№ 9 (135) - Сентябрь 2010

 

 

Тема номера: ЭНЕРГЕТИКА СЕГОДНЯ И ЗАВТРА

  • Увеличить прибыль можно поведя структурную перестройку.
  • Какие энергетические мощности выгодно развивать Беларуси?
  • Современные технологии позволяют найти компромисс экологам и энергетикам.
  • Чтобы сохранить место на рынке, необходимо учитывать пожелания клиентов.
  • Сможет ли Беларусь заработать на экспорте электроэнергии?
  • Каков потенциал отечественной биоэнергетики?
  • Какое будущее ждет автомобильный рынок?
  • В чем новизна регулирования в условиях Таможенного союза?
  • Какие менеджеры нужны производству?
  • Новые "правила игры" хозяйственных обществ.
  • Директор идет в суд.
 
   

 

Мороженое вполне может стать «всесезонным» лакомством. Так считает директор ОАО «Могилевская фабрика мороженого» Татьяна БОНДАРЧУК, которая рассказала, какие усилия прикладывает коллектив предприятия, чтобы оставаться «на плаву» в любую погоду и пору года. Львиная доля успеха - Татьяна Александровна, чего достигла фабрика мороженого за почти 20-летнюю историю работы?
- За многолетнюю историю было пройдено много разных этапов. К моменту моего назначения директором в 2006 г. предприятие сильно сдало свои позиции, мощности его были загружены менее чем на 20%, продукция малоузнаваема. Сложившиеся обстоятельства привели к острому осознанию того, что нам надо перестраиваться, развиваться и становиться на ноги.
 За прошедший период 2006-2009 гг. на предприятии произошли колоссальные перемены. С учетом современных рыночных условий разработаны новые стратегии маркетинга и сбыта, усовершенствованы и оптимизированы ассортимент и упаковка продукции, проведена работа по развитию и продвижению основной торговой марки «Лева». В итоге: увеличивающееся количество лояльных потребителей, 2 медали на национальном конкурсе «Брэнд года». На предприятии осуществили уникальный проект по выпуску глазированных замороженных сырков на палочке и в сахарных рожках под торговой маркой «Творожко-морожко», не имеющих аналогов в Республике Беларусь. Были приобретены экструзионная линия по производству мороженого, линия по производству сырков глазированных традиционных, итальянское оборудование для варочного отделения с CIP-мойкой, линия производства упаковки из гофрированного картона. Построены холодильная камера и склад.
На предприятии разработаны и сертифицированы: система менеджмента качества в соответствии с СТБ ИСО 9001-2001, система НАССР при производстве сырков глазированных на линии CGL. Получен сертификат соответствия и санитарно-гигиеническое заключение, подтверждающее соответствие продукции Федеральному закону Российской Федерации, что дает право реализации мороженого и сырков на ее территории.
Главные наши приоритеты на данный момент - это интенсивное техперевооружение и модернизация производства, обеспечивающие конкурентное качество продукции, грамотный маркетинг, разработка мер по преодолению негативного фактора - резко выраженной сезонности работы предприятия. Нельзя также недооценивать влияние духа и амбиций, «Мы должны быть лучшими» - вот наше кредо, мысль, которую я вкладываю в сознание каждого работника.
Этот сезон с очень жарким летом оказался удачным для всех производителей мороженого. С одной стороны, было тяжело: жара, работа в три смены, нехватка людей и транспорта. Но в то же время увеличение объемов реализации положительно сказалось на финансовых результатах: за 7 месяцев получили 1,8 млрд. чистой прибыли, что вдвое больше, чем в прошлом году. Успешно выполнили доведенные государством показатели по росту заработной платы. С 1 ноября планируем поднять ее еще на 20%.
В текущем году идет рост продаж по всем видам продукции. Но и в 2009 г. мы, несмотря на кризис, достигли хороших результатов. Предприятие занесено на областную Доску почета, поскольку по выполнению доведенных показателей заняло второе место среди организаций Могилева.
- В следующем году тоже планируете рост?
- По крайней мере надеемся на это. Сейчас проводим большое техперевооружение, используя кредитные ресурсы. Вместо трех старых линий ставим две новые, менее энергоемкие и большей производительности. Они дадут возможность значительно увеличить ассортимент мороженого к следующему сезону.
- У кого покупаете технологическое оборудование?
- В этом году уже полностью обновили варочное отделение, установив оборудование итальянской фирмы PIETRIBIASI. Сотрудничество оказалось удачным, поэтому приобретаем у этой же фирмы еще одну линию. На ней можно выпускать «Творожко-морожко», фруктовый лед, эскимо (и в соковой глазури, и в глазури с сухой посыпкой).
Вторая линия будет польской фирмы IСE-Group, предлагающей качественное энергоэффективное оборудование по приемлемой цене. В компании работают специалисты высокого класса, оперативно реагирующие на все возникающие проблемы. Большое значение имеет предлагаемый сервис, ведь в разгар сезона рынок не будет ждать. Без «зимней спячки» - За счет чего планируете увеличение продаж не в сезон?
- Только на погоду нельзя рассчитывать. И на одном мороженом очень сложно работать. Раньше фабрика с трудом выживала зимой, но с запуском новых цехов - по производству сырков и тары из гофрированного картона - мы перестали считать копейки в зимний период. Тарой полностью обеспечиваем себя и реализуем ее другим предприятиям. Гордимся введенным в действие в прошлом году участком по производству сырков глазированных, в который вложено много средств. Думаю, за два года капитальные затраты окупятся, потому что удалось выйти на серьезные объемы: порядка 400 т в год при плане 250-300 т. Ставим цель загрузить линию на полную мощность. Будем расширять географию продаж: если наша область насыщена этой продукцией, то в том же Минске присутствуем не так, как хотелось бы. Конкуренция на этом рынке большая, но мы свою нишу заняли и останавливаться на достигнутом не собираемся.
Есть возможность увеличить объемы производства майонеза. Сейчас в небольшом цеху выпускаем его только двух видов в количестве 250 т в год, что составляет около 6% общего объема производства, а хотим довести долю этого продукта до 10%. В текущем году удалось увеличить его выпуск по сравнению с прошлым на 30% благодаря внедрению новой рецептуры, позволившей значительно улучшить вкусовые качества и консистенцию майонеза. Рецепт понравившегося майонеза мы привезли с выставки в Юрмале. Торговля - производители: на разных полюсах

- Нет ли проблем с реализацией продукции?
- Из всех молочных сегментов рынок мороженого в Беларуси является, пожалуй, самым высококонкурентным. Здесь сталкиваются интересы производителей государственных и частных, отечественных и зарубежных. При этом каждый из них предлагает широкий ассортимент, говорит об их непревзойденном качестве, стимулирует торговлю. Поэтому стараемся заинтересовывать торговые предприятия, снабжаем их рекламными материалами, поставляем фирменные холодильники, предоставляем скидки. Устраиваем дегустации продукции для потребителей и торговли. Но иногда требования торговых организаций переходят разумные границы. Это так называемая плата за вход в сеть, которая включает в себя скидки, бонусы, ретро-бонусы (дополнительное поощрение при росте продаж), оплату маркетинговых услуг, рассрочку платежей. Что в итоге, естественно, сказывается на цене продукции. Если торговля продолжит диктовать свои условия, производитель вынужден будет начать искать дополнительные способы снижения себестоимости в ущерб качеству продукции, «натуральности». Надеюсь, государство этого не допустит и возьмет данную сферу под контроль. Уже сейчас мы используем все возможные способы экономии, не затрагивающие качества продукта. Например, устанавливаем оборудование, позволяющее снизить энергоемкость продукции, изыскиваем другие резервы уменьшения себестоимости.
- Какова ситуация с экспортом?
- Есть разные планы: ведем переговоры по экспорту сырков с Казахстаном, Израилем, но первое, что всех интересует, - это цена. На данный момент экспорт мороженого и сырков налажен только в Россию (Калуга, Брянск, Смоленск) и составляет 4-5%. Однако нам сложно конкурировать по цене с российскими производителями, которые в угоду торговле и в ущерб качеству существенно снизили себестоимость.
При этом в России мы реализуем мороженое на 15-20% дешевле, чем у себя в республике. Так нужно ли нам стремиться на внешний рынок? Не проще ли увеличивать продажи на внутреннем? Ведь мороженое любят все. ОАО «Могилевская фабрика мороженого»
212009, г. Могилев, ул. Лазаренко, 58а
Тел./факс: (0222) 22-49-24
e-mail: Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.
www.leva.by

Александр ПЕРЕВЕРЗЕВ

Некогда белорусы нарекли плодово-ягодное вино «чернилами». Возможно, к эпохе «Солнцедара» такой «ник» и был справедливым  определением, но к винам нового поколения это не имеет никакого отношения. Так считает директор УДП «Слонимский винодельческий завод» Михаил ОКУЛИК.
- Михаил Васильевич, система винзаводов, которая сложилась в настоящее время, во многом осталась в наследство от Советского Союза. А нужно ли Беларуси столько предприятий подобного профиля?
- По моему мнению, такого количества винодельческих заводов для Беларуси не требуется. Сегодня явно ощущается «перегрев» рынка, что ведет к увеличению складских запасов. Если говорить о Слонимском винодельческом заводе, то за последние 10 лет мы превратились в предприятие, которое выпускает не только вино. Присоединили к себе ряд филиалов и цехов, расположенных в нашем регионе. Реконструировали спиртзавод, который приходил в упадок, вдохнув в него новую жизнь. Сейчас это производство соответствует всем  санитарным нормам и лицензионным требованиям. На сегодня полностью обеспечены своим спиртом и даже имеем некоторые излишки данного продукта.
Наряду с плодовым виноделием освоили виноградное направление. Виноматериал завозим из 6 стран. В первую очередь из Молдовы, Румынии, Испании, Украины. У нас была квота на производство 65 тыс. дал виноградных вин, дополнительно запрашиваем разрешение еще на 25 тыс. Потому что выпускаем продукт высокого качества, который находит своего покупателя. Сейчас в ассортименте более 20 наименований виноградных вин, но основной наш продукт - плодовые вина.
Плодовых вин выпускаем более 25 наименований, полностью удовлетворяем потребности Гродненской области и вышли за ее пределы. Открыли оптовый склад в Минске, работаем на Витебский, Гомельский, Могилевский регионы. Качество продукции высокое, что оценено потребителем. Этого невозможно было бы достичь без модернизации. Реконструировали купажное отделение, спиртохранилище, заменили оборудование на винодельческом и спиртовом производстве.
С недавних пор обзавелись уксусным производством, которое расположено около Гродно. В этом году проводим большую работу по его реконструкции, которая включена в республиканскую программу инновационного развития. Спасибо Гродненскому облисполкому, который выделил финансовую помощь в размере 1 млрд. руб. Дополнительно в этот проект вложили 1,5 млрд. собственных средств. Модернизация позволит полностью удовлетворить потребности страны в качественном натуральном продукте - спиртовом уксусе.  В следующем году за счет проведенной реконструкции ежемесячный объем выпуска увеличим в 2 раза. Уксус выпускается под торговой маркой «ДелГусто», что в переводе с итальянского означает «вкус».
- Утверждена госпрограмма сокращения выпуска крепленых плодово-ягодных вин, которые, по мнению наркологов, способствуют развитию алкоголизма. Какие новые сегменты рынка вы наметили для себя в связи с сокращением этого направления?
- Чем хороши винодельческие предприятия, так это тем, что они перерабатывают плоды и ягоды, которое произрастают в Республике Беларусь, и излишки которых есть у населения. В этом году поставили для себя цель - заготовить 8 тыс. т яблок. Закупаем также клубнику, красную и черную смородину, красную и черную рябину, клюкву, крыжовник и поэтому я считаю, что говорить о сворачивании плодового виноделия в Беларуси преждевременно. Куда в таком случае девать излишки сырья? Какое им найти применение?
Другое дело, что нужно прекращать выпуск плохих по качеству вин. Есть ряд предприятий, где производство не соответствует современным требованиям. По моему мнению, нужно оставить только те заводы, которые изначально были ориентированы на выпуск вина, где есть традиции, оборудование, специалисты. То есть все условия для того, чтобы выпускать качественный продукт. Сегодня на рынке Гродненской области 30% объема потребления виноградных вин - нашего производства. Постепенно расширяем географию поставок по всей республике. Виноградные вина выпускаются под торговой маркой «ВинСент» (имя, которое означает «одерживающий победу»). Постоянно расширяем ассортимент, недавно в розничную сеть поставили испанские вина «Нежность Беатрис» (сорт винограда «Пардина») и «Пламя корриды» (сорт винограда «Темпрамильо»).
На заводе прекрасное винохранилище, которое соответствует всем лицензионным требованиям. Приобрели установку для стабилизации виноградных вин, обработки их холодом, для того чтобы не выпадал осадок - винный камень. Закупили новую итальянскую линию, на которой разливаем виноградные вина. Действует система ISO-9001, недавно сертифицировались на систему управления безопасностью производства продукции на основе принципов НАССР. Года два назад была проблема с бутылкой, она не совсем подходила для виноградных вин. Сегодня, надо отдать должное Гродненскому стекольному заводу, бутылка выглядит вполне достойно.
- Виноградное вино - достаточно капризный продукт. Здесь многое зависит не только от производителя, но и от того, кто и как его хранит и продает. Как приучить торговлю к профессиональному подходу?
- За один день эту проблему решить невозможно. Но положительные сдвиги уже наметились, торговые залы постепенно оснащаются кондиционерами. То же касается и складских помещений. Там, где хранится вино, должны быть кондиционеры. Возможно, следует внести в лицензию по продаже виноградных вин стандарты по их хранению, тогда все будут вынуждены их соблюдать.
 - Выполнение прогнозных показателей, которые ежегодно растут в динамике, обязательны для всех. Получается, что государство в отношении развития алкогольной отрасли заинтересовано в том, чтобы граждане страны пили больше. А во всем мире стремятся перейти к умеренному потреблению алкоголя. Какой должна быть государственная политика в этом вопросе?
- Сегодня есть понимание данной проблемы. Не может винодельческий завод выпускать продукцию, которая абсолютно не соответствует его профилю. Можно, например как у нас, организовать выпуск виноградных вин, пищевого уксуса, потому что это близко по профилю. Но невозможно из года в год увеличивать объемы производства, не наращивая выпуск основного продукта - плодово-ягодных вин. Белорусы много потребляют абсолютного алкоголя на душу населения, этот показатель нужно уменьшать. Поэтому доводить до предприятий алкогольной отрасли рост объемов производства несколько некорректно. Концерн «Белгоспищепром» поднимает эти вопросы в правительстве, правда, не знаю, получат ли они свое разрешение.
Если говорить о снижении потребления алкоголя, то нужно остановиться на сегодняшних показателях. Сделать больший упор на экспорт, что сейчас и происходит, и совершенствовать технологии на тех объемах, которые сейчас сложились. Улучшать качество продукта, а не гнаться за валом. Ранее мы были замкнуты на белорусский рынок, но последние два года, приняв участие в выставках за пределами Беларуси, открыли для себя Прибалтику, куда поставили уже около десяти фур плодового вина. Оно пользуется там спросом, потому что сделано из натурального сырья и хорошего качества.
- Может быть совмещение двух ипостасей - классического виноделия и виноделия, основанного на местном плодово-ягодном сырье, поможет нам создать вино, которое со временем будет визитной карточкой Беларуси, как шампанское или коньяк во Франции?
- Мне кажется, это вполне осуществимо. Первое, что нужно сделать - уйти от вала. Необходимо подумать, сколько нам нужно алкогольной продукции, определиться с объемом потребления, с тем, сколько мы можем продать на экспорт. И поставить на этом точку. Сегодня вложены огромные средства в развитие индустриального выращивания плодов и ягод. Лет пять назад яблоки мы закупали в основном у населения, в связи с чем возникали проблемы, потому что яблоки должны быть сортовыми. А сегодня на Гродненщине с десяток хозяйств, которые занимаются поставкой сырья для производства плодово-ягодных вин.
Фермеры выращивают не только яблоки, но и занимаются ягодами - голубикой, черноплодной рябиной, земляникой, клубникой. То есть складывается производственная цепочка. Необходимо, например, выращивать определенный сорт черной смородины со стабильным содержанием сахара, кислоты, который создает определенный букет. А сейчас мы закупаем через райпо у каждого по кошелке. Если будет создана единая производственная цепочка - перспективы очевидны. Так это организовано в Финляндии. Там фермер сам сажает плантацию, сам делает вино из сырья определенного сорта. И такое вино из года в год идентично по качеству, у него есть определенные вкусовые оттенки, присущие только ему. А если покупать, у кого что придется, то стабильного качества не будет, вино будет отличаться тонами.
По моему мнению, у наших крепленых плодовых вин сегодня открывается «второе дыхание». Обычно мы перерабатывали плоды и ягоды, сбраживали их до 5%, а до нужной крепости доводили спиртом. Сегодня набраживаем до 10%, это вина улучшенной технологии. Если выпускаешь вино улучшенной технологии - значительно ниже акцизный налог, что выгодно экономически. Стремимся, чтобы весь виноматериал был натурального 10%-ного наброда. Ведь чем выше этот показатель, тем больше образуется полезных для человека веществ, тем полнее букет этого вина. Второе направление - вина изготовленные по специальной технологии. Например, тепловая обработка по типу виноградного портвейна. Данное направление начинает развиваться в Беларуси, и мы задумываемся над этим. И третье направление в плодовом виноделии, думаю, достаточно перспективное, - это выпуск натуральных вин.
В Финляндии на небольших частных заводах уже около десяти лет производят вина из местного сырья, и они достаточно прочно завоевывают рынок. На сегодня у нас пять наименований  натуральных вин из белорусского сырья - вишни и яблока. Когда выпустили первую партию натурального яблочного вина, оно с большим трудом пробилось на рынок. А сейчас появился пусть небольшой, но спрос. Идут заявки от торговли. А о качестве наших плодово-ягодных вин говорят награды, завоеванные на дегустационных конкурсах.
Планируется, что к 2015 г. производство натуральных вин должно составлять 1/3 всего объема производства. Вряд ли так кардинально можно изменить структуру потребления, потому что население за 2-3 года не сможет перестроить свои предпочтения. Нужно время на то, чтобы люди попробовали, привыкли. Например, производство виноградных вин мы начинали с того, что в месяц выпускали и продавали машину вина. Сейчас эти объемы выросли в 4 раза. И дальнейшая перспектива развития этого направления есть. То есть нужно время для того, чтобы белорусский потребитель привык к новым веяниям в отечественном виноделии.
УДП «Слонимский винодельческий завод»
231800, г. Слоним, ул. Коммунистическая, 19
Тел./факс: (01562) 2-11-57
e-mail: sekretar@.vinzavod,by       
Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.

 

Вита СОЛИНА
Продукция СООО «Маттиоли» отличается не только шармом итальянского названия, но и настоящим миланским качеством и дизайном. Все материалы, которые используются для создания сумок этой торговой марки, поставляются из Италии, а процесс производства проходит под руководством итальянских партнеров. О чарующем воздействии на белорусских и российских покупателей брэнда «Маттиоли» беседуем с директором компании Наталья ТОПОЛЬЧАН.
- Наталья Александровна, расскажите о пути становления торговой марки «Маттиоли». Какую роль для предприятия играют итальянские партнеры?
- Работать на территории Беларуси компания начала с сентября 1998 г. - сразу после дефолта в России - сначала как иностранное предприятие, а с 2006 г. как совместное общество. Первое время было сложно: брэнд не был раскручен, нас не знали, магазины не особенно хотели работать с компанией. Но потихоньку, шаг за шагом, мы убеждали всех в качестве продукции, давали на реализацию пробные партии товара, занимались рекламой торговой марки. И вскоре нам пришлось расширяться: в 2002 г. переехали в новое здание, увеличили производственные и складские площади с 200 до 1200 кв.м, а теперь нам и этого не хватает. Сегодня количество сотрудников вместе с продавцами нашей фирменной торговой сети - около 200 человек. В сезон среднемесячный оборот достигает 500 тыс. евро. Продажи растут ежегодно примерно на 10%. В этом году ожил российский рынок, куда мы экспортируем около половины всей выпускаемой продукции. Учитывая отсутствие таможенной границы, белорусский рынок рассматривается инвесторами совместно с российским - практически безграничным, хотя и очень сложным. В Беларуси рынок почти закрыт и хорошо защищен, а в России есть масса предложений конкурентов - там нужно делать что-то особенное. Для этого прикладываем все усилия, два раза в год отправляем модельеров в Милан, чтобы быть в курсе модных тенденций.
Итальянская сторона играет очень активную роль в жизни компании. Наш партнер Винченцо Д’Анжело, владелец фабрики фурнитуры для кожгалантереи в Италии, приезжает на предприятие каждый месяц для обсуждения стратегии развития фирмы - все идет под его непосредственным контролем. В целом итальянцы позитивно оценивают наш рынок и считают, что у него большой потенциал.
- Как организована реализация продукции? Где открыты фирменные магазины «Маттиоли»?
- Развитие фирменной торговой сети стало политикой нашего предприятия, и на этом настаивают итальянские партнеры. Своя сеть - это огромные возможности для изучения спроса, она сразу дает почувствовать, правильно ли сделан выбор материалов и моделей, что покупателям нравится, а что - нет. В Минске уже есть три магазина «Маттиоли», в Бресте и Могилеве - по одному, а в Гомеле и Гродно их открытие пока только в планах на будущее. Все объекты фирменной торговли оформляются в едином стиле. Модельеры периодически проводят семинары с продавцами, которые должны знать, что собой представляет их товар и разбираться в особенностях материалов.
Мы сотрудничаем и с такими крупными минскими универмагами как ГУМ, ЦУМ, «Беларусь», «Торговый дом на Немиге». Во всех областях республики организации с удовольствием берут на реализацию нашу продукцию.
Что касается российского рынка, то в различных регионах РФ - от Москвы до Тихого океана есть компании, которые занимаются сбытом. Наши партнеры открыли фирменные магазины «Маттиоли» в Москве, Санкт-Петербурге, Ростове, и мы с удовольствием помогали им в этом.
- Насколько капризен сегодняшний покупатель? Как меняется его портрет в зависимости от географии?
- Как правило, нашим покупателем является работающая женщина с хорошим уровнем дохода. Поскольку все материалы и фурнитура закупаются в Италии, изделия не могут стоить дешево. Мы занимаем свою нишу на рынке в сегменте выше среднего. Но если в Беларуси решающую роль при выборе продукции играет цена, то, например, в Москве непременно надо удивить покупателя дизайном, а в Питере проявляют интерес к классическим сумкам в спокойных строгих тонах.
СООО «Маттиоли»
220064, г. Минск, а/я 39
г. Заславль, Западная окраина
Тел.: (017)544-57-97, факс: (017)544-57-92
e-mail: Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.
www.mattioli-bags.com
Хлебопечение Гомельской области в основном представлено хлебозаводами РУП «Гомельхлебпром». Его генеральный директор Наталья Викторовна ВЕРОМЕЕВА, депутат Гомельского областного Совета депутатов, рассказала редакции о стратегии развития предприятия. Коллектив «особой закваски» - Есть удивительный и научно необъяснимый факт: у каждого пекаря, тестовода и даже бригады на заводе хлеб получается разный, несмотря на то что продукт производится на одном и том же оборудовании по одинаковой технологии. Хлеб не могут выпекать люди с недоброй душой, плохими мыслями - это продукт, который любит душу и сердце. Поэтому я считаю, что наш коллектив - это люди «особой закваски», как и сам продукт. И все достижения предприятия направлены, в первую очередь, на улучшение жизни каждого сотрудника РУП «Гомельхлебпром», поэтому и заработную плату за 8 месяцев 2010 г. увеличили на 19% по сравнению с соответствующим периодом прошлого года. На предприятии работает более 3,5 тыс. человек, из них почти треть трудится в сфере ведомственной торговли. Коллектив - наш главный приоритет. Ведь хлеб сразу «чувствует», насколько гармоничны отношения человека и производства, получает ли работник от труда положительные эмоции и проявляет ли интерес к своему делу.
Наше предприятие ведет свою историю с 1928 г., когда на базе двух пекарен был построен старейший хлебозавод РУП «Гомельхлебпром» - первый хлебозавод г. Гомеля. Сегодня в нашу структуру входит 11 хлебозаводов: 4 в Гомеле и 7 районных (Жлобинский, Мозырский, Рогачевский, Добрушский, Калинковичский, Светлогорский и Речицкий). У предприятия также есть своя сеть ведомственной торговли (130 объектов), база производственно-технического обслуживания и сельскохозяйственное предприятие, которое нам удалось вывести на прибыльную работу. Технологии повышения эффективности
- Главной задачей при разработке стратегии развития производственно-хозяйственной деятельности предприятия я как руководитель всегда ставлю экономическую эффективность производства. И результат такого подхода налицо: за текущую пятилетку удалось увеличить объем среднегодовой прибыли в 1,8 раза. Важнейшим инструментом в повышении эффективности производства являются его техническое перевооружение и модернизация, грамотная инвестиционная стратегия. За пятилетку на 80% обновлена активная часть основных средств. Сегодня практически все хлебопекарные цеха имеют новые комплексные механизированные энергосберегающие линии, которые дают возможность мобильно переходить с одного вида продукции на другой и выпускать широчайший ассортимент хлебобулочных (более 200 наименований ежедневно), а также кондитерских (около полутысячи наименований) изделий. Теперь среднесуточный объем хлебобулочной продукции составляет 170-180, а кондитерских изделий - до 7 т (после модернизации всех 9 кондитерских цехов объем выпуска вырос вдвое).
Еще одним способом повышения эффективности стало создание собственной базы автотранспорта. Раньше оплата услуг сторонних организаций по доставке продукции занимала около 18% в себестоимости. Сегодня в нашем распоряжении более 250 специализированных автомобилей, что позволило снизить коммерческие расходы в 2,5 раза.
Что касается такой актуальной у нас в стране темы как энергоемкость продукции и затраты ТЭР на ее производство, то при всем увеличении стоимости энергоресурсов в себестоимости продукции (в суммарном выражении) у нас они занимают те же позиции, а удельный вес ТЭР снизился на 3,3% (в начале пятилетки этот показатель составлял 9-10%, сейчас - 5,5-6%). Это удалось сделать за счет замены старых кирпичных печей, которые входили в рабочий режим в течение пяти-семи суток, в то время как современная техника укладывается в 2 ч.
Осуществляемая инвестиционная стратегия позволила на основе использования новых видов оборудования и освоения прогрессивных технологий расширить выпуск импортозамещающей продукции. Если в начале пятилетки ее объем составлял только 5-10%, то сегодня - 70% в объеме производства кондитерской продукции, и мы на этом не остановимся. Итальянские технологические линии по выпуску мелкоштучных изделий из дрожжевого и слоеного теста Canolino позволяют производить слоеные изделия европейского направления (круассаны, слойки, штрудели). Эту продукцию выпускаем как в готовом виде, так и в виде замороженных полуфабрикатов с длительным сроком хранения. Тестовые заготовки поступают в нашу торговую сеть, а также в Минск, Витебск, Москву, Подмосковье. Продукцию приобретают предприятия авиалиний, железной дороги, кулинарии при автозаправках предприятий «Белоруснефти». Чувство рынка и экспорт на миллион долларов
- На белорусском рынке последние 4 года прослеживается тенденция снижения потребления хлебобулочных изделий. Мировая оценка этого явления говорит о повышении благосостояния народа. В Гомельской области среднедушевое потребление хлебобулочных изделий достигло европейского уровня и составляет 172 г в день. Продолжается его снижение на 1,5- 2% в год. Предприятию в таких условиях нужно искать новые возможности увеличения выручки - их дают развитие кондитерского производства, цехов горячей выпечки, рост объемов выпуска импортозамещающей продукции. Несмотря на кризис и более высокие по сравнению с хлебом цены на кондитерские и сдобные изделия, в 2009 г. рост по «мелкоштучке» (пышки, булочки, круассаны, другая сдоба) к 2008 г. составил 125%, а объемы горячей выпечки выросли в 2 раза.
 Эффективность производства сегодня можно увеличивать и за счет расширения географии экспортных поставок, которые дают нам дополнительные объемы производства и реализации. За прошлый год мы экспортировали хлебобулочной продукции на 1 млн. долл. По отношению к докризисному 2008 г. объемы продаж выросли в 1,5 раза. Увеличить экспортные поставки помогло освоение новых технологий, в том числе шоковой заморозки изделий, в результате которой срок их реализации возрастет до трех месяцев.
Мы экспортируем более 50 видов изделий в Брянскую, Смоленскую, Орловскую, Воронежскую области России, в Москву и Кострому. Осуществляем поставки в Канаду, недавно подписали дилерский контракт на реализацию продукции в Лос-Анджелес (США). Ставим задачу дальнейшего наращивания экспортных продаж. Не говорю, что мы завоевали внешние рынки, потому что это будет неправильно: рынок нельзя завоевать раз и навсегда - он постоянно колеблется, его нужно чувствовать и успевать за его требованиями. Но задачу такую себе ставим и работаем в данном направлении. Например, на рынке Москвы меняем ассортимент практически ежеквартально.
Чтобы экспорт был рентабельным, стараемся поставлять продукцию оптово-розничным базам, а не возим ее по торговым сетям. Если на внутреннем рынке рентабельность хлебобулочных изделий - 7-8%, то при экспорте она у нас тоже неплохая - до 5%. Чем больший объем мы производим, тем меньше приходится накладных расходов на единицу продукции. Поэтому расширение объемов поставок в целом дает хороший экономический эффект.
Возить продукцию в другие области Беларуси смысла нет, потому что ассортимент везде очень широкий, хотя стараемся присутствовать в Минске, и пускаем минчан к себе. Удельный вес РУП «Гомельхлебпром» на внутреннем рынке производства хлебобулочных изделий Гомельской области составляет около 70%. Но есть у нас и серьезные конкуренты - предприятия потребительской кооперации, ОРС Белорусской железной дороги, ОАО «Спартак», кондитерские цеха при гипермаркетах, ресторанах, предприятиях торговли, общественного питания, а также производители частной формы собственности. Однако конкуренция здесь достаточно позитивна, она дает внутренний «адреналин», который не позволяет успокаиваться и заставляет думать о завтрашнем дне, чувствовать цену и потребности рынка. Аромат горячей выпечки и глобальных планов - Наша ведомственная торговая сеть насчитывает 130 торговых предприятий (90 магазинов, а также ларьки и павильоны), ее годовой розничный товарооборот составляет около 120 млрд. руб., через нее реализуется около 13% производимой хлебобулочной и почти 40% кондитерской продукции. Ежегодно открываем до 8 новых торговых предприятий. Своя сеть - это огромные возможности исследования покупательского спроса: практически ежедневно мы проводим выставки-ярмарки, выставки-дегустации, анкетирование покупателей. Кроме того, это довольно хороший и устойчивый рынок продаж, и наша задача - расширять его, работать с каждым магазином, совершенствовать торговое оборудование, использовать новые современные методы выкладки товаров. В последние годы мы брали пример с Европы и открывали цеха горячей выпечки, за счет чего получаем очень хорошие результаты: около 2 млрд. руб. товарооборота. Покупатель тоже проявляет больше интереса к продукции, если чувствует в магазине запах допекаемого хлеба и аромат горячих круассанов.
На следующую пятилетку мы поставили себе глобальные задачи: открытие и развитие высокотехнологичных кондитерских мини-производств с хорошей окупаемостью. Разработано 9 инновационных проектов, в самые сжатые сроки планируем завершить организацию новых производственных участков. Таким образом, у коллектива есть стабильная и перспективная работа. Смело и спокойно смотреть в завтрашний день может каждый работник нашего предприятия. РУП «Гомельхлебпром»
г.Гомель, пр.Ленина, 4,
тел.: (0232) 749-570
e-mail: Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.
www.gomelhlebprom.by
Александр ПЕРЕВЕРЗЕВ
Когда заходит речь о развитии агрокомплекса, то обычно оперируют валовыми показателями: удоями на одну корову, суточными привесами, урожайностью на гектар пашни и т.д. Глава фермерского хозяйства «Исида» Александр ЛАСЕВИЧ считает, что главный экономический показатель работы в любой отрасли - это прибыль. Только материальная выгода может способствовать рыночному благополучию в настоящем и будущем.
- Самое тяжелое в нашей работе - это хождение по кабинетам, - говорит А.Ласевич.  Приходится все время что-то вымаливать, выпрашивать. Такого унижения многие не выдержали, остались только те, кто смог понять, как работает система, приспособиться к ней. Теперь если нет значительного стартового капитала - фермером не станешь, потому что для получения кредита необходимо залоговое обеспечение. Квартиру заложить нельзя, поскольку это личная собственность, а образуется юридическое лицо. Земля залогом быть не может. Будь она предметом купли-продажи, тогда ситуация была бы иной. Хорошо, конечно, что сейчас сняты ограничения, каждый может иметь 100 га земли в пожизненном арендном владении и неограниченное количество земли в краткосрочной аренде. Но сельхозпредприятие обязательно должно быть частным, для того чтобы у человека был личный интерес в его развитии.
И действительно, сейчас с председателей СПК спрашивают в основном за надои, привесы, урожайность. Отрицательные экономические показатели если и становятся предметом для разбирательства, то только один раз в году, в то время как за невыполнение прогнозных - «склоняют» ежедневно. А отсутствие личного интереса в зародыше убивает всякую инициативу. Проще заниматься тем, чем прикажут сверху, нежели искать оптимальный вариант.
Сегодня на овощном рынке 30% - это продукция фермерских хозяйств, - подчеркивает Александр Васильевич. Я сажаю 30 га картофеля и получаю 70% выручки. К примеру, гектар, засеянный зерновыми, дает 1 млн. дохода, а с такого же участка картофельного поля получаю 25 млн. Поэтому в первом случае получается если не убыток, то нулевая рентабельность. А во втором, учитывая затраты, буду иметь прибыль 15 млн. с 1 га. Колхозы же картофель выращивать не хотят, кричат, что это не выгодно. На самом деле - выгодно, но им никто не хочет заниматься, потому что это весьма хлопотное дело. А руководителям СПК не нужны лишние хлопоты, поскольку финансовая составляющая их волнует мало, ведь зарплата от этого не изменится.
По мнению А.Ласкевича государство должно создать условия для конкуренции, а не регулировать цены административно. На Западе это делают ассоциации фермеров, которые учитывают, насколько удачным оказался год, каковы были затраты на производство. Так, наши фермеры решили перенять западный опыт и создали кооператив «Фермерские овощи», который занимается переработкой картофеля и овощей: их моют, нарезают, упаковывают. Картофель поставляется кооперативу по 700 руб. за килограмм, но в минские магазины его берут только по 800 руб. Такова закупочная цена на картофель, установленная Мингорисполкомом, поэтому кооператив стал убыточным.
- Наверное, мы опередили свое время, - говорит с сожалением глава фермерского хозяйства «Исида». Кроме того, к такой кооперации не готовы мы сами. У нас каждое, пусть даже самое маленькое хозяйство, стремится иметь все свое. А на Западе есть кооперативы, у которых можно взять в аренду необходимую сельхозтехнику. Когда создавали кооператив, я предложил закупить технику, чтобы она использовалась всеми хозяйствами. Но никто не захотел. - Думаю, рано или поздно мы к этому придем. В таком случае рынок должен стать более насыщенным и цивилизованным, - сказал в заключение Александр Ласевич.
Крестьянское (фермерское) хозяйство «Исида»
223037, Минская обл., Минский р-н, д.Петришки
Тел.: (017) 503-07-45
Лика РОМАНЧИК
Тему развития Нарочанского региона, начатую в прошлом номере журнала, продолжает заместитель директора по административной работе санатория «Приозерный» Дмитрий РЫБКО. - Дмитрий Семенович, что отличает санаторий «Приозерный» от других здравниц курортной зоны? Чего достигло предприятие за 11 лет работы и что ожидает его впереди?
- Поскольку все здесь создавалось практически заново, работать было сложно, но интересно. На базе двух старых санаториев открылось два корпуса: «Приозерный» и «Лазурный» общей вместимостью 440 мест. Лечебный комплекс санатория предоставляет услуги оздоровления отдыхающим с заболеваниями сердечно-сосудистой и нервной систем. С 2006 г. работает новый пищеблок, который был построен совсем «с нуля». А в ближайший год планируем завершить и ввести в эксплуатацию недостроенное здание лечебного корпуса бывшего санатория, где разместится наш новый медкомплекс, который сможет принимать отдыхающих в более комфортных условиях. Санаторий включен в Государственную программу развития курортной зоны Нарочанского региона на 2011-2015 гг., предусматривающую бюджетное финансирование этого строительства. Планируем сдать лечебный корпус до начала следующего сезона, т.е. до мая 2011 г. Только строительство бассейна с мини-аквапарком и банным комплексом немного затянется, но тоже завершится в следующем году.
Каждая здравница нашего края по-своему особенна и у нашего санатория тоже есть свои «изюминки». Но чтобы они появлялись, кому-то должно быть интересно этим заниматься. Взять хотя бы уютный бар нашего санатория с летней верандой в оригинальном дизайне и с единственной в наших краях кофе-машиной, способной приготовить настоящий капучино. Мы стали также «первопроходцами», когда открыли информационный ТВ-канал, по которому круглосуточно транслируется информация о санатории: планируемые мероприятия, экскурсии, сводка погоды, температура воды, а также сведения о платных услугах - чтобы обо всем этом узнать, гостю достаточно включить телевизор в своем номере.
В стоимость путевки входят такие процедуры как массаж, электросветолечение, бассейн, ванны, души, грязелечение и др. Но многие дополнительные услуги, включая косметологические, гидромассаж, УЗИ, осмотр врача-уролога и невролога оказываются за дополнительную плату. И выручка от платных лечебных услуг составляет около 80 млн. руб. в месяц. Мы единственный санаторий из системы УД Президента, который работает на полном хозрасчете. Получаем около 1 млрд. руб. прибыли в год, но строительство нового лечебного корпуса, которое обойдется в 30 млрд., нам «не потянуть» ни за свои, ни за кредитные ресурсы.
- Какие проекты программы развития этого курорта, по вашему мнению, более всего помогут сделать озеро Нарочь действительно современным и массовым местом отдыха?
- Многое в планах развития Нарочи вызывает интерес и радует, но еще не все проекты нашли своих инвесторов. На мой взгляд, самые грандиозные и полезные идеи - это строительство здесь современного аквапарка с дайвинг- и аэроклубом, а также скоростной автотрассы Минск - Нарочь.
Конечно, в нашей курортной зоне не хватает ресторанов, объектов торговли. И наш санаторий не против открыть на побережье небольшую пиццерию…
- Какова загруженность санатория «Приозерный» на сегодняшнем этапе развития региона?
- Проблем с заполнением санатория уже нет ни зимой, ни летом: по году она достигает почти 100%, поэтому об отдыхе нужно заботиться заранее. Путевки на лето мы продаем в феврале, на Новый год - уже сейчас. Почему белорусы жалуются, что россияне скупили все белорусские санатории, и к нам не попасть? Дело в том, что российские гости приобретают путевки заблаговременно. А большой интерес к нам россиян, которых здесь около 50%, объясняется более доступными, чем в России, ценами на отдых. Кроме того, наш санаторий не поддерживает политику разных цен для белорусов и иностранцев. Разница в стоимости у нас составляет не более 10% и всегда обосновывается включением дополнительных услуг (экскурсий и др.). Через турфирмы сюда приезжает около 40% отдыхающих, но большинство людей узнают о нас от знакомых, которые остались довольны отдыхом. Санаторий «Приозерный»
222395, Минская обл., Мядельский р-н, к.п. Нарочь, ул. Песчаная, 21
Тел.: (01797) 47-7-07, факс: (01797) 47-0-91
e-mail: Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.
www.naroch.by

Полина РОМАШКИНА

Одной из самых востребованных в мире операций по трансплантации органов является пересадка сердца. Впервые осуществленная в нашей стране в феврале 2009 г., эта операция сегодня стала рядовым явлением для Республиканского научно-практического центра «Кардиология». Качество его медицинских услуг уже достигло мирового уровня, о чем свидетельствует растущий интерес иностранных граждан к РНПЦ. О том, что предопределяет выбор иностранцев рассказал начальник отдела по внебюджетной деятельности Центра Павел МАШЛЯКЕВИЧ.
- Павел Адамович, насколько современен уровень медицинских услуг в РНПЦ «Кардиология»?
- Наш центр является ведущим кардиологическим учреждением в Беларуси: самые сложные пациенты поступают к нам из всех областей республики. Кроме того, все желающие могут платно пройти обследование и получить консультации высококвалифицированных специалистов, а в случае, если требуется лечение, белорусы могут продолжить его бесплатно. Иностранные граждане на платной основе также могут пользоваться всем спектром выполняемых нашими специалистами исследований и операций, среди которых и трансплантация сердца - мы провели 26 таких операций. В том числе пересадка сердца была сделана гражданину Украины 26 июля 2010 г., а уже 25 августа, довольный, он уехал на родину. Если на Украине в сфере трансплантации есть сложности, то у нас в стране действует способствующий развитию трансплантологии Закон «О трансплантации органов и тканей человека» в редакции 2007 г. Помимо этого в Европе пересадка сердца стоит 200-250 тыс. евро, в России - около 100 тыс. долл., а у нас намного дешевле: от 40 тыс. долл. В то же время уровень, на котором в нашей стране проводится эта операция, соответствует мировым стандартам. Чтобы исключить вероятность отторжения донорского сердца, центром проводятся все необходимые исследования, в том числе в иммунологической лаборатории, на совместимость сердца донора и нуждающихся в нем пациентов из нашего «листа ожидания». Потребность в трансплантации сердца у белорусов составляет более 25 операций в год.
В настоящее время наш центр готовится к еще более сложной операции: пересадке комплекса сердце-легкие. Для этого необходимо закупить дополнительное оборудование. И в следующем году мы начнем осуществлять трансплантацию, которую уже ждут около пяти пациентов.
Вообще, уровень кардиохирургии в центре очень высок и соответствует мировому.
- Растет ли количество иностранных пациентов?
-  Да, иностранцев у нас становится все больше. В начале года в месяц за лечением обращались 1-2 иностранных гражданина, а теперь уже 3-4 человека в месяц проходят в стационаре диагностическое обследование и лечение и столько же обращается за кардиохирургической помощью. На консультации и диагностику приезжает около 10 иностранцев в месяц, в том числе едут и в наш Детский центр (в основном из западных областей России).
Судя по отзывам, зарубежным пациентам нравится отношение к ним персонала и белорусское ценообразование: стоимость каждой операции строго регламентирована и поэтому меньше, чем в соседних государствах и Европе. К тому же при обращении в европейскую клинику граждане СНГ сталкиваются с такими трудностями, как незнание языка и необходимость открытия визы.
- Какой объем платных услуг оказывает центр, и какие задачи помогают решать полученные средства?
- Объемы платных услуг постоянно увеличиваются. За 8 месяцев 2010 г. заработано около 410 млн. бел.руб. (более 40% платных услуг оказано иностранцам). Многие пациенты приходят через белорусские страховые компании, с которыми мы работаем. Прибыль идет на развитие материально-технической базы и на премирование работников центра. Доходы от платных услуг позволяют быстро приобрести необходимое оборудование, если покупка не была запланирована за бюджетные средства.
- Что удастся сделать на средства, выделяемые госбюджетом?
- Финансирование РНПЦ «Кардиология» получает в достаточном объеме. Около двух лет назад была завершена реконструкция центра, который и раньше был неплохо оснащен. Покупаем оборудование мировых лидеров из Европы, США, Японии, Кореи. Но есть и качественная продукция белорусского производства: системы холтеровского мониторирования и электрокардиографы, которые выпускаются даже в виде электронной записной книжки и позволяют передавать данные врачу по Интернету и телефонной линии. Эти приборы по качеству соответствуют мировым аналогам.

РНПЦ «Кардиология»
220036, г. Минск, ул. Р. Люксембург, 110
Тел. регистратуры отдела по внебюджетной деятельности: (017) 222-16-29
e-mail: Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.
www.cardio.by

Ольга КОВТУНЕНКО

Закончилась изнурительная летняя жара и наступила золотая осень. Особенно хорош сентябрь - еще не холодно и вполне можно позволить себе, не обновляя полностью гардероб, сочетать летние вещи с нарядами потеплее. Пока еще радуют мягкое солнышко и уже разноцветная листва. И, конечно, это еще один повод выглядеть ярко и даже нарядно, выбирая вещи насыщенных расцветок: зеленого, красного и золотого. А еще в сентябре - самое время знакомиться с модными новинками, присматриваться к тенденциям и делать первые покупки к новому сезону. Поэтому этот обзор хочется посвятить самым свежим тенденциям современной моды, которые  наиболее актуальны в осеннем сезоне 2010.
Одним из самых ярких модных веяний осени стал стиль милитари. Это fashion направление никак не хочет уходить с подиумов и, более того, приобретает все более интересные черты. Этой осенью в моде не столько военная, сколько военно-историческая тематика. Куртки, стилизованные под экипировку летчиков военной поры, пальто, напоминающие бушлаты моряков, разнообразные элементы, заимствованные у шинелей, френчей, мундиров различных исторических эпох - все это будет более чем уместно этой осенью. Цвет хаки (глубокие оттенки зеленого) как никогда актуален применительно к данному модному течению. Этот цвет прекрасно смотрится в верхней одежде: куртках, пальто, жакетах под пояс и, конечно, платьях и аксессуарах. Хаки отлично сочетается с рыжим, коричневым и, естественно, черным. Однако выбирая этот цвет, обратите внимание на то, что на загорелой коже хаки смотрится органично и стильно, а вот обладательницам бледной кожи лучше от него отказаться.
Бежевый цвет в отличие от хаки идет всем. Именно в сентябре стоит задуматься о приобретении по-настоящему необходимой осенней вещи - пальто. В этом сезоне пальто должно быть только цвета «кэмэл», или песочного. Длинное или короткое - это зависит от вашего желания. Конечно, стоит учитывать рост и комплекцию, ведь, например, пальто в пол способно украсить обладательницу высокого роста, а вот миниатюрным дамам нужно выбирать модели до колена или выше. Полноватым и невысоким пойдет пальто прямого или чуть расклешенного кроя, а на худышках прекрасно будет смотреться длинная узкая модель под пояс.
Бежевый актуален не только для пальто, многие дизайнеры предлагают цветовой total look. Например, у Gucci это бежевые прямые брюки со стрелкой в сочетании с шелковой блузой на оттенок светлее и пальто в тон брюкам. Такой костюм можно разбавить необычайно популярной в этом сезоне синей или голубой джинсовой сорочкой, как предложили в Chloe. Если захочется немного разбавить аристократичную классику, можно сочетать бежевый с цветом фуксии.
Особенно заметным трендом этой осенней поры стала женственность, что вполне предсказуемо, так как в моде милитари. Это как небо и земля, черное и белое, сила и слабость. Отсюда  актуальна одежда, подчеркивающая соблазнительность женской фигуры: обилие мини, довольно откровенных разрезов и приталенных силуэтов. Романтичным особам дизайнеры предлагают облачиться в шифоновые приталенные расклешенные платья по колено, причем обязательно с ремнем на талии, и завершить образ остроносыми туфлями-лодочками.  Однако не только шифон поможет вам подчеркнуть женственность. Выбирая  кружевные топы или даже юбки, а также шелковые блузы с «ленивым» бантом  на горловине, вы будете выглядеть не менее романтично. К слову, бежевая шелковая блузка стала просто must have сезона. Носите ее с удлиненной юбкой-колоколом или заправленной в широкие брюки с высокой талией - и вы будете на пике модных тенденций этой осени. Окунуться  в модные 50-е и почувствовать себя роскошной леди вам поможет невероятно актуальное этой осенью приталенное платье с расклешенной юбкой или платье футляр. Такие платья не только самым выгодным образом подчеркнут достоинства вашей фигуры, но станут настоящим пропуском в мир истинных модниц. Если вы пока не готовы на такие смелые эксперименты, попробуйте дополнить платье пиджаком, причем он может быть как укороченным с карманами, так и удлиненным, почти мужским.
«Животная тематика» также уже не первый  сезон продолжает оставаться в фаворе у дизайнеров. Хищный принт давно не экзотика. Сегодня он обязательно должен быть в гардеробе каждой модницы. Принты под тигра, зебру, леопарда, жирафа и прочих животных присутствуют не только в одежде, но и в самых разнообразных аксессуарах. Можете смело покупать платья, юбки, брюки, кофты, а также верхнюю одежду, выдержанную в этом стиле. Однако с такой расцветкой важно не перестараться - комплектуя свой наряд, выбирайте что-нибудь одно: с рисунком под тигра или леопарда.
В моде опять «норвежские узоры» на вязаных вещах. Яркий вязаный орнамент из контрастных ниток в виде геометрических фигур, животных, растений выглядит в холодное время года очень эффектно. Причем его можно найти и на свитерах, и на таких аксессуарах, как, например, шапки или гольфы. В принципе, достаточно купить всего одну вещь с этим пестрым, самобытным рисунком, чтобы идти в ногу с модой и выделяться из толпы. Длинные свитера можно и нужно носить как платья - под пояс и с высокими сапогами. И вообще свитера в этом сезоне опять в моде: теперь их носят не только с брюками, но и с юбками.
Этой осенью, как, впрочем, и всегда, особо актуален трикотаж. Вещи из него, будь это шерсть крупной вязки или нежной ангоры - должны быть достаточно теплыми и уютными, чтобы не дать вам замерзнуть в осеннюю непогоду.
Еще одной яркой новинкой сезона стал бархат. Эта очень непрактичная, часто ассоциирующаяся с королевской роскошью ткань в новом сезоне возвращается в моду с подачи таких модных домов как Dolce&Gabbana, Antonio Berardi и Ralph Lauren. Особым шиком сегодня считается платье из королевского бархата: алого или бордового, того самого, из которого в прошлом шили мантии для особ «голубой крови». Впрочем, если вы пока не готовы облачиться в «королевское платье», остановите свой выбор на бархатных нарядах черного или фиолетового цвета, они не менее актуальны. Нарядность платья совсем не повод носить его только на корпоративные вечера, ведь если надеть на него строгий темный пиджак, получится вполне уместный наряд для повседневной носки. Если вы не решитесь на платье, позвольте себе хотя бы бархатные брюки или жакет - тоже очень модные этой осенью.
Как вы могли заметить,  мода сегодняшнего дня вполне разнообразна и демократична  и, приложив совсем немного усилий, вы обязательно найдете что-нибудь свое. Главное, не оставайтесь равнодушной, ведь мода - это не прихоть, а важный повод меняться, смело шагая в ногу со временем.

 

Елена МИНЧУКОВА
Немолодой, седовласый, в очках, но по-юношески стройный и подтянутый, он, отвечая на вопросы, нет-нет, да улыбнется, и от этой обаятельной улыбки словно молодеет. Его зовут Дитрих Гальстерер. Он - уроженец Германии. Однако в течение 17 лет ежегодно приезжает в небольшой городок Руденск и привозит гуманитарную помощь для школы-интерната, где воспитываются дети-инвалиды. Он 10 лет помогает Инвалидному обществу и, в частности, больным рассеянным склерозом и детям с болезнью Дауна. И пять лет заботится об одной из Гиженских средних школ Могилевской области. Кто этот человек? И почему он делает это?
Дитрих Гальстерер родился 25 января 1941 г. в городке Клостерхайдэ неподалеку от Берлина, когда уже шла Вторая мировая война, поэтому его первые воспоминания так или иначе связаны с ней. В то время продукты распределялись по карточкам, и спасаясь от голода, семья то и дело переезжала с места на место, пока, наконец, не обосновалась в южной Германии. Но голод преследовал и там. Дитрих и сейчас помнит свою самую заветную детскую мечту: наесться досыта. Отец Дитриха был солдатом вермахта, оказался в плену, а по возвращении основал небольшую текстильную фабрику. Мама также с утра и до ночи работала на этом предприятии. Впоследствии семейное дело унаследовал брат.
Юному Дитриху довелось поучиться во многих школах, так как семья постоянно переезжала. Прилежным учеником он себя не считал, хотя и особых выходок на его счету не числилось. Из всех школьных предметов мальчику неизменно нравилась история. До сей поры Дитрих сохранил это увлечение: его интересует исключительно историческая литература, а личностью, вызывающей его восхищение, был и остается Карл Великий. Однако закончить школу ему так и не довелось: за учебу в школе-интернате следовало платить, а это родителям было не по карману. И, несмотря на страстную мечту стать учителем физкультуры, Дитриху пришлось пойти учиться в Институт управления. Тогда случившееся было настоящим ударом, но сейчас он уже об этом не жалеет.
После учебы двадцатипятилетний Дитрих Гальстерер, став финансово независимым, решил выставить свою кандидатуру на пост бургомистра в маленьком городке Аах в Шварцвальдэ возле Фройденштата. И был избран! В 1975 г. он снова стал бургомистром, на сей раз городка Пфальцграфэнвайлера, и пробыл на этом посту 24 года - целых четыре срока! В 1999 г. Дитрих Гальстерер вышел на пенсию. Являясь членом «Клуба львов», среди программ которого значится и помощь детям, пострадавшим от Чернобыльской катастрофы, он активно продолжает заниматься благотворительностью. На вполне понятный вопрос - что именно подвигло его на подобное? - Дитрих откровенно отвечает:
- В действительности, все решил случай. У нас обязанности бургомистра существенно отличаются от тех, которые исполняют мэры ваших городов. Я был полностью ответственен за жизнедеятельность своей общины: скажем, целиком ведал коммунальными услугами. Как бургомистр я так или иначе должен был заниматься благотворительной деятельностью. И вот однажды мне довелось побывать во французском городе-побратиме, и там я узнал, что готовится совместная с саксонцами поездка на пострадавшую после Чернобыльской катастрофы Украину. Мне предложили присоединиться, и я согласился. Во время пребывания на Украине я услыхал, что и Беларусь нуждается в помощи. И на последующие 17 лет я выбрал эту страну. Мы собирали одежду, обувь, другие вещи и везли сюда. Почему Руденск? Опять-таки случай: кто-то посоветовал нам выбрать этот детский дом, что я и сделал. А потом подружился с учителями, детьми, и это место стало для меня родным…
- И все-таки почему побежденные оказывают помощь победителям? Лично для вас что это - память о голодном военном детстве, сочувствие или что-то другое?
- Серьезный вопрос. Но я отвечу на него: я приезжаю сюда без какой-либо мысли о том, что вы победили нас. Я просто приезжаю к хорошим, добрым людям. Здесь меня всегда очень радушно принимали, и, конечно же, радушие белорусского народа не могло не покорить. Кстати, и пожертвования для моих поездок собирают участники той самой войны.
Дитрих - отличный семьянин. Со своей будущей женой Урсулой он познакомился во время учебы в Институте управления. Молодые люди стали встречаться и вскоре поженились. В своей семейной жизни он счастлив. У него две дочери и двое чудесных внуков: девочка по имени Эмма-Лу и мальчик Пауль. Конечно, для того чтобы сложилась крепкая здоровая семья, необходимы усилия двоих. И подчас немалые. Поэтому на вопрос, какие мужские качества он считает наиглавнейшими, Дитрих, не раздумывая, ответил: обходительность, умение идти на компромисс, при этом не выпуская из поля зрения поставленную перед собой цель, ну и, конечно же, способность максимально добиваться успеха в избранной профессии, чтобы содержать семью. А вот для женщины, по мнению Дитриха, помимо того же умения идти на компромисс, наиважнейшим качеством является поддержка своего супруга во всех его общественных начинаниях.
- А что бы вы сказали о своем характере?
- Честно говоря, я как-то не задумывался над этим. Но как раз способность идти на компромисс у меня присутствует. Кроме того, я старался помогать людям и по работе, и просто как человек. Недаром меня переизбирали четыре раза. Хотя, разумеется, есть у меня и недостатки - не без этого… Что мне не нравится в своем характере? Наверное, то, что иногда я могу впадать в гнев. Впрочем, поскольку я знаю об этой своей черте, то стараюсь себя сдерживать.
- Ваше жизненное кредо?
- Для меня всегда было важно быть самостоятельным, независимым, свободным. И насколько мог, я следовал этому.
- О чем вы мечтаете?
- Сейчас я на пенсии, и мне бы хотелось использовать это время, чтобы посмотреть мир, попутешествовать, почувствовать себя еще более свободным. И приезжать в Беларусь в том числе.
- Вы обладаете чувством юмора?
- К счастью, я умею посмеяться и над собой. И это уже немало. Люблю анекдоты про чиновников. Сам иногда разыгрываю домашних и друзей.
Дитрих, по его собственному убеждению, самый обыкновенный человек. Живет в сельской местности. В театр ходит нечасто - в Вюртенберге его просто нет. Зато ему очень нравится белорусский цирк, и он до сих пор с детской радостью вспоминает его посещение в один их своих приездов в Минск. Любимый праздник Дитриха - Рождество. Любимое блюдо - «маунташен», это как пельмени, которые готовятся только в Германии и которые по величине раз в десять больше наших. Из цветов предпочитает скромную незабудку, а жене, как правило, дарит хризантемы.
- Вы - религиозный человек?
- Скорее, нет. Поскольку я воспитывался в религиозной обстановке, то сейчас могу сказать о себе, что я - нерелигиозный человек. Я не верю в загробную жизнь, которую проповедует христианство. В жизни и без того много ситуаций, которые являются и адом, и раем. Моя жизнь прошла где-то посерединке. И это не так уж плохо. К тому же я убежден, что не ради того, чтобы попасть после смерти в рай, человек проживает свою жизнь! А что до смерти, то мне кажется, что она означает конец всему. Зато я верю, что человек продолжается в своих детях и внуках. Следовательно, если я в них что-то заложил, чему-то их научил, то в них я и продолжусь.
- Ну а если бы вам довелось прожить жизнь заново, что бы вы изменили?
- Я бы хотел изменить первые десять лет. Или лучше - забыть. А все остальное - нет. Я работал. Я доволен и своей благотворительной деятельностью, которой, кстати, занимаюсь не только в Беларуси. Кроме этого, я активно участвую и в жизни других общественных организаций. В общем, я доволен своей жизнью. Она состоялась.

 

Автор и исполнитель многих песен Сергей АВДЕЕВ уже знаком читателям журнала «Директор». В прошлом году на праздновании 10-летнего юбилея нашего издания он представил премьеру песни «Гимн директоров», которая была тепло встречена собравшимися. В дальнейшем текст ее был опубликован в журнале (№11 за 2009 г.).
Сегодня мы представляем новую песню известного автора, посвященную одному из самых популярных видов спорта в нашей стране - хоккею. На протяжении последних лет значительно вырос уровень подготовки белорусских хоккейных дружин. Растет количество ледовых дворцов, большое внимание уделяется детскому и юношескому хоккею. Радует игра нашей сборной команды на международной арене. С пяти побед подряд начало нынешний сезон в Континентальной Хоккейной Лиге столичное «Динамо».
«Хоккей - это сила!» - так называется песня Сергея Авдеева. Аранжировку для нее сделал Иван ЛУЦЕНКО, известный композитор и саунд-продюсер.
Сергей Авдеев не понаслышке знает, что такое хоккей. С 7 лет он занимался этим видом спорта в хоккейной школе «Юность» и по сей день продолжает поддерживать спортивную форму, тренируясь и участвуя в играх среди любителей.
Белорусская государственная телерадиокомпания при содействии Федерации хоккея Республики Беларусь, хоккейной школы «Юность» и администрации Минского Дворца Спорта сняла клип на эту песню. В съемках приняли участие звезды эстрады Беларуси: народные артисты Республики Беларусь Ядвига Поплавская, Александр Тиханович, Анатолий Ярмоленко, заслуженная артистка Республики Беларусь Инна Афанасьева и другие популярнейшие артисты - Александр Солодуха, Алексей Хлестов, Алеся, Виктория Алешко Анна Шаркунова, Венера.
Как рассказал автор идеи съемок клипа и проекта «Звезды эстрады Беларуси» Иван Луценко, наши артисты с воодушевлением приняли предложение участвовать в музыкальном проекте. В короткие сроки была проделана серьезная работа по записи и сведению композиции. Все остались очень довольны достигнутым результатом.
В съемках клипа приняли участие и игроки молодежной сборной Беларуси, будущее нашего хоккея.
Клип «Хоккей - это сила!» неоднократно транслировался в эфире Белгостелерадиокомпании. Песня звучала для наших спортсменов на Олимпийских играх в Ванкувере и на Чемпионате мира по хоккею в Германии.
В 2014 г. Чемпионат мира по хоккею в группе «А» впервые примет Республика Беларусь.
Мы надеемся, подчеркнул Сергей Авдеев, что песня станет настоящим гимном белорусскому хоккею, будет вдохновлять наших спортсменов и поможет высоко поднять знамя белорусского хоккея.
Предлагаем текст этой песни вниманию читателей, многие из которых являются болельщиками. Хоккей - это сила! Трибуны бушуют страстями,
Гремит ледяной Колизей.
Пылает и плавится лед под ногами,
Красивых и смелых парней. В атаке пятерка отважных.
Атака - стихия мужчин.
Мы духом едины, а это так важно,
Мы выстоим и победим. Припев:
Хоккей - это сила ребята!
Так будем хоккею верны.
Вы самая лучшая наша команда,
Вы сборная нашей страны! На лицах горячие схватки
Рубцами побед запеклись.
Вся юность прошла на ледовой площадке,
Хоккей не игра - это жизнь! Мгновенья, периоды, матчи,
Творил ты мечту день за днем.
Носить на груди герб страны - это значит,
Быть лучшим всегда и во всем. Припев. Вдоль борта промчись динамично,
Прими от защитника пас
И, сняв паутинку, с девятки технично,
Используй единственный шанс. За пару секунд до сирены,
Зажги за воротами свет.
И флаг водрузи над ледовой ареной,
В честь Родины наших побед! Припев.

ТЕМА НОМЕРА: ЭНЕРГЕТИКА СЕГОДНЯ И ЗАВТРА
 
4    Самодеятельность - синоним расточительности
Увеличить прибыль можно не только с помощью внедрения новых технологий, но и проведя структурную перестройку.
Александр ГАЛЬКЕВИЧ 8    Насколько хватит запала у энергетической отрасли?
Какие энергетические мощности выгодно развивать Беларуси?
Тадеуш ХВАЩИНСКИЙ 12    Институт энергетики станет экспериментальным офисом
Институт энергетики близок к эксперименту, который может сильно изменить «лицо» современного офиса.
Марина КОМАРОВА 13    Между замыслом и промыслом
Современные «чистые» технологии позволяют найти компромисс экологам и энергетикам.
Елена РУДНИЦКАЯ 14    Энергетике требуются профессионалы
С каждым годом Беларусь все острее сталкивается с дефицитом энергоресурсов. Учитывая подобные негативные тренды, на первый план выходят вопросы экономии ресурсов. Решение данной проблемы в значительной степени зависит от действий специалистов, занятых в энергетическом секторе.
Екатерина ЖУКОВА 16    Где зарыты миллиарды?
Где «зарыт» незадействованный ресурс развития предприятий?
Екатерина СУДНИК 18       Потребитель правит бал
Чтобы сохранить место на рынке, необходимо учитывать пожелания клиентов.
Александр СОРОКИН 20    Восточно-европейский рынок под высоким напряжением
Сможет ли Беларусь заработать на экспорте электроэнергии?
Леонид ПАДАЛКО 23    Газ или не газ?
К концу 2010 г. белорусские ученые обещают сказать, какова газовая составляющая в сланцах.
Наталия ПЕТРОВА 24    Автоматизация как средство экономии ресурсов
От административных методов экономии энергоресурсов следует переходить к личной заинтересованности.
Александр КОЛЬСКИЙ ЭНЕРГОСБЕРЕЖЕНИЕ 26    Почему испаряются деньги?
Проведение энергосберегающих мероприятий в ЖКХ может сэкономить миллиарды долларов.
Анатолий ЯКУШЕВ 28    Сможет ли отечественный навоз заменить российский газ?
Каков потенциал отечественной биоэнергетики?
Владимир ОЛЕХНОВИЧ ТОВАРНЫЕ РЫНКИ ИЛИ ТАМОЖЕННЫЙ СОЮЗ 29    Автомобильный рынок на ручном тормозе
Какое будущее ждет автомобильный рынок?
Антон БОЙКО ТАМОЖЕННЫЙ СОЮЗ 32     Новое измерение: ВЭД в «поле» ТС
В чем новизна регулированя в условиях Таможенного союза?
Максим НИКОЛАЕВ ИНВЕСТИЦИИ 34    Стройиндустрия: ожидания на фоне штиля
Инвестиционные проекты промышленности стройматериалов не всегда находят понимание зарубежных инвесторов.
Наталья АЛЕКСАНДРОВА
МЕНЕДЖЕМЕНТ
36    Какие инженеры нужны производству?
Почему отечественные специалисты не вписываются в стандарты западного производства?
Дмитрий БЕНЬКО 38    Компании нужен аналитик
Как организовать сбор и анализ информации, необходимой предприятию для завоевания рынков?
Юрий ГАЙДУК ПРАВО
40    Новые «правила игры» хозяйственных обществ
Новый закон о хозяйственных обществах дает ответы на вопросы, часто возникающие в их деятельности и требующие разъяснения.
Лариса КОЖИЧ 41    КАЧЕСТВО ЖИЗНИ
Сколько стоит наше меню. 42       Новое в законодательстве
Системный дайджест документов с 1 по 31 августа 2010 г. 45    Директор идет в суд
Суду нужны доказательства, является ли участвующий в процессе директор на самом деле руководителем.
Игорь РАПТУНОВИЧ 46    Хозяйственный суд информирует
Перечень субъектов хозяйствования, с которых взыскивается задолженность свыше трех календарных месяцев по 4-й группе очередности, представленный службой судебных исполнителей хозяйственных судов Республики Беларусь по состоянию дел на 5 сентября 2010 г. НАЛОГООБЛОЖЕНИЕ
 
50    Хотели как лучше, получилось даже, хуже чем обычно
Почему не пользуется популярностью электронное декларирование налогов?
Олег КВАША СТРАХОВАНИЕ 52    Полис «Стравиты» - инвестиции в будущее
Страховой сектор не пострадал от мирового экономического кризиса. Почему?
Павел НИКОЛАЙЧУК КАЗУСЫ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА 54    Фемиде тоже бывает стыдно
Либерализация требует реальных решений.
Дмитрий БЕЛЬКЕВИЧ
НЕДВИЖИМОСТЬ 56    Госимущество - «товар» не массового спроса
Упрощенный механизм продажи будет распространяться на 80% объектов республиканской собственности.
Анастасия ПОГОРСКАЯ НОВЫЕ ПРОЕКТЫ 58    Как делать бизнес на 1м2
Стоит ли вкладывать деньги в вендинг?
Тадеуш ХВАЩИНСКИЙ
СТРОИТЕЛЬСТВО 60       Проектировщики «конструируют» будущее
В проектном деле грядут перемены. Насколько они изменят характер работы «конструкторов будущего»?
Дмитрий БЕЛЬКЕВИЧ 62        Прочность кладки зависит от расчета
Нормы проектирования должны «догнать» современные технологии возведения каменных конструкций.
Валерий ДЕРКАЧ 64    Зачем стройке наночастицы?
В Беларуси начали выпускать строительные материалы с применением нанотехнологий.
Антон БОЙКО 66    Качество строительства
Повышение качества строительства зависит от вклада и ответственности каждого участника, будь то заказчик, проектировщик, подрядчик или инспектор.
Виктор ПЕТРУША 70       Необходим комплексный подход
Один за всех - таким должен быть подход в строительстве.
Александр ГЛИНСКИЙ ТРАНСПОРТ 73        Малые корабли, большие перспективы
Мечты окрыляют белорусских корабелов.
Анна МАРКОВСКАЯ 74        Транспортные услуги не теряют актуальности
Государственным учреждениям не возбраняется заниматься прибыльным бизнесом.
Иоланта КОВАЛЕВСКАЯ ЖИЛИЩНО-КОММУНАЛЬНОЕ ХОЗЯЙСТВО 76         Жилищное хозяйствование
Как удается работать прибыльно в такой традиционно убыточной сфере как ЖКХ?
Алиса РЫЖИНА КОММУНАЛЬНОЕ ХОЗЯЙСТВО 78         Скважины «под ключ»
Предприятия по устройству скважин на воду развивают конкурентные преимущества. ОТЕЧЕСТВЕННЫЙ ПРОДУКТ 80    Холод собственного производства: горячий сезон
Белорусский производитель промышленного холодильного оборудования добивается успехов на внутреннем рынке и готов осваивать внешние.
Алексей СМИРНЫЙ 82    Чтобы лето не кончалось…
Условия, предлагаемые торговлей, ведут к снижению качества продуктов. 84       Истина по-прежнему в вине. Хорошем
Хорошего вина много не бывает, поэтому не нужно гнаться за валом.
Александр ПЕРЕВЕРЗЕВ 87        Белорусские сумки с итальянским шармом
Совместное белорусско-итальянское предприятие по производству сумок «Маттиоли» успешно работает на белорусском и российском рынках.
Вита СОЛИНА 88        Маршрут с интеллектом
Средства навигации белорусского производства приносят транспортным предприятиям ощутимый экономический эффект. 90    От хлеба до круассанов
Снижение потребления населением хлебобулочных изделий требует от белорусских хлебозаводов диверсификации деятельности. СЕЛЬСКОЕ ХОЗЯЙСТВО 93       Урожай нужно мерить прибылью
Экономические показатели должны стать основным оценочным критерием деятельности предприятий и их руководства.
Александр ПЕРЕВЕРЗЕВ
СФЕРА УСЛУГ 94        Неравнодушие к Нарочи
Пора бронировать новогодние путевки в санаторий «Приозерный».
Лика РОМАНЧИК
КЛУБ «ДИРЕКТОР» Здоровье
95       Сердце белорусской кардиологии
Белорусская кардиология вышла на мировой уровень.
Полина РОМАШКИНА Мода и стиль
96    Новый модный сезон: основные тренды осени 2010
Одним из самых ярких модных веяний осени стал стиль милитари.
Ольга КОВТУНЕНКО Открытое сердце
98       Дитрих Гальстерер: «Белорусы покорили меня…»
Дитрих Гальстерер - 17 лет ежегодно приезжает в небольшой городок Руденск и привозит гуманитарную помощь для школы-интерната, где воспитываются дети-инвалиды.
Елена МИНЧУКОВА Знакомые имена
100      Флаг над ледовой ареной
Представляем новую песню известного автора Сергея Авдеева, посвященную одному из самых популярных видов спорта в нашей стране - хоккею.