fbpx

Владимир СОСНОВ

Дома, особенно жилые, можно и нужно строить по-другому, но для этого следует отказаться не только от традиционных технологий, но и пересмотреть экономические подходы к строительству.

В этом уверена директор научно-исследовательского арендного предприятия «Стройэкономика» Лариса ВОРОБЕЙ, которая ответила на вопросы редакции.
- Лариса Михайловна, чем продиктовано такое убеждение?
- Большинство зданий, которые возводятся у нас, безнадежно устарели с точки зрения конструкции. Между тем, в мире активно ведутся поиски новых домостроительных систем. На международном конгрессе в Канаде, где я недавно побывала, местные специалисты представили свои инновационные достижения. Основу представленных домов составляет каркас из профиля, изготовленного из оцинкованной листовой стали толщиной 2-3 мм. Он «оборачивается с двух сторон плитами из минеральной ваты, подобными тем, что изготавливаются у нас в Гомеле. Внутренняя отделка выполняется из гипсокартона, а фасады оформляются в 6 вариантах - с использованием сайдинга, отделочного кирпича, естественного камня и других материалов. Так одна конструктивная система позволяет строить дома, не похожие друг на друга, что создает неповторимые архитектурные ансамбли.
- А как быстро строятся такие здания?
- По сути, все делается на заводе, где производится раскрой листовой стали, а затем на трех технологических линиях изготавливаются по компьютерной программе нужные профили с отверстиями для монтажа, электропроводки и систем отопления. Сама сборка дома на стройплощадке занимает 21 день, причем выполняет работу всего 6 человек. Система допускает возведение зданий высотой до 6 этажей. А поскольку они отличаются небольшим весом, то и фундаменты делаются облегченные, что экономит средства. И что еще могло бы заинтересовать нас - стоимость 1 кв. м в таких домах не превышает 400 долл. Между прочим, оборудование для изготовления элементов системы закупили россияне (Тула), эстонцы и украинцы. Думаю, она прижилась бы и у нас, ведь по климатическим условиям Беларусь схожа с Канадой, а описанные мною дома рассчитаны на эксплуатацию в температурном диапазоне от плюс 40 до минус 40 градусов.
- А в какую сумму обошлось бы приобретение такого завода «под ключ» и есть ли в республике интерес к таким зданиям?
- Предприятие, которое при работе в одну смену в состоянии в год выпускать детали для домов общей площадью 100 тыс. кв. м, можно приобрести за 4 млн. долл. Это не так уж и много, однако настоящего интереса к инновационной технологии пока не наблюдается. Подобным путем пытается идти Молодечненский завод металлоконструкций, который уже построил дом на основе металлического профиля, и стоимость 1 кв. м здесь составила 690 долл. Но это единичный пример. В основном строители ориентируются на традиционные конструкции. Но ведь нельзя 50 лет совершенствовать то, что уже безнадежно устарело!
- Почему, на ваш взгляд, так трудно пробивают себе дорогу инновации?
- Думаю, строители не заинтересованы в снижении стоимости объектов. За 400 долл. у нас никто строить не будет, потому что организациям доводят прогнозные показатели с увеличением к уровню прошлого года. И если сегодня трест строит 1 кв. м за 1 тыс. долл., а завтра будет за 400, то ему с учетом 10%-ного увеличения объемов нужно сдать в 2,7 больше площади, а это нереально. Таким образом, система планирования «от достигнутого» становится барьером для внедрения любой инновационной технологии. Не случайно на совещании у министра архитектуры и строительства, где я доложила о канадском опыте, все управляющие трестами отнеслись к ней индифферентно.
- Может быть единицей измерения в жилищном строительстве надо сделать не стоимость, а количество квадратных метров?
- По моему мнению, система государственного планирования должна исходить из натуральных показателей. Если, скажем в 2011 г. нужно ввести в строй 10 млн. кв. м, то на эти параметры и стоит ориентироваться при доведении заданий строительным организациям с увеличением на требуемую величину. А рублевую «подкладку» вовсе необязательно «пришивать». В конце концов, сами строители, заинтересованные в повышении рентабельности, найдут способы увеличения прибыли и при снижении цен на жилье. И, между прочим, такой опыт у нас есть. Еще в советские времена проводился так называемый белорусский эксперимент, направленный на снижение стоимости строительства.
Мы задались вопросом: почему на каждый однотипный объект составляется смета и получается разная цена. Например, туфли независимо от размера стоят одинаково, хотя материал на них расходуется в разном количестве. Чтобы разобраться в ситуации, пригласили главных инженеров всех проектных институтов, поинтересовались, есть ли у них новые идеи, которые можно было бы заложить в проект? Оказалось, что таковых много, однако реализовывать их невыгодно. Ведь чтобы внести новшество, нужно затратить больше мозговой энергии и времени, а стоимость проекта при этом останется неизменной. Поэтому мы сделали вывод, что при строительстве объекта надо применять договорные цены. Они закладываются в трехсторонний договор, который подписывают заказчик, проектировщик и подрядчик. И если в дальнейшем достигается экономия средств, то они делятся на всех участников строительного процесса: 2,5% идет заказчику, 12,5 - проектировщику, 25% - государству, остальное - подрядчику. Между прочим, этот опыт необоснованно назвали ГДРовским. Дело в том, что тогдашний глава государства Леонид Брежнев примерно в это время побывал в Восточной Германии и вывез оттуда понятие «рационализации производства». Хотя вся методология была рождена в Беларуси. Наш опыт был одобрен постановлением Совета Министров СССР и начал распространяться по стране. Однако как только распался Советский Союз и в республике изменились все экономические показатели, Минфин этот эксперимент прекратил. Единственное, что мы смогли сделать, - ввести в Правила о заключении и исполнении договоров строительного подряда пункт о том, что по согласованию сторон экономия от контрактной цены может оставаться в распоряжении подрядчика, который вправе делиться ею с другими участниками строительства.
- Получается, что при социализме механизм был более рыночным, чем сейчас…
- Во всяком случае в нем были гораздо более рациональные элементы, чем в существующем порядке. В последнее время была сделана попытка вернуться к твердой цене, которую назвали «контрактной» и даже определили в Правилах установления и исполнения договоров подряда, что она является неизменной до окончания строительства за исключением двух случаев: если заказчик вносит изменения в проектно-сметную документацию, что влечет за собой изменение цены, или если изменяется налоговая система. К сожалению, на практике эти правила не действуют, чаще всего в контрактах пишут: «по результатам торгов цена приблизительная». Это, безусловно, подрывает сами основы идеи снижения стоимости объектов. Да и, если трезво смотреть на вещи, в домах старых конструктивных систем почти не осталось резервов уменьшения цены: за долгие годы практики в сметах уже все выправлено. Поэтому так нужны инновационные технологии - такие, об одной из которых я рассказала.
Однако для этого нам требуется изменить «типовое» мышление. Требуется и иная квалификация кадров. На канадском предприятии постоянно учатся все: и рабочие, и специалисты. Проводятся обучающие семинары разных уровней по производству, инжинирингу, ценообразованию, продаже, сбыту, бизнес-администрированию, управлению проектом. Поэтому там и строят дом за 21 день, причем дешево и красиво.