Елена РУДНИЦКАЯ
Если компания стабильно развивается, появляются и добрые традиции, направленные на совершенствование и движение вперед. Для ОАО «Спецжелезобетон» - это постоянный поиск новых технологий, которые придают традиционному железобетону новые качества.
- Мы всегда рассчитываем, что продукцию нужно делать из сырья, которое имеется у нас в республике, для того чтобы минимизировать импортные поставки, избежать проблем с внешнеторговым балансом, - рассказывает директор ОАО «Спецжелезобетон» Василий БАСЕВИЧ. - Да и конечную продукцию - железобетон - грех ввозить в республику, когда в состоянии его сами сделать. Один из важных крупных объектов, которым занимаемся с 2008 г., - коллектор «Центр» в столице. Но прежде чем попасть в этот проект, пришлось долго и упорно доказывать столичным властям, что мы можем изготавливать необходимые для коллектора трубы. Лоббисты-поставщики, планировавшие завозить продукцию из Германии и России, всячески препятствовали нашему участию, но здравый смысл восторжествовал. Вот уже с конца 2008 г. нами поставлено около 3 км железобетонных труб диаметром 2400 мм. Продукция нормально освоена, прошла все испытания. Это - изделие европейского уровня. Думаю, что и впредь мы будем поставлять трубы для бестраншейной прокладки коллектора методом микротоннелирования, глубиной заложения до 30 м. В этом году для столичного коллектора понадобится труба диаметром 2000 мм. Провели тендер по закупке соответствующего оборудования для выпуска такой продукции. Его выиграла немецкая фирма Schlosser Pfeiffer.
Для Гомеля недавно изготовили микротоннельную трубу диаметром 800 мм новым прогрессивным способом - радиального прессования, что дает изделию повышенную прочность. Сдадим на испытания и через месяц получим все необходимые нормативные документы для того, чтобы поставить его заказчику для ливневой канализации в районе застройки.
У «Спецжелезобетона» есть идея изготовления труб большого диаметра, в которых под землей можно проложить всевозможные коммуникации: теплотрассу, газопровод, кабели для электричества и связи. В такой элипсовидной трубе человек может свободно ходить и обслуживать коммуникации. Главное - не надо копать траншеи для таких труб, а коммуникации приобретают надежную защиту. Этой технологией уже заинтересовались в Бресте. В дальнейшем, как полагает директор, она будет востребована во всех областных центрах и столице.
- К сожалению, не удалось убедить строителей в перспективности применения наших труб с внутренним пластиковым покрытием, - замечает Василий Павлович. - Идея «заглохла» на уровне опытных образцов. Между тем, порой там, где можно положить бетонную трубу, у нас кладут дорогую импортную пластиковую. И лоббирование этой продукции продолжается. Очень часто, чтобы реализовать свою продукцию, причем практически любую, приходится переубеждать заказчика, что ее применение перспективнее, чем зарубежных аналогов. Но поскольку работы хватает, не всегда втягиваемся в спор.
Свежий пример, когда не стали бороться за заказ, - строительство подъездных путей к атомной электростанции в Островецком районе. Под железнодорожной насыпью должны проходить трубы. Проектировщики заложили продукцию, спроектированную еще в 1962 г. и до сих пор выпускающуюся в Бресте. Мы же предложили изготовить современные трубы по новым технологиям. Но главный инженер проекта не изменил своего решения. В отличие от наших строителей иностранный заказчик никогда не возьмет трубу, изготовленную по старой технологии, а обязательно новую, невзирая на цену.
Внедряя современное оборудование, мы выходим на европейский уровень продукции. Чтобы получить СЕ-маркировку, осталось привести в соответствие с европейскими нормами чертежи, поменять лабораторное оборудование. Это требует от предприятия не очень больших затрат, дело - только во времени. Заключен договор с литовским центром, имеющим право выдавать на продукцию европейские сертификаты. Их получение даст импульс техническому развитию предприятия с точки зрения повышения долговечности и экономичности конструкций. СЕ-маркировка уберет препоны в сотрудничестве с иностранными инвесторами.
- Когда выходят из кризиса, вперед вырываются более современные предприятия, хорошо оснащенные, которые делают продукцию лучше других. Нужно идти на полкорпуса впереди всех остальных, - убежден директор. - Я уже нормально воспринимаю, что наши идеи копируют. Появилось очень много конкурентов в России и Беларуси. Хорошо раскрученному с советских времен брэнду «Спецжелезобетон» доверяют. Но стоять на месте тоже нельзя.
В настоящее время завод приобретает оборудование для изготовления элементов благоустройства, тротуарной плитки, чтобы к следующему году увеличить объемы производства. В востребованности этой продукции сомнений нет. В той же Германии, где, казалось бы, все давно уже благоустроено, завод по выпуску тротуарной плитки работает в 3 смены 6 дней в неделю. Вот образец для подражания. Потому что они создают продукт, который другие еще не умеют делать. Плитка меняется, она может быть мелко- и крупноформатной, обработанной и покрашенной в разные цвета.
Достаточно хорошо востребован еще один вид продукции: железнодорожные шпалы. В планах предприятия - участие в двух объявленных проектах: строительстве железной дороги для высокоскоростных поездов между Минском и Вильнюсом и участка на территории Беларуси магистрали Париж-Москва. Для этого будет осваиваться производство шпал европейского уровня.
- Ежегодно из прибыли и амортизации на освоение новых изделий направляются значительные суммы инвестиций, - отмечает В.Басевич. - Мы переходим от старых технологий к современным, более совершенным, высокой производительности и малой материалоемкости. При этом рост объемов должен сопровождаться пополнением оборотных средств. Ведь не всегда можно работать с предоплатой. А при отсутствии свободных средств невозможно купить ни сырье, ни комплектующие. Это всегда нужно учитывать при реализации инновационной программы.
Неблагополучные предприятия с недостаточно хорошим финансовым положением, где вовремя не провели модернизацию, в итоге становятся неконкурентоспособными, потому что плохо работают, а это зачастую происходит из-за того, что инвестировать в «старье» никто не хочет. Такие предприятия выставляют на продажу. После акционирования в этом году «Спецжелезобетона» (0,27% акций выкупил коллектив, остальные принадлежат государству) директор не исключает, что предприятие может попасть в программу продажи контрольного пакета акций иностранному инвестору.
- Смысла в этом, однако, я не вижу, - говорит Василий Павлович. - Как правило, инвесторы выкупают предприятие и меняют его профиль, а это не всегда во благо. Мы же нормально развиваемся. Своевременно платим зарплату, налоги, нет кредиторской задолженности. Если появляются какие-то ниши на рынке, то быстро их заполняем, интуитивно срабатывая на опережение, и вообще «держим нос по ветру».
Для Гомеля недавно изготовили микротоннельную трубу диаметром 800 мм новым прогрессивным способом - радиального прессования, что дает изделию повышенную прочность. Сдадим на испытания и через месяц получим все необходимые нормативные документы для того, чтобы поставить его заказчику для ливневой канализации в районе застройки.
У «Спецжелезобетона» есть идея изготовления труб большого диаметра, в которых под землей можно проложить всевозможные коммуникации: теплотрассу, газопровод, кабели для электричества и связи. В такой элипсовидной трубе человек может свободно ходить и обслуживать коммуникации. Главное - не надо копать траншеи для таких труб, а коммуникации приобретают надежную защиту. Этой технологией уже заинтересовались в Бресте. В дальнейшем, как полагает директор, она будет востребована во всех областных центрах и столице.
- К сожалению, не удалось убедить строителей в перспективности применения наших труб с внутренним пластиковым покрытием, - замечает Василий Павлович. - Идея «заглохла» на уровне опытных образцов. Между тем, порой там, где можно положить бетонную трубу, у нас кладут дорогую импортную пластиковую. И лоббирование этой продукции продолжается. Очень часто, чтобы реализовать свою продукцию, причем практически любую, приходится переубеждать заказчика, что ее применение перспективнее, чем зарубежных аналогов. Но поскольку работы хватает, не всегда втягиваемся в спор.
Свежий пример, когда не стали бороться за заказ, - строительство подъездных путей к атомной электростанции в Островецком районе. Под железнодорожной насыпью должны проходить трубы. Проектировщики заложили продукцию, спроектированную еще в 1962 г. и до сих пор выпускающуюся в Бресте. Мы же предложили изготовить современные трубы по новым технологиям. Но главный инженер проекта не изменил своего решения. В отличие от наших строителей иностранный заказчик никогда не возьмет трубу, изготовленную по старой технологии, а обязательно новую, невзирая на цену.
Внедряя современное оборудование, мы выходим на европейский уровень продукции. Чтобы получить СЕ-маркировку, осталось привести в соответствие с европейскими нормами чертежи, поменять лабораторное оборудование. Это требует от предприятия не очень больших затрат, дело - только во времени. Заключен договор с литовским центром, имеющим право выдавать на продукцию европейские сертификаты. Их получение даст импульс техническому развитию предприятия с точки зрения повышения долговечности и экономичности конструкций. СЕ-маркировка уберет препоны в сотрудничестве с иностранными инвесторами.
- Когда выходят из кризиса, вперед вырываются более современные предприятия, хорошо оснащенные, которые делают продукцию лучше других. Нужно идти на полкорпуса впереди всех остальных, - убежден директор. - Я уже нормально воспринимаю, что наши идеи копируют. Появилось очень много конкурентов в России и Беларуси. Хорошо раскрученному с советских времен брэнду «Спецжелезобетон» доверяют. Но стоять на месте тоже нельзя.
В настоящее время завод приобретает оборудование для изготовления элементов благоустройства, тротуарной плитки, чтобы к следующему году увеличить объемы производства. В востребованности этой продукции сомнений нет. В той же Германии, где, казалось бы, все давно уже благоустроено, завод по выпуску тротуарной плитки работает в 3 смены 6 дней в неделю. Вот образец для подражания. Потому что они создают продукт, который другие еще не умеют делать. Плитка меняется, она может быть мелко- и крупноформатной, обработанной и покрашенной в разные цвета.
Достаточно хорошо востребован еще один вид продукции: железнодорожные шпалы. В планах предприятия - участие в двух объявленных проектах: строительстве железной дороги для высокоскоростных поездов между Минском и Вильнюсом и участка на территории Беларуси магистрали Париж-Москва. Для этого будет осваиваться производство шпал европейского уровня.
- Ежегодно из прибыли и амортизации на освоение новых изделий направляются значительные суммы инвестиций, - отмечает В.Басевич. - Мы переходим от старых технологий к современным, более совершенным, высокой производительности и малой материалоемкости. При этом рост объемов должен сопровождаться пополнением оборотных средств. Ведь не всегда можно работать с предоплатой. А при отсутствии свободных средств невозможно купить ни сырье, ни комплектующие. Это всегда нужно учитывать при реализации инновационной программы.
Неблагополучные предприятия с недостаточно хорошим финансовым положением, где вовремя не провели модернизацию, в итоге становятся неконкурентоспособными, потому что плохо работают, а это зачастую происходит из-за того, что инвестировать в «старье» никто не хочет. Такие предприятия выставляют на продажу. После акционирования в этом году «Спецжелезобетона» (0,27% акций выкупил коллектив, остальные принадлежат государству) директор не исключает, что предприятие может попасть в программу продажи контрольного пакета акций иностранному инвестору.
- Смысла в этом, однако, я не вижу, - говорит Василий Павлович. - Как правило, инвесторы выкупают предприятие и меняют его профиль, а это не всегда во благо. Мы же нормально развиваемся. Своевременно платим зарплату, налоги, нет кредиторской задолженности. Если появляются какие-то ниши на рынке, то быстро их заполняем, интуитивно срабатывая на опережение, и вообще «держим нос по ветру».
ОАО «Спецжелезобетон»
225680, Брестская обл., г. Микашевичи
Тел./факс: +375 (1647) 31-146, 36-640, 36-620, (17) 210-37-64
e-mail: Адрес электронной почты защищен от спам-ботов. Для просмотра адреса в вашем браузере должен быть включен Javascript.
www.mikabet.by