Владимир ТУР
Пока в строительстве будет преобладать ручной труд, сделать рывок в ускорении темпов сооружения объектов весьма проблематично. Мысль простая и даже банальная, но почему-то только немногим организациям удается переложить работу людей на «плечи» машин.
Одно из таких предприятий, где вопросам механизации уделяется первостепенное значение, - СУ-149 Солигорского ОАО «Строительный трест №3». Его начальник Николай КОВАЛЕВСКИЙ ответил на вопросы редакции.
- Николай Владимирович, может быть, не столь эффективна техника, коль она с трудом пробивает себе дорогу на стройки?
- Не буду затрагивать другие направления строительного дела, расскажу на примере того, чем занимаемся мы. Строительное управление, которое в этом году отметило 35-летие, специализируется на монтаже водопроводных и канализационных сетей, газопроводов вплоть до магистральных, теплотрасс, осуществляет строительство автомобильных дорог и благоустройство территорий. Надо ли говорить, что этот профиль предполагает огромный объем земляных работ. Мы и раньше применяли экскаваторную технику, в основном российскую, но производительность ее была не очень высокой. Между прочим, заводы-изготовители таких машин в соседней стране не очень-то далеко продвинулись в их совершенствовании. Поэтому в последние годы мы сделали ставку на экскаваторы, изготовленные в странах Евросоюза - их доля уже достигла 80%. И вот что получается: мы провели сравнительные испытания импортной и российской техники. Производительность последней оказалась втрое (!) ниже. На практике это означает, что один экскаваторщик у нас выполняет такой же объем работ, как «троица» на российской технике.
В последние пять лет только за счет технического перевооружения объем выполняемых работ вырос вдвое. Причем соотношение механизированного и ручного труда постоянно меняется в пользу первого. Из 520 человек, работающих в управлении, 400 - механизаторы: экскаваторщики, бульдозеристы, водители самосвалов, асфальтоукладчиков, катков. Да и укладчики трубопроводов и дорожные рабочие оснащены средствами малой механизации и высокопроизводительным инструментом.
- Выходит, землекопов с лопатами у вас вовсе не осталось?
- Полностью отказаться от шанцевого инструмента не смогли даже в Западной Европе. Всегда есть места, куда экскаватор не подберется. Но, между прочим, и здесь мы достигли определенного прогресса. Недавно приобрели малогабаритный экскаватор, больше похожий на игрушку. Но он выручает нас как раз там, где раньше могли работать только землекопы. Естественно, производительность этой мини-техники во много раз выше, чем человека с лопатой.
- Видимо, эта машина тоже импортная? А что отечественные машиностроители делают для строительного комплекса?
- К сожалению, пока нет техники, способной конкурировать с лучшими мировыми образцами. Например, в качестве прототипа для своих агрегатов специалисты Кохановского экскаваторного завода выбрали российские машины, а о том, какова их производительность, я уже говорил. Вибрационные катки, выпускаемые ОАО «Амкодор» и предназначенные для уплотнения грунта на дорожных работах, втрое уступают германской технике. Немецкие катки за один проход уплотняют 60, а белорусские - всего 20 см грунта. Значит, нужно 3 раза выполнять одну и ту же работу, тратить на это время и горючее.
К сожалению, мы не всегда можем приобретать такую технику, которая обеспечивает нам наибольшую производительность, хотя направляем на переоснащение исключительно собственные средства. Лозунг «Покупайте белорусское!», безусловно, правильный, но при одном условии: изделия отечественных производителей должны хотя бы приближаться по параметрам к лучшим зарубежным образцам. Другими словами, импортозамещение должно быть на высоком качественном уровне. Сегодня производители избалованы тем, что потребители никуда не денутся и купят все, что изготовлено. Посмотрите на МАЗовские самосвалы после года их эксплуатации: они такие же ржавые, как и «трехлетки». В то же время, готовя технику на экспорт, завод тщательно обрабатывает и красит металл кузова. А разве для отечественных потребителей этого делать не нужно? Почему они должны каждый год чистить металл машин и красить их, неся немалые затраты?
Тем, кто занимается импортозамещением, следовало бы пересмотреть свои позиции и в отношении сервиса. Разве допустимо, чтобы «Амкодор», расположенный от нас в 160 км, 3 недели доставлял вышедший из строя гидронасос вибрационного катка, причем находящегося на гарантийном обслуживании?! Отношение к потребителям на МАЗе можно проиллюстрировать таким примером: чтобы получить обычный, с конвейера самосвал, даже сделав 100%-ную предоплату, нужно ждать 3 месяца!
В любом случае, импортозамещение не должно быть «зонтиком», защищающим производителей от требований рынка, оно призвано давать реальный эффект в экономике.
- А какую технику вы применяете для выполнения работ по благоустройству?
- Сейчас при устройстве тротуаров широко применяется мелкоштучная плитка. Нам удалось комплексно механизировать ее укладку. Закупили в Германии так называемый «рубанок» - агрегат, который широкой полосой готовит основание, делая поверхность идеально ровной, причем ширина захвата может достигать 3 м. Далее в дело вступает тоже немецкая машина «Оптима», она сама кладет плитку целыми «квадратами», так что рабочим остается только подправить, если один из «кирпичиков» ляжет неровно. И, наконец, специальные механические щетки засыпают песок в стыки между плитками. В целом выработка здесь выросла по сравнению с технологиями, где применяется ручной труд, в 5 раз. Механизмы мы покупали поэтапно и так же, ступенчато, росли объемы работ по устройству тротуаров. В Несвиже, перед первыми республиканскими «Дожинками» 7 лет назад, мы положили 15 тыс. кв. м плитки, в 2005 г., перед очередным праздником работников сельского хозяйства, довели этот показатель до 45 тыс., а в 2008 г., готовясь к 50-летию Солигорска, - уже 100 тыс. Причем эти работы выполнялись примерно в одни и те сроки - за полтора месяца.
Безусловно, техническая оснащенность помогает быстрее вводить в строй объекты. Так, по нормативным срокам реконструкцию одной из центральных улиц Солигорска - Бульвара шахтеров - планировалось завершить в январе 2011 г., а мы уже заканчиваем здесь работы и сдадим объект в конце августа текущего года. Такое опережение дает возможность увеличивать рентабельность, что, в свою очередь, позволяет вкладывать больше средств в техническое переоснащение. В прошлом, кризисном году мы потратили на эти цели 3,8, а в текущем году планируем израсходовать более 5 млрд. руб. Хотим купить 3 мощных импортных бульдозера для того, чтобы создать механизированный отряд, способный выехать в любую точку Беларуси и произвести там земельные работы. Затем на очереди стоит приобретение автомобильной техники.
В целом износ активной части основных фондов не превышает 25%, при этом, естественно, новая техника меньше ломается, что сокращает простои, а также затраты на обслуживание и ремонт. Последние два года потребность в запчастях сокращается на 30%.
- Насколько сложно сейчас получить заказы в строительной сфере?
- Для нас с объемами работ проблем не было даже в 2009 г., кризисном году, и все, конечно, определяется возможностью организации уложиться в самые сжатые сроки. А это как раз и диктуется наличием высокопроизводительной техники и владением прогрессивными технологиями. Вместе с другими подразделениями треста активно ведем строительство в Минске, где в последнее время работали на сооружении нескольких заводов, а в этом году строим Минскую областную больницу и автоцентр «Ниссан». Недавно освоили Кричевский регион, где участвуем в сооружении новых мощностей ОАО «Кричевцементношифер». Думаю, и в будущем работы нам хватит, важно только быть готовыми ее выполнить.
- Не буду затрагивать другие направления строительного дела, расскажу на примере того, чем занимаемся мы. Строительное управление, которое в этом году отметило 35-летие, специализируется на монтаже водопроводных и канализационных сетей, газопроводов вплоть до магистральных, теплотрасс, осуществляет строительство автомобильных дорог и благоустройство территорий. Надо ли говорить, что этот профиль предполагает огромный объем земляных работ. Мы и раньше применяли экскаваторную технику, в основном российскую, но производительность ее была не очень высокой. Между прочим, заводы-изготовители таких машин в соседней стране не очень-то далеко продвинулись в их совершенствовании. Поэтому в последние годы мы сделали ставку на экскаваторы, изготовленные в странах Евросоюза - их доля уже достигла 80%. И вот что получается: мы провели сравнительные испытания импортной и российской техники. Производительность последней оказалась втрое (!) ниже. На практике это означает, что один экскаваторщик у нас выполняет такой же объем работ, как «троица» на российской технике.
В последние пять лет только за счет технического перевооружения объем выполняемых работ вырос вдвое. Причем соотношение механизированного и ручного труда постоянно меняется в пользу первого. Из 520 человек, работающих в управлении, 400 - механизаторы: экскаваторщики, бульдозеристы, водители самосвалов, асфальтоукладчиков, катков. Да и укладчики трубопроводов и дорожные рабочие оснащены средствами малой механизации и высокопроизводительным инструментом.
- Выходит, землекопов с лопатами у вас вовсе не осталось?
- Полностью отказаться от шанцевого инструмента не смогли даже в Западной Европе. Всегда есть места, куда экскаватор не подберется. Но, между прочим, и здесь мы достигли определенного прогресса. Недавно приобрели малогабаритный экскаватор, больше похожий на игрушку. Но он выручает нас как раз там, где раньше могли работать только землекопы. Естественно, производительность этой мини-техники во много раз выше, чем человека с лопатой.
- Видимо, эта машина тоже импортная? А что отечественные машиностроители делают для строительного комплекса?
- К сожалению, пока нет техники, способной конкурировать с лучшими мировыми образцами. Например, в качестве прототипа для своих агрегатов специалисты Кохановского экскаваторного завода выбрали российские машины, а о том, какова их производительность, я уже говорил. Вибрационные катки, выпускаемые ОАО «Амкодор» и предназначенные для уплотнения грунта на дорожных работах, втрое уступают германской технике. Немецкие катки за один проход уплотняют 60, а белорусские - всего 20 см грунта. Значит, нужно 3 раза выполнять одну и ту же работу, тратить на это время и горючее.
К сожалению, мы не всегда можем приобретать такую технику, которая обеспечивает нам наибольшую производительность, хотя направляем на переоснащение исключительно собственные средства. Лозунг «Покупайте белорусское!», безусловно, правильный, но при одном условии: изделия отечественных производителей должны хотя бы приближаться по параметрам к лучшим зарубежным образцам. Другими словами, импортозамещение должно быть на высоком качественном уровне. Сегодня производители избалованы тем, что потребители никуда не денутся и купят все, что изготовлено. Посмотрите на МАЗовские самосвалы после года их эксплуатации: они такие же ржавые, как и «трехлетки». В то же время, готовя технику на экспорт, завод тщательно обрабатывает и красит металл кузова. А разве для отечественных потребителей этого делать не нужно? Почему они должны каждый год чистить металл машин и красить их, неся немалые затраты?
Тем, кто занимается импортозамещением, следовало бы пересмотреть свои позиции и в отношении сервиса. Разве допустимо, чтобы «Амкодор», расположенный от нас в 160 км, 3 недели доставлял вышедший из строя гидронасос вибрационного катка, причем находящегося на гарантийном обслуживании?! Отношение к потребителям на МАЗе можно проиллюстрировать таким примером: чтобы получить обычный, с конвейера самосвал, даже сделав 100%-ную предоплату, нужно ждать 3 месяца!
В любом случае, импортозамещение не должно быть «зонтиком», защищающим производителей от требований рынка, оно призвано давать реальный эффект в экономике.
- А какую технику вы применяете для выполнения работ по благоустройству?
- Сейчас при устройстве тротуаров широко применяется мелкоштучная плитка. Нам удалось комплексно механизировать ее укладку. Закупили в Германии так называемый «рубанок» - агрегат, который широкой полосой готовит основание, делая поверхность идеально ровной, причем ширина захвата может достигать 3 м. Далее в дело вступает тоже немецкая машина «Оптима», она сама кладет плитку целыми «квадратами», так что рабочим остается только подправить, если один из «кирпичиков» ляжет неровно. И, наконец, специальные механические щетки засыпают песок в стыки между плитками. В целом выработка здесь выросла по сравнению с технологиями, где применяется ручной труд, в 5 раз. Механизмы мы покупали поэтапно и так же, ступенчато, росли объемы работ по устройству тротуаров. В Несвиже, перед первыми республиканскими «Дожинками» 7 лет назад, мы положили 15 тыс. кв. м плитки, в 2005 г., перед очередным праздником работников сельского хозяйства, довели этот показатель до 45 тыс., а в 2008 г., готовясь к 50-летию Солигорска, - уже 100 тыс. Причем эти работы выполнялись примерно в одни и те сроки - за полтора месяца.
Безусловно, техническая оснащенность помогает быстрее вводить в строй объекты. Так, по нормативным срокам реконструкцию одной из центральных улиц Солигорска - Бульвара шахтеров - планировалось завершить в январе 2011 г., а мы уже заканчиваем здесь работы и сдадим объект в конце августа текущего года. Такое опережение дает возможность увеличивать рентабельность, что, в свою очередь, позволяет вкладывать больше средств в техническое переоснащение. В прошлом, кризисном году мы потратили на эти цели 3,8, а в текущем году планируем израсходовать более 5 млрд. руб. Хотим купить 3 мощных импортных бульдозера для того, чтобы создать механизированный отряд, способный выехать в любую точку Беларуси и произвести там земельные работы. Затем на очереди стоит приобретение автомобильной техники.
В целом износ активной части основных фондов не превышает 25%, при этом, естественно, новая техника меньше ломается, что сокращает простои, а также затраты на обслуживание и ремонт. Последние два года потребность в запчастях сокращается на 30%.
- Насколько сложно сейчас получить заказы в строительной сфере?
- Для нас с объемами работ проблем не было даже в 2009 г., кризисном году, и все, конечно, определяется возможностью организации уложиться в самые сжатые сроки. А это как раз и диктуется наличием высокопроизводительной техники и владением прогрессивными технологиями. Вместе с другими подразделениями треста активно ведем строительство в Минске, где в последнее время работали на сооружении нескольких заводов, а в этом году строим Минскую областную больницу и автоцентр «Ниссан». Недавно освоили Кричевский регион, где участвуем в сооружении новых мощностей ОАО «Кричевцементношифер». Думаю, и в будущем работы нам хватит, важно только быть готовыми ее выполнить.
СУ №149 ОАО «Стройтрест №3 Ордена Октябрьской революции»
223710, г. Солигорск, ул. Козлова, 37
e-mail: Адрес электронной почты защищен от спам-ботов. Для просмотра адреса в вашем браузере должен быть включен Javascript.