.