Олег КВАША
На введении электронного декларирования налогов несколько лет настаивали представители бизнеса. За счет новых технологий предприниматели рассчитывали сократить количество времени, затрачиваемого счетными работниками организаций на сдачу отчетов в контролирующие органы. В рамках программы по либерализации экономики предложение было реализовано властями. Впрочем, если чиновники рапортуют об успешности внедрения новой системы, то проведенный специалистами СЮЛ «РКП» опрос субъектов хозяйствования Могилевской области показывает: интересы юрлиц учтены не были.
Во время состоявшейся в середине июля пресс-конференции начальник управления налоговой политики и доходов бюджета Минфина Дмитрий КИЙКО заявил: «эффективность данной системы достаточно высокая и вопросов по ее пользованию не возникает».
В свою очередь участники исследования отметили ряд негативных моментов, связанных с введением электронного декларирования налогов. Так, оказалось, что в нынешнем виде новинка не выполнила основную задачу - снизить количество посещений контролирующих органов. Временные затраты на беганье по кабинетам остались на прежнем уровне, так как сохранилась потребность сдавать массу документов, принимаемых только на бумажном носителе (для зачета НДС, предоставления льгот по подоходному налогу и т.д.).
Кроме того, зафиксированы случаи, когда вслед за виртуальным контактом следовало приглашение посетить ИМНС для обеспечения структуры бумагой, на которой распечатываются документы.
Дополнительной трудностью для предпринимателей является сложность составления отчетов. Периодичность для львиной доли плательщиков - 1 раз в квартал. За промежуток в три месяца специалисты попросту забывают, как и что надо правильно оформлять.
Для крупных предприятий, где учет объектов налогообложения ведется различными работниками, электронное декларирование подготовило свои сюрпризы. Так, бухгалтеры, ранее распечатывавшие отдельные отчеты для ИМНС, в настоящее время вынуждены сводить данные на один компьютер, чтобы с него отправить по e-mail весь пакет документов. Это влечет трудности с перемещением информации и выявлением виновного лица в случае обнаружения ошибок.
Вызывают неудобство у субъектов хозяйствования и сроки подтверждения получения письма. Отнюдь не редкость сбои в работе компьютеров, Интернета, электронной почты. Данные могут попросту не дойти, затерявшись в мировой паутине. В то же время установлен жесткий срок сдачи деклараций, нарушение которого карается значительными штрафными санкциями.
Нельзя не отметить и стоимость приобретения специального программного обеспечения. Во время кризиса далеко не каждый готов расстаться с 300 тыс. руб. Особенно актуальна проблема для ИП и организаций, сдающих отчеты 1 раз в квартал (в результате каждый поход в ИМНС экономит для субъекта хозяйствования сумму немного меньшую, чем 100 тыс. руб.).
Сдерживает внедрение электронного декларирования требование для юрлиц, занимающихся оказанием бухгалтерских услуг, приобретать программу для каждого отдельного субъекта хозяйствования. Естественно, что профильным фирмам подобный переход невыгоден. Кроме того, сдавать отчеты необходимо только с определенного компьютера. То есть воспользоваться услугами интернет-кафе, почты, дома и т.д. невозможно.
В результате представители бизнеса пришли к неутешительному выводу: навязываемый вариант работы выгоден только коммерческой фирме, разработавшей программу. Предпринимателям гораздо проще работать по старинке.
По мнению представителей бизнес-объединений, электронное декларирование не упростило сдачу отчетов, а стало способом зарабатывания денег на субъектах хозяйствования. Сложно не согласиться с экспертами - 300 тыс. руб. в год с каждого юрлица - довольно неплохой дополнительный доход. В базе Единого государственного регистра по состоянию на 05.05.2010 г. содержится информация в отношении действующих 158872 юрлиц и 258296 ИП. При полном их охвате системой электронного декларирования налогов годовой сбор за услуги удостоверяющего центра составлял бы 123,9 млрд. руб. Зато ежегодные издержки бизнеса от такого «нововведения» превышают более чем десятикратный размер бюджета программы.
Получается, что желание снизить издержки удается реализовать только в отношении МНС, но никак не предприятий. Стоит ли тогда удивляться, что с пугающей переодичностью проскальзывает информация о принуждении перехода на новую систему. По словам Татьяны КОЗЛОВСКОЙ, в некоторых ИГНК Могилевской области с рядом ИП в случае их несогласия перейти на электронное декларирование чиновник проводил индивидуальную беседу и недвусмысленно намекал на возможные негативные последствия отказа. Представитель официальной власти «обещал» проверку с пристрастием на предмет выявления нарушения законодательства. Отметим, что до начала практического использования системы социологические замеры показывали добровольную готовность перейти на «цифру» не менее 10% юридических лиц.
Нельзя сказать, что бизнес-союзы не пытаются повысить эффективность использования электронного декларирования налогообложения. Предприниматели дважды встречались со специалистами научно-технической ассоциации «Инфопарк» и ИТ-компаний, проводили консультации с участниками национального форума гражданского общества «Дорожная карта Восточного партнерства для Беларуси», направляли коллективное обращение в администрацию президента, Совмин, НБРБ и другие структуры, совместно с рядом IT-компаний ведется работа по подготовке региональных и отраслевых программ.
К сожалению, официальные власти крайне неохотно идут на компромиссы с предпринимателями. Результатом многочисленных требований стало лишь принятие Совмином постановления №1174 Стратегии развития информационного общества в РБ на период до 2015 г., в рамках которой предусмотрена реализация системы «Электронное правительство». Кроме того, по поручению Совмина от 22 июля 2010 г. №37/761-81 в Минсвязи прошло совещание по рассмотрению вопросов, поднятых в коллективном обращении «О реализации Закона «Об электронном документообороте и электронной цифровой подписи». По итогам заседания подписать справку предлагалось представителям Минсвязи, МНС, НБРБ, оперативно-аналитического центра при президенте и СЮЛ «РКП». Впрочем, подготовка итогового варианта документа была осуществлена без участия представителей предпринимательских союзов. В результате возник ряд спорных вопросов, и руководители бизнес-союзов отказались ставить подписи под справкой.
Не удается пойти на контакт и в части включения представителей предпринимательских объединений в межведомственные группы при Министерстве связи и информатизации.
Как видим, несмотря на очевидные недоработки внедряемой системы, отечественные чиновники пытаются отстаивать позиции по каждому из вопросов. Жаль, что при этом Беларусь несет явные финансовые убытки. В то же время в Дании на электронном декларировании налогов физические лица сохраняют в год 150 млн. евро, а бизнес - 50 млн. В целом по ЕС сумма сэкономленных средств превышает 50 млрд. евро. Справка журнала «Директор»:
На государственную программу автоматизированной информационной системы (АИС) «Расчет налогов» из бюджета выделено 10,46 млрд. руб. Для работы в ней необходима регистрация в качестве абонента удостоверяющего центра инфраструктуры открытых ключей (РУП «Информационно-издательский центр по налогам и сборам» при соответствующем министерстве). Стоимость годовой регистрации до 1 июля составляла 297000 руб.
В свою очередь участники исследования отметили ряд негативных моментов, связанных с введением электронного декларирования налогов. Так, оказалось, что в нынешнем виде новинка не выполнила основную задачу - снизить количество посещений контролирующих органов. Временные затраты на беганье по кабинетам остались на прежнем уровне, так как сохранилась потребность сдавать массу документов, принимаемых только на бумажном носителе (для зачета НДС, предоставления льгот по подоходному налогу и т.д.).
Кроме того, зафиксированы случаи, когда вслед за виртуальным контактом следовало приглашение посетить ИМНС для обеспечения структуры бумагой, на которой распечатываются документы.
Дополнительной трудностью для предпринимателей является сложность составления отчетов. Периодичность для львиной доли плательщиков - 1 раз в квартал. За промежуток в три месяца специалисты попросту забывают, как и что надо правильно оформлять.
Для крупных предприятий, где учет объектов налогообложения ведется различными работниками, электронное декларирование подготовило свои сюрпризы. Так, бухгалтеры, ранее распечатывавшие отдельные отчеты для ИМНС, в настоящее время вынуждены сводить данные на один компьютер, чтобы с него отправить по e-mail весь пакет документов. Это влечет трудности с перемещением информации и выявлением виновного лица в случае обнаружения ошибок.
Вызывают неудобство у субъектов хозяйствования и сроки подтверждения получения письма. Отнюдь не редкость сбои в работе компьютеров, Интернета, электронной почты. Данные могут попросту не дойти, затерявшись в мировой паутине. В то же время установлен жесткий срок сдачи деклараций, нарушение которого карается значительными штрафными санкциями.
Нельзя не отметить и стоимость приобретения специального программного обеспечения. Во время кризиса далеко не каждый готов расстаться с 300 тыс. руб. Особенно актуальна проблема для ИП и организаций, сдающих отчеты 1 раз в квартал (в результате каждый поход в ИМНС экономит для субъекта хозяйствования сумму немного меньшую, чем 100 тыс. руб.).
Сдерживает внедрение электронного декларирования требование для юрлиц, занимающихся оказанием бухгалтерских услуг, приобретать программу для каждого отдельного субъекта хозяйствования. Естественно, что профильным фирмам подобный переход невыгоден. Кроме того, сдавать отчеты необходимо только с определенного компьютера. То есть воспользоваться услугами интернет-кафе, почты, дома и т.д. невозможно.
В результате представители бизнеса пришли к неутешительному выводу: навязываемый вариант работы выгоден только коммерческой фирме, разработавшей программу. Предпринимателям гораздо проще работать по старинке.
По мнению представителей бизнес-объединений, электронное декларирование не упростило сдачу отчетов, а стало способом зарабатывания денег на субъектах хозяйствования. Сложно не согласиться с экспертами - 300 тыс. руб. в год с каждого юрлица - довольно неплохой дополнительный доход. В базе Единого государственного регистра по состоянию на 05.05.2010 г. содержится информация в отношении действующих 158872 юрлиц и 258296 ИП. При полном их охвате системой электронного декларирования налогов годовой сбор за услуги удостоверяющего центра составлял бы 123,9 млрд. руб. Зато ежегодные издержки бизнеса от такого «нововведения» превышают более чем десятикратный размер бюджета программы.
Получается, что желание снизить издержки удается реализовать только в отношении МНС, но никак не предприятий. Стоит ли тогда удивляться, что с пугающей переодичностью проскальзывает информация о принуждении перехода на новую систему. По словам Татьяны КОЗЛОВСКОЙ, в некоторых ИГНК Могилевской области с рядом ИП в случае их несогласия перейти на электронное декларирование чиновник проводил индивидуальную беседу и недвусмысленно намекал на возможные негативные последствия отказа. Представитель официальной власти «обещал» проверку с пристрастием на предмет выявления нарушения законодательства. Отметим, что до начала практического использования системы социологические замеры показывали добровольную готовность перейти на «цифру» не менее 10% юридических лиц.
Нельзя сказать, что бизнес-союзы не пытаются повысить эффективность использования электронного декларирования налогообложения. Предприниматели дважды встречались со специалистами научно-технической ассоциации «Инфопарк» и ИТ-компаний, проводили консультации с участниками национального форума гражданского общества «Дорожная карта Восточного партнерства для Беларуси», направляли коллективное обращение в администрацию президента, Совмин, НБРБ и другие структуры, совместно с рядом IT-компаний ведется работа по подготовке региональных и отраслевых программ.
К сожалению, официальные власти крайне неохотно идут на компромиссы с предпринимателями. Результатом многочисленных требований стало лишь принятие Совмином постановления №1174 Стратегии развития информационного общества в РБ на период до 2015 г., в рамках которой предусмотрена реализация системы «Электронное правительство». Кроме того, по поручению Совмина от 22 июля 2010 г. №37/761-81 в Минсвязи прошло совещание по рассмотрению вопросов, поднятых в коллективном обращении «О реализации Закона «Об электронном документообороте и электронной цифровой подписи». По итогам заседания подписать справку предлагалось представителям Минсвязи, МНС, НБРБ, оперативно-аналитического центра при президенте и СЮЛ «РКП». Впрочем, подготовка итогового варианта документа была осуществлена без участия представителей предпринимательских союзов. В результате возник ряд спорных вопросов, и руководители бизнес-союзов отказались ставить подписи под справкой.
Не удается пойти на контакт и в части включения представителей предпринимательских объединений в межведомственные группы при Министерстве связи и информатизации.
Как видим, несмотря на очевидные недоработки внедряемой системы, отечественные чиновники пытаются отстаивать позиции по каждому из вопросов. Жаль, что при этом Беларусь несет явные финансовые убытки. В то же время в Дании на электронном декларировании налогов физические лица сохраняют в год 150 млн. евро, а бизнес - 50 млн. В целом по ЕС сумма сэкономленных средств превышает 50 млрд. евро. Справка журнала «Директор»:
На государственную программу автоматизированной информационной системы (АИС) «Расчет налогов» из бюджета выделено 10,46 млрд. руб. Для работы в ней необходима регистрация в качестве абонента удостоверяющего центра инфраструктуры открытых ключей (РУП «Информационно-издательский центр по налогам и сборам» при соответствующем министерстве). Стоимость годовой регистрации до 1 июля составляла 297000 руб.