Проработав много лет на территории Минской области монопольно, сегодня ОАО «Заславльбурвод» сталкивается с достаточно жесткой конкуренцией на рынке предоставления услуг по бурению скважин на воду. За счет чего компании удается выдерживать конкурентную борьбу рассказывает ее директор Сергей ТОМАШЕВСКИЙ.
- Еще в 1961 г. наша организация, которая в то время называлась Строительно-монтажное управление №1, первой стала заниматься бурением артезианских скважин на воду. С начала деятельности компании их устроено порядка 15 тыс. (около 95% скважин Минской области). В настоящее время на территории области бурением скважин на воду занимаются 9 компаний: 4 государственных и 5 частных. Но не все организации могут предложить заказчику полный комплекс услуг. Мы готовы спроектировать и пробурить скважину, смонтировать все необходимое для работы оборудование, в том числе насосы, а в дальнейшем можем заниматься ее обслуживанием. Благодаря тому, что мы сдаем заказчику объект «под ключ», нашей компании часто отдают предпочтение на тендерах.
Сегодня на предприятии работает около 60 человек, функционирует 5 буровых бригад, силами которых каждый год устраивается более 30 скважин общей протяженностью около 3 тыс. м. В работе используем методики роторного и ударно-канатного бурения, а также метод обратной промывки. Работаем по заявкам организаций, садоводческих товариществ, участвуем в государственных программах по строительству агрогородков и ферм, в программе «Чистая вода».
Дополнительный доход нашей компании приносят услуги по ремонту скважин и их обслуживанию, извлечению оборванного водоподъемного оборудования. Поскольку мы находимся в подчинении Министерства сельского хозяйства, в основном занимаемся обслуживанием предприятий агропромышленного комплекса северной части Минской области.
Известно, что паспортный срок службы скважины не должен превышать 15 лет, но сегодня около 75% скважин области не выдерживают это требование. Со временем снижается производительность скважины: объем получаемой воды уменьшается. Это может быть связано с неправильным использованием оборудования, а также с тем, что с наружной стороны фильтра, устанавливаемого в скважинах, скапливаются фильтрующие пески, которые со временем отвердевают. В текущем году мы закупили электрогидроимпульсную российскую установку «Зевс», которая щадящим методом разрушает отвердевшие пески и восстанавливает работоспособность фильтра. Думаю, это хороший вариант для тех 75% скважин, которые в любой момент могут выйти из строя. Ведь с помощью такой технологии мы можем продлить сроки эксплуатации еще до 3-5 лет, а этого времени достаточно для того, чтобы подготовить документацию и изыскать средства на бурение новой скважины. К сожалению, предприятия АПК не могут себе позволить планомерно осуществлять замену скважин из-за проблем с финансированием. А вот подобные ремонтные работы уже дали положительный эффект на многих объектах.
В нашей организации хранятся паспортные данные на все скважины, пробуренные за 49 лет работы, и это помогает нам их обслуживать. Если же скважину делала другая организация, иногда возникают проблемы с технической документацией, которая может расходиться с тем, что есть на самом деле. Для решения этой проблемы в следующем году планируем закупить специальную видеоаппаратуру, позволяющую посмотреть скважину, определить состояние ее фильтров и конструкций.
Кроме того, занимаемся тампонажем скважин, т.е. их ликвидацией. Ведь если скважина не используется, в водоносные горизонты с поверхности земли могут проникнуть загрязняющие вещества. И хотя работы по тампонажу нужно проводить как можно быстрее, собственных средств для этого у многих хозяйств нет. Считаю, что здесь нужно предусмотреть хотя бы частичное государственное финансирование. А если решение данной проблемы и дальше будет затягиваться, качество воды может серьезно пострадать. Мы вносим свои предложения в программу «Чистая вода», но они почему-то не учитываются. Пока решать проблему стимулирует такое понятие как «спецводопользование» - это разрешение на пользование недрами. Если такого разрешения у субъекта хозяйствования нет, на него накладываются штрафные санкции, а получить разрешение невозможно без заключения санитарной службы о рабочем состоянии всех скважин предприятия.
В ближайшие два года планируем принять активное участие в строительстве новых водозаборов в Минске, цель его - полностью перевести столицу на водоснабжение из артезианских скважин (пока некоторые спальные районы пользуются водой из поверхностных источников). Это крупное строительство, предполагающее не только наше участие. Мы одна из двух организаций, способных обеспечить применение метода бурения с обратной промывкой, который используется именно для строительства водозаборов.
Сейчас разрабатываются планы развития агропромышленного комплекса на следующую пятилетку, и в них предусматривается масштабное строительство. Большой объем водообеспечения ляжет на нас - мы уже к этому готовимся, вкладываем средства в закупку оборудования.
Еще несколько лет назад наша организация находилась в плачевном финансово-экономическом состоянии, работы было немного, оборудование изношено (с 1991 г. вложений в наше предприятие практически не было). Но за последние 1,5-2 года все наладилось, появилась прибыль. Объем строительно-монтажных работ в 2008 г. составил 2,5 млрд.руб., в 2009 г. - уже 3,2 млрд., а в этом году планируем выйти на 4 млрд. Прирост в сопоставимых ценах - 112-113%. За 8 месяцев 2010 г. получено чистой прибыли на 99 млн.руб., средняя зарплата находится на уровне 1,3 млн.руб. Инвестиции собственного капитала в развитие материально-технической базы в прошлом году составляли 200 млн. руб., а в этом - уже 400 млн. Дополнительно осваиваем льготный государственный кредит на 1,5 млрд.руб.: покупаем технику, планируем осуществить ремонт наших производственных баз.
Стараемся закупать технику белорусского производства, но поскольку буровое оборудование у нас не выпускается, используем российские установки. Возможности приобрести за свои средства дорогостоящую импортную технику у нас нет. Современные технологии позволяют выигрывать в скорости бурения, но стоимость такого оборудования в несколько раз выше, чем российского, и это не учитывая затрат на его обслуживание. Импортная буровая установка среднего класса стоит более 1,2 млн. долл. При этом качество российского оборудования нас вполне устраивает, да и специалисты компании хорошо с ним знакомы. Но я считаю, что разработка и освоение производства буровых станков машиностроительными предприятиями нашей республики должна быть интересна руководителям соответствующих компаний, поскольку необходимо обновлять весь имеющийся в республике парк буровых станков.
Основными нашими проблемами являются несвоевременные платежи за выполненные работы, а также недостаток объемов работ в первом квартале - как и у всех строителей республики. Пока идет формирование программ и их бюджета, мы работаем не в полную силу, хотя технологически готовы работать в любых погодных условиях. И тут у частных компаний больше возможностей для маневра, им легче переориентироваться на смежные сферы, если нет основной работы. Впрочем, мы тоже планируем дополнительно освоить, к примеру, устройство скважин под сваи, но для этого, прежде всего, нужны соответствующие специалисты.
Придерживаясь своей специализации, организация ищет дополнительные возможности повышения эффективности хозяйственной деятельности. Проявляем интерес к такой распространенной в Европе технологии как теплонасосы, которые отапливают помещения за счет разницы температур на глубине скважины и на ее поверхности. Тепловой электрический насос позволяет экономить на разнице цен на газ и электроэнергию значительные суммы. Мы делали расчет для нашего предприятия и пришли к выводу, что при переходе организации на такие технологии окупаемость проекта составляет всего три года, и это при сегодняшней цене на газ. С помощью теплонасосов частный сектор Бельгии за 3 года на 60% ушел от потребления газа. Многие западные страны стимулируют переход на эти технологии на государственном уровне и компенсируют 50% затрат на покупку оборудования. К сожалению, в Беларуси на подобные компенсации рассчитывать не приходится, и наша организация собирается вводить новое оборудование за собственные средства. Возможно, начнем проводить работы по устройству скважин для установки тепловых насосов и на других предприятиях, но это уже планы на будущее.
ОАО «Заславльбурвод»Сегодня на предприятии работает около 60 человек, функционирует 5 буровых бригад, силами которых каждый год устраивается более 30 скважин общей протяженностью около 3 тыс. м. В работе используем методики роторного и ударно-канатного бурения, а также метод обратной промывки. Работаем по заявкам организаций, садоводческих товариществ, участвуем в государственных программах по строительству агрогородков и ферм, в программе «Чистая вода».
Дополнительный доход нашей компании приносят услуги по ремонту скважин и их обслуживанию, извлечению оборванного водоподъемного оборудования. Поскольку мы находимся в подчинении Министерства сельского хозяйства, в основном занимаемся обслуживанием предприятий агропромышленного комплекса северной части Минской области.
Известно, что паспортный срок службы скважины не должен превышать 15 лет, но сегодня около 75% скважин области не выдерживают это требование. Со временем снижается производительность скважины: объем получаемой воды уменьшается. Это может быть связано с неправильным использованием оборудования, а также с тем, что с наружной стороны фильтра, устанавливаемого в скважинах, скапливаются фильтрующие пески, которые со временем отвердевают. В текущем году мы закупили электрогидроимпульсную российскую установку «Зевс», которая щадящим методом разрушает отвердевшие пески и восстанавливает работоспособность фильтра. Думаю, это хороший вариант для тех 75% скважин, которые в любой момент могут выйти из строя. Ведь с помощью такой технологии мы можем продлить сроки эксплуатации еще до 3-5 лет, а этого времени достаточно для того, чтобы подготовить документацию и изыскать средства на бурение новой скважины. К сожалению, предприятия АПК не могут себе позволить планомерно осуществлять замену скважин из-за проблем с финансированием. А вот подобные ремонтные работы уже дали положительный эффект на многих объектах.
В нашей организации хранятся паспортные данные на все скважины, пробуренные за 49 лет работы, и это помогает нам их обслуживать. Если же скважину делала другая организация, иногда возникают проблемы с технической документацией, которая может расходиться с тем, что есть на самом деле. Для решения этой проблемы в следующем году планируем закупить специальную видеоаппаратуру, позволяющую посмотреть скважину, определить состояние ее фильтров и конструкций.
Кроме того, занимаемся тампонажем скважин, т.е. их ликвидацией. Ведь если скважина не используется, в водоносные горизонты с поверхности земли могут проникнуть загрязняющие вещества. И хотя работы по тампонажу нужно проводить как можно быстрее, собственных средств для этого у многих хозяйств нет. Считаю, что здесь нужно предусмотреть хотя бы частичное государственное финансирование. А если решение данной проблемы и дальше будет затягиваться, качество воды может серьезно пострадать. Мы вносим свои предложения в программу «Чистая вода», но они почему-то не учитываются. Пока решать проблему стимулирует такое понятие как «спецводопользование» - это разрешение на пользование недрами. Если такого разрешения у субъекта хозяйствования нет, на него накладываются штрафные санкции, а получить разрешение невозможно без заключения санитарной службы о рабочем состоянии всех скважин предприятия.
В ближайшие два года планируем принять активное участие в строительстве новых водозаборов в Минске, цель его - полностью перевести столицу на водоснабжение из артезианских скважин (пока некоторые спальные районы пользуются водой из поверхностных источников). Это крупное строительство, предполагающее не только наше участие. Мы одна из двух организаций, способных обеспечить применение метода бурения с обратной промывкой, который используется именно для строительства водозаборов.
Сейчас разрабатываются планы развития агропромышленного комплекса на следующую пятилетку, и в них предусматривается масштабное строительство. Большой объем водообеспечения ляжет на нас - мы уже к этому готовимся, вкладываем средства в закупку оборудования.
Еще несколько лет назад наша организация находилась в плачевном финансово-экономическом состоянии, работы было немного, оборудование изношено (с 1991 г. вложений в наше предприятие практически не было). Но за последние 1,5-2 года все наладилось, появилась прибыль. Объем строительно-монтажных работ в 2008 г. составил 2,5 млрд.руб., в 2009 г. - уже 3,2 млрд., а в этом году планируем выйти на 4 млрд. Прирост в сопоставимых ценах - 112-113%. За 8 месяцев 2010 г. получено чистой прибыли на 99 млн.руб., средняя зарплата находится на уровне 1,3 млн.руб. Инвестиции собственного капитала в развитие материально-технической базы в прошлом году составляли 200 млн. руб., а в этом - уже 400 млн. Дополнительно осваиваем льготный государственный кредит на 1,5 млрд.руб.: покупаем технику, планируем осуществить ремонт наших производственных баз.
Стараемся закупать технику белорусского производства, но поскольку буровое оборудование у нас не выпускается, используем российские установки. Возможности приобрести за свои средства дорогостоящую импортную технику у нас нет. Современные технологии позволяют выигрывать в скорости бурения, но стоимость такого оборудования в несколько раз выше, чем российского, и это не учитывая затрат на его обслуживание. Импортная буровая установка среднего класса стоит более 1,2 млн. долл. При этом качество российского оборудования нас вполне устраивает, да и специалисты компании хорошо с ним знакомы. Но я считаю, что разработка и освоение производства буровых станков машиностроительными предприятиями нашей республики должна быть интересна руководителям соответствующих компаний, поскольку необходимо обновлять весь имеющийся в республике парк буровых станков.
Основными нашими проблемами являются несвоевременные платежи за выполненные работы, а также недостаток объемов работ в первом квартале - как и у всех строителей республики. Пока идет формирование программ и их бюджета, мы работаем не в полную силу, хотя технологически готовы работать в любых погодных условиях. И тут у частных компаний больше возможностей для маневра, им легче переориентироваться на смежные сферы, если нет основной работы. Впрочем, мы тоже планируем дополнительно освоить, к примеру, устройство скважин под сваи, но для этого, прежде всего, нужны соответствующие специалисты.
Придерживаясь своей специализации, организация ищет дополнительные возможности повышения эффективности хозяйственной деятельности. Проявляем интерес к такой распространенной в Европе технологии как теплонасосы, которые отапливают помещения за счет разницы температур на глубине скважины и на ее поверхности. Тепловой электрический насос позволяет экономить на разнице цен на газ и электроэнергию значительные суммы. Мы делали расчет для нашего предприятия и пришли к выводу, что при переходе организации на такие технологии окупаемость проекта составляет всего три года, и это при сегодняшней цене на газ. С помощью теплонасосов частный сектор Бельгии за 3 года на 60% ушел от потребления газа. Многие западные страны стимулируют переход на эти технологии на государственном уровне и компенсируют 50% затрат на покупку оборудования. К сожалению, в Беларуси на подобные компенсации рассчитывать не приходится, и наша организация собирается вводить новое оборудование за собственные средства. Возможно, начнем проводить работы по устройству скважин для установки тепловых насосов и на других предприятиях, но это уже планы на будущее.
223034, Минский р-н, г. Заславль, ул. Заводская 2
Тел.: (017) 544-27-97, 544-28-00
e-mail: Адрес электронной почты защищен от спам-ботов. Для просмотра адреса в вашем браузере должен быть включен Javascript.