fbpx

Дмитрий БЕЛЬКЕВИЧ

Усилия государства по либерализации экономики не прошли незамеченными: наша страна вошла в пятерку основных реформаторов. Т.е. международная общественность высоко оценила предпринятые усилия. Опираясь на социологическое исследование владельцев и руководителей 390 частных компаний и опрос двух фокус-групп, специалисты ИПМ подготовили аналитическую записку, в которой постарались проанализировать изменения условий работы с точки зрения субъектов хозяйствования.

Как и три года назад основными внешними барьерами для развития бизнеса предприниматели назвали недостаточную защиту имущественных прав и интересов частного бизнеса, неравные условия по сравнению с госсектором, сложность налогового регулирования и высокие ставки сборов, бюрократические барьеры и ограничения, а также проверки и штрафы.
Кроме того, мировой кризис усилил значимость экономических факторов. В частности, руководители отметили высокую конкуренцию, стоимость арендных ставок, дороговизну кредитных ресурсов.
Анализ внутренних факторов, способствующих ведению бизнеса, показал, что соблюдение законодательства, его знание, умение обходить некоторые положения несколько теряют свою важность для бизнеса. В то же время зависимость конкурентоспособности компании от наличия знакомств и хороших отношений с органами власти и влиятельными лицами, наоборот, увеличилась. Также, по мнению респондентов, не получилось избавиться от теневой экономики и коррупции.
Несмотря на активно реализуемую политику по экономической либерализации, предприниматели не видят значительных улучшений условий ведения бизнеса. Согласно проведенному исследованию, на вопрос: «Осенью 2008 г. правительство объявило о начале экономической либерализации и упрощении условий ведения бизнеса. Как, по Вашему мнению, изменились в последнее время условия ведения предпринимательской деятельности?» - почти половина опрошенных руководителей и топ-менеджеров частных МСП (48%)  выбрала ответ: «Ничего не изменилось». Только 8% респондентов увидели значительное улучшение, а 15%, наоборот, ухудшение условий работы.
В значительной мере с положительной точки зрения бизнес отметил только реформу проверок, упрощение административных процедур и получение различных разрешений, облегчение доступа к кредитам, возможность без проблем зарегистрировать бизнес.
В то же время по ряду направлений либерализации отмечен регресс. Наибольшее недовольство вызвала реформа арендных ставок. Это не удивительно, поскольку в 2010 г. данные платежи выросли почти у половины опрошенных компаний, еще у 35% они остались на уровне прошлого года.
Недовольство руководителей МСП вызвала и реформа штрафов. Около 40% респондентов отметили, что требуемые суммы не снизились, а повысились. Аналогичная ситуация и с уменьшением налоговой нагрузки, облегчением доступа к кредитам, снижением проверок или проведением внешнеторговых операций.
Поэтому более 30% респондентов эти реформы оценили в той или иной степени отрицательно. Таким образом, оценка достижений страны в улучшении делового климата сильно разнится с позиций белорусского бизнеса и экспертов Всемирного банка.
По мнению специалистов ИПМ, для политики дальнейших реформ органам госуправления следует иметь в виду следующий факт: большинство руководителей частных компаний страны не верит и не чувствует, что государство стало лучше относиться к бизнесу. Скорее, это «уменьшение негативного отношения». Однако устойчивым мнением является и то, что «все равно превалирует фискальный, остаточный подход», «приоритет госсобственности», «вера в то, что страну спасут госпредприятия, а не частные».
Бизнес по-прежнему не верит в системность, комплексность и искренность проводимой политики либерализации. По мнению руководителей МСП, многие заявления властей носят исключительно декларативный характер. Свою точку зрения они доказывают тем, что, например, документооборот растет вместо положенного сокращения.
Проведенное исследование подтвердило избирательный и по большому счету формальный характер белорусской экономической либерализации. Возможно, стало проще и лучше, но не в самых актуальных сферах. Действительно, подавляющее количество респондентов согласно с тем, что теперь легче регистрировать бизнес. Проблема лишь в том, что для действующих компаний это не имеет большого значения. То же касается упрощения и удешевления проведения аукционов или уменьшение отчислений в инновационные фонды. А улучшения в важных областях - получении разрешений, ценообразовании, расчете зарплаты и пр. - имеют достаточно незначительный характер. Большинство респондентов оценивают их в 1,5-2 балла по пятибалльной шкале.
Основными проблемами для бизнеса, кроме перечисленных, являются высокие ставки на заемные средства, проверки и штрафы, недостаточная защита имущественных прав и интересов частного бизнеса, неравные условия по сравнению с госсектором, отсутствие поддержки со стороны государства (льготные кредиты, участие в госпрограммах и пр.).
К тому же многие представители МСП опасаются, что либерализация условий хозяйствования не носит долговременного, системного характера, а продиктована лишь конъюнктурными соображениями и необходимостью преодолеть последствия мирового экономического кризиса.