fbpx

Владимир КОМАРОВСКИЙ

Каждое предприятие - уникально, и если это не учитывать, то в создании и осуществлении индивидуального стратегического курса развития вопрос раскрытия реального потенциала может оказаться спорным. В этом убежден директор ОАО «Глубокский мясокомбинат» Анатолий ДУК, который возглавляет предприятие 10 лет. Для любого руководителя не секрет, что экономические показатели субъекта хозяйствования находятся между собой в определенной зависимости. В свою очередь существует их четкая градация на основные и вспомогательные. Таким образом, вырисовывается своеобразная экономическая «таблица Менделеева», вмешательство в которую чревато либо издержками, если игнорировать каноны экономического развития, либо успехом, если ими руководствоваться. Экономика не прощает дилетантизма, но поощряет уважительное отношение к себе.
- В свое время задача, которую решал комбинат, заключалась в убое скота и обеспечении замороженным мясом различных регионов СССР, - говорит Анатолий Андреевич. Перерабатывалось в мясные продукты не более 10% сырья.
Естественно, это определяло специфику производства. В 80-е гг. в связи с износом оборудования и производственных корпусов возникла необходимость коренной реконструкции предприятия. Приказом Госагропрома СССР был утвержден ее проект, что было равнозначно строительству нового производства. Из запланированных объектов в 90-х гг. успели построить новый мясожировой цех мощностью 75 т в смену, цех технических полуфабрикатов и холодильник емкостью 2800 т единовременного хранения мясопродуктов. Однако изменить специфику комбината как поставщика преимущественно мяса не удалось. В то же время на фоне начавшихся перестроечных процессов продажи мяса за пределы республики сократились в 6 раз. Поэтому предприятие, потерявшее рынок сбыта и не имевшее достаточной перерабатывающей базы, могло стать бесперспективным.
Казалось бы, никакого будущего у комбината не было. Не добавляла оптимизма и «коробка» недостроенного мясоперерабатывающего цеха.
- Но мы не отчаивались, - замечает А.Дук. - Нужен был только «глоток воздуха» для того, чтобы вдохнуть в комбинат новую жизнь. Диверсификация производства требовала расширения производственных площадей и увеличения мощностей колбасного цеха. И когда в 2002 г. в республике было принято решение о модернизации перерабатывающей отрасли, желание участвовать в этом процессе стало для нас осознанной необходимостью. Увы, многие считали, что дальнейшее развитие предприятия нецелесообразно. Однако вопреки складывавшимся обстоятельствам комбинат был включен в государственную программу развития перерабатывающей промышленности на 2003-2004 гг. на конкурсной основе. За 2 года было освоено 7 млрд. руб. инвестиций, приобретено новое высокопроизводительное оборудование, которое позволило освоить выпуск сырокопченых и сыровяленых колбасных изделий и пельменей, расширить ассортимент качественной продукции, производить конкурентоспособные изделия, отвечающие современным требованиям и технологиям. В результате удалось увеличить выпуск колбасных изделий в 2 раза, а полуфабрикатов в 5 раз. В дальнейшем, уже за счет собственных средств было приобретено оборудование для обвалки и копчения колбас, что дало возможность увеличить производство деликатесной продукции вдвое. Модернизация продолжилась, и уже в 2008 г. на мясокомбинате выпустили под своей маркой почти 7,5 тыс. т готовой продукции. Попутно наращивали и объемы производства мяса потушного - с 2600 т в 2002 г. до 12000 т в 2009-ом.
Не изменился курс на модернизацию и в кризисные для экономики времена. В последние годы на мясокомбинате расширили площади с увеличением производственных мощностей: отделение реализации, сырьевое отделение колбасного цеха - здесь появилась новая обвалочная линия. Закуплены и установлены современные климокамеры для производства сырокопченых колбас. Приобретаются новые термокамеры, массажеры и другое оборудование.
- Анализируя инвестиции последних лет, понимаем - средства на модернизацию затрачены не зря, - говорит Анатолий Андреевич.- Да и в Глубокском райисполкоме отмечают: мясокомбинат сегодня служит примером во всех отношениях. С его развитием за последние 10 лет город получил не только вкусные колбасы, но и сотни новых рабочих мест с достойной оплатой труда, стабильные налоговые поступления в бюджет. На сегодня удельный вес в объеме производства товарной продукции района, в котором сконцентрирована практически вся перерабатывающая промышленность, доля предприятия составляет более 30%. Подпитку получило и село. В 2005 г. в рамках 138-го Указа Президента Беларуси к комбинату присоединили СПК «Голубичи». Появление филиала оказалось обременительным для бюджета предприятия, но социально важным и перспективным шагом. За несколько лет убыточное хозяйство было «реанимировано». Вложив средства, мы полностью восстановили животноводческий комплекс, пересадили механизаторов на современную технику и создали для себя сырьевую базу.
Сегодня 90% колбасных изделий и полуфабрикатов Глубокского мясокомбината продается в Витебской области. Есть перспективы по освоению новых рынков, в том число и зарубежных. Дают результат выставки-ярмарки в России. Однако завоевать новых потребителей сегодня непросто. Рынок мясной продукции перенасыщен. Чем могут привлечь требовательных белорусских и российских покупателей глубокские колбасы и полуфабрикаты?
- В первую очередь, высоким качеством продукции, - отвечает А.Дук. - У нас внедрены системы менеджмента качества ИСО 9001-2001, система управления качеством и безопасностью пищевых продуктов (НАCCР). Отдельные виды продукции полностью сертифицированы по последним российским стандартам. Множество колбас производится по классическим рецептам только из натурального сырья. Пельменная линия конструктивно гарантирует отсутствие каких-либо заменителей мясного сырья в составе пельменей. И как результат - высокий спрос и благодарность покупателя.
О признании глубокских колбас убедительно говорят ежегодные призовые места на республиканских и международных конкурсах. В 2007 г. мясокомбинат удостоен премии Правительства за достижения в области качества. Впрочем, важнейшим критерием оценки своей работы на предприятии считают доверие покупателей. А они уверенно голосуют рублем за полюбившиеся продукты. Сегодня в ассортименте мясокомбината более 260 позиций на любой вкус и кошелек. Гурманы ценят и новинки, и всеми любимую классику: колбасы «Докторскую», «Краковскую», «Любительскую».
- Непростой 2009 г. стал истинной проверкой для выбранной нами стратегии, - говорит Анатолий Андреевич. - Кризис не сломил во многом потому, что у предприятия была «закалка»: на разных этапах становления приходилось одерживать верх над серьезными проблемами. Правилом стало ежегодное перевыполнение коллективом мясокомбината основных целевых показателей развития. Значит, выбранная стратегия жизнеспособна.

ОАО «Глубокский мясокомбинат»
211800, Витебская обл., г. Глубокое, ул. Московская, 81
Тел.: 8 02156 26-1-33
e-mail: Адрес электронной почты защищен от спам-ботов. Для просмотра адреса в вашем браузере должен быть включен Javascript.