Объем мирового рынка вендинга (торговли посредством автоматов) в 2009 г. перевалил отметку в 170 млрд. долл. В настоящий момент, 22 млн. железных «продавцов», ежедневно реализуют холодные напитки в банках, бутылках и на розлив, свежевыжатый сок, мороженое, горячий картофель и кофе, а еще шоколадки, чипсы, орешки, газеты, галстуки, фарфоровую посуду… Доля машин в товарообороте Японии уже составляет 70%, США и Китае - по 30%. Постепенно догоняет развитые страны и Беларусь. Ежегодно профильный рынок прирастает на 30-40%. Тем не менее, рекомендовать инвестировать средства в новый бизнес поостережемся - будущее вендинга в нашей стране находится под угрозой.
Данный бизнес обладает рядом преимуществ. Как рассказал директор ООО «Сиба-Вединг» Вячеслав СМИРНОВ, «вендинг освоен не более чем на 5%». Мнение отечественного специалиста подтверждается иностранными исследователями. По данным российской Национальной ассоциации автоматизированной торговли, в Японии на один аппарат приходится 20 человек, США - 38, Европе - 100. В Беларуси сегодня работает около 2,5 тыс. машин. Из них 1 тыс. - в столице, т.е. примерно 1 аппарат на 1,8 тыс. жителей.
Еще одной особенностью отечественного рынка является отсутствие крупных операторов. В столице работает лишь несколько компаний, сеть которых превышает сотню машин.
У соотечественников наиболее популярны автоматы реализующие горячие напитки. Среди них выделяются кофе (50% продаж) и чай (15%). Все остальное - капучино, шоколад и разные вариации этих продуктов. Любопытно, что по оценке специалистов, в Беларуси потребление всех напитков не меняется на протяжении года. Есть небольшие сезонные колебания, но они составляют несколько процентов.
По наблюдению автора работы «Оптимизация вендингового бизнеса» Павла ВЕНСЛАВОВИЧА, рентабельность ряда автоматов находится на уровне 300-500%. Впрочем, прибыль одних машин идет на покрытие убытков других, установленных в «неправильных» местах. «Изучая деятельность одной из компаний, оказалось, что из 55 имеющихся в наличие аппаратов, только 11 реально прибыльны», - сообщил эксперт. Отметим, что реализация 1,5 тыс. порций в месяц позволяет вернуть 141% вложенных средств. Точкой безубыточности для компаний такого формата (около 50-60 машин) является 955 продаж в месяц каждым из «продавцов».
Средняя стоимость агрегированной порции напитка для потребителя - порядка 1,17 тыс. руб., а себестоимость товара (включая пластиковые стаканчики и арендную плату) всего 355 руб.
Из других плюсов вендинга выделим маленькую площадь, необходимую для установки автоматов, возможность круглосуточных бесперебойных продаж, отсутствие у кофе-машин выходных и декретных отпусков, легкость в обслуживании.
Если у вас появилось желание вложить средства в данный бизнес, то покупка одного аппарат обойдется в 3,5 тыс. евро. Оптимальное количество автоматов для новичка - около 10 (именно столько машин может обслуживать один человек). Плюс ко всему необходимы ингредиенты (затраты на них составляют 50% выручки), плюс налоги (порядка 20% стоимости порции напитка), аренда, зарплата персоналу. В результате, по оценке участников рынка, реальная рентабельность бизнеса находится на уровне 15-30%.
Во всем мире быстрее всего окупаются «детские» механические автоматы по реализации жвачек, игрушек и леденцов - за 6 месяцев при объеме продаж 50-100 единиц в сутки. Для кофе-машин этот показатель составляет 10-12 месяцев. А в Беларуси он доходит до 3-3,5 лет. Для «снековых» машин, торгующих фасованной продукцией, данные цифры можно смело удвоить. В отечественных условиях это очень низкорентабельный бизнес, поскольку такая техника стоит дороже обычных кофейных автоматов и требует наличия склада продукции. Кроме того, сказывается низкая по сравнению с Америкой и Европой платежеспособность населения.
Существует ряд критериев для определения доходности той или иной точки. Основной показатель - количество потенциальных клиентов на объекте и их платежеспособность. Доходность автомата определяется количеством продукции, купленной в течение месяца. При показателе в 1 тыс. стаканов кофе место будет низкорентабельным. Если цифра доходит до 8 тыс., - это говорит о правильном выборе площади. Тем не менее многие крупные операторы придерживаются принципа, что месячная выручка с автомата в 1 млн. бел.руб. - это как минимум неплохо.
В мире постоянно составляются рейтинги наиболее популярных мест для установки вендинг-машин. В них обычно лидируют офисы (59%), производственные помещения (18%), отели и учреждения здравоохранения (7%). На учебные заведения и торговые точки приходится всего по 5%. В Беларуси, по мнению специалистов, ситуация выглядит несколько иначе. Первое место по окупаемости кофе-автоматов принадлежит школам, колледжам и университетам. На их долю приходится около 46%, на отели и учреждения здравоохранения - 35%, офисы - 15%. Кроме того, выгодно закрепиться в больнице, интернет-кафе, автосервисе и спортивном заведении.
Что касается ставок аренды, то в России, Европе и Америке площади под автоматы выделяются на безвозмездной основе, так как вендинговые машины - это дополнительный сервис для клиентов. У нас же, по словам заместителя директора УП «Эреа-Маркет Сервис» Игоря ГРИНКО (компания, специализирующаяся на поставке аппаратов и ингредиентов для автоматов), ставки доходят до 600 евро за 1м2. Даже этот метр вендеру сложно заполучить, поскольку арендодатели, стремясь побольше заработать, предлагают «в нагрузку» и 8м2, и 9м2.
Кроме того, развитие этого бизнеса сдерживается высокими требованиями санэпидемстанций и сложностями с получением лицензии. Торговля через автоматы регулируется правилами осуществления розничной торговли отдельными видами товаров и общественного питания (утв. постановлением Совмина от 07.04.2004 г. №384), а также другими документами, регламентирующими розничную торговлю. Установку автомата необходимо согласовывать с местными исполнительными и распорядительными органами.
В большинстве стран мира вендеры платят налоги от 20% (в Европе) до 35% (в США) выручки. В Российской Федерации подобный вид деятельности облагается единым налогом на вмененный доход. В Беларуси это может быть 6% выручки с уплатой НДС 20%, или 8% выручки без НДС, или 15% валового дохода без НДС.
Сегодня в стране розничная торговля с использованием автоматов, оснащенных купюроприемниками - это вид деятельности, не требующий применения кассовых аппаратов. Однако пользоваться поблажкой вендеры смогут только до 1 июля 2011 г. После за каждый приобретенный стакан кофе автомат должен будет выбить чек покупателю. Данное изменение может крайне негативно сказаться на будущем рынка. В конфиденциальных беседах специалисты высказали непонимание технологии, по которой им придется оснастить аппараты специальными устройствами. Все-таки машина - довольно сложный организм, состоящий из купюроприемника, системы учета и софта - внутреннего компьютера. Внести в данную систему изменения довольно затруднительно. Плюс ко всему нужно будет устанавливать еще и аналоги кассовых суммирующих аппаратов. Техническое усовершенствование приведет к значительным дополнительным капиталовложениям. Данная мера повлечет за собой изменения на рынке белорусского вендинга - останется только несколько компаний: те, кто нарастит бизнес до 100 и больше автоматов. А работающие на уровне ИП вынуждены будут искать иное применение своим талантам.
Еще одной особенностью отечественного рынка является отсутствие крупных операторов. В столице работает лишь несколько компаний, сеть которых превышает сотню машин.
У соотечественников наиболее популярны автоматы реализующие горячие напитки. Среди них выделяются кофе (50% продаж) и чай (15%). Все остальное - капучино, шоколад и разные вариации этих продуктов. Любопытно, что по оценке специалистов, в Беларуси потребление всех напитков не меняется на протяжении года. Есть небольшие сезонные колебания, но они составляют несколько процентов.
По наблюдению автора работы «Оптимизация вендингового бизнеса» Павла ВЕНСЛАВОВИЧА, рентабельность ряда автоматов находится на уровне 300-500%. Впрочем, прибыль одних машин идет на покрытие убытков других, установленных в «неправильных» местах. «Изучая деятельность одной из компаний, оказалось, что из 55 имеющихся в наличие аппаратов, только 11 реально прибыльны», - сообщил эксперт. Отметим, что реализация 1,5 тыс. порций в месяц позволяет вернуть 141% вложенных средств. Точкой безубыточности для компаний такого формата (около 50-60 машин) является 955 продаж в месяц каждым из «продавцов».
Средняя стоимость агрегированной порции напитка для потребителя - порядка 1,17 тыс. руб., а себестоимость товара (включая пластиковые стаканчики и арендную плату) всего 355 руб.
Из других плюсов вендинга выделим маленькую площадь, необходимую для установки автоматов, возможность круглосуточных бесперебойных продаж, отсутствие у кофе-машин выходных и декретных отпусков, легкость в обслуживании.
Если у вас появилось желание вложить средства в данный бизнес, то покупка одного аппарат обойдется в 3,5 тыс. евро. Оптимальное количество автоматов для новичка - около 10 (именно столько машин может обслуживать один человек). Плюс ко всему необходимы ингредиенты (затраты на них составляют 50% выручки), плюс налоги (порядка 20% стоимости порции напитка), аренда, зарплата персоналу. В результате, по оценке участников рынка, реальная рентабельность бизнеса находится на уровне 15-30%.
Во всем мире быстрее всего окупаются «детские» механические автоматы по реализации жвачек, игрушек и леденцов - за 6 месяцев при объеме продаж 50-100 единиц в сутки. Для кофе-машин этот показатель составляет 10-12 месяцев. А в Беларуси он доходит до 3-3,5 лет. Для «снековых» машин, торгующих фасованной продукцией, данные цифры можно смело удвоить. В отечественных условиях это очень низкорентабельный бизнес, поскольку такая техника стоит дороже обычных кофейных автоматов и требует наличия склада продукции. Кроме того, сказывается низкая по сравнению с Америкой и Европой платежеспособность населения.
Существует ряд критериев для определения доходности той или иной точки. Основной показатель - количество потенциальных клиентов на объекте и их платежеспособность. Доходность автомата определяется количеством продукции, купленной в течение месяца. При показателе в 1 тыс. стаканов кофе место будет низкорентабельным. Если цифра доходит до 8 тыс., - это говорит о правильном выборе площади. Тем не менее многие крупные операторы придерживаются принципа, что месячная выручка с автомата в 1 млн. бел.руб. - это как минимум неплохо.
В мире постоянно составляются рейтинги наиболее популярных мест для установки вендинг-машин. В них обычно лидируют офисы (59%), производственные помещения (18%), отели и учреждения здравоохранения (7%). На учебные заведения и торговые точки приходится всего по 5%. В Беларуси, по мнению специалистов, ситуация выглядит несколько иначе. Первое место по окупаемости кофе-автоматов принадлежит школам, колледжам и университетам. На их долю приходится около 46%, на отели и учреждения здравоохранения - 35%, офисы - 15%. Кроме того, выгодно закрепиться в больнице, интернет-кафе, автосервисе и спортивном заведении.
Что касается ставок аренды, то в России, Европе и Америке площади под автоматы выделяются на безвозмездной основе, так как вендинговые машины - это дополнительный сервис для клиентов. У нас же, по словам заместителя директора УП «Эреа-Маркет Сервис» Игоря ГРИНКО (компания, специализирующаяся на поставке аппаратов и ингредиентов для автоматов), ставки доходят до 600 евро за 1м2. Даже этот метр вендеру сложно заполучить, поскольку арендодатели, стремясь побольше заработать, предлагают «в нагрузку» и 8м2, и 9м2.
Кроме того, развитие этого бизнеса сдерживается высокими требованиями санэпидемстанций и сложностями с получением лицензии. Торговля через автоматы регулируется правилами осуществления розничной торговли отдельными видами товаров и общественного питания (утв. постановлением Совмина от 07.04.2004 г. №384), а также другими документами, регламентирующими розничную торговлю. Установку автомата необходимо согласовывать с местными исполнительными и распорядительными органами.
В большинстве стран мира вендеры платят налоги от 20% (в Европе) до 35% (в США) выручки. В Российской Федерации подобный вид деятельности облагается единым налогом на вмененный доход. В Беларуси это может быть 6% выручки с уплатой НДС 20%, или 8% выручки без НДС, или 15% валового дохода без НДС.
Сегодня в стране розничная торговля с использованием автоматов, оснащенных купюроприемниками - это вид деятельности, не требующий применения кассовых аппаратов. Однако пользоваться поблажкой вендеры смогут только до 1 июля 2011 г. После за каждый приобретенный стакан кофе автомат должен будет выбить чек покупателю. Данное изменение может крайне негативно сказаться на будущем рынка. В конфиденциальных беседах специалисты высказали непонимание технологии, по которой им придется оснастить аппараты специальными устройствами. Все-таки машина - довольно сложный организм, состоящий из купюроприемника, системы учета и софта - внутреннего компьютера. Внести в данную систему изменения довольно затруднительно. Плюс ко всему нужно будет устанавливать еще и аналоги кассовых суммирующих аппаратов. Техническое усовершенствование приведет к значительным дополнительным капиталовложениям. Данная мера повлечет за собой изменения на рынке белорусского вендинга - останется только несколько компаний: те, кто нарастит бизнес до 100 и больше автоматов. А работающие на уровне ИП вынуждены будут искать иное применение своим талантам.