fbpx

ИНЖЕНЕРНЫЕ СЕТИ НЕ ДОЛЖНЫ БЫТЬ «ПУТАМИ»

Александр ГЛИНСКИЙ

ОАО «Белсельэлектросетьстрой» в декабре этого года исполняется 80 лет. Человека в таком почтенном возрасте называют стариком. А компании, имеющие столь богатый опыт, как выдержанный коньяк, только прибавляют в цене. Почти половину этого срока - 30 лет - на предприятии работает генеральный директор Николай АНИЩИК, который пятый год возглавляет коллектив численностью 2,5 тыс. человек.

- Николай Николаевич, судя по названию предприятия, вашей епархией было строительство электросетей в сельской местности. Сегодня ситуация изменилась, в тендере могут принимать участие любые фирмы. Ощутили ли вы конкуренцию, и что сегодня является главным фактором - цена или репутация?
- Цена вышла на первый план, а вот репутация, к сожалению, сейчас абсолютно никакой роли не играет. Не один раз убеждался, что последнее слово остается за юристами. Дали они добро, хоть по технологии и нельзя - и специалисты будут работать. Что касается конкуренции, то мы ее, конечно, почувствовали как с положительной, так и с отрицательной стороны. Плюс в том, что стали больше уделять внимания качеству, заботиться о заказчиках, чтобы им было проще и удобнее с нами работать.
Можем сдать объекты «под ключ», единственное, что требуется от клиента - получить разрешение на проектирование в райисполкоме. Этого мы сделать за него не можем, потому что именно от заказчика должны исходить инициатива, обоснование необходимости проектирования объекта. Все остальное делаем сами. Проектируем, сдаем на экспертизу, получаем заключение и отдаем готовый, утвержденный государственной экспертизой проект. А дальше заказчик решает, кого он будет нанимать: нас или другую организацию.
Что касается отрицательной стороны, то появилось много не совсем добросовестных фирм. Предлагают дешевле, но потом, как правило, оказывается дороже и низкого качества. Ведь зачастую у таких горе-подрядчиков даже нет постоянного персонала!
Это кажется, что все просто: поставил столб, натянул провод. Такая визуальная простота иногда очень сильно нам вредит. Здесь, как и в любом деле, существует много тонкостей. Только из-за того, что используются не те механизмы, техника, не хватает опыта у персонала, можно сработать в убыток.
- Может, в законодательном плане нужно что-то изменить?
- Штрафные санкции не компенсируют потерь, потому что невозможно предусмотреть все скрытые убытки. Например, если не вовремя построен объект, предприятие стало выпускать продукцию позже и понесло убытки. Суды, к сожалению, не принимают к рассмотрению косвенные убытки и упущенную выгоду, учитывают только прямые. И еще. Если раньше мы заключали крупные договора, куда включался целый перечень объектов, то сейчас на каждый объект составляется отдельный документ. Раз в месяц мне приносят огромную стопку бумаг, и практически целый день уходит на их подписание. Из-за этого не можем толком ничего планировать, потому что договора заключаются только на месяц. Получается так, что в начале года работы нет, а в декабре  у нас - перегрузка.
- Так, может, дело в неправильном бюджетном финансировании?
- Бюджетное распределение правильное, оно равномерно с начала года. Но дело в том, что проектная документация поступает с опозданием. А без нее мы не можем строить. Начало текущего года было просто катастрофическим. Вроде бы кризис прошел, да и в прошлом году мы были нормально загружены. А в январе я думал, что придется отправлять людей в вынужденный отпуск, потому что не было заказов. От основного нашего заказчика - Белэнерго - тоже. Потом министерство поставило вопрос о том, чтобы каждый месяц выдавать объемы не ниже предыдущего года.
А у нас восемь строительных организаций и четыре завода численностью 600 человек. Объем строительно-монтажных работ каждой организации в месяц - 1,5-2 млрд. руб. Если мы выпускаем что-то сами, то даем на завод разнарядку, определяем график производства работ и объем продукции, которую необходимо выпустить. А теперь представьте, что нет заказов. Автоматически сразу закрываются заводы, потому что работать на склад мы не можем, это омертвление капитала. На январь из восьми строительных организаций было загружено только четыре, еще две - на 50%. Соответственно не было работы и у заводов.
Основные заказчики думают, что всегда смогут найти того, кто выполнит работу. Это обманчивое впечатление. Рыночная экономика не снижает цену на нашу продукцию, а наоборот, поднимает. Поскольку в начале года можно было спокойно распределить эти объемы, и работа была бы плановой. Мы могли бы дешевле что-то приобрести, потому что покупали бы заранее. А за скорость приходится платить отдельно.
- Вы говорили о том, что запаздывает проектная документация. Но вы ведь можете выполнять все работы «под ключ». Почему бы вам не заняться этой деятельностью?
- Мы предлагаем свои услуги, но тут есть определенная инерция. Мы не строим самих домов, а только сети, которые занимают небольшую долю в стоимости жилья. Поэтому в проектных институтах есть группы, которые занимаются данным направлением. Но главное для них - спроектировать само жилье, сети - вторичны.
- Но ведь во всем мире строят сначала коммуникации, затем все остальное.
- Наверное, но мы, как говорится, идем своим путем. Кроме того, сегодня произведен раздел: один заказчик по сетям, другой - по дому. Проектирование тоже идет отдельно.
В прошлом году вышел указ Президента, который определил, что заказчик по строительству и по документации должен быть один - областные организации системы Белэнерго. Когда на них свалилась эта ноша, они увидели, что всю проектную документацию не смогут изготовить. Нет такого количества проектных организаций, подведомственных Минэнерго, которые могли бы выполнять все эти заказы. Только сегодня энергетики получили графики строительства объектов, которые будут вводиться в 2011 г., а надо бы, чтобы их уже в начале этого года проектировали. Конечно, опять все будет с опозданием. Было достигнуто соглашение, что все остается по-старому. Проектирование делают УКСы, заказчики платят им деньги. В 2011 г. хотим часть их работы выполнять сами.
- У нас еще много сетей старой постройки с неизолированными проводами. Поэтому в непогоду они часто выходят из строя. Сейчас линии возводят с учетом новых материалов, технологий или все-таки по старинке?
- На сегодняшний день 98% строительства сетей ведется по новым технологиям с применением изолированных проводов. И такой подход дает положительный результат. К примеру, в Витебской области  одна из линий питала медицинские учреждения: поликлинику и больницу. При неблагоприятных погодных условиях - гололеде, сильном ветре и т.д. - постоянно шли отключения. Сделали изолированную линию, и вот уже два года не было ни одного ЧП.
- Если посмотреть карту Минска, то можно увидеть линии электропередач. Когда-то они были за чертой города, сейчас - чуть ли не в центре. Появились технологии, которые могут заменить эти воздушные линии на подземные. Почему в Беларуси такой подход слабо используется даже в сравнении с Россией?
- Мы только что закончили прокладку кабеля на 110 кВ в Минске от двух подстанций. Однако стоимость 1 км такой линии - 2 млн. долл., поскольку это центр города, поэтому с проведением работ возникали сложности. Например, пришлось делать подземный «прокол» длиной 300 м, а в него закладывать три основные трубы и одну резервную - все диаметром 225 мм.
Пока действительно подземные высоковольтные линии используются не часто, поэтому и специалистов по сращиванию кабелей, установке муфт в Беларуси практически нет, приходится приглашать из-за рубежа. Мы хотели послать своих сотрудников на обучение в Швейцарию. Стоит это немалых денег - 6 тыс. евро, а командировать нужно как минимум двоих. Но если год они не будут загружены работой, то придется повторять обучение. Поэтому смысла в этих расходах пока нет. Как только возникнет спрос на такие услуги, появятся и специалисты.
- Собственные промышленные предприятия помогают в работе или это для вас обуза?
- Однозначно сказать не могу. Помогают тогда, когда нужно оперативно сделать продукцию под определенный заказ. Сегодня белорусский рынок строительства линий электропередач 0,4-10 кВ комплектацией закрываем в основном мы. Делаем подстанции, оборудование для них, сами их монтируем. Работаем и на экспорт. К примеру, завод в Барановичах выпускает опоры и 50% своей продукции поставляет в Россию. За счет экспорта рентабельность подняли с 9 до 18%. Могли бы продавать и больше, но мощностей не хватает. Работаем в России и по прокладке сетей, в основном в Московской области: Можайском, Рузском, Волоколамском районах. Само собой, поставляем материалы. Услуг по строительству линий электропередач оказали на 600 тыс. долл. Кроме того, за рубежом трудимся только по предоплате. Кстати, белорусские заказчики оплачивают нашу работу по факту ее выполнения.
В чем отрицательная сторона? В том, что мы должны закупить сырье для завода, вложить деньги. За цемент, песок, щебень, металл поставщики требуют предоплату, а это весьма проблематично при недостатке оборотных средств.
- Вашему предприятию исполнилось 80 лет. Каким вам видится его развитие в будущем?
- Хотим провести полную модернизацию заводов, увеличить их мощности, освоить современные технологии. Новая техника потребует повышения квалификации персонала. Сейчас ключевое звено у нас - мастер. Его уровень должен соответствовать и по зарплате, и по знаниям, и по умению как минимум начальнику производственного отдела. Должен постоянно повышаться и профессионализм монтеров, чтобы качественно работать и осваивать новые технологии. Планируем развитие проектных отделов как по численности, так и по качественному составу. Сегодня новые программные продукты позволяют быстро и качественно проектировать, поэтому работы ведутся на совершенно ином уровне. А качество в рыночной экономике является одним из главных конкурентных преимуществ.

ОАО «Белсельэлектро­сетьстрой»
220004, г. Минск л. Сухая, 3
Тел./факс: (017) 226-66-47
Адрес электронной почты защищен от спам-ботов. Для просмотра адреса в вашем браузере должен быть включен Javascript.
http://www.bsess.by