Хлебопечение Гомельской области в основном представлено хлебозаводами РУП «Гомельхлебпром». Его генеральный директор Наталья Викторовна ВЕРОМЕЕВА, депутат Гомельского областного Совета депутатов, рассказала редакции о стратегии развития предприятия. Коллектив «особой закваски»
- Есть удивительный и научно необъяснимый факт: у каждого пекаря, тестовода и даже бригады на заводе хлеб получается разный, несмотря на то что продукт производится на одном и том же оборудовании по одинаковой технологии. Хлеб не могут выпекать люди с недоброй душой, плохими мыслями - это продукт, который любит душу и сердце. Поэтому я считаю, что наш коллектив - это люди «особой закваски», как и сам продукт. И все достижения предприятия направлены, в первую очередь, на улучшение жизни каждого сотрудника РУП «Гомельхлебпром», поэтому и заработную плату за 8 месяцев 2010 г. увеличили на 19% по сравнению с соответствующим периодом прошлого года. На предприятии работает более 3,5 тыс. человек, из них почти треть трудится в сфере ведомственной торговли. Коллектив - наш главный приоритет. Ведь хлеб сразу «чувствует», насколько гармоничны отношения человека и производства, получает ли работник от труда положительные эмоции и проявляет ли интерес к своему делу.
Наше предприятие ведет свою историю с 1928 г., когда на базе двух пекарен был построен старейший хлебозавод РУП «Гомельхлебпром» - первый хлебозавод г. Гомеля. Сегодня в нашу структуру входит 11 хлебозаводов: 4 в Гомеле и 7 районных (Жлобинский, Мозырский, Рогачевский, Добрушский, Калинковичский, Светлогорский и Речицкий). У предприятия также есть своя сеть ведомственной торговли (130 объектов), база производственно-технического обслуживания и сельскохозяйственное предприятие, которое нам удалось вывести на прибыльную работу. Технологии повышения эффективности
- Главной задачей при разработке стратегии развития производственно-хозяйственной деятельности предприятия я как руководитель всегда ставлю экономическую эффективность производства. И результат такого подхода налицо: за текущую пятилетку удалось увеличить объем среднегодовой прибыли в 1,8 раза. Важнейшим инструментом в повышении эффективности производства являются его техническое перевооружение и модернизация, грамотная инвестиционная стратегия. За пятилетку на 80% обновлена активная часть основных средств. Сегодня практически все хлебопекарные цеха имеют новые комплексные механизированные энергосберегающие линии, которые дают возможность мобильно переходить с одного вида продукции на другой и выпускать широчайший ассортимент хлебобулочных (более 200 наименований ежедневно), а также кондитерских (около полутысячи наименований) изделий. Теперь среднесуточный объем хлебобулочной продукции составляет 170-180, а кондитерских изделий - до 7 т (после модернизации всех 9 кондитерских цехов объем выпуска вырос вдвое).
Еще одним способом повышения эффективности стало создание собственной базы автотранспорта. Раньше оплата услуг сторонних организаций по доставке продукции занимала около 18% в себестоимости. Сегодня в нашем распоряжении более 250 специализированных автомобилей, что позволило снизить коммерческие расходы в 2,5 раза.
Что касается такой актуальной у нас в стране темы как энергоемкость продукции и затраты ТЭР на ее производство, то при всем увеличении стоимости энергоресурсов в себестоимости продукции (в суммарном выражении) у нас они занимают те же позиции, а удельный вес ТЭР снизился на 3,3% (в начале пятилетки этот показатель составлял 9-10%, сейчас - 5,5-6%). Это удалось сделать за счет замены старых кирпичных печей, которые входили в рабочий режим в течение пяти-семи суток, в то время как современная техника укладывается в 2 ч.
Осуществляемая инвестиционная стратегия позволила на основе использования новых видов оборудования и освоения прогрессивных технологий расширить выпуск импортозамещающей продукции. Если в начале пятилетки ее объем составлял только 5-10%, то сегодня - 70% в объеме производства кондитерской продукции, и мы на этом не остановимся. Итальянские технологические линии по выпуску мелкоштучных изделий из дрожжевого и слоеного теста Canolino позволяют производить слоеные изделия европейского направления (круассаны, слойки, штрудели). Эту продукцию выпускаем как в готовом виде, так и в виде замороженных полуфабрикатов с длительным сроком хранения. Тестовые заготовки поступают в нашу торговую сеть, а также в Минск, Витебск, Москву, Подмосковье. Продукцию приобретают предприятия авиалиний, железной дороги, кулинарии при автозаправках предприятий «Белоруснефти». Чувство рынка и экспорт на миллион долларов
- На белорусском рынке последние 4 года прослеживается тенденция снижения потребления хлебобулочных изделий. Мировая оценка этого явления говорит о повышении благосостояния народа. В Гомельской области среднедушевое потребление хлебобулочных изделий достигло европейского уровня и составляет 172 г в день. Продолжается его снижение на 1,5- 2% в год. Предприятию в таких условиях нужно искать новые возможности увеличения выручки - их дают развитие кондитерского производства, цехов горячей выпечки, рост объемов выпуска импортозамещающей продукции. Несмотря на кризис и более высокие по сравнению с хлебом цены на кондитерские и сдобные изделия, в 2009 г. рост по «мелкоштучке» (пышки, булочки, круассаны, другая сдоба) к 2008 г. составил 125%, а объемы горячей выпечки выросли в 2 раза.
Эффективность производства сегодня можно увеличивать и за счет расширения географии экспортных поставок, которые дают нам дополнительные объемы производства и реализации. За прошлый год мы экспортировали хлебобулочной продукции на 1 млн. долл. По отношению к докризисному 2008 г. объемы продаж выросли в 1,5 раза. Увеличить экспортные поставки помогло освоение новых технологий, в том числе шоковой заморозки изделий, в результате которой срок их реализации возрастет до трех месяцев.
Мы экспортируем более 50 видов изделий в Брянскую, Смоленскую, Орловскую, Воронежскую области России, в Москву и Кострому. Осуществляем поставки в Канаду, недавно подписали дилерский контракт на реализацию продукции в Лос-Анджелес (США). Ставим задачу дальнейшего наращивания экспортных продаж. Не говорю, что мы завоевали внешние рынки, потому что это будет неправильно: рынок нельзя завоевать раз и навсегда - он постоянно колеблется, его нужно чувствовать и успевать за его требованиями. Но задачу такую себе ставим и работаем в данном направлении. Например, на рынке Москвы меняем ассортимент практически ежеквартально.
Чтобы экспорт был рентабельным, стараемся поставлять продукцию оптово-розничным базам, а не возим ее по торговым сетям. Если на внутреннем рынке рентабельность хлебобулочных изделий - 7-8%, то при экспорте она у нас тоже неплохая - до 5%. Чем больший объем мы производим, тем меньше приходится накладных расходов на единицу продукции. Поэтому расширение объемов поставок в целом дает хороший экономический эффект.
Возить продукцию в другие области Беларуси смысла нет, потому что ассортимент везде очень широкий, хотя стараемся присутствовать в Минске, и пускаем минчан к себе. Удельный вес РУП «Гомельхлебпром» на внутреннем рынке производства хлебобулочных изделий Гомельской области составляет около 70%. Но есть у нас и серьезные конкуренты - предприятия потребительской кооперации, ОРС Белорусской железной дороги, ОАО «Спартак», кондитерские цеха при гипермаркетах, ресторанах, предприятиях торговли, общественного питания, а также производители частной формы собственности. Однако конкуренция здесь достаточно позитивна, она дает внутренний «адреналин», который не позволяет успокаиваться и заставляет думать о завтрашнем дне, чувствовать цену и потребности рынка. Аромат горячей выпечки и глобальных планов - Наша ведомственная торговая сеть насчитывает 130 торговых предприятий (90 магазинов, а также ларьки и павильоны), ее годовой розничный товарооборот составляет около 120 млрд. руб., через нее реализуется около 13% производимой хлебобулочной и почти 40% кондитерской продукции. Ежегодно открываем до 8 новых торговых предприятий. Своя сеть - это огромные возможности исследования покупательского спроса: практически ежедневно мы проводим выставки-ярмарки, выставки-дегустации, анкетирование покупателей. Кроме того, это довольно хороший и устойчивый рынок продаж, и наша задача - расширять его, работать с каждым магазином, совершенствовать торговое оборудование, использовать новые современные методы выкладки товаров. В последние годы мы брали пример с Европы и открывали цеха горячей выпечки, за счет чего получаем очень хорошие результаты: около 2 млрд. руб. товарооборота. Покупатель тоже проявляет больше интереса к продукции, если чувствует в магазине запах допекаемого хлеба и аромат горячих круассанов.
На следующую пятилетку мы поставили себе глобальные задачи: открытие и развитие высокотехнологичных кондитерских мини-производств с хорошей окупаемостью. Разработано 9 инновационных проектов, в самые сжатые сроки планируем завершить организацию новых производственных участков. Таким образом, у коллектива есть стабильная и перспективная работа. Смело и спокойно смотреть в завтрашний день может каждый работник нашего предприятия. РУП «Гомельхлебпром»
г.Гомель, пр.Ленина, 4,
тел.: (0232) 749-570
e-mail: Адрес электронной почты защищен от спам-ботов. Для просмотра адреса в вашем браузере должен быть включен Javascript.
www.gomelhlebprom.by
Наше предприятие ведет свою историю с 1928 г., когда на базе двух пекарен был построен старейший хлебозавод РУП «Гомельхлебпром» - первый хлебозавод г. Гомеля. Сегодня в нашу структуру входит 11 хлебозаводов: 4 в Гомеле и 7 районных (Жлобинский, Мозырский, Рогачевский, Добрушский, Калинковичский, Светлогорский и Речицкий). У предприятия также есть своя сеть ведомственной торговли (130 объектов), база производственно-технического обслуживания и сельскохозяйственное предприятие, которое нам удалось вывести на прибыльную работу. Технологии повышения эффективности
- Главной задачей при разработке стратегии развития производственно-хозяйственной деятельности предприятия я как руководитель всегда ставлю экономическую эффективность производства. И результат такого подхода налицо: за текущую пятилетку удалось увеличить объем среднегодовой прибыли в 1,8 раза. Важнейшим инструментом в повышении эффективности производства являются его техническое перевооружение и модернизация, грамотная инвестиционная стратегия. За пятилетку на 80% обновлена активная часть основных средств. Сегодня практически все хлебопекарные цеха имеют новые комплексные механизированные энергосберегающие линии, которые дают возможность мобильно переходить с одного вида продукции на другой и выпускать широчайший ассортимент хлебобулочных (более 200 наименований ежедневно), а также кондитерских (около полутысячи наименований) изделий. Теперь среднесуточный объем хлебобулочной продукции составляет 170-180, а кондитерских изделий - до 7 т (после модернизации всех 9 кондитерских цехов объем выпуска вырос вдвое).
Еще одним способом повышения эффективности стало создание собственной базы автотранспорта. Раньше оплата услуг сторонних организаций по доставке продукции занимала около 18% в себестоимости. Сегодня в нашем распоряжении более 250 специализированных автомобилей, что позволило снизить коммерческие расходы в 2,5 раза.
Что касается такой актуальной у нас в стране темы как энергоемкость продукции и затраты ТЭР на ее производство, то при всем увеличении стоимости энергоресурсов в себестоимости продукции (в суммарном выражении) у нас они занимают те же позиции, а удельный вес ТЭР снизился на 3,3% (в начале пятилетки этот показатель составлял 9-10%, сейчас - 5,5-6%). Это удалось сделать за счет замены старых кирпичных печей, которые входили в рабочий режим в течение пяти-семи суток, в то время как современная техника укладывается в 2 ч.
Осуществляемая инвестиционная стратегия позволила на основе использования новых видов оборудования и освоения прогрессивных технологий расширить выпуск импортозамещающей продукции. Если в начале пятилетки ее объем составлял только 5-10%, то сегодня - 70% в объеме производства кондитерской продукции, и мы на этом не остановимся. Итальянские технологические линии по выпуску мелкоштучных изделий из дрожжевого и слоеного теста Canolino позволяют производить слоеные изделия европейского направления (круассаны, слойки, штрудели). Эту продукцию выпускаем как в готовом виде, так и в виде замороженных полуфабрикатов с длительным сроком хранения. Тестовые заготовки поступают в нашу торговую сеть, а также в Минск, Витебск, Москву, Подмосковье. Продукцию приобретают предприятия авиалиний, железной дороги, кулинарии при автозаправках предприятий «Белоруснефти». Чувство рынка и экспорт на миллион долларов
- На белорусском рынке последние 4 года прослеживается тенденция снижения потребления хлебобулочных изделий. Мировая оценка этого явления говорит о повышении благосостояния народа. В Гомельской области среднедушевое потребление хлебобулочных изделий достигло европейского уровня и составляет 172 г в день. Продолжается его снижение на 1,5- 2% в год. Предприятию в таких условиях нужно искать новые возможности увеличения выручки - их дают развитие кондитерского производства, цехов горячей выпечки, рост объемов выпуска импортозамещающей продукции. Несмотря на кризис и более высокие по сравнению с хлебом цены на кондитерские и сдобные изделия, в 2009 г. рост по «мелкоштучке» (пышки, булочки, круассаны, другая сдоба) к 2008 г. составил 125%, а объемы горячей выпечки выросли в 2 раза.
Эффективность производства сегодня можно увеличивать и за счет расширения географии экспортных поставок, которые дают нам дополнительные объемы производства и реализации. За прошлый год мы экспортировали хлебобулочной продукции на 1 млн. долл. По отношению к докризисному 2008 г. объемы продаж выросли в 1,5 раза. Увеличить экспортные поставки помогло освоение новых технологий, в том числе шоковой заморозки изделий, в результате которой срок их реализации возрастет до трех месяцев.
Мы экспортируем более 50 видов изделий в Брянскую, Смоленскую, Орловскую, Воронежскую области России, в Москву и Кострому. Осуществляем поставки в Канаду, недавно подписали дилерский контракт на реализацию продукции в Лос-Анджелес (США). Ставим задачу дальнейшего наращивания экспортных продаж. Не говорю, что мы завоевали внешние рынки, потому что это будет неправильно: рынок нельзя завоевать раз и навсегда - он постоянно колеблется, его нужно чувствовать и успевать за его требованиями. Но задачу такую себе ставим и работаем в данном направлении. Например, на рынке Москвы меняем ассортимент практически ежеквартально.
Чтобы экспорт был рентабельным, стараемся поставлять продукцию оптово-розничным базам, а не возим ее по торговым сетям. Если на внутреннем рынке рентабельность хлебобулочных изделий - 7-8%, то при экспорте она у нас тоже неплохая - до 5%. Чем больший объем мы производим, тем меньше приходится накладных расходов на единицу продукции. Поэтому расширение объемов поставок в целом дает хороший экономический эффект.
Возить продукцию в другие области Беларуси смысла нет, потому что ассортимент везде очень широкий, хотя стараемся присутствовать в Минске, и пускаем минчан к себе. Удельный вес РУП «Гомельхлебпром» на внутреннем рынке производства хлебобулочных изделий Гомельской области составляет около 70%. Но есть у нас и серьезные конкуренты - предприятия потребительской кооперации, ОРС Белорусской железной дороги, ОАО «Спартак», кондитерские цеха при гипермаркетах, ресторанах, предприятиях торговли, общественного питания, а также производители частной формы собственности. Однако конкуренция здесь достаточно позитивна, она дает внутренний «адреналин», который не позволяет успокаиваться и заставляет думать о завтрашнем дне, чувствовать цену и потребности рынка. Аромат горячей выпечки и глобальных планов - Наша ведомственная торговая сеть насчитывает 130 торговых предприятий (90 магазинов, а также ларьки и павильоны), ее годовой розничный товарооборот составляет около 120 млрд. руб., через нее реализуется около 13% производимой хлебобулочной и почти 40% кондитерской продукции. Ежегодно открываем до 8 новых торговых предприятий. Своя сеть - это огромные возможности исследования покупательского спроса: практически ежедневно мы проводим выставки-ярмарки, выставки-дегустации, анкетирование покупателей. Кроме того, это довольно хороший и устойчивый рынок продаж, и наша задача - расширять его, работать с каждым магазином, совершенствовать торговое оборудование, использовать новые современные методы выкладки товаров. В последние годы мы брали пример с Европы и открывали цеха горячей выпечки, за счет чего получаем очень хорошие результаты: около 2 млрд. руб. товарооборота. Покупатель тоже проявляет больше интереса к продукции, если чувствует в магазине запах допекаемого хлеба и аромат горячих круассанов.
На следующую пятилетку мы поставили себе глобальные задачи: открытие и развитие высокотехнологичных кондитерских мини-производств с хорошей окупаемостью. Разработано 9 инновационных проектов, в самые сжатые сроки планируем завершить организацию новых производственных участков. Таким образом, у коллектива есть стабильная и перспективная работа. Смело и спокойно смотреть в завтрашний день может каждый работник нашего предприятия. РУП «Гомельхлебпром»
г.Гомель, пр.Ленина, 4,
тел.: (0232) 749-570
e-mail: Адрес электронной почты защищен от спам-ботов. Для просмотра адреса в вашем браузере должен быть включен Javascript.
www.gomelhlebprom.by