№ 9 (135) - Сентябрь 2010

 

 

Тема номера: ЭНЕРГЕТИКА СЕГОДНЯ И ЗАВТРА

  • Увеличить прибыль можно поведя структурную перестройку.
  • Какие энергетические мощности выгодно развивать Беларуси?
  • Современные технологии позволяют найти компромисс экологам и энергетикам.
  • Чтобы сохранить место на рынке, необходимо учитывать пожелания клиентов.
  • Сможет ли Беларусь заработать на экспорте электроэнергии?
  • Каков потенциал отечественной биоэнергетики?
  • Какое будущее ждет автомобильный рынок?
  • В чем новизна регулирования в условиях Таможенного союза?
  • Какие менеджеры нужны производству?
  • Новые "правила игры" хозяйственных обществ.
  • Директор идет в суд.
 
   

 

Алиса РЫЖИНА
Работающее с небольшой, но рентабельностью, РПУП «Дзержинское ЖКХ» с каждым годом находит все больше способов заработать. Директор Владимир ШОСТИК рассказывает о том, что удалось достичь его организации к новому отопительному сезону. - Владимир Петрович, как удается работать прибыльно в такой традиционно убыточной сфере как ЖКХ?
- Чтобы выйти на самоокупаемость и работать самостоятельно, деньги надо зарабатывать. Хотя предприятие бюджетное, мы стараемся постоянно развиваться за счет собственных производств. С их помощью потихонечку «выплываем» на рентабельность около 3% - немного прибыли всегда есть. Одним из наиболее креативных наших решений стало создание цеха по розливу питьевой бутилированной воды под торговой маркой «Гратис», что в переводе с латинского означает «бесплатно, даром» (стоимость 19-литровой бутыли, если сравнивать с ценой конкурентов, и в самом деле невелика - менее 9 тыс.руб.). Негазированная питьевая вода пользуется большим спросом - ее у нас покупает вся социальная сфера Дзержинского района, регулярно идут поставки в Минск. Сотрудничаем с магазинами, организациями и даже доставляем воду частным лицам. Вода добывается из артезианской скважины и проходит дополнительную очистку, в том числе антибактериальную - ультрафиолетом, качество ежедневно контролируется в нашей лаборатории. Это производство стало для нас большим подспорьем и позволяет получать выручку до 10 млн. руб. в месяц, а рентабельность составляет 30%. Сейчас ведем переговоры с инвесторами и по строительству завода минеральной воды, скважина для добычи которой уже пробурена. Российский научный центр восстановительной медицины и курортологии дал заключение о возможности применения этой воды в лечебных целях, получены сертификаты соответствия в России и РБ для ее реализации в обеих странах.
В нашей организации работают железобетонный и столярный цеха, функционируют участок поверки бытовых водомеров, линия по переработке ПЭТ-бутылок. Налажен раздельный сбор мусора, на новом полигоне устанавливается современное оборудование по сортировке, утилизации и переработке отходов.
У нас есть лицензия на все виды строительных работ: можем и крышу крыть, и кладку делать, и провести утепление фасада, и забор поставить. А если нужно, отправляем наших маляров и штукатуров  красить стены и клеить обои в новых домах. Используем и парк собственной автотехники для оказания платных услуг: кому-то котлован надо выкопать, а кому-то картошку привезти… Копеечка к копеечке - и «вырастает» рубль.
- Готово ли жилищно-коммунальное хозяйство Дзержинского района к осеннее-зимнему периоду?
- Да, паспорта готовности к отопительному сезону получили все 12 котельных района - как на газу, так и на твердых видах топлива. Проведены работы по профилактическому ремонту оборудования, очистке внутренних поверхностей бойлеров, по испытанию тепловых сетей, осуществлена замена около 4 км изношенной теплотрассы современными ПИ-трубами.  В первую очередь меняем те участки, где ранее были прорывы, и это дает ощутимый эффект: прошлой зимой не было ни одной аварии, хотя еще 4 года назад прорывы теплотрасс были большой проблемой. Выполняются также планы по тепловой реабилитации домов, асфальтированию дорог, обустройству придомовых территорий. Сейчас только кое-что «шлифуем»: всегда есть, что подкрасить, подправить, планируем еще пару тротуарных дорожек положить…
Однако на нашем попечении находится не только Дзержинск, но и весь район, поэтому работы всегда хватает. Принимаем на баланс сельские теплосети, которые находятся в запущенном состоянии. Жилищный фонд на селе тоже очень старый: 80% домов построено более 30 лет назад. Но идет ремонт, меняются крыши, дома утепляются, бурим новые скважины на воду, меняем водопроводы. В этом году сдаем два агрогородка - Негорелое и Скирмантово, всего в нашем районе около 10 агрогородков, и они обустраиваются в соответствии со всеми требованиями. В целом район у нас сильный и перспективный, находится в 35 км от Минска, и по ЖКХ, как и по сельскому хозяйству, социальной структуре, образованию мы обычно занимаем первые-вторые места в области.
- Как повышаете энергоэффективность? Какова в ЖКХ доля местных видов топлива?
- По экономии энергоресурсов нам доведен показатель минус 12%, и мы его выполняем (в августе была экономия 12,8%). Достигается это за счет установки на котельных энергосберегающего оборудования, в том числе импортных энергосберегающих насосов.
В Дзержинске с численностью населения свыше 26 тыс.человек планируем разместить на центральной котельной газопоршневую установку, которая будет вырабатывать электроэнергию для нужд города. Договор на ее изготовление заключен с австрийцами, а срок окупаемости рассчитан на 5 лет. Благодаря ГПУ сможем сэкономить на электроэнергии и получать прибыль около 200 млн. руб. в месяц.
На местных видах топлива у нас работает 6 котельных. В поселке «Энергетик», где проживает 5 тыс. человек, летом используются на дрова, а на газ переходим зимой, когда он дешевле. В д.Скирмантово котельная также работает на дровах, которые мы заготавливаем своими силами.
- Актуальна ли сегодня для Дзержинского ЖКХ проблема неплатежей населения за жилищно-коммунальные услуги?
- По неплатежам сейчас мы выглядим неплохо: выходим на 2,8-3% неплательщиков. Хотя несколько лет назад этот показатель был намного выше и достигал до 40%. Нами проведена большая работа: за каждым сотрудником ЖКХ закреплено несколько неплательщиков, подключаем к решению этой проблемы газеты и радио, вывешиваем списки неплательщиков, их фотографии, принимаем другие меры вплоть до отключения электричества и выселения. Но сегодня это не такая большая проблема, ведь пока наше население оплачивает лишь 30% стоимости услуг. Как правило, неплательщиков больше летом, потому что многие уезжают в отпуска. Но если люди отдыхают на территории республики, то рассчитаться за коммунальные услуги в другой области вскоре поможет Единая республиканская автоматизированная система оплаты услуг ЖКХ. Уже больше двух лет их можно оплатить на почте или в банке во всех населенных пунктах района, но надеемся, что к концу года сделать это можно будет в любой области.
- Растет ли уровень обслуживания жителей района?
- Конечно, мы многое сделали для улучшения жизни населения. Около 20 лет в Дзержинске была очень большая проблема с водой: содержание в ней железа доходило до 3%. Мы решили этот вопрос буквально за 1,5 года и теперь люди довольны и пьют чистую воду. С помощью ввода в эксплуатацию в 2008г. трех локальных станций обезжелезивания содержание железа удалось уменьшить в 9,5 раз, аккредитованная химическая лаборатория ежедневно проводит анализ питьевой воды. Все городские скважины и станции обезжелезивания управляются с помощью компьютера централизованной диспетчерской. На новом водозаборе «Макавчицы» мощностью 7,6 тыс. куб. м/ сут диспетчер полностью управляет подачей воды по всему городу. Идем к тому, что централизованно можно будет регулировать и температуру воздуха в жилых домах.
Много работы предстоит в деревнях. В этом году скважины, которые обеспечивают водой сельское население, передаются в наше ведение. Водопроводы на периферии находятся в очень плохом состоянии: еще в 60-70-х гг. было положено много неоцинкованных стальных труб, на наши плечи ложится большой объем работ по их прочистке и пробивке. В сельской местности водопроводы проходят без разветвления на участки, из-за чего в случае аварии от водоснабжения приходится отключать весь населенный пункт; не везде в деревнях есть канализация, и качество воды хуже, чем в городе. Ведем работы по замене стальных труб на полиэтиленовые, которые не ржавеют, долговечны, практичны и дешевле. По просьбе частных клиентов делаем проекты на подключение к водопроводу, которые обычно реализуются ими самостоятельно в целях экономии, но если нас просят проложить трубу - никому не отказываем.
РПУП «Дзержинское ЖКХ»
222720, г.Дзержинск
Пер. Ленина, 11
Тел.: (01716) 55467
e-mail: Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.
Проработав много лет на территории Минской области монопольно, сегодня ОАО «Заславльбурвод» сталкивается с достаточно жесткой конкуренцией на рынке предоставления услуг по бурению скважин на воду. За счет чего компании удается выдерживать конкурентную борьбу рассказывает ее директор Сергей ТОМАШЕВСКИЙ. - Еще в 1961 г. наша организация, которая в то время называлась Строительно-монтажное управление №1, первой стала заниматься бурением артезианских скважин на воду. С начала деятельности компании их устроено порядка 15 тыс. (около 95% скважин Минской области). В настоящее время на территории области бурением скважин на воду занимаются 9 компаний: 4 государственных и 5 частных. Но не все организации могут предложить заказчику полный комплекс услуг. Мы готовы спроектировать и пробурить скважину, смонтировать все необходимое для работы оборудование, в том числе насосы, а в дальнейшем можем заниматься ее обслуживанием. Благодаря тому, что мы сдаем заказчику объект «под ключ», нашей компании часто отдают предпочтение на тендерах.
Сегодня на предприятии работает около 60 человек, функционирует 5 буровых бригад, силами которых каждый год устраивается более 30 скважин общей протяженностью около 3 тыс. м. В работе используем методики роторного и ударно-канатного бурения, а также метод обратной промывки. Работаем по заявкам организаций, садоводческих товариществ, участвуем в государственных программах по строительству агрогородков и ферм, в программе «Чистая вода».
Дополнительный доход нашей компании приносят услуги по ремонту скважин и их обслуживанию, извлечению оборванного водоподъемного оборудования. Поскольку мы находимся в подчинении Министерства сельского хозяйства, в основном занимаемся обслуживанием предприятий агропромышленного комплекса северной части Минской области.
Известно, что паспортный срок службы скважины не должен превышать 15 лет, но сегодня около 75% скважин области не выдерживают это требование. Со временем снижается производительность скважины: объем получаемой воды уменьшается. Это может быть связано с неправильным использованием оборудования, а также с тем, что с наружной стороны фильтра, устанавливаемого в скважинах, скапливаются фильтрующие пески, которые со временем отвердевают. В текущем году мы закупили электрогидроимпульсную российскую установку «Зевс», которая щадящим методом разрушает отвердевшие пески и восстанавливает работоспособность фильтра. Думаю, это хороший вариант для тех 75% скважин, которые в любой момент могут выйти из строя. Ведь с помощью такой технологии мы можем продлить сроки эксплуатации еще до 3-5 лет, а этого времени достаточно для того, чтобы подготовить документацию и изыскать средства на бурение новой скважины. К сожалению, предприятия АПК не могут себе позволить планомерно осуществлять замену скважин из-за проблем с финансированием. А вот подобные ремонтные работы уже дали положительный эффект на многих объектах.
В нашей организации хранятся паспортные данные на все скважины, пробуренные за 49 лет работы, и это помогает нам их обслуживать. Если же скважину делала другая организация, иногда возникают проблемы с технической документацией, которая может расходиться с тем, что есть на самом деле. Для решения этой проблемы в следующем году планируем закупить специальную видеоаппаратуру, позволяющую посмотреть скважину, определить состояние ее фильтров и конструкций.
Кроме того, занимаемся тампонажем скважин, т.е. их ликвидацией. Ведь если скважина не используется, в водоносные горизонты с поверхности земли могут проникнуть загрязняющие вещества. И хотя работы по тампонажу нужно проводить как можно быстрее, собственных средств для этого у многих хозяйств нет. Считаю, что здесь нужно предусмотреть хотя бы частичное государственное финансирование. А если решение данной проблемы и дальше будет затягиваться, качество воды может серьезно пострадать. Мы вносим свои предложения в программу «Чистая вода», но они почему-то не учитываются. Пока решать проблему стимулирует такое понятие как «спецводопользование» - это разрешение на пользование недрами. Если такого разрешения у субъекта хозяйствования нет, на него накладываются штрафные санкции, а получить разрешение невозможно без заключения санитарной службы о рабочем состоянии всех скважин предприятия.
В ближайшие два года планируем принять активное участие в строительстве новых водозаборов в Минске, цель его - полностью перевести столицу на водоснабжение из артезианских скважин (пока некоторые спальные районы пользуются водой из поверхностных источников). Это крупное строительство, предполагающее не только наше участие. Мы одна из двух организаций, способных обеспечить применение метода бурения с обратной промывкой, который используется именно для строительства водозаборов.
Сейчас разрабатываются планы развития агропромышленного комплекса на следующую пятилетку, и в них предусматривается масштабное строительство. Большой объем водообеспечения ляжет на нас - мы уже к этому готовимся, вкладываем средства в закупку оборудования.
Еще несколько лет назад наша организация находилась в плачевном финансово-экономическом состоянии, работы было немного, оборудование изношено (с 1991 г. вложений в наше предприятие практически не было). Но за последние 1,5-2 года все наладилось, появилась прибыль. Объем строительно-монтажных работ в 2008 г. составил 2,5 млрд.руб., в 2009 г. - уже 3,2 млрд., а в этом году планируем выйти на 4 млрд. Прирост в сопоставимых ценах - 112-113%. За 8 месяцев 2010 г. получено чистой прибыли на 99 млн.руб., средняя зарплата находится на уровне 1,3 млн.руб. Инвестиции собственного капитала в развитие материально-технической базы в прошлом году составляли 200 млн. руб., а в этом - уже 400 млн. Дополнительно осваиваем льготный государственный кредит на 1,5 млрд.руб.: покупаем технику, планируем осуществить ремонт наших производственных баз.
Стараемся закупать технику белорусского производства, но поскольку буровое оборудование у нас не выпускается, используем российские установки. Возможности приобрести за свои средства дорогостоящую импортную технику у нас нет. Современные технологии позволяют выигрывать в скорости бурения, но стоимость такого оборудования в несколько раз выше, чем российского, и это не учитывая затрат на его обслуживание. Импортная буровая установка среднего класса стоит более 1,2 млн. долл. При этом качество российского оборудования нас вполне устраивает, да и специалисты компании хорошо с ним знакомы. Но я считаю, что разработка и освоение производства буровых станков машиностроительными предприятиями нашей республики должна быть интересна руководителям соответствующих компаний, поскольку необходимо обновлять весь имеющийся в республике парк буровых станков.
Основными нашими проблемами являются несвоевременные платежи за выполненные работы, а также недостаток объемов работ в первом квартале - как и у всех строителей республики. Пока идет формирование программ и их бюджета, мы работаем не в полную силу, хотя технологически готовы работать в любых погодных условиях. И тут у частных компаний больше возможностей для маневра, им легче переориентироваться на смежные сферы, если нет основной работы. Впрочем, мы тоже планируем дополнительно освоить, к примеру, устройство скважин под сваи, но для этого, прежде всего, нужны соответствующие специалисты.
Придерживаясь своей специализации, организация ищет дополнительные возможности повышения эффективности хозяйственной деятельности. Проявляем интерес к такой распространенной в Европе технологии как теплонасосы, которые отапливают помещения за счет разницы температур на глубине скважины и на ее поверхности. Тепловой электрический насос позволяет экономить на разнице цен на газ и электроэнергию значительные суммы. Мы делали расчет для нашего предприятия и пришли к выводу, что при переходе организации на такие технологии окупаемость проекта составляет всего три года, и это при сегодняшней цене на газ. С помощью теплонасосов частный сектор Бельгии за 3 года на 60% ушел от потребления газа. Многие западные страны стимулируют переход на эти технологии на государственном уровне и компенсируют 50% затрат на покупку оборудования. К сожалению, в Беларуси на подобные компенсации рассчитывать не приходится, и наша организация собирается вводить новое оборудование за собственные средства. Возможно, начнем проводить работы по устройству скважин для установки тепловых насосов и на других предприятиях, но это уже планы на будущее.
ОАО «Заславльбурвод»
223034, Минский р-н, г. Заславль, ул. Заводская 2
Тел.: (017) 544-27-97, 544-28-00
e-mail: Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.
Алексей СМИРНЫЙ
Производство промышленного холодильного оборудования под торговой маркой белорусского ПООО «ИНТЕРКОМ» началось только в феврале этого года, однако продукция оказалась настолько востребованной, что за несколько месяцев предприятие вышло на полную загрузку мощностей. О том, достойно ли холод белорусского производства встретил «горячий сезон», рассказывает Владимир КОЛЕСНИЧЕНКО, заместитель директора этой компании.
- Владимир Николаевич, как ваше предприятие перешло от импорта к собственному производству холодильного оборудования?
- Так как промышленное холодильное оборудование у нас в республике не производилось, ПООО «ИНТЕРКОМ» импортировало и реализовывало холодильные агрегаты известных западных компаний, в основном из Италии и Германии. Этим направлением деятельности предприятие занималось с 1999 г., причем мы также осуществляли монтаж и дальнейшее обслуживание импортного оборудования.
 С начала работы компании отдел маркетинга разрабатывал мероприятия по увеличению продаж, и пришло время, когда следующим шагом стало собственное производство. До кризиса нам удавалось ежегодно едва ли не вдвое увеличивать продажи, но в 2009 г. произошло значительное падение спроса, и наверстать докризисные показатели мы смогли только в этом году, когда производство заработало. Оно было запущено в феврале, и уже в апреле объемы заказов стали внушительными. Летом же нас ждал настоящий «горячий сезон» и огромные объемы работ.
Сейчас мы полностью отошли от импорта и продаем только свою продукцию. Учитывая высокий спрос на товары, сделанные в Беларуси, рассматриваем возможность увеличения объема производства.
Конечно, в первую очередь занимаемся сборкой, используя около 30% белорусских составляющих. Важнейшие комплектующие, такие как компрессоры, приходится импортировать. Компрессор - это «сердце» машины, ее «двигатель», и он должен быть надежным, поэтому поставляем их из Германии. И хотя основные комплектующие - импортные, стараемся с каждым месяцем добавлять в собираемое оборудование больше белорусских комплектующих.
Организация процесса сборки на территории республики позволила удешевить оборудование. Ведь если конкурирующие компании, которые занимаются импортом, получают у производителей практически одинаковые скидки, ценовые преимущества клиентам им предложить сложно. Мы же не пытаемся сделать продукцию дешевле любым способом. Чтобы с удешевлением не «хромало» качество оборудования, стараемся не экономить на автоматике, при производстве не используем комплектующие сомнительного качества и происхождения - в основном работаем с продукцией известных европейских марок.
Не менее важно и то, что собственное производство позволило сократить сроки поставки, которые, как и стоимость, играют большую роль для заказчика. Поскольку теперь ассортимент комплектующих на складе очень велик, компания оперативно и в кратчайшие сроки реагирует на все их пожелания. Кроме того, мы увеличили гарантию на выпускаемое оборудование до трех лет, так как уверены в его надежности и качестве. Для сравнения: ранее на импортируемое нами оборудование производители давали гарантию не более чем на один год, а если гарантия на тендерах заявлялась больше, то возможные риски брал на себя импортер-поставщик.
В результате в конкурсах по закупке промышленного холодильного оборудования мы составляем серьезную конкуренцию поставщикам импорта, в чем нам также помогают преференции, которые предоставляются государством отечественным производителям.
- Насколько сильна конкурентная борьба на рынке холодильного оборудования?
- Раньше конкуренция в этой сфере деятельности была очень высока: до кризиса в тендерах иногда участвовало более 20 предприятий-поставщиков, в настоящее время число участников сократилось до 4-5. Но в связи с образованием Таможенного союза ждем прихода в Беларусь российских предприятий - это очень серьезные конкуренты, которые пока работают в нашей стране только через дилеров. Сейчас наши цены на оборудование сопоставимы с ценами российских производителей, и мы выглядим конкурентоспособными несмотря на отсутствие преференций по отношению к россиянам. Однако разворачивая собственное производство, мы готовились к подобного рода переменам: будем повышать качество, выходить на новые рынки сбыта, в том числе и на российский. Одним словом, предприятие готово к конкурентной борьбе.
- Какие белорусские организации являются вашими заказчиками?
- За годы существования компании нашими заказчиками стали более 400 белорусских предприятий и учреждений различных форм собственности. В настоящее время работаем с такими крупными предприятиями как ОАО «Отечество», СПК «Гигант», «Институт плодоводства» НАН Беларуси, Селекционно-гибридный центр «Заднепровский», ГП «Минскрыбпром» и др. Одним из ведущих направлений деятельности в последние 4 года стало участие в рамках государственных программ в строительстве и модернизации овоще- и фруктохранилищ. Это большие объемы работ, серьезное оборудование и большая ответственность. Пока с этим справляемся, и не без гордости заявляю, что с нашим непосредственным участием в республике введено «в строй» более 100 хранилищ.
Однако мы не забываем и предприятия мясомолочной промышленности. Многие из них сейчас проводят реконструкции, в частности, по замене аммиачного холодильного оборудования на фреоновые установки, которыми мы занимаемся.
- Есть ли среди клиентов небольшие частные организации? Какими еще направлениями работы занимается ООО «ИНТЕРКОМ»?
- Среди наших клиентов много частных предприятий, небольших частных фирм, но особое место среди них занимают фермерские хозяйства. В настоящее время многие из них, занятые в сфере выращивания овощей и фруктов, активно стали строить новые современные хранилища. Чтобы случайно не забыть кого-нибудь, не буду всех перечислять, но могу сказать, что их продукцию можно увидеть на полках гипермаркетов не только в Беларуси, но и в России, и мы искренне рады, что также причастны к их успехам.
Наша компания многовекторная. Проектируем объекты «с холодом», и для этого у нас много лет работает проектная группа с отличными специалистами. Мы также занимаемся поставками и монтажом систем кондиционирования и вентиляции, в том числе для торговых и производственных предприятий.
Кроме того, наша дочерняя компания производит сэндвич-панели и холодильные двери - эта продукция изготавливается на современном оборудовании и имеет все необходимые сертификаты.
Таким образом, мы имеем возможность предложить заказчику полный цикл работ, что позволяет сдавать объекты «под ключ. Начинаем с проектирования объекта, затем осуществляем его строительство с использованием наших материалов, изготавливаем холодильное оборудование, проводим его монтаж и пусконаладочные работы - для этого, а также для дальнейшего сервисного обслуживания у нас в штате есть квалифицированные специалисты-монтажники с многолетним опытом работы. Вообще же, без сплоченного коллектива компании, с которым нам по плечу любые самые сложные задачи, были бы невозможны все эти масштабные перемены и тот оптимизм, с которым мы смотрим в будущее. ПООО «Интерком»
231721, Гродненская обл., Гродненский р-н, д.Чеховщина
Тел./факс: (0152)52-26-90, 93-98-88, (017)205-91-10, 256-25-48
e-mail: Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.
Мороженое вполне может стать «всесезонным» лакомством. Так считает директор ОАО «Могилевская фабрика мороженого» Татьяна БОНДАРЧУК, которая рассказала, какие усилия прикладывает коллектив предприятия, чтобы оставаться «на плаву» в любую погоду и пору года. Львиная доля успеха - Татьяна Александровна, чего достигла фабрика мороженого за почти 20-летнюю историю работы?
- За многолетнюю историю было пройдено много разных этапов. К моменту моего назначения директором в 2006 г. предприятие сильно сдало свои позиции, мощности его были загружены менее чем на 20%, продукция малоузнаваема. Сложившиеся обстоятельства привели к острому осознанию того, что нам надо перестраиваться, развиваться и становиться на ноги.
 За прошедший период 2006-2009 гг. на предприятии произошли колоссальные перемены. С учетом современных рыночных условий разработаны новые стратегии маркетинга и сбыта, усовершенствованы и оптимизированы ассортимент и упаковка продукции, проведена работа по развитию и продвижению основной торговой марки «Лева». В итоге: увеличивающееся количество лояльных потребителей, 2 медали на национальном конкурсе «Брэнд года». На предприятии осуществили уникальный проект по выпуску глазированных замороженных сырков на палочке и в сахарных рожках под торговой маркой «Творожко-морожко», не имеющих аналогов в Республике Беларусь. Были приобретены экструзионная линия по производству мороженого, линия по производству сырков глазированных традиционных, итальянское оборудование для варочного отделения с CIP-мойкой, линия производства упаковки из гофрированного картона. Построены холодильная камера и склад.
На предприятии разработаны и сертифицированы: система менеджмента качества в соответствии с СТБ ИСО 9001-2001, система НАССР при производстве сырков глазированных на линии CGL. Получен сертификат соответствия и санитарно-гигиеническое заключение, подтверждающее соответствие продукции Федеральному закону Российской Федерации, что дает право реализации мороженого и сырков на ее территории.
Главные наши приоритеты на данный момент - это интенсивное техперевооружение и модернизация производства, обеспечивающие конкурентное качество продукции, грамотный маркетинг, разработка мер по преодолению негативного фактора - резко выраженной сезонности работы предприятия. Нельзя также недооценивать влияние духа и амбиций, «Мы должны быть лучшими» - вот наше кредо, мысль, которую я вкладываю в сознание каждого работника.
Этот сезон с очень жарким летом оказался удачным для всех производителей мороженого. С одной стороны, было тяжело: жара, работа в три смены, нехватка людей и транспорта. Но в то же время увеличение объемов реализации положительно сказалось на финансовых результатах: за 7 месяцев получили 1,8 млрд. чистой прибыли, что вдвое больше, чем в прошлом году. Успешно выполнили доведенные государством показатели по росту заработной платы. С 1 ноября планируем поднять ее еще на 20%.
В текущем году идет рост продаж по всем видам продукции. Но и в 2009 г. мы, несмотря на кризис, достигли хороших результатов. Предприятие занесено на областную Доску почета, поскольку по выполнению доведенных показателей заняло второе место среди организаций Могилева.
- В следующем году тоже планируете рост?
- По крайней мере надеемся на это. Сейчас проводим большое техперевооружение, используя кредитные ресурсы. Вместо трех старых линий ставим две новые, менее энергоемкие и большей производительности. Они дадут возможность значительно увеличить ассортимент мороженого к следующему сезону.
- У кого покупаете технологическое оборудование?
- В этом году уже полностью обновили варочное отделение, установив оборудование итальянской фирмы PIETRIBIASI. Сотрудничество оказалось удачным, поэтому приобретаем у этой же фирмы еще одну линию. На ней можно выпускать «Творожко-морожко», фруктовый лед, эскимо (и в соковой глазури, и в глазури с сухой посыпкой).
Вторая линия будет польской фирмы IСE-Group, предлагающей качественное энергоэффективное оборудование по приемлемой цене. В компании работают специалисты высокого класса, оперативно реагирующие на все возникающие проблемы. Большое значение имеет предлагаемый сервис, ведь в разгар сезона рынок не будет ждать. Без «зимней спячки» - За счет чего планируете увеличение продаж не в сезон?
- Только на погоду нельзя рассчитывать. И на одном мороженом очень сложно работать. Раньше фабрика с трудом выживала зимой, но с запуском новых цехов - по производству сырков и тары из гофрированного картона - мы перестали считать копейки в зимний период. Тарой полностью обеспечиваем себя и реализуем ее другим предприятиям. Гордимся введенным в действие в прошлом году участком по производству сырков глазированных, в который вложено много средств. Думаю, за два года капитальные затраты окупятся, потому что удалось выйти на серьезные объемы: порядка 400 т в год при плане 250-300 т. Ставим цель загрузить линию на полную мощность. Будем расширять географию продаж: если наша область насыщена этой продукцией, то в том же Минске присутствуем не так, как хотелось бы. Конкуренция на этом рынке большая, но мы свою нишу заняли и останавливаться на достигнутом не собираемся.
Есть возможность увеличить объемы производства майонеза. Сейчас в небольшом цеху выпускаем его только двух видов в количестве 250 т в год, что составляет около 6% общего объема производства, а хотим довести долю этого продукта до 10%. В текущем году удалось увеличить его выпуск по сравнению с прошлым на 30% благодаря внедрению новой рецептуры, позволившей значительно улучшить вкусовые качества и консистенцию майонеза. Рецепт понравившегося майонеза мы привезли с выставки в Юрмале. Торговля - производители: на разных полюсах

- Нет ли проблем с реализацией продукции?
- Из всех молочных сегментов рынок мороженого в Беларуси является, пожалуй, самым высококонкурентным. Здесь сталкиваются интересы производителей государственных и частных, отечественных и зарубежных. При этом каждый из них предлагает широкий ассортимент, говорит об их непревзойденном качестве, стимулирует торговлю. Поэтому стараемся заинтересовывать торговые предприятия, снабжаем их рекламными материалами, поставляем фирменные холодильники, предоставляем скидки. Устраиваем дегустации продукции для потребителей и торговли. Но иногда требования торговых организаций переходят разумные границы. Это так называемая плата за вход в сеть, которая включает в себя скидки, бонусы, ретро-бонусы (дополнительное поощрение при росте продаж), оплату маркетинговых услуг, рассрочку платежей. Что в итоге, естественно, сказывается на цене продукции. Если торговля продолжит диктовать свои условия, производитель вынужден будет начать искать дополнительные способы снижения себестоимости в ущерб качеству продукции, «натуральности». Надеюсь, государство этого не допустит и возьмет данную сферу под контроль. Уже сейчас мы используем все возможные способы экономии, не затрагивающие качества продукта. Например, устанавливаем оборудование, позволяющее снизить энергоемкость продукции, изыскиваем другие резервы уменьшения себестоимости.
- Какова ситуация с экспортом?
- Есть разные планы: ведем переговоры по экспорту сырков с Казахстаном, Израилем, но первое, что всех интересует, - это цена. На данный момент экспорт мороженого и сырков налажен только в Россию (Калуга, Брянск, Смоленск) и составляет 4-5%. Однако нам сложно конкурировать по цене с российскими производителями, которые в угоду торговле и в ущерб качеству существенно снизили себестоимость.
При этом в России мы реализуем мороженое на 15-20% дешевле, чем у себя в республике. Так нужно ли нам стремиться на внешний рынок? Не проще ли увеличивать продажи на внутреннем? Ведь мороженое любят все. ОАО «Могилевская фабрика мороженого»
212009, г. Могилев, ул. Лазаренко, 58а
Тел./факс: (0222) 22-49-24
e-mail: Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.
www.leva.by

Александр ПЕРЕВЕРЗЕВ

Некогда белорусы нарекли плодово-ягодное вино «чернилами». Возможно, к эпохе «Солнцедара» такой «ник» и был справедливым  определением, но к винам нового поколения это не имеет никакого отношения. Так считает директор УДП «Слонимский винодельческий завод» Михаил ОКУЛИК.
- Михаил Васильевич, система винзаводов, которая сложилась в настоящее время, во многом осталась в наследство от Советского Союза. А нужно ли Беларуси столько предприятий подобного профиля?
- По моему мнению, такого количества винодельческих заводов для Беларуси не требуется. Сегодня явно ощущается «перегрев» рынка, что ведет к увеличению складских запасов. Если говорить о Слонимском винодельческом заводе, то за последние 10 лет мы превратились в предприятие, которое выпускает не только вино. Присоединили к себе ряд филиалов и цехов, расположенных в нашем регионе. Реконструировали спиртзавод, который приходил в упадок, вдохнув в него новую жизнь. Сейчас это производство соответствует всем  санитарным нормам и лицензионным требованиям. На сегодня полностью обеспечены своим спиртом и даже имеем некоторые излишки данного продукта.
Наряду с плодовым виноделием освоили виноградное направление. Виноматериал завозим из 6 стран. В первую очередь из Молдовы, Румынии, Испании, Украины. У нас была квота на производство 65 тыс. дал виноградных вин, дополнительно запрашиваем разрешение еще на 25 тыс. Потому что выпускаем продукт высокого качества, который находит своего покупателя. Сейчас в ассортименте более 20 наименований виноградных вин, но основной наш продукт - плодовые вина.
Плодовых вин выпускаем более 25 наименований, полностью удовлетворяем потребности Гродненской области и вышли за ее пределы. Открыли оптовый склад в Минске, работаем на Витебский, Гомельский, Могилевский регионы. Качество продукции высокое, что оценено потребителем. Этого невозможно было бы достичь без модернизации. Реконструировали купажное отделение, спиртохранилище, заменили оборудование на винодельческом и спиртовом производстве.
С недавних пор обзавелись уксусным производством, которое расположено около Гродно. В этом году проводим большую работу по его реконструкции, которая включена в республиканскую программу инновационного развития. Спасибо Гродненскому облисполкому, который выделил финансовую помощь в размере 1 млрд. руб. Дополнительно в этот проект вложили 1,5 млрд. собственных средств. Модернизация позволит полностью удовлетворить потребности страны в качественном натуральном продукте - спиртовом уксусе.  В следующем году за счет проведенной реконструкции ежемесячный объем выпуска увеличим в 2 раза. Уксус выпускается под торговой маркой «ДелГусто», что в переводе с итальянского означает «вкус».
- Утверждена госпрограмма сокращения выпуска крепленых плодово-ягодных вин, которые, по мнению наркологов, способствуют развитию алкоголизма. Какие новые сегменты рынка вы наметили для себя в связи с сокращением этого направления?
- Чем хороши винодельческие предприятия, так это тем, что они перерабатывают плоды и ягоды, которое произрастают в Республике Беларусь, и излишки которых есть у населения. В этом году поставили для себя цель - заготовить 8 тыс. т яблок. Закупаем также клубнику, красную и черную смородину, красную и черную рябину, клюкву, крыжовник и поэтому я считаю, что говорить о сворачивании плодового виноделия в Беларуси преждевременно. Куда в таком случае девать излишки сырья? Какое им найти применение?
Другое дело, что нужно прекращать выпуск плохих по качеству вин. Есть ряд предприятий, где производство не соответствует современным требованиям. По моему мнению, нужно оставить только те заводы, которые изначально были ориентированы на выпуск вина, где есть традиции, оборудование, специалисты. То есть все условия для того, чтобы выпускать качественный продукт. Сегодня на рынке Гродненской области 30% объема потребления виноградных вин - нашего производства. Постепенно расширяем географию поставок по всей республике. Виноградные вина выпускаются под торговой маркой «ВинСент» (имя, которое означает «одерживающий победу»). Постоянно расширяем ассортимент, недавно в розничную сеть поставили испанские вина «Нежность Беатрис» (сорт винограда «Пардина») и «Пламя корриды» (сорт винограда «Темпрамильо»).
На заводе прекрасное винохранилище, которое соответствует всем лицензионным требованиям. Приобрели установку для стабилизации виноградных вин, обработки их холодом, для того чтобы не выпадал осадок - винный камень. Закупили новую итальянскую линию, на которой разливаем виноградные вина. Действует система ISO-9001, недавно сертифицировались на систему управления безопасностью производства продукции на основе принципов НАССР. Года два назад была проблема с бутылкой, она не совсем подходила для виноградных вин. Сегодня, надо отдать должное Гродненскому стекольному заводу, бутылка выглядит вполне достойно.
- Виноградное вино - достаточно капризный продукт. Здесь многое зависит не только от производителя, но и от того, кто и как его хранит и продает. Как приучить торговлю к профессиональному подходу?
- За один день эту проблему решить невозможно. Но положительные сдвиги уже наметились, торговые залы постепенно оснащаются кондиционерами. То же касается и складских помещений. Там, где хранится вино, должны быть кондиционеры. Возможно, следует внести в лицензию по продаже виноградных вин стандарты по их хранению, тогда все будут вынуждены их соблюдать.
 - Выполнение прогнозных показателей, которые ежегодно растут в динамике, обязательны для всех. Получается, что государство в отношении развития алкогольной отрасли заинтересовано в том, чтобы граждане страны пили больше. А во всем мире стремятся перейти к умеренному потреблению алкоголя. Какой должна быть государственная политика в этом вопросе?
- Сегодня есть понимание данной проблемы. Не может винодельческий завод выпускать продукцию, которая абсолютно не соответствует его профилю. Можно, например как у нас, организовать выпуск виноградных вин, пищевого уксуса, потому что это близко по профилю. Но невозможно из года в год увеличивать объемы производства, не наращивая выпуск основного продукта - плодово-ягодных вин. Белорусы много потребляют абсолютного алкоголя на душу населения, этот показатель нужно уменьшать. Поэтому доводить до предприятий алкогольной отрасли рост объемов производства несколько некорректно. Концерн «Белгоспищепром» поднимает эти вопросы в правительстве, правда, не знаю, получат ли они свое разрешение.
Если говорить о снижении потребления алкоголя, то нужно остановиться на сегодняшних показателях. Сделать больший упор на экспорт, что сейчас и происходит, и совершенствовать технологии на тех объемах, которые сейчас сложились. Улучшать качество продукта, а не гнаться за валом. Ранее мы были замкнуты на белорусский рынок, но последние два года, приняв участие в выставках за пределами Беларуси, открыли для себя Прибалтику, куда поставили уже около десяти фур плодового вина. Оно пользуется там спросом, потому что сделано из натурального сырья и хорошего качества.
- Может быть совмещение двух ипостасей - классического виноделия и виноделия, основанного на местном плодово-ягодном сырье, поможет нам создать вино, которое со временем будет визитной карточкой Беларуси, как шампанское или коньяк во Франции?
- Мне кажется, это вполне осуществимо. Первое, что нужно сделать - уйти от вала. Необходимо подумать, сколько нам нужно алкогольной продукции, определиться с объемом потребления, с тем, сколько мы можем продать на экспорт. И поставить на этом точку. Сегодня вложены огромные средства в развитие индустриального выращивания плодов и ягод. Лет пять назад яблоки мы закупали в основном у населения, в связи с чем возникали проблемы, потому что яблоки должны быть сортовыми. А сегодня на Гродненщине с десяток хозяйств, которые занимаются поставкой сырья для производства плодово-ягодных вин.
Фермеры выращивают не только яблоки, но и занимаются ягодами - голубикой, черноплодной рябиной, земляникой, клубникой. То есть складывается производственная цепочка. Необходимо, например, выращивать определенный сорт черной смородины со стабильным содержанием сахара, кислоты, который создает определенный букет. А сейчас мы закупаем через райпо у каждого по кошелке. Если будет создана единая производственная цепочка - перспективы очевидны. Так это организовано в Финляндии. Там фермер сам сажает плантацию, сам делает вино из сырья определенного сорта. И такое вино из года в год идентично по качеству, у него есть определенные вкусовые оттенки, присущие только ему. А если покупать, у кого что придется, то стабильного качества не будет, вино будет отличаться тонами.
По моему мнению, у наших крепленых плодовых вин сегодня открывается «второе дыхание». Обычно мы перерабатывали плоды и ягоды, сбраживали их до 5%, а до нужной крепости доводили спиртом. Сегодня набраживаем до 10%, это вина улучшенной технологии. Если выпускаешь вино улучшенной технологии - значительно ниже акцизный налог, что выгодно экономически. Стремимся, чтобы весь виноматериал был натурального 10%-ного наброда. Ведь чем выше этот показатель, тем больше образуется полезных для человека веществ, тем полнее букет этого вина. Второе направление - вина изготовленные по специальной технологии. Например, тепловая обработка по типу виноградного портвейна. Данное направление начинает развиваться в Беларуси, и мы задумываемся над этим. И третье направление в плодовом виноделии, думаю, достаточно перспективное, - это выпуск натуральных вин.
В Финляндии на небольших частных заводах уже около десяти лет производят вина из местного сырья, и они достаточно прочно завоевывают рынок. На сегодня у нас пять наименований  натуральных вин из белорусского сырья - вишни и яблока. Когда выпустили первую партию натурального яблочного вина, оно с большим трудом пробилось на рынок. А сейчас появился пусть небольшой, но спрос. Идут заявки от торговли. А о качестве наших плодово-ягодных вин говорят награды, завоеванные на дегустационных конкурсах.
Планируется, что к 2015 г. производство натуральных вин должно составлять 1/3 всего объема производства. Вряд ли так кардинально можно изменить структуру потребления, потому что население за 2-3 года не сможет перестроить свои предпочтения. Нужно время на то, чтобы люди попробовали, привыкли. Например, производство виноградных вин мы начинали с того, что в месяц выпускали и продавали машину вина. Сейчас эти объемы выросли в 4 раза. И дальнейшая перспектива развития этого направления есть. То есть нужно время для того, чтобы белорусский потребитель привык к новым веяниям в отечественном виноделии.
УДП «Слонимский винодельческий завод»
231800, г. Слоним, ул. Коммунистическая, 19
Тел./факс: (01562) 2-11-57
e-mail: sekretar@.vinzavod,by       
Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.

 

Вита СОЛИНА
Продукция СООО «Маттиоли» отличается не только шармом итальянского названия, но и настоящим миланским качеством и дизайном. Все материалы, которые используются для создания сумок этой торговой марки, поставляются из Италии, а процесс производства проходит под руководством итальянских партнеров. О чарующем воздействии на белорусских и российских покупателей брэнда «Маттиоли» беседуем с директором компании Наталья ТОПОЛЬЧАН.
- Наталья Александровна, расскажите о пути становления торговой марки «Маттиоли». Какую роль для предприятия играют итальянские партнеры?
- Работать на территории Беларуси компания начала с сентября 1998 г. - сразу после дефолта в России - сначала как иностранное предприятие, а с 2006 г. как совместное общество. Первое время было сложно: брэнд не был раскручен, нас не знали, магазины не особенно хотели работать с компанией. Но потихоньку, шаг за шагом, мы убеждали всех в качестве продукции, давали на реализацию пробные партии товара, занимались рекламой торговой марки. И вскоре нам пришлось расширяться: в 2002 г. переехали в новое здание, увеличили производственные и складские площади с 200 до 1200 кв.м, а теперь нам и этого не хватает. Сегодня количество сотрудников вместе с продавцами нашей фирменной торговой сети - около 200 человек. В сезон среднемесячный оборот достигает 500 тыс. евро. Продажи растут ежегодно примерно на 10%. В этом году ожил российский рынок, куда мы экспортируем около половины всей выпускаемой продукции. Учитывая отсутствие таможенной границы, белорусский рынок рассматривается инвесторами совместно с российским - практически безграничным, хотя и очень сложным. В Беларуси рынок почти закрыт и хорошо защищен, а в России есть масса предложений конкурентов - там нужно делать что-то особенное. Для этого прикладываем все усилия, два раза в год отправляем модельеров в Милан, чтобы быть в курсе модных тенденций.
Итальянская сторона играет очень активную роль в жизни компании. Наш партнер Винченцо Д’Анжело, владелец фабрики фурнитуры для кожгалантереи в Италии, приезжает на предприятие каждый месяц для обсуждения стратегии развития фирмы - все идет под его непосредственным контролем. В целом итальянцы позитивно оценивают наш рынок и считают, что у него большой потенциал.
- Как организована реализация продукции? Где открыты фирменные магазины «Маттиоли»?
- Развитие фирменной торговой сети стало политикой нашего предприятия, и на этом настаивают итальянские партнеры. Своя сеть - это огромные возможности для изучения спроса, она сразу дает почувствовать, правильно ли сделан выбор материалов и моделей, что покупателям нравится, а что - нет. В Минске уже есть три магазина «Маттиоли», в Бресте и Могилеве - по одному, а в Гомеле и Гродно их открытие пока только в планах на будущее. Все объекты фирменной торговли оформляются в едином стиле. Модельеры периодически проводят семинары с продавцами, которые должны знать, что собой представляет их товар и разбираться в особенностях материалов.
Мы сотрудничаем и с такими крупными минскими универмагами как ГУМ, ЦУМ, «Беларусь», «Торговый дом на Немиге». Во всех областях республики организации с удовольствием берут на реализацию нашу продукцию.
Что касается российского рынка, то в различных регионах РФ - от Москвы до Тихого океана есть компании, которые занимаются сбытом. Наши партнеры открыли фирменные магазины «Маттиоли» в Москве, Санкт-Петербурге, Ростове, и мы с удовольствием помогали им в этом.
- Насколько капризен сегодняшний покупатель? Как меняется его портрет в зависимости от географии?
- Как правило, нашим покупателем является работающая женщина с хорошим уровнем дохода. Поскольку все материалы и фурнитура закупаются в Италии, изделия не могут стоить дешево. Мы занимаем свою нишу на рынке в сегменте выше среднего. Но если в Беларуси решающую роль при выборе продукции играет цена, то, например, в Москве непременно надо удивить покупателя дизайном, а в Питере проявляют интерес к классическим сумкам в спокойных строгих тонах.
СООО «Маттиоли»
220064, г. Минск, а/я 39
г. Заславль, Западная окраина
Тел.: (017)544-57-97, факс: (017)544-57-92
e-mail: Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.
www.mattioli-bags.com
Хлебопечение Гомельской области в основном представлено хлебозаводами РУП «Гомельхлебпром». Его генеральный директор Наталья Викторовна ВЕРОМЕЕВА, депутат Гомельского областного Совета депутатов, рассказала редакции о стратегии развития предприятия. Коллектив «особой закваски» - Есть удивительный и научно необъяснимый факт: у каждого пекаря, тестовода и даже бригады на заводе хлеб получается разный, несмотря на то что продукт производится на одном и том же оборудовании по одинаковой технологии. Хлеб не могут выпекать люди с недоброй душой, плохими мыслями - это продукт, который любит душу и сердце. Поэтому я считаю, что наш коллектив - это люди «особой закваски», как и сам продукт. И все достижения предприятия направлены, в первую очередь, на улучшение жизни каждого сотрудника РУП «Гомельхлебпром», поэтому и заработную плату за 8 месяцев 2010 г. увеличили на 19% по сравнению с соответствующим периодом прошлого года. На предприятии работает более 3,5 тыс. человек, из них почти треть трудится в сфере ведомственной торговли. Коллектив - наш главный приоритет. Ведь хлеб сразу «чувствует», насколько гармоничны отношения человека и производства, получает ли работник от труда положительные эмоции и проявляет ли интерес к своему делу.
Наше предприятие ведет свою историю с 1928 г., когда на базе двух пекарен был построен старейший хлебозавод РУП «Гомельхлебпром» - первый хлебозавод г. Гомеля. Сегодня в нашу структуру входит 11 хлебозаводов: 4 в Гомеле и 7 районных (Жлобинский, Мозырский, Рогачевский, Добрушский, Калинковичский, Светлогорский и Речицкий). У предприятия также есть своя сеть ведомственной торговли (130 объектов), база производственно-технического обслуживания и сельскохозяйственное предприятие, которое нам удалось вывести на прибыльную работу. Технологии повышения эффективности
- Главной задачей при разработке стратегии развития производственно-хозяйственной деятельности предприятия я как руководитель всегда ставлю экономическую эффективность производства. И результат такого подхода налицо: за текущую пятилетку удалось увеличить объем среднегодовой прибыли в 1,8 раза. Важнейшим инструментом в повышении эффективности производства являются его техническое перевооружение и модернизация, грамотная инвестиционная стратегия. За пятилетку на 80% обновлена активная часть основных средств. Сегодня практически все хлебопекарные цеха имеют новые комплексные механизированные энергосберегающие линии, которые дают возможность мобильно переходить с одного вида продукции на другой и выпускать широчайший ассортимент хлебобулочных (более 200 наименований ежедневно), а также кондитерских (около полутысячи наименований) изделий. Теперь среднесуточный объем хлебобулочной продукции составляет 170-180, а кондитерских изделий - до 7 т (после модернизации всех 9 кондитерских цехов объем выпуска вырос вдвое).
Еще одним способом повышения эффективности стало создание собственной базы автотранспорта. Раньше оплата услуг сторонних организаций по доставке продукции занимала около 18% в себестоимости. Сегодня в нашем распоряжении более 250 специализированных автомобилей, что позволило снизить коммерческие расходы в 2,5 раза.
Что касается такой актуальной у нас в стране темы как энергоемкость продукции и затраты ТЭР на ее производство, то при всем увеличении стоимости энергоресурсов в себестоимости продукции (в суммарном выражении) у нас они занимают те же позиции, а удельный вес ТЭР снизился на 3,3% (в начале пятилетки этот показатель составлял 9-10%, сейчас - 5,5-6%). Это удалось сделать за счет замены старых кирпичных печей, которые входили в рабочий режим в течение пяти-семи суток, в то время как современная техника укладывается в 2 ч.
Осуществляемая инвестиционная стратегия позволила на основе использования новых видов оборудования и освоения прогрессивных технологий расширить выпуск импортозамещающей продукции. Если в начале пятилетки ее объем составлял только 5-10%, то сегодня - 70% в объеме производства кондитерской продукции, и мы на этом не остановимся. Итальянские технологические линии по выпуску мелкоштучных изделий из дрожжевого и слоеного теста Canolino позволяют производить слоеные изделия европейского направления (круассаны, слойки, штрудели). Эту продукцию выпускаем как в готовом виде, так и в виде замороженных полуфабрикатов с длительным сроком хранения. Тестовые заготовки поступают в нашу торговую сеть, а также в Минск, Витебск, Москву, Подмосковье. Продукцию приобретают предприятия авиалиний, железной дороги, кулинарии при автозаправках предприятий «Белоруснефти». Чувство рынка и экспорт на миллион долларов
- На белорусском рынке последние 4 года прослеживается тенденция снижения потребления хлебобулочных изделий. Мировая оценка этого явления говорит о повышении благосостояния народа. В Гомельской области среднедушевое потребление хлебобулочных изделий достигло европейского уровня и составляет 172 г в день. Продолжается его снижение на 1,5- 2% в год. Предприятию в таких условиях нужно искать новые возможности увеличения выручки - их дают развитие кондитерского производства, цехов горячей выпечки, рост объемов выпуска импортозамещающей продукции. Несмотря на кризис и более высокие по сравнению с хлебом цены на кондитерские и сдобные изделия, в 2009 г. рост по «мелкоштучке» (пышки, булочки, круассаны, другая сдоба) к 2008 г. составил 125%, а объемы горячей выпечки выросли в 2 раза.
 Эффективность производства сегодня можно увеличивать и за счет расширения географии экспортных поставок, которые дают нам дополнительные объемы производства и реализации. За прошлый год мы экспортировали хлебобулочной продукции на 1 млн. долл. По отношению к докризисному 2008 г. объемы продаж выросли в 1,5 раза. Увеличить экспортные поставки помогло освоение новых технологий, в том числе шоковой заморозки изделий, в результате которой срок их реализации возрастет до трех месяцев.
Мы экспортируем более 50 видов изделий в Брянскую, Смоленскую, Орловскую, Воронежскую области России, в Москву и Кострому. Осуществляем поставки в Канаду, недавно подписали дилерский контракт на реализацию продукции в Лос-Анджелес (США). Ставим задачу дальнейшего наращивания экспортных продаж. Не говорю, что мы завоевали внешние рынки, потому что это будет неправильно: рынок нельзя завоевать раз и навсегда - он постоянно колеблется, его нужно чувствовать и успевать за его требованиями. Но задачу такую себе ставим и работаем в данном направлении. Например, на рынке Москвы меняем ассортимент практически ежеквартально.
Чтобы экспорт был рентабельным, стараемся поставлять продукцию оптово-розничным базам, а не возим ее по торговым сетям. Если на внутреннем рынке рентабельность хлебобулочных изделий - 7-8%, то при экспорте она у нас тоже неплохая - до 5%. Чем больший объем мы производим, тем меньше приходится накладных расходов на единицу продукции. Поэтому расширение объемов поставок в целом дает хороший экономический эффект.
Возить продукцию в другие области Беларуси смысла нет, потому что ассортимент везде очень широкий, хотя стараемся присутствовать в Минске, и пускаем минчан к себе. Удельный вес РУП «Гомельхлебпром» на внутреннем рынке производства хлебобулочных изделий Гомельской области составляет около 70%. Но есть у нас и серьезные конкуренты - предприятия потребительской кооперации, ОРС Белорусской железной дороги, ОАО «Спартак», кондитерские цеха при гипермаркетах, ресторанах, предприятиях торговли, общественного питания, а также производители частной формы собственности. Однако конкуренция здесь достаточно позитивна, она дает внутренний «адреналин», который не позволяет успокаиваться и заставляет думать о завтрашнем дне, чувствовать цену и потребности рынка. Аромат горячей выпечки и глобальных планов - Наша ведомственная торговая сеть насчитывает 130 торговых предприятий (90 магазинов, а также ларьки и павильоны), ее годовой розничный товарооборот составляет около 120 млрд. руб., через нее реализуется около 13% производимой хлебобулочной и почти 40% кондитерской продукции. Ежегодно открываем до 8 новых торговых предприятий. Своя сеть - это огромные возможности исследования покупательского спроса: практически ежедневно мы проводим выставки-ярмарки, выставки-дегустации, анкетирование покупателей. Кроме того, это довольно хороший и устойчивый рынок продаж, и наша задача - расширять его, работать с каждым магазином, совершенствовать торговое оборудование, использовать новые современные методы выкладки товаров. В последние годы мы брали пример с Европы и открывали цеха горячей выпечки, за счет чего получаем очень хорошие результаты: около 2 млрд. руб. товарооборота. Покупатель тоже проявляет больше интереса к продукции, если чувствует в магазине запах допекаемого хлеба и аромат горячих круассанов.
На следующую пятилетку мы поставили себе глобальные задачи: открытие и развитие высокотехнологичных кондитерских мини-производств с хорошей окупаемостью. Разработано 9 инновационных проектов, в самые сжатые сроки планируем завершить организацию новых производственных участков. Таким образом, у коллектива есть стабильная и перспективная работа. Смело и спокойно смотреть в завтрашний день может каждый работник нашего предприятия. РУП «Гомельхлебпром»
г.Гомель, пр.Ленина, 4,
тел.: (0232) 749-570
e-mail: Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.
www.gomelhlebprom.by
Александр ПЕРЕВЕРЗЕВ
Когда заходит речь о развитии агрокомплекса, то обычно оперируют валовыми показателями: удоями на одну корову, суточными привесами, урожайностью на гектар пашни и т.д. Глава фермерского хозяйства «Исида» Александр ЛАСЕВИЧ считает, что главный экономический показатель работы в любой отрасли - это прибыль. Только материальная выгода может способствовать рыночному благополучию в настоящем и будущем.
- Самое тяжелое в нашей работе - это хождение по кабинетам, - говорит А.Ласевич.  Приходится все время что-то вымаливать, выпрашивать. Такого унижения многие не выдержали, остались только те, кто смог понять, как работает система, приспособиться к ней. Теперь если нет значительного стартового капитала - фермером не станешь, потому что для получения кредита необходимо залоговое обеспечение. Квартиру заложить нельзя, поскольку это личная собственность, а образуется юридическое лицо. Земля залогом быть не может. Будь она предметом купли-продажи, тогда ситуация была бы иной. Хорошо, конечно, что сейчас сняты ограничения, каждый может иметь 100 га земли в пожизненном арендном владении и неограниченное количество земли в краткосрочной аренде. Но сельхозпредприятие обязательно должно быть частным, для того чтобы у человека был личный интерес в его развитии.
И действительно, сейчас с председателей СПК спрашивают в основном за надои, привесы, урожайность. Отрицательные экономические показатели если и становятся предметом для разбирательства, то только один раз в году, в то время как за невыполнение прогнозных - «склоняют» ежедневно. А отсутствие личного интереса в зародыше убивает всякую инициативу. Проще заниматься тем, чем прикажут сверху, нежели искать оптимальный вариант.
Сегодня на овощном рынке 30% - это продукция фермерских хозяйств, - подчеркивает Александр Васильевич. Я сажаю 30 га картофеля и получаю 70% выручки. К примеру, гектар, засеянный зерновыми, дает 1 млн. дохода, а с такого же участка картофельного поля получаю 25 млн. Поэтому в первом случае получается если не убыток, то нулевая рентабельность. А во втором, учитывая затраты, буду иметь прибыль 15 млн. с 1 га. Колхозы же картофель выращивать не хотят, кричат, что это не выгодно. На самом деле - выгодно, но им никто не хочет заниматься, потому что это весьма хлопотное дело. А руководителям СПК не нужны лишние хлопоты, поскольку финансовая составляющая их волнует мало, ведь зарплата от этого не изменится.
По мнению А.Ласкевича государство должно создать условия для конкуренции, а не регулировать цены административно. На Западе это делают ассоциации фермеров, которые учитывают, насколько удачным оказался год, каковы были затраты на производство. Так, наши фермеры решили перенять западный опыт и создали кооператив «Фермерские овощи», который занимается переработкой картофеля и овощей: их моют, нарезают, упаковывают. Картофель поставляется кооперативу по 700 руб. за килограмм, но в минские магазины его берут только по 800 руб. Такова закупочная цена на картофель, установленная Мингорисполкомом, поэтому кооператив стал убыточным.
- Наверное, мы опередили свое время, - говорит с сожалением глава фермерского хозяйства «Исида». Кроме того, к такой кооперации не готовы мы сами. У нас каждое, пусть даже самое маленькое хозяйство, стремится иметь все свое. А на Западе есть кооперативы, у которых можно взять в аренду необходимую сельхозтехнику. Когда создавали кооператив, я предложил закупить технику, чтобы она использовалась всеми хозяйствами. Но никто не захотел. - Думаю, рано или поздно мы к этому придем. В таком случае рынок должен стать более насыщенным и цивилизованным, - сказал в заключение Александр Ласевич.
Крестьянское (фермерское) хозяйство «Исида»
223037, Минская обл., Минский р-н, д.Петришки
Тел.: (017) 503-07-45
Лика РОМАНЧИК
Тему развития Нарочанского региона, начатую в прошлом номере журнала, продолжает заместитель директора по административной работе санатория «Приозерный» Дмитрий РЫБКО. - Дмитрий Семенович, что отличает санаторий «Приозерный» от других здравниц курортной зоны? Чего достигло предприятие за 11 лет работы и что ожидает его впереди?
- Поскольку все здесь создавалось практически заново, работать было сложно, но интересно. На базе двух старых санаториев открылось два корпуса: «Приозерный» и «Лазурный» общей вместимостью 440 мест. Лечебный комплекс санатория предоставляет услуги оздоровления отдыхающим с заболеваниями сердечно-сосудистой и нервной систем. С 2006 г. работает новый пищеблок, который был построен совсем «с нуля». А в ближайший год планируем завершить и ввести в эксплуатацию недостроенное здание лечебного корпуса бывшего санатория, где разместится наш новый медкомплекс, который сможет принимать отдыхающих в более комфортных условиях. Санаторий включен в Государственную программу развития курортной зоны Нарочанского региона на 2011-2015 гг., предусматривающую бюджетное финансирование этого строительства. Планируем сдать лечебный корпус до начала следующего сезона, т.е. до мая 2011 г. Только строительство бассейна с мини-аквапарком и банным комплексом немного затянется, но тоже завершится в следующем году.
Каждая здравница нашего края по-своему особенна и у нашего санатория тоже есть свои «изюминки». Но чтобы они появлялись, кому-то должно быть интересно этим заниматься. Взять хотя бы уютный бар нашего санатория с летней верандой в оригинальном дизайне и с единственной в наших краях кофе-машиной, способной приготовить настоящий капучино. Мы стали также «первопроходцами», когда открыли информационный ТВ-канал, по которому круглосуточно транслируется информация о санатории: планируемые мероприятия, экскурсии, сводка погоды, температура воды, а также сведения о платных услугах - чтобы обо всем этом узнать, гостю достаточно включить телевизор в своем номере.
В стоимость путевки входят такие процедуры как массаж, электросветолечение, бассейн, ванны, души, грязелечение и др. Но многие дополнительные услуги, включая косметологические, гидромассаж, УЗИ, осмотр врача-уролога и невролога оказываются за дополнительную плату. И выручка от платных лечебных услуг составляет около 80 млн. руб. в месяц. Мы единственный санаторий из системы УД Президента, который работает на полном хозрасчете. Получаем около 1 млрд. руб. прибыли в год, но строительство нового лечебного корпуса, которое обойдется в 30 млрд., нам «не потянуть» ни за свои, ни за кредитные ресурсы.
- Какие проекты программы развития этого курорта, по вашему мнению, более всего помогут сделать озеро Нарочь действительно современным и массовым местом отдыха?
- Многое в планах развития Нарочи вызывает интерес и радует, но еще не все проекты нашли своих инвесторов. На мой взгляд, самые грандиозные и полезные идеи - это строительство здесь современного аквапарка с дайвинг- и аэроклубом, а также скоростной автотрассы Минск - Нарочь.
Конечно, в нашей курортной зоне не хватает ресторанов, объектов торговли. И наш санаторий не против открыть на побережье небольшую пиццерию…
- Какова загруженность санатория «Приозерный» на сегодняшнем этапе развития региона?
- Проблем с заполнением санатория уже нет ни зимой, ни летом: по году она достигает почти 100%, поэтому об отдыхе нужно заботиться заранее. Путевки на лето мы продаем в феврале, на Новый год - уже сейчас. Почему белорусы жалуются, что россияне скупили все белорусские санатории, и к нам не попасть? Дело в том, что российские гости приобретают путевки заблаговременно. А большой интерес к нам россиян, которых здесь около 50%, объясняется более доступными, чем в России, ценами на отдых. Кроме того, наш санаторий не поддерживает политику разных цен для белорусов и иностранцев. Разница в стоимости у нас составляет не более 10% и всегда обосновывается включением дополнительных услуг (экскурсий и др.). Через турфирмы сюда приезжает около 40% отдыхающих, но большинство людей узнают о нас от знакомых, которые остались довольны отдыхом. Санаторий «Приозерный»
222395, Минская обл., Мядельский р-н, к.п. Нарочь, ул. Песчаная, 21
Тел.: (01797) 47-7-07, факс: (01797) 47-0-91
e-mail: Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.
www.naroch.by

Полина РОМАШКИНА

Одной из самых востребованных в мире операций по трансплантации органов является пересадка сердца. Впервые осуществленная в нашей стране в феврале 2009 г., эта операция сегодня стала рядовым явлением для Республиканского научно-практического центра «Кардиология». Качество его медицинских услуг уже достигло мирового уровня, о чем свидетельствует растущий интерес иностранных граждан к РНПЦ. О том, что предопределяет выбор иностранцев рассказал начальник отдела по внебюджетной деятельности Центра Павел МАШЛЯКЕВИЧ.
- Павел Адамович, насколько современен уровень медицинских услуг в РНПЦ «Кардиология»?
- Наш центр является ведущим кардиологическим учреждением в Беларуси: самые сложные пациенты поступают к нам из всех областей республики. Кроме того, все желающие могут платно пройти обследование и получить консультации высококвалифицированных специалистов, а в случае, если требуется лечение, белорусы могут продолжить его бесплатно. Иностранные граждане на платной основе также могут пользоваться всем спектром выполняемых нашими специалистами исследований и операций, среди которых и трансплантация сердца - мы провели 26 таких операций. В том числе пересадка сердца была сделана гражданину Украины 26 июля 2010 г., а уже 25 августа, довольный, он уехал на родину. Если на Украине в сфере трансплантации есть сложности, то у нас в стране действует способствующий развитию трансплантологии Закон «О трансплантации органов и тканей человека» в редакции 2007 г. Помимо этого в Европе пересадка сердца стоит 200-250 тыс. евро, в России - около 100 тыс. долл., а у нас намного дешевле: от 40 тыс. долл. В то же время уровень, на котором в нашей стране проводится эта операция, соответствует мировым стандартам. Чтобы исключить вероятность отторжения донорского сердца, центром проводятся все необходимые исследования, в том числе в иммунологической лаборатории, на совместимость сердца донора и нуждающихся в нем пациентов из нашего «листа ожидания». Потребность в трансплантации сердца у белорусов составляет более 25 операций в год.
В настоящее время наш центр готовится к еще более сложной операции: пересадке комплекса сердце-легкие. Для этого необходимо закупить дополнительное оборудование. И в следующем году мы начнем осуществлять трансплантацию, которую уже ждут около пяти пациентов.
Вообще, уровень кардиохирургии в центре очень высок и соответствует мировому.
- Растет ли количество иностранных пациентов?
-  Да, иностранцев у нас становится все больше. В начале года в месяц за лечением обращались 1-2 иностранных гражданина, а теперь уже 3-4 человека в месяц проходят в стационаре диагностическое обследование и лечение и столько же обращается за кардиохирургической помощью. На консультации и диагностику приезжает около 10 иностранцев в месяц, в том числе едут и в наш Детский центр (в основном из западных областей России).
Судя по отзывам, зарубежным пациентам нравится отношение к ним персонала и белорусское ценообразование: стоимость каждой операции строго регламентирована и поэтому меньше, чем в соседних государствах и Европе. К тому же при обращении в европейскую клинику граждане СНГ сталкиваются с такими трудностями, как незнание языка и необходимость открытия визы.
- Какой объем платных услуг оказывает центр, и какие задачи помогают решать полученные средства?
- Объемы платных услуг постоянно увеличиваются. За 8 месяцев 2010 г. заработано около 410 млн. бел.руб. (более 40% платных услуг оказано иностранцам). Многие пациенты приходят через белорусские страховые компании, с которыми мы работаем. Прибыль идет на развитие материально-технической базы и на премирование работников центра. Доходы от платных услуг позволяют быстро приобрести необходимое оборудование, если покупка не была запланирована за бюджетные средства.
- Что удастся сделать на средства, выделяемые госбюджетом?
- Финансирование РНПЦ «Кардиология» получает в достаточном объеме. Около двух лет назад была завершена реконструкция центра, который и раньше был неплохо оснащен. Покупаем оборудование мировых лидеров из Европы, США, Японии, Кореи. Но есть и качественная продукция белорусского производства: системы холтеровского мониторирования и электрокардиографы, которые выпускаются даже в виде электронной записной книжки и позволяют передавать данные врачу по Интернету и телефонной линии. Эти приборы по качеству соответствуют мировым аналогам.

РНПЦ «Кардиология»
220036, г. Минск, ул. Р. Люксембург, 110
Тел. регистратуры отдела по внебюджетной деятельности: (017) 222-16-29
e-mail: Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.
www.cardio.by

Ольга КОВТУНЕНКО

Закончилась изнурительная летняя жара и наступила золотая осень. Особенно хорош сентябрь - еще не холодно и вполне можно позволить себе, не обновляя полностью гардероб, сочетать летние вещи с нарядами потеплее. Пока еще радуют мягкое солнышко и уже разноцветная листва. И, конечно, это еще один повод выглядеть ярко и даже нарядно, выбирая вещи насыщенных расцветок: зеленого, красного и золотого. А еще в сентябре - самое время знакомиться с модными новинками, присматриваться к тенденциям и делать первые покупки к новому сезону. Поэтому этот обзор хочется посвятить самым свежим тенденциям современной моды, которые  наиболее актуальны в осеннем сезоне 2010.
Одним из самых ярких модных веяний осени стал стиль милитари. Это fashion направление никак не хочет уходить с подиумов и, более того, приобретает все более интересные черты. Этой осенью в моде не столько военная, сколько военно-историческая тематика. Куртки, стилизованные под экипировку летчиков военной поры, пальто, напоминающие бушлаты моряков, разнообразные элементы, заимствованные у шинелей, френчей, мундиров различных исторических эпох - все это будет более чем уместно этой осенью. Цвет хаки (глубокие оттенки зеленого) как никогда актуален применительно к данному модному течению. Этот цвет прекрасно смотрится в верхней одежде: куртках, пальто, жакетах под пояс и, конечно, платьях и аксессуарах. Хаки отлично сочетается с рыжим, коричневым и, естественно, черным. Однако выбирая этот цвет, обратите внимание на то, что на загорелой коже хаки смотрится органично и стильно, а вот обладательницам бледной кожи лучше от него отказаться.
Бежевый цвет в отличие от хаки идет всем. Именно в сентябре стоит задуматься о приобретении по-настоящему необходимой осенней вещи - пальто. В этом сезоне пальто должно быть только цвета «кэмэл», или песочного. Длинное или короткое - это зависит от вашего желания. Конечно, стоит учитывать рост и комплекцию, ведь, например, пальто в пол способно украсить обладательницу высокого роста, а вот миниатюрным дамам нужно выбирать модели до колена или выше. Полноватым и невысоким пойдет пальто прямого или чуть расклешенного кроя, а на худышках прекрасно будет смотреться длинная узкая модель под пояс.
Бежевый актуален не только для пальто, многие дизайнеры предлагают цветовой total look. Например, у Gucci это бежевые прямые брюки со стрелкой в сочетании с шелковой блузой на оттенок светлее и пальто в тон брюкам. Такой костюм можно разбавить необычайно популярной в этом сезоне синей или голубой джинсовой сорочкой, как предложили в Chloe. Если захочется немного разбавить аристократичную классику, можно сочетать бежевый с цветом фуксии.
Особенно заметным трендом этой осенней поры стала женственность, что вполне предсказуемо, так как в моде милитари. Это как небо и земля, черное и белое, сила и слабость. Отсюда  актуальна одежда, подчеркивающая соблазнительность женской фигуры: обилие мини, довольно откровенных разрезов и приталенных силуэтов. Романтичным особам дизайнеры предлагают облачиться в шифоновые приталенные расклешенные платья по колено, причем обязательно с ремнем на талии, и завершить образ остроносыми туфлями-лодочками.  Однако не только шифон поможет вам подчеркнуть женственность. Выбирая  кружевные топы или даже юбки, а также шелковые блузы с «ленивым» бантом  на горловине, вы будете выглядеть не менее романтично. К слову, бежевая шелковая блузка стала просто must have сезона. Носите ее с удлиненной юбкой-колоколом или заправленной в широкие брюки с высокой талией - и вы будете на пике модных тенденций этой осени. Окунуться  в модные 50-е и почувствовать себя роскошной леди вам поможет невероятно актуальное этой осенью приталенное платье с расклешенной юбкой или платье футляр. Такие платья не только самым выгодным образом подчеркнут достоинства вашей фигуры, но станут настоящим пропуском в мир истинных модниц. Если вы пока не готовы на такие смелые эксперименты, попробуйте дополнить платье пиджаком, причем он может быть как укороченным с карманами, так и удлиненным, почти мужским.
«Животная тематика» также уже не первый  сезон продолжает оставаться в фаворе у дизайнеров. Хищный принт давно не экзотика. Сегодня он обязательно должен быть в гардеробе каждой модницы. Принты под тигра, зебру, леопарда, жирафа и прочих животных присутствуют не только в одежде, но и в самых разнообразных аксессуарах. Можете смело покупать платья, юбки, брюки, кофты, а также верхнюю одежду, выдержанную в этом стиле. Однако с такой расцветкой важно не перестараться - комплектуя свой наряд, выбирайте что-нибудь одно: с рисунком под тигра или леопарда.
В моде опять «норвежские узоры» на вязаных вещах. Яркий вязаный орнамент из контрастных ниток в виде геометрических фигур, животных, растений выглядит в холодное время года очень эффектно. Причем его можно найти и на свитерах, и на таких аксессуарах, как, например, шапки или гольфы. В принципе, достаточно купить всего одну вещь с этим пестрым, самобытным рисунком, чтобы идти в ногу с модой и выделяться из толпы. Длинные свитера можно и нужно носить как платья - под пояс и с высокими сапогами. И вообще свитера в этом сезоне опять в моде: теперь их носят не только с брюками, но и с юбками.
Этой осенью, как, впрочем, и всегда, особо актуален трикотаж. Вещи из него, будь это шерсть крупной вязки или нежной ангоры - должны быть достаточно теплыми и уютными, чтобы не дать вам замерзнуть в осеннюю непогоду.
Еще одной яркой новинкой сезона стал бархат. Эта очень непрактичная, часто ассоциирующаяся с королевской роскошью ткань в новом сезоне возвращается в моду с подачи таких модных домов как Dolce&Gabbana, Antonio Berardi и Ralph Lauren. Особым шиком сегодня считается платье из королевского бархата: алого или бордового, того самого, из которого в прошлом шили мантии для особ «голубой крови». Впрочем, если вы пока не готовы облачиться в «королевское платье», остановите свой выбор на бархатных нарядах черного или фиолетового цвета, они не менее актуальны. Нарядность платья совсем не повод носить его только на корпоративные вечера, ведь если надеть на него строгий темный пиджак, получится вполне уместный наряд для повседневной носки. Если вы не решитесь на платье, позвольте себе хотя бы бархатные брюки или жакет - тоже очень модные этой осенью.
Как вы могли заметить,  мода сегодняшнего дня вполне разнообразна и демократична  и, приложив совсем немного усилий, вы обязательно найдете что-нибудь свое. Главное, не оставайтесь равнодушной, ведь мода - это не прихоть, а важный повод меняться, смело шагая в ногу со временем.