Достаточно ли субъектам хозяйствования для успешного развития уже принятых мер по либерализации? Какие последствия ожидают Беларусь в случае торможения процесса реформирования? Что необходимо сделать для повышения эффекта от реализуемых мероприятий? На эти вопросы редакции ответил председатель Республиканской конфедерации предпринимательства Виктор МАРГЕЛОВ.
- С положительной точки зрения отмечу заявочный принцип регистрации. Недавно открыл новое предприятие, и получение свидетельства заняло около 5 мин. Раньше такое нельзя было представить даже во сне.
При пересмотре целого ряда административных процедур (около 800) ликвидированы чрезмерные перегибы, когда чиновники по полгода могли осуществлять выписку бумаги. В то же время не стану переоценивать сокращение общего числа процедур. Часть убрали за полной ненадобностью, ряд других просто объединили с существующими. Поэтому говорить о коренном переломе в борьбе с бюрократизмом нельзя.
Нет ясности с таким важным и сложным вопросом как введение моратория на проверки. Разработчики руководствовались благими намерениями реально помочь бизнесу. Но одного желания группы людей оказалось недостаточно для изменения психологии контролера, нацеленного побольше «накопать». Проверяющие не «зрят» в корень проблемы: виноват субъект хозяйствования или нет? был ли ущерб государству? Они могут прийти и сказать: «Ты понимаешь, раз меня к тебе прислали, то я должен уйти с результатом. Для твоего предприятия минимальный штраф - вот такой».
С введением моратория проявилась и другая крайность. Некоторые предприниматели решили, что если они не стоят в плане проверок на этот год, то им все позволено. Подобное поведение может привести к изменению государственной политики в данном вопросе. Вариант обойти запрет уже найден - целенаправленно осуществлять проверку нельзя, но составлять протоколы осмотра никто не запрещал. Не удивлюсь, если в ближайшее время накатит волна «случайных» посещений сотрудниками санитарной службы и КГК ресторанов, магазинов и т.д.
Нельзя не отметить положительных изменений в налогообложении, в частности, переход на ежеквартальную оплату сборов. Порадовало расширение сферы применения упрощенной системы налогообложения на субъектах хозяйствования с 5 до 15 человек. Я располагаю данными, что на одном из предприятий переход на «упрощенку» позволил уменьшить размер платежей в 2 раза. Серьезное подспорье - отмена налога с розничных продаж и услуг и др. Впрочем, все равно осталось много сложных вещей, прежде всего связанных с формированием себестоимости.
В результате длительных баталий пришло понимание необязательности регламентирования частного бизнеса нормами единой тарифной сетки, которая теперь для частных предприятий носит рекомендательный характер. Но так как нигде не прописано, можно ли включать в себестоимость зарплату из «либеральной» сетки, многие бизнесмены опасаются «импровизировать» под угрозой штрафных санкций.
Сегодняшний момент (сжатие рынков, рост конкуренции) отлично подходит для полной отмены ценового регулирования, хотя с окончательным решением власти пока не спешат. Правда, одного подписания документа может оказаться недостаточно. Государство уже дало право самостоятельно установить стоимость на ряд товаров, но зафиксировано много случаев, когда к «нарушителям» применяются предупреждающие и репрессивные меры.
Покрыта туманом и Директива №4. Это привлекательный документ, но он не имеет прямого действия. В нем весьма общими фразами прописаны направления либерализации. Здесь же нужны четкие, однозначные и смелые меры.
Также отсутствует обещанный равноправный доступ к ресурсам. Остается патовой ситуация с арендными отношениями, сертификацией товаров, отменой лицензирования.
Чтобы исправить положение, не надо придумывать какие-то экстраординарные решения. Необходимо реализовать то, что было заявлено. Если же все оставить как есть, то крупнейшие производственные предприятия окончательно потеряют конкурентоспособность. В свою очередь малый и средний бизнес не готов принять излишние трудовые ресурсы практически ни в одной из отраслей, так как у него наличествует значительное число ограничителей для развития.
При пересмотре целого ряда административных процедур (около 800) ликвидированы чрезмерные перегибы, когда чиновники по полгода могли осуществлять выписку бумаги. В то же время не стану переоценивать сокращение общего числа процедур. Часть убрали за полной ненадобностью, ряд других просто объединили с существующими. Поэтому говорить о коренном переломе в борьбе с бюрократизмом нельзя.
Нет ясности с таким важным и сложным вопросом как введение моратория на проверки. Разработчики руководствовались благими намерениями реально помочь бизнесу. Но одного желания группы людей оказалось недостаточно для изменения психологии контролера, нацеленного побольше «накопать». Проверяющие не «зрят» в корень проблемы: виноват субъект хозяйствования или нет? был ли ущерб государству? Они могут прийти и сказать: «Ты понимаешь, раз меня к тебе прислали, то я должен уйти с результатом. Для твоего предприятия минимальный штраф - вот такой».
С введением моратория проявилась и другая крайность. Некоторые предприниматели решили, что если они не стоят в плане проверок на этот год, то им все позволено. Подобное поведение может привести к изменению государственной политики в данном вопросе. Вариант обойти запрет уже найден - целенаправленно осуществлять проверку нельзя, но составлять протоколы осмотра никто не запрещал. Не удивлюсь, если в ближайшее время накатит волна «случайных» посещений сотрудниками санитарной службы и КГК ресторанов, магазинов и т.д.
Нельзя не отметить положительных изменений в налогообложении, в частности, переход на ежеквартальную оплату сборов. Порадовало расширение сферы применения упрощенной системы налогообложения на субъектах хозяйствования с 5 до 15 человек. Я располагаю данными, что на одном из предприятий переход на «упрощенку» позволил уменьшить размер платежей в 2 раза. Серьезное подспорье - отмена налога с розничных продаж и услуг и др. Впрочем, все равно осталось много сложных вещей, прежде всего связанных с формированием себестоимости.
В результате длительных баталий пришло понимание необязательности регламентирования частного бизнеса нормами единой тарифной сетки, которая теперь для частных предприятий носит рекомендательный характер. Но так как нигде не прописано, можно ли включать в себестоимость зарплату из «либеральной» сетки, многие бизнесмены опасаются «импровизировать» под угрозой штрафных санкций.
Сегодняшний момент (сжатие рынков, рост конкуренции) отлично подходит для полной отмены ценового регулирования, хотя с окончательным решением власти пока не спешат. Правда, одного подписания документа может оказаться недостаточно. Государство уже дало право самостоятельно установить стоимость на ряд товаров, но зафиксировано много случаев, когда к «нарушителям» применяются предупреждающие и репрессивные меры.
Покрыта туманом и Директива №4. Это привлекательный документ, но он не имеет прямого действия. В нем весьма общими фразами прописаны направления либерализации. Здесь же нужны четкие, однозначные и смелые меры.
Также отсутствует обещанный равноправный доступ к ресурсам. Остается патовой ситуация с арендными отношениями, сертификацией товаров, отменой лицензирования.
Чтобы исправить положение, не надо придумывать какие-то экстраординарные решения. Необходимо реализовать то, что было заявлено. Если же все оставить как есть, то крупнейшие производственные предприятия окончательно потеряют конкурентоспособность. В свою очередь малый и средний бизнес не готов принять излишние трудовые ресурсы практически ни в одной из отраслей, так как у него наличествует значительное число ограничителей для развития.